Планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.
Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.
Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
I. Теоретическая часть
1. Сущность, цели и назначение планирования……………………..5
2. Нормы и виды планирования……………………………………....8
3. Принципы планирования……………………………………….....13
4. Технология планирования……………………………………...…14
II. Аналитическая часть………………………………………………...…16
III. Проектная часть……………………………………………………….21
Заключение………………………………………………………….....32
Список используемой литературы…………………………………...34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 167.35 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Воронежский филиал

 

 

Кафедра экономики на предприятиях торговли

 

 

 

 

                              КУРСОВАЯ РАБОТА

                            

 

 

По дисциплине: Экономика предприятия

 

На  тему:  «Планирование деятельности предприятия»

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

                               Выполнил (а):

        Студент (ка) 3 курса, группа ЭД-109

                                             Ф.И.О. Тюленева Ю.В.

                                                                       Преподаватель:

                                           Ф.И.О. Волкова М.Н.

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012

 

Содержание:

 

         Введение………………………………………………………………3

 

I. Теоретическая часть

 

       1. Сущность, цели и назначение планирования……………………..5

 

       2. Нормы и виды планирования……………………………………....8

 

       3. Принципы планирования……………………………………….....13

 

       4. Технология планирования……………………………………...…14

 

II. Аналитическая часть………………………………………………...…16

 

III. Проектная часть……………………………………………………….21

    

      Заключение………………………………………………………….....32

 

      Список используемой  литературы…………………………………...34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления любым предприятием.

Многолетний опыт зарубежных фирм и  российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

       Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку

оперативных (текущих) планов по каждому  подразделению и даже рабочему месту.

      Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые),

конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки

производственных мощностей и  их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

      Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого

плана позволяет активно развивать  предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

 максимально использовать конкурентные  преимущества предприятия,

предотвращать ошибочные действия;

использовать инновации в своей  деятельности;

своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;

объективно оценивать результаты производственной и коммерческой

деятельности предприятия.

      Одновременно план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования

результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.

      План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

      Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.

     Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый

предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие.

      Актуальность выбранной  темы: Значение планирования для  предприятия очень велико: с помощью  детально разработанных планов, основанных на реальных фактах  хозяйственной деятельности предприятия,  анализа деятельности в предыдущих  годах, руководитель сможет эффективно  управлять хозяйственной деятельностью  предприятия и влиять на результаты  по итогам финансового года. Планирование  на предприятии позволяет в  полной мере учитывать влияние  изменений внешней среды, разрабатывать  программы противодействия негативным  факторам и программы использования  благоприятных возможностей для  предприятия, а также программы альтернативных стратегий в случае наступления или ненаступления определенных рисков. Все это делается для минимизации негативных факторов и максимального использования благоприятных обстоятельств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность, цели и назначение планирования

     Планирование является приоритетной функцией управления. В доказательство этому можно привести слова М. Мескона, который утверждает следующее: «Динамический процесс планирования является тем зонтиком, под которым укрываются се управленческие функции. Не используя преимущества планирования, организации будут лишены четкого способа оценки или направления корпоративного предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами организации» .

      Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире.

Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и  предполагает системность в работе. «Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления», - говорит Б.З. Мильнер .

Можно выделить следующие основные преимущества, которые дает планирование:

- устранение неопределенности;

- точное определение целей и  действий по их достижению;

- появление осмысленности в  деятельности;

- избежание ошибок в будущей  деятельности;

- возможность предвидеть и действовать  в будущей ситуации опережая  время 

      Сегодня вполне очевидно, что для качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, то есть действовать в собственных интересах.

       Н.И. Кабушкин, Э.А. Смирнов выделяют самостоятельный характер теории планирования: наличие конкретных знаний, опыта и методологии, связанных с решаемой проблемой (например, планирование приобретения корпорацией фирмы, планирование разбивки нового сада или же планирование собственных действий на следующий год) . Другие, среди которых В.Г. Алиев отмечает общий характер теории планирования: использование знаний, опыта и методологии, основанных на общих принципах и процессах планирования, характерных для большинства или всех ситуаций планирования .

       Любое планирование деятельности является, как уже было сказано, разработкой комплекса действий по достижению определенной цели.

Выбор целей, несомненно, связан с  планированием, как связана с  ним и их реализация. И в том  и в другом случае необходимо, однако, планировать свою деятельность так, чтобы это в максимальной степени  отвечало поставленной цели, то есть обеспечить целесообразность планирования.

      В отношении каждого из объектов планирования можно соблюдать такую последовательность:

1. Анализ и оценка настоящего  положения.

2. Определение целей.

3. Определение средств для достижения  целей.

4. Определение и взвешивание  альтернативных возможностей.

5. Определение препятствий и  принятие мер для уменьшения  их воздействия.

6. Уточнение мер, определение  порядка их важности и времени  исполнения.

7. Разбитие средств на конкретные  работы со сроками

8. Контроль .

      Кроме того, существует множество правил планирования, следуя которым, менеджер сможет значительно повысить эффективность планирования деятельности:

1. Для начала нужно поставить  цель - это есть необходимое условие  начала любого планирования. Цель  должна быть объективной и  отвечать вашим возможностям.

2. Составить обзор возможных  условий и факторов, могущих оказать  на план то или иное влияние.

3. Попытаться скомбинировать и  адаптировать их таким образом,  чтобы они в максимальной степени  отвечали потребностям поставленной  цели.

4. Попробовать дать оценку составленных  вами комбинаций и выберите  наилучший вариант.

5. При непосредственной разработке  плана не ударяться в сильную  детализацию – нужно держать  весь план. Во всех частях детализация  должна носить примерно одинаковый  характер. Такое особенно часто  происходит из-за чрезмерного  усердия или по неопытности,  но тем не менее это лучше,  чем что-то упустить.

6. Никогда не внедрять незаконченные  планы. Неполное планирование  может привести к необходимости  импровизации, что в свою очередь  вызовет неуверенность, что, как  правило, ведет к хаосу.

7. В планировании могут быть  допущены и отклонения, которые  в важных частях плана следует  сводить до минимума. Это относится,  например, к первоочередным целям,  что же касается перспективных  целей, то такие отклонения  могут достигать больших величин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы и виды планирования

      В общем можно выделить два вида планирования:

1. Статическое. Этот вид предполагает, что планирующий что-либо человек  и процесс планирования не  имеют других методов воздействия,  кроме предоставления информации, опыта и анализа для себя  или же лиц, принимающих решения.  Так статистическое планирование  основывается только на чистых  аналитических данных.

2. Активное планирование подразумевает  непосредственное действие по  постановке задач планирования, контролю за их выполнением  и имеет несколько расширенный  список применяемых методов, то  есть активное планирование является  в большей степени управленческой  функцией нежели статистическое .

      Также в зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают следующие нормы планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.

       Стратегическое планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

        Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в  виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация  перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и  ресурсов.

       Стратегическое планирование осуществляется в виде:

- долгосрочных планов: где показатели  прошлого периода по принципу  «будущее будет лучше прошлого»  претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением  отклонений фактических показателей  от запланированных.

- стратегических планов: показатели  развития фирмы на будущий  период разрабатываются с учетом  научного обоснования проблем,  с которыми может столкнуться  фирма. Здесь перспективы и  цели связаны между собой для  выработки стратегии. 

        Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Информация о работе Планирование деятельности предприятия