Проблемы формирования и регулирования рынка Форекс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:05, научная работа

Описание работы

В настоящее время Форекс является самым крупным финансовым рынком мира. Сделки на рынке Форекс не являются биржевыми и, хотя на некоторых биржах и производят куплю-продажу валюты, объем таких операций очень мал.
На рынке Форекс осуществляются операции только с валютами, и в этом есть одно из главных отличий рынка Форекс от фондового рынка, на котором операции проводятся с ценными бумагами. Торговля на рынке Форекс осуществляется круглые сутки, в отличие от фондового рынка, для которого установлено фиксированное время работы.м

Содержание работы

Введение 3
1 История возникновения рынка Форекс 4
2 Сущность рынка Форекс, его структура 7
3 Тенденции и динамика рынка Форекс 10
4 Основные понятия, термины и определения рынка Форекс 15
5. Состояние рынка Форекс в РФ 19
6 Рынок Форекс и государственное регулирование 21
7 Проблемы законодательной базы регулирования рынка Форекс 27
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, предлагались также и другие версии. В частности, рассматривались планы отказаться от изменений на рынке; одним из вариантов было принятие специального закона, который предполагал процесс регулирования Форекс "с нуля". Судя по предложениям Минфина, направленным правительству, от двух последних вариантов было решено отказаться.

В окончательном варианте Минфин предлагает внести в закон "О рынке ценных бумаг" две новые статьи, которые вводят новый вид дилерской лицензии и отдают часть полномочий по регулированию рынка ЦРФИНу. Также предлагается уточнить Налоговый кодекс, изменить механизм налогообложения операций Форекс-брокеров.

Экспертные оценки показывают, что сейчас в России активно работают 15-20 % Форекс-компаний. Кроме них есть еще около 100 небольших организаций, деятельность которых, как ожидается, прекратится после установления требований к работе рынка Форекс.

Торговля на рынке Форекс происходит, как правило, не только на свои средства, но и на счет средств, взятых в долг у брокера (кредитное плечо). Это позволяет начать операции любому участнику даже с небольшим капиталом. Вместе с этим торговля на Форекс может закончиться потерей всех вложений, поскольку для прогноза движения валют необходимо обладать подготовкой в области финансово-экономического анализа.

Профессиональное сообщество Форекс-компаний выступило с инициативой, которая на первый взгляд кажется парадоксальной. Оно направило в Минфин свои предложения, которые могут помочь в создании законодательной базы для регулирования их деятельности.

Авторы разработали стандарты, которые должны быть обязательной частью регулирования. Во-первых, бизнес должен вестись от имени только российских юридических лиц. Во-вторых, должны быть установлены требования к капиталу: для самых крупных участников — 15 млн. руб. В-третьих, существуют определенные требования к рекламе: она не может создавать ложных ожиданий и должна уведомлять о рисках. Также предлагается сделать обязательным членство в СРО для Форекс-компаний. Таким образом, стандарты саморегулируемой организации будут узаконены, а это первый шаг к переходу рынка в правовое поле.

Проблема отсутствия минимального контроля за компаниями, осуществляющими торговлю на валютных рынках, давно острым вопросом для государства. Жалобами от потребителей финансовых услуг завалены ведомства и профессиональные ассоциации, также негативное отношение наблюдается со стороны других участников финансового рынка — банкиров и брокеров.

Ряд экспертов  считает, что Форекс вполне может существовать в России, но только в условиях жесткого правового регулирования. В качестве первой экстренной меры нужно вводить лицензирование операций на рынке Форекс как финансовых операций. Так же, как это сделано в отношении банков, поскольку Форекс-компании по сути своей также предоставляют клиентам услуги по кредитованию (торговля с маржинальным плечом). Также высказывается мысль о том, чтобы запретить Форекс-компаниям под иностранной юрисдикцией работать на российском рынке, поскольку даже в рамках ВТО в РФ не разрешены трансграничные операции.

Представителей рынка Форекс включили в рабочую группу по созданию Международного финансового центра (МФЦ). Пока состоялось только два совещания группы, на которых поднималась проблема регулирования таких компаний.

В настоящее  время разработан законопроект, который вынудит Форекс-компании получить лицензии. Крупные Форекс-компании объединились с Минфином против мелких, и с 2013 г. Форекс начнут регулировать, а несогласным запретят рекламироваться.

Для участников рынка не стали придумывать особых лицензий, предложив им получить обычные дилерские. Для этого в законе о рынке ценных бумаг будет расширен список активов, с которыми могут работать дилеры. Сейчас они не могут торговать производными инструментами, а Форекс-компании используют, например, форварды. Чтобы получить лицензию, у компании должен быть капитал не менее 35 млн. руб. — это минимум, установленный Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), если только регулятор не установит для Форекс-дилеров более мягкие требования. Крупные игроки справятся, а мелким придется уйти, предупреждает один из участников дискуссий в Минфине. Рекламировать услуги на Форексе без лицензии будет запрещено.

По  мнению представителей ЦРФИН, получив лицензии, компании будут вынуждены соблюдать требования закона о рекламе финансовых услуг: в частности, они не смогут гарантировать доходность.

Законопроект позволяет решить многие проблемы Форекса, в частности — откуда берутся предлагаемые клиентам котировки валют и гигантские «плечи», делающие сделки с валютами одними из самых рискованных. На бирже ограничение “плеч” — 1:3, на срочном рынке — 1:10, на Форексном доходят до 500, в среднем — не больше 100. ФСФР сможет установить предельный размер «плеча» и обязать участников сообщать обо всех сделках в специальную организацию, например в депозитарий, где со следующего года будет собираться вся информация об операциях с производными инструментами.

На Форексе будет возможность судебной защиты для компаний и клиентов, с принятием закона у рынка появится огромный потенциал. Сейчас у российских Форекс-компаний, по оценке ЦРФИН, 400 000 клиентов, регулирование может довести их число до 1,5 млн.

 

Заключение

 

За исследуемый  период выявлены различные тенденции  в развитии. Большинство из них связано с развитием информационных технологий, благодаря которым Форекс стал общедоступным, и сфера валютного дилинга получила возможность развиваться. Но, к сожалению, развитие технологий в области финансов имеет теневую сторону, которая проявляется в развитии мошеннических структур. Основными причинами этого являются:

Во-первых, это низкий уровень финансовой грамотности населения. Даже в 21 веке многие считают валютные спекуляции прототипом казино.

Во-вторых, это сложность инвестиционной деятельности. Далеко не каждому участнику под силу освоить биржевую торговлю, для этого нужен определенный склад ума, экономическое образование и многолетнее изучение рынков.

Еще одна причина – отсутствие законодательной базы. Деятельность дилинговых компаний в России до сих пор не регулируется законодательством. В таких условиях финансовые пирамиды могут действовать практически свободно, оставаясь при этом безнаказанными.

Регулирование Форекс необходимо и вполне может быть реализовано на базе ЦРФИН. В настоящее время ЦРФИН – это саморегулируемая организация, объединяющая несколько Форекс компаний. В настоящее время идет подготовка законопроекта, согласно которому дилинговая деятельность в России будет возможна только при наличии дилерской лицензии. Это окажет положительное влияние на состояние дилингового рынка, сделает его прозрачным, исключит возникновение «финансовых пирамид» и даст возможность «белым брокерам» развиваться.

Положительная тенденция наметилась после открытия доступа физических лиц на рынок валютных фьючерсов ММВБ-РТС. Мы считаем, что торгующихся там инструментов недостаточно для полноценной конкуренции с дилинговыми центрами. При появлении еще 5-7 валютных пар данная площадка будет интересна нынешним клиентам дилинговых центров. При этом в отличие от дилинговых центров торговля осуществляется на бирже в четком правовом поле.

Основными проблемами в России являются: во-первых, внебиржевой рынок Форекс не имеет ограничений по рискам для розничных инвесторов; во-вторых, операторами внебиржевого рынка Форекс являются оффшорные компании, не поддающиеся регулированию. Необходимо создать механизм, препятствующий работе на российском внутреннем рынке оффшорных, нерегулируемых компаний. Решить вторую проблему можно через введение новых типов лицензий, а также через установлении четкой связи между ними. В первую очередь необходимо два новых вида лицензий.

Мы согласны с мнением экспертов, что необходимо установить высокие требования к собственному капиталу валютного дилера на уровне 500 млн. руб. (в США - 20 млн. долл.), а также требование по раскрытию на сайте и в прессе информации по общему количеству обслуживаемых счетов клиентов и по проценту прибыльных счетов за каждый из последних 4 кварталов.

Также считаем, что необходимо ограничить риски для розничных инвесторов целесообразно путем установления через действующий институт квалифицированного инвестора и инвестора с повышенным уровнем риска. Клиентам, которые подпадают под определение «квалифицированный инвестор» или «инвестор с повышенным уровнем риска», ограничить возможное плечо уровнем 1:20. Инвесторам, не подпадающим под данное ограничение, установить максимальный уровень риска в 1:10.

 

 

Литература

 

  1. FOREX VS Фондовый рынок. Как выжить обоим? // РЦБ, №3, 2012  – с. 6-9.
  2. Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации – М.: Правительство Российской Федерации, 2009. – 106 с.
  3. Корнелиус Лука. Торговля на мировых валютных рынках. – Пер. с англ. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 2005 г. – 716 стр.
  4. М.Ю. Малкина Мировые финансовые центры и тенденции развития глобальных рынков капитала // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. № 47. – с.2-12
  5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 576 с
  6. Метафонов Д. Регулирование FOREX // РЦБ, №3, 2012  – с.16-18.
  7. Морозов И.В., Фатхуллин Р.Р. Forex: от простого к сложному. Новые возможности с клиентским терминалом «MetaTrader». – М.: ООО «Телетрейд». – 448 стр.
  8. Принципы корпоративного управления ОЭСР / М. : Организация Экономического Сотрудничества и Развития, 1999 – 37с.
  9. Рубцов Б.Б., Современные фондовые рынки: Учебное пособие для вузов / Рубцов Б.Б. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 926 с.
  10. Рынок FOREX: Каким должно быть регулирование? // РЦБ, №3, 2012 г. – с. 10-13.
  11. Сахаров А.А. Тенденции, наблюдаемые сегодня в сфере международных финансовых рынков, требуют от Российской Федерации определить свою позицию в отношении будущего финансовой системы страны / Сахаров А.А. Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. – М. 2009 - №2
  12. Сурен Лизелотт. Валютные операции. Основы теории и практики. – Пер. с нем. – М.: Дело, 1998. – 176 стр.
  13. Терк Д. Крах доллара и как извлечь из него выгоду. – Пер. с англ. И. Соколова. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Хранитель, 2006. – 316 стр.
  14. Хестанов С. FOREX: Две стороны одной медали. // РЦБ, №3 , 2012 – с. 14-15.
  15. Интернет-ресурсы

 


Информация о работе Проблемы формирования и регулирования рынка Форекс в РФ