Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:05, научная работа
В настоящее время Форекс является самым крупным финансовым рынком мира. Сделки на рынке Форекс не являются биржевыми и, хотя на некоторых биржах и производят куплю-продажу валюты, объем таких операций очень мал.
На рынке Форекс осуществляются операции только с валютами, и в этом есть одно из главных отличий рынка Форекс от фондового рынка, на котором операции проводятся с ценными бумагами. Торговля на рынке Форекс осуществляется круглые сутки, в отличие от фондового рынка, для которого установлено фиксированное время работы.м
Введение 3
1 История возникновения рынка Форекс 4
2 Сущность рынка Форекс, его структура 7
3 Тенденции и динамика рынка Форекс 10
4 Основные понятия, термины и определения рынка Форекс 15
5. Состояние рынка Форекс в РФ 19
6 Рынок Форекс и государственное регулирование 21
7 Проблемы законодательной базы регулирования рынка Форекс 27
Заключение 31
Литература 33
Ряд экспертов считает, что необходимо установить высокие требования к собственному капиталу валютного дилера на уровне 500 млн. руб. (в США - 20 млн. долл.), а также требование по раскрытию на сайте и в прессе информации по общему количеству обслуживаемых счетов клиентов и по проценту прибыльных счетов за каждый из последних 4 кварталов.
Существует мнение, что ограничить риски для розничных инвесторов целесообразно путем установления через действующий институт квалифицированного инвестора и инвестора с повышенным уровнем риска. Клиентам, которые подпадают под определение «квалифицированный инвестор» или «инвестор с повышенным уровнем риска», ограничить возможное плечо уровнем 1:20. Инвесторам, не подпадающим под данное ограничение, установить максимальный уровень риска в 1:10.
6 Рынок Форекс и государственное регулирование
Форекс базируется на принципе свободной конвертации валюты, который предполагает отсутствие государственного вмешательства при заключении валютообменных сделок (нет официального валютного курса, нет ограничений на направление, цены и объёмы сделок), и на гарантиях свободы подобных операций. В то же время, обычно устанавливаются правила и ограничения на предоставление посреднических услуг, которые регламентируют, прежде всего, взаимоотношения клиента (трейдера) и посредника (брокера).
В США регулятором валютного рынка является правительственная «Комиссия по фьючерсной торговле товарами» (англ. Commodity Futures Trading Commission, CFTC). Кроме того, большую работу по разработке правил торгов, условий предоставления брокерских услуг и решению конфликтных ситуаций проводит неправительственная «Национальная фьючерсная ассоциация» (англ. National Futures Association, NFA). Эта организация также собирает и анализирует специальную отчётность, которую обязаны предоставлять брокеры — члены ассоциации. К требованиям NFA прислушиваются не только в США, так как американские частные трейдеры и фонды опасаются открывать счета в компании, которая их не выполняет.
Правила и требования NFA более жесткие, чем предписания FSA. Иногда они не столько помогают и защищают, сколько ограничивают трейдера. Один из последних примеров — требование закрывать клиентские сделки обязательно по правилу FIFO (первый пришёл — первый ушёл).
С 15 июля 2011 г. действуют ограничения закона Додда — Франка (англ. Dodd–Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act), согласно которому физическим и юридическим лицам запрещаются внебиржевые сделки с финансовыми инструментами.
Актуальным является вопрос о регулировании так называемого внебиржевого рынка Форекс. Он формируется в России, и количество физических лиц составляет, по различным оценкам, около 15 млн. человек - что как минимум в 10 раз больше, чем число участников реального рынка ценных бумаг. Суть проблемы внебиржевого рынка Форекс - отнюдь не просто в правильной классификации инструмента. Проблема состоит в том, что существует целая теневая игровая индустрия, которая не платит налогов, не контролируется властями и устанавливает свои правила игры.
После нескольких безуспешных попыток наладить регулирование внебиржевого розничного рынка Форекс Комиссия по товарным фьючерсам CFTC (далее - Комиссия) наконец-то разработала и утвердила правила, регулирующие этот важный рынок. CFTC оказалась под давлением сразу после принятия Конгрессом США в июле 2010 г. важнейшего закона, известного как Акт Додда- Франка. Вероятно, это самый значимый в финансовой сфере США со времен Великой депрессии документ. На основании его положений де факто полностью прекращалось функционирование большей части внебиржевого рынка Форекс, так как его работа должна регламентироваться правилами CFTC. В итоге СFТС в октябре 2010 г. утвердила свод правил организации торговли и деятельности на данном рынке.
Регулирование внебиржевого рынка Форекс до акта Додда-Франка
Внебиржевой рынок Форекс оставался спорной территорией в плане регулирования с момента создания CFTC в 1974 г. В момент создания Комиссии, казначейство США (не желая допускать Комиссию до крупных институциональных игроков валютного рынка) внесло специальную поправку, которая отменяла регулирующие полномочия CFTC на внебиржевом, межбанковском рынке Форекс, а также в сделках между крупными институциональными участниками рынка. Аналогичный конфликт интересов существует между ФСФР и ЦБ РФ, что не способствует регулированию рынка Форекс в России. Эта поправка несколько раз по-разному трактовалась в судах, однако полномочия CFTC относительно «внебиржевого рынка Форекс так и оставались под вопросом.
В 2000 г. Конгресс США принял так называемый Commodity Futures Modernization Act (CFMA), предоставивший CFTC полномочия по регулированию рынка внебиржевых валютных контрактов, которые являлись фьючерсами или опционами (включая фьючерсы на опционы). Специальным образом из полномочий CFTC по регулированию были исключены сделки с розничными инвесторами, в которых одной из сторон является какой-либо финансовый институт. В список нерегулируемых попали брокеры, дилеры, страховые компании, инвестбанки. Эти сделки, по замыслу авторов закона (CFMA), должны были регулироваться «родными» для данных компаний регуляторами. Также из-под регулирования CFTC были выведены сделки между профучастниками рынка.
Несмотря на то, что CFMA внес достаточную ясность, самый важный вопрос - определение типа финансового контракта (фьючерс это, опцион или просто похожий на них другой вид контракта) - остался нерешенным. В большинстве случаев заинтересованные участники рынка, предлагая розничным инвесторам торговлю валютой на внебиржевом рынке Форекс, говорили, что они заключают спотовые контракты, На практике исполнение сделок по таким спотовым контрактам переносилось на следующий день в автоматическом режиме с фиксацией финансового результата клиента от «вчерашней» сделки. В результате недоработки в законе, внебиржевой рынок Форекс функционировал вне сферы действия регулирующих полномочий CFTC (и де факто оставался нерегулируемым).
В 2008 г. был принят еще один закон, который дал CFTC полномочия определять, что является и что не является фьючерсным (или опционным) контрактом. По сути, этот закон и подтолкнул CFTC к разработке правил, регулирующих внебиржевой рынок Форекс, которые впервые были опубликованы в январе 2010 г., а утверждены - 30 августа 2010 г. (после корректировок, связанных с Актом Додда-Франка).
CFTC опубликовала окончательный вариант правил работы на внебиржевом рынке 30 августа 2010 г. В правилах содержится целый ряд требований по ведению внутреннего учета, регистрации и отчетности фирм, предлагающих свои услуги на внебиржевом рынке Форекс. В правилах были зафиксированы новый регистрируемый вид деятельности, розничный валютный дилер (Retail Foreign Exchange Dealer) и введены ограничения на этот, а также на смежные с ним виды деятельности, в том числе на деятельность представляющих брокеров, инвестиционных советников, управляющих и др.
Согласно правилам, управляющий - человек или организация, которые управляют активами (более 400 тыс.) других (более 15) инвесторов, совершая сделки на внебиржевом рынке Форекс, при этом не являются профучастниками рынка (не обладают лицензией на тот или иной вид профессиональной деятельности). Лица или организации, подпадающие под данное определение, обязаны получить лицензию в CFTC, а также соответствовать определенным требованиям, в числе которых своевременное раскрытие информации, отчетность, стандартизованный учет операций и многое другое.
В правилах установлено, что инвестиционным советником может быть как человек, так и организация, которые за деньги или долю от прибыли дают советы по совершению сделок на внебиржевом рынке Форекс. Инвестиционный советник обязан получить лицензию в CFTC и соответствовать определенным требованиям.
Управляющие и инвестиционные советники обязаны хранить все записи разговоров с клиентами, по которым CFTC может проверить, имело ли место нарушение правил работы на внебиржевом рынке Форекс. Эти записи должны быть отправлены в CFTC не позже 30 дней после их получения.
Правила ввели новый вид лицензии - лицензию валютного дилера на внебиржевом розничном валютном рынке Форекс. Любая организация, которая выступает в качестве контрагента по сделкам на внебиржевом рынке Форекс, предоставляя при этом другой стороне возможность маржинального кредита, обязана получить лицензию.
Посредник на валютном рынке Форекс - это физическое лицо или организация, которые стимулируют к совершению сделок на рынке Форекс, принимают заявки на совершение сделок и принимают денежные средства (а также иные активы) в обеспечение подобных сделок.
И валютный дилер, и валютный посредник обязаны предоставлять отчетность в CFTC, раскрывать публично, сколько счетов клиентов они ведут, обязаны публично объявлять, какой процент этих счетов был прибыльным за каждый из прошедших четырех кварталов. И к дилеру, и к посреднику установлены крайне высокие требования по капиталу - не менее 20 млн. долл.
Представляющим брокером является любая организация или физическое лицо, которые рекламируют услуги валютного дилера либо валютного посредника или принимают заявки на совершение сделок посредством дилера или посредника, но не принимают деньги (или иные активы).
Представляющий брокер обязан получить лицензию, а также иметь гарантийное соглашение с зарегистрированным валютным дилером или посредником, которые покрывают возможные финансовые претензии клиентов.
По основным валютам (доллар, евро, фунт, иена) введено ограничение максимально возможного плеча 1:50. По остальным валютам - не более 1:20. Данное ограничение не распространяется на сделки, контрагентами по которым выступают профучастники рынка: банки, инвестиционные компании, дилеры, посредники или управляющие с размером активов более 5 млн. долл.
NFA – это общественная некоммерческая организация аналогичная FSA. Она была создана в 1976 г. как саморегулируемая организация участников фьючерсного рынка. Для осуществления своей миссии, перед NFA были поставлены две основные задачи, которые включены в ее устав: 1. Более надёжный контроль самих профессиональных участников рынка Форекс за теми частями сектора деривативов, которые находятся внебиржевых норм. 2. Улучшение регуляторных издержек посредством устранения дублирующих функций, между существующими правительственными и саморегулируемыми организациями, а кроме того путем уменьшения стоимости федерального регулирования на пользу налогоплательщиков и участников рынка Форекс.
Основным отличием между членством в американской NFA и английской FSA, является способ проверки на достоверность поданной информации и уровне аудиторских проверок. Можно стать членом NFA, но лицензий она не может выдавать. Дело в том, что это саморегулирующая организация, а не государственный орган.
Управление финансовых услуг Англии является государственным органом. Следовательно, авторизованные в FSA организации имеют на порядок более высокий уровень, чем их американские структуры. В мире доверия к брокерам, имеющим авторизацию FSA традиционно выше. Однако, выгода российским трейдерам от членства в NFA также весьма относительна, так как организация контролирует только американские компании. Таким образом, лицензия FSA это конечно престиж, но для подданных других стран (не Великобритании), как не странно дополнительный риск. NFA, в этом смысле несколько безопасней для нерезидентов.
В США и в Европе имеются специальные библиотеки, которые были сформированы с целью помочь начинающим инвесторам разобраться в функционировании финансового рынка Форекс, а также узнать более подробно о тех возможностях и опасностях, которые заключены в трейдинге.
В настоящий момент в мире Форекс лицензируется лишь в двух странах - Англии и США, однако нерезидентам этих стран данная лицензия практически ничего не дает. Российскому трейдеру, работающему на Форекс по-прежнему остается делать выбор между оффшором и банком, последнее более надежно.
В последнее время делаются также попытки урегулировать данный рынок и в других, в том числе оффшорных юрисдикциях. Например, Гон-Конг и Сейшелы. Значительно в этом плане продвинулось, хотя пока и не дошло до лицензирования, законодательство классического оффшора - Белиза. Делаются также попытки создания регулятора и в России (КРОУФР). Но, к сожалению, пока они еще находятся на начальном этапе и не развились в серьезный финансовый институт.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг в США предусматривает активное участие в этом процессе саморегулируемых организаций. Придавая большое значение самостоятельному регулированию своей деятельности профессиональными участниками рынков, Комиссия по ценным бумагам и биржам получает возможность передавать свои полномочия и повышать эффективность использования своих ресурсов. Согласованная работа экспертов из различных отраслевых структур, нацеленная на то, чтобы совершенствовать механизм рынков капиталов, придать структуре регулирующих органов США всеобъемлющий характер, что позволит обеспечить справедливое отношение ко всем участникам рынков. Система саморегулирования работает, поскольку индустрия ценных бумаг осознает, что целостность рынка ведет к усилению уверенности инвесторов и расширению бизнеса.
В США к саморегулируемым организациям относятся негосударственные профессиональные объединения и ассоциации, регулирующие торговлю финансовыми инструментами, в том числе фондовые и товарные биржи, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (NASD), Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг (MSRB) и ряд других. Деятельность этих организаций контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам.
Вследствие ограниченности ресурсов, саморегулируемые организации находятся в центре внимания, когда речь идет о регулировании деятельности брокеров-дилеров и трейдеров по ценным бумагам. На базе федеральных законов о ценных бумагах определяют правила для своих членов и осуществляют их правоприменение. В сущности, они действуют в качестве агентов, помогая осуществлять на практике законы о ценных бумагах и обеспечивать справедливость и упорядоченность в деятельности рынков.
Информация о работе Проблемы формирования и регулирования рынка Форекс в РФ