Планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.
Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть
1. Сущность, цели и назначение планирования……………………..5
2. Нормы и виды планирования……………………………………....8
3. Принципы планирования……………………………………….....13
4. Технология планирования……………………………………...…14
II. Аналитическая часть………………………………………………...…16
III. Проектная часть……………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………….....32
Список используемой литературы…………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.35 Кб (Скачать файл)

        Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле.

Планирование может создать  ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и  увеличения знаний является настолько  большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих  проблем и возможностей.

      Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Для стратегического планирования характерны следующие положения:

1. Небольшой плановый отдел (менее  6 человек) корпорации дополняется  планированием на низших уровнях.

2. Возраст функции планирования  даже в наиболее крупных корпорациях  насчитывается менее десяти лет.

3. Стратегические планы разрабатываются  на совещаниях высшего руководства  корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.

5. В большинстве организаций  считают, что функция планирования  может быть усовершенствована  .

Тактическое планирование (средний  уровень) – это определение промежуточных  целей на пути достижения стратегических целей и задач .

       В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

       Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.

Среднесрочные планы предусматривают  разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

       План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.

       Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

      Текущее (оперативное) планирование заключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

      Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы и ее подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния коньюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

      Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности фирмы и служит средством координационной работы всех звеньев фирмы. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и др. видами планирования.      Составлением бюджета занимаются различные службы, редактируют их администраторы, утверждает руководитель. Бюджет фирмы охватывает все стороны её деятельности и основывается на оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы .

      Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, общим или бизнес-планом функционирования организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы планирования

 

Впервые общие  принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

1) Принцип  оптимальности подразумевает необходимость  выбора лучшего варианта на  всех стадиях планирования из  нескольких возможных альтернатив.

2) Принцип  пропорциональности, т.е. сбалансированный  учет ресурсов и возможностей  предприятия.

3) Принцип  научности, т.е. учет последних  достижений науки и техники.

4) Принцип  детализации, т.е. степени глубины  планирования.

5) Принцип  простоты и ясности, т.е. соответствия  уровню понимания разработчиков  и пользователей плана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология  планирования

 

      Технология планирования хорошо разработана и постоянно используется. Исходя из назначения и основных принципов предприятия, формулируются стратегические цели, указывающие, что делать в целом. Затем они конкретизируются до задач, а те - до конкретных заданий. Далее подсчитываются необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, временные - и при необходимости пересматриваются задания, задачи и цели. В результате получают реально осуществимый план. Очень важно, что необходимы резервы на случай непредвиденных обстоятельств.     Иногда отождествляют стратегическое и долгосрочное, тактическое и краткосрочное управление, но это не всегда верно. Ясно, что реально используемые фирмами технологии планирования достаточно сложны.    Обычно им занимаются специальные подразделения. Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора:

- несоизмеримость затрат на  планирование с результатами  реализации плана;

- отсутствие объективной, достоверной  и достаточной для разработки  плана информации.

       В последней четверти XX века информация стала для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов, который определяет экономическую мощь страны. Председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А.Оеттингер считает, что наступило время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материал и энергия.

      Как и всякий ресурс, информация имеет свою технологию обработки. Информация является единственным видом ресурсов, который в ходе поступательного развития человечества не только не истощается, но и увеличивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содействует наиболее рациональному и эффективному использования всех других ресурсов

       В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Решения руководства передаются по иерархическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каждого нижестоящего уровня могли разработать свой план. Принятие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. Проще сказать, план – это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическая часть, вариант 2

Первым этапом выполнения аналитической части курсовой работы является анализ динамики товарооборота исследуемого предприятия, представленный в таблице 1.

Таблица 1–  Анализ динамики товарооборота

Показатели

годы

Абсолютное отклонение, (+\–)

Темп роста, %

базовый

отчетный

1

2

3

4

5

Товарооборот, тыс.руб.

в т.ч. по группам товаров

1 группа

2 группа

3 группа

87000

 

39150

26100

21750

89800

 

40410

26940

22450

2800

 

1260

840

700

1,03

 

1,03

1,03

1,03

Торговая площадь, м²

730

820

90

1,12


 

По результатам  проведенного анализа необходимо сделать  вывод о динамике товарооборота  в отчетном периоде по сравнению  с базовым, как по предприятию  в целом, так и по товарным труппам. Исходные данные по торговой площади  потребуются в последующих расчетах.

В таблицах 2 и 3 проводится анализ состояния и  движения основных средств. Исходные данные по вариантам  даны в Приложении 2.

Таблица 2 – Анализ состояния и движения основных средств.

Показатели

Базовый год

Отчетный год

Абсолютное отклонение, (+\–)

Темп 

роста, %

1

2

3

4

5

1.  Основные средства на начало  года, тыс.руб.

270

271

1

1,01

2. Ввод в действие основных  средств,  тыс.руб.

11

15

4

1,36

3.Выбытие основных средств, тыс.руб.

10

-

-

-

4. Основные средства на конец  года, тыс.руб.

271

286

15

1,05

5.Среднегодовая стоимость основных  средств, тыс.руб.

269,34

271

1,66

1

6.Износ основных средств, тыс.руб.

110

95

-15

0,86

7. Остаточная стоимость основных  средств, тыс.руб.

160

176

16

1,1

8. Коэффициент обновления

0,04

0,05

0,01

1,25

9. Коэффициент выбытия

0,03

-

-

-

10. Коэффициент износа

0,4

0,35

0,31

0,825


 

Ниже  приводятся формулы для расчета  показателей состояния и движения основных средств.

Основные  средства на начало года представляют собой величину основных средств  на конец предшествующего года. Последняя, рассчитывается с учетом ввода и  выбытия основных средств.

Среднегодовая стоимость основных средств рассчитывается по формуле (1):

 

;                                      (1)

Информация о работе Планирование деятельности предприятия