Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:15, курсовая работа
Цель данной работы – разработка подходов по совершенствованию процесса управления кредитным риском.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические основы кредитного риска и определить факторы, влияющие на кредитный риск.
2. Выполнить анализ структуры кредитного портфеля и методов оценки кредитоспособности заемщиков на примере объекта исследования.
3. Выявить методы и подходы по совершенствованию процессов управления, позволяющие минимизировать (снизить) кредитный риск.
Не существует универсального правила установления ограничений по секторам. Однако многие банки забывают об осторожности, избыточно кредитуя «модные» сектора.
Например, за последнее десятилетие в США банки были особенно подвержены подобной практике. Согласно самим основам рынка операции по рециклированию нефтедолларов, кредитование энергетики, недвижимости и операций по выкупу компаний руководством считались безубыточными. К сожалению, все эти сектора позднее угрожали доходности банков. Избыточную концентрацию в одном секторе особенно сложно избежать в экономике, которая зависит от нескольких секторов или товаров. Процесс установления лимитов должен быть гибким и, что еще более важно, нацеленным на будущее. Он основывается на изучении рынка, прогнозе, анализе чувствительности, здравом суждении и опыте.
Четкое управление портфелем кредитов требует постоянного наблюдения за всеми видами рисков.
Ежемесячно должны подготавливаться соответствующие отчеты. Главная цель при этом – избежание избыточной концентрации кредитов посредством их диверсификации.
Стандарты оценки риска. Не существует непогрешимого набора стандартов оценки риска. Величина риска зависит от обеспечения, показателей балансового отчета клиента, движения денежных средств, капитализации, эффекта рычага, срока кредита, его цели и сектора кредитования.
Кредитный портфель должен расти в соответствии со стратегическими целями банка и его осторожной оценкой рисков. И хотя одним из критериев хорошей работы банка является прирост активов, его нельзя рассматривать отдельно от их качества. В сущности, быстрый прирост активов не повод для радости, а скорее, свидетельство того, что ответственные лица «растянули» кредитные стандарты и ослабили показатели структуры капитала.
Когда активы быстро растут, следует особо тщательно рассмотреть взаимоотношения между кредитором и заемщиком. Нет ли свидетельств того, что одно и то же лицо занимает руководящие должности и в банке, и в компании-заемщике, или, может быть, банк является акционером компании-заемщика? Или, может быть, компания-клиент является акционером банка? Может быть, банк предоставляет отдельным заемщикам слишком большие объемы кредитов? Был случай, когда банк через пять лет после своего основания собрал наибольший портфель кредитов среди других местных банков. А позже выяснилось, что 45% кредитов были предоставлены связанным фирмам.
Таким образом, размер не
всегда говорит о качестве
и компетентности. Кроме того, в
странах, где особенно распространено
овердрафтное финансирование
Злоупотребления инсайдеров и внебалансовый риск. Руководство кредитного отдела должно уделять особое внимание контролю за еще двумя чрезвычайно важными факторами риска – злоупотреблениями инсайдеров и внебалансовыми рисками. Чтобы ограничить возможности злоупотреблений и мошенничества, банки требуют, чтобы сотрудник кредитного отдела не принимал участия в процессе одобрения кредитов в том случае, когда он так или иначе напрямую связан с потенциальным заемщиком.
Во многих странах существуют особые правила предоставления банками кредитов своим собственным сотрудникам. Еще одним видом злоупотреблений инсайдеров является использование ими доступной им внутренней информации. Например, в процессе оценки кредита сотрудники банка часто узнают о клиенте конфиденциальную информацию; эта информация может повлиять на стоимость выпускаемых клиентом акций или облигаций. Злоупотребление имеет место тогда, когда сотрудник, основываясь на полученной им информации, начинает торговать этими ценными бумагами до того, как информация станет известна широкой публике. До недавнего времени у банков практически не было системы внутреннего контроля за такого рода злоупотреблениями. Сейчас же все большее число банков начинает вводить такие системы контроля.
Внебалансовые обязательства также несут в себе кредитный риск. В зависимости от законодательства эти обязательства с различной степенью уточнения могут приводиться в финансовой отчетности банка или в пояснениях к ней. Обычно внебалансовые обязательства представляют «ниже линии» и называют их либо «контр счета», либо «счета-разъяснения». Внебалансовые обязательства включают в себя: документарные аккредитивы или аккредитивы стенд-бай; твердые обязательства предоставить кредит; гарантии третьим сторонам; процентные и валютные свопы; соглашения РЕПО; контракты по торговле инвалютой; опционные и фьючерсные контракты; а также облигации до востребования, контрактные облигации (performance bond) и облигации с предоплатой.
Внебалансовые кредитные инструменты – это твердые или потенциальные обязательства, за которые банк получает комиссию. Поскольку эти обязательства являются внебалансовыми, они увеличивают размер дохода на активы и на собственный капитал. До тех пор, пока по ним не нужно производить платежей, они не требуют резервирования каких-либо средств.
Таким образом, диверсификация кредитного портфеля помогает минимизировать совокупный кредитный риск.
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В ОАО «АЛЬФА-БАНК»
Банк ОАО «Альфа-Банк» основан 20 декабря 1990 года. При создании ОАО «Альфа-Банка» с самого начала была сделана ставка на лидерство в передовых банковских технологиях. Только так можно было выделиться маленькому банку из обширной массы кредитных организаций. Крупные инновации следовали одна за другой, почти ежегодно:
- 1994 год – «Быстрые расчеты»: банк становится обладателем самой развитой на Урале сети корреспондентских счетов и одним из лидеров в скорости проведения платежей.
- 1995 год – Разработана одна из первых в регионе система удаленного управления расчетным счетом «Клиент-банк».
- 1996 год – Одним из первых в России, банк внедрил собственную микропроцессорную карту.
- 1999 год – Третьим в России банк создал систему удаленного управления счетом через Интернет.
- 2000 год – Сайт банка занял 3 место в рейтинге сайтов крупнейших Российских банков, составленный компанией «Интернет Маркетинг».
- 2002 год – В банке запущен в эксплуатацию Удостоверяющий центр, выпускающий сертификаты открытых ключей электронной цифровой подписи для клиентов и сотрудников банка.
- 2003 год – Банк приступил к эмиссии микропроцессорных карт VISA VSDC Electron/ Virtuon/ Classic/ Gold.
- 2004 год – Разработана и внедрена собственная уникальная скоринг - система.
- 2007 год – Интернет-банк ОАО «Альфа-Банк» признан лучшим в России.
Альфа-Банк является крупнейшим российским частным банком по размеру совокупных активов, совокупному капиталу и размеру депозитов.
По состоянию на конец третьего квартала
2013 года клиентская база Альфа-Банка составила около 49 тысяч корпоративных
клиентов и 5,8 миллионов физических лиц.
В 2013 году Альфа-Банк продолжил свое развитие как универсальный
банк по основным направлениям: корпоративный и инвестиционный
Особое внимание оказывается
развитию банковских продуктов корпоративного
бизнеса в массовом и МСБ сегментах, а также развитию
удаленных каналов самообслуживания и
интернет-эквайринга. Стратегическими
приоритетами Альфа-Банка являю
Альфа-Банк является одним из самых активных российских банков на мировых рынках капитала. В сентябре 2010 года Альфа-Банк разместил среднесрочные еврооблигации участия в займе на сумму 1 миллиард долларов США с погашением в 2017 году, став первым российским частным банком, разместившим эти бумаги в таком объеме. В феврале 2011 года Альфа-Банк выпустил рублевые облигации номиналом 5 миллиардов рублей, сроком обращения 5 лет с офертой через 3 года. В апреле 2011 года Альфа-Банк стал первым российским частным банком, разместившим десятилетние еврооблигации, сумма выпуска составила 1 миллиард долларов США.
Ведущие международные рейтинговые агентства присваивают Альфа-
В течение 2011 года Альфа-Банк подтверждает лидирующие позиции в банковском секторе России. В четвертый раз подряд он занял первое место по результатам исследования «Индекс впечатления клиента – 2010. Сектор розничных банковских услуг после финансового кризиса», проведенного компанией Senteo совместно с PricewaterhouseCoopers. Также в этом году Альфа-Банк был признан лучшим интернет банком по версии журнала Global Finance, награжден за лучшую аналитику Национальной Ассоциацией Участников Фондового Рынка (НАУФОР), стал лучшим российским частным банком по индексу доверия, рассчитанным исследовательским холдингом Ромир.
Поддержка национального искусства
– одно из приоритетных направлений культурно-просветительской
деятельности Альфа-Банка. При содействии Альфа-Банка Россию посетили многие всемирно
известные зарубежные музыканты. При поддержке Альфа-Банка в
Альфа-Банк является членом Корпоративного клуба WWF России, продолжает реализацию образовательной программы для российских школьников «Альфа-Шанс», оказывает финансовую поддержку благотворительной программе спасения тяжелобольных детей «Линия жизни».
Ключевой задачей Альфа-Банка является достижение высоких международных стандартов в корпоративном управлении и деловой этике. Процессы и процедуры управления в Банке структурированы таким образом, чтобы обеспечить соблюдение всех законов, норм и правил, и создать оптимальные условия для принятия дальновидных и ответственных решений.
Наряду с повышением уровня корпоративного управления жизненно важная роль в Банке отводится развитию корпоративной культуры. Именно корпоративная культура, задаваемая руководством и поддерживаемая на должном уровне всеми сотрудниками Банка, определяет корпоративную этику. Неукоснительное соблюдение этических норм и верность основным ценностям служат формированию и сохранению корпоративной культуры в Альфа-Банке.
Корпоративные ценности Альфа-Банка:
1.Цени клиента:
- относись к клиенту с уважением, как к партнеру.
- работай так, чтобы клиент был доволен.
- действуй так, чтобы клиент был рад вернуться.
2.Принимай решения и неси ответственность:
- не говори «нельзя», говори «как».
- приноси предложения, а не только проблемы.
- бери ответственность за выполнение задачи.
- не бойся ошибиться. Исправляй ошибки и учись.
- постоянно совершенствуй и улучшай свою работу.
3.Работай в команде:
- ориентируйся на результат. Сотрудничай с другими для его достижения.
- не говори: «Это не моя работа».
- будь открыт новым идеям.
- помогай другим.
4.Борись с бюрократией:
- избавляйся от лишних звеньев при принятии решений.
- документы на бумаге – только для бизнес-процессов.
- для внутренней жизни е-mail – основной документ.
Альфа-Банк прививает своим сотрудникам культуру открытости и доверия, в рамках которой поощряется здоровая борьба мнений. Коллектив Альфа-Банка верен этим принципам, так как они являются залогом доверия общества к организации.
Взаимоотношения с конкурентами Банка строятся на принципах честности и взаимного уважения. В случае возникновения разногласий и споров в конкурентной борьбе приоритет отдается переговорам и поиску компромисса.
Основными конкурентами Альфа-Банка являются такие банки как ВТБ 24, Сбербанк, Райффайзенбанк.
В соответствии с Уставом и Учредительными документами организационное устройство Альфа-банка осуществляется с помощью органов корпоративного управления.
Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год. На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности. Общее собрание правомочно решать вынесенные на его рассмотрение вопросы, если в заседании принимает участие не менее трех четвертей акционеров банка [59].
Информация о работе Перспективы и возникающие проблемы в сфере управления кредитным риском