Проблемы формирования и регулирования рынка Форекс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:05, научная работа

Описание работы

В настоящее время Форекс является самым крупным финансовым рынком мира. Сделки на рынке Форекс не являются биржевыми и, хотя на некоторых биржах и производят куплю-продажу валюты, объем таких операций очень мал.
На рынке Форекс осуществляются операции только с валютами, и в этом есть одно из главных отличий рынка Форекс от фондового рынка, на котором операции проводятся с ценными бумагами. Торговля на рынке Форекс осуществляется круглые сутки, в отличие от фондового рынка, для которого установлено фиксированное время работы.м

Содержание работы

Введение 3
1 История возникновения рынка Форекс 4
2 Сущность рынка Форекс, его структура 7
3 Тенденции и динамика рынка Форекс 10
4 Основные понятия, термины и определения рынка Форекс 15
5. Состояние рынка Форекс в РФ 19
6 Рынок Форекс и государственное регулирование 21
7 Проблемы законодательной базы регулирования рынка Форекс 27
Заключение 31
Литература 33

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 547.00 Кб (Скачать файл)

Крупнейшей саморегулируемой организацией в США является Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам. В соответствии с федеральным законодательством, практически каждая фирма, специализирующаяся на операциях с ценными бумагами, которая осуществляет бизнес на американских рынках, обязана быть членом NASD. В число ее членов входят порядка 5400 брокерских фирм, в которых работают более 676000 зарегистрированных представителей по ценным бумагам (по большей части, брокеров). Персонал NASD насчитывает более 2000 сотрудников с полной занятостью, а годовой бюджет этой организации составляет приблизительно $400 млн.

NASD была создана в результате принятия в 1938 г. так называемого Закона Мэлоуни, который представлял собой поправки к Закону о торговле ценными бумагами 1934 г. Учитывая ограниченность государственных ресурсов, Закон Мэлоуни предоставил право регистрировать добровольные профессиональные ассоциации брокеров/дилеров, которые бы самостоятельно осуществляли регулирование своей деятельности под надзором. NASD стала единственной ассоциацией в индустрии ценных бумаг, которая была создана на базе поправок, содержащихся в Законе Мэлоуни.

NASD разрабатывает и применяет на практике правила, регулирующие работу индустрии ценных бумаг. Она проводит проверки соответствия среди своих членов и инициирует дисциплинарные взыскания против тех, в чьей деятельности обнаруживаются несоответствия установленным нормам. Как правило, в течение года NASD проверяет приблизительно 15000 своих членов в связи с наличием той или иной причины для беспокойства (включая более 5000 жалоб клиентов), а также осуществляет более чем 2500 проверок.

С помощью специальных систем мониторинга, идентифицирующих последовательности кодировок и операций и потенциально способных сигнализировать о нарушениях, NASD отслеживает все торги, проводимые на бирже NASDAQ и ряде мировых рынков. Системы наблюдения позволяют получать подробнейшую запись всех транзакций, которая может быть позже использована регулирующими органами в качестве доказательства обвинения, если обнаруживается нарушение закона.

В случаях, когда требуется дополнительная тщательная проверка, NASD инициирует свое собственное расследование или, при более серьезных нарушениях, передает дело отделу правоприменения. NASD также рассматривает в год более 80000 рекламных объявлений, касающихся ценных бумаг, с целью убедиться в их точности и отсутствии информации, вводящей в заблуждение потенциальных инвесторов. NASD отслеживает телевизионные, радио-, печатные материалы и прямые маркетинговые материалы, предназначенные для рекламы таких предложений, как взаимные фонды и аннуитеты различного типа.

NASD проводит сертификацию и лицензирование всех, кто профессионально занимается инвестициями и участвует в операциях по продаже ценных бумаг на территории США. Чтобы обеспечить компетентность специалистов по инвестициям, Ассоциация устанавливает требования к квалификации и требует сдачи проводимого ею экзамена. NASD ведет широкомасштабный учет всех зарегистрированных специалистов индустрии ценных бумаг в своем Центральном регистрационном депозитарии (CRD). NASD располагает информационной системой, позволяющей оценивать уровень квалификации и просматривать послужные списки более чем 850000 нынешних и бывших брокеров и отраслевых представителей.

NASD также играет ключевую роль в урегулировании споров между инвесторами, фирмами, специализирующимися на операциях с ценными бумагами и сотрудниками таких фирм. Она является крупнейшим и наиболее эффективным форумом для разрешения данных споров в индустрии ценных бумаг США, беря на себя функции арбитра и посредника примерно в 90% случаев. Количество споров по вопросам ценных бумаг резко возросло в последние годы. В год регистрируется примерно 7000 новых претензий. Услуги, предлагаемые NASD, позволяют экономить время и средства в сравнении с издержками судебных процессов. NASD нанимает, обучает и затем контролирует значительное количество нейтральных арбитров, посредников и администраторов. Стороны, участвующие в споре, имеют возможность выбирать среди более чем 6300 арбитров и более чем 900 посредников, являющихся высококвалифицированными профессионалами в самых различных областях, связанных с осуществлением деятельности на рынках капиталов.

В Великобритании и ряде других европейских государств, регулированием рынка финансовых операций занимается специальный Комитет по Финансовому Надзору (FSA). Это негосударственный и независимый орган, который регулирует работу большинства инвестиционных, финансовых организаций и банков, в том числе предлагающих брокерские услуги. Основной целью FSA оказывается достижение наибольшей результативности и открытости рынка финансовых услуг и продуктов, для того чтобы помочь потребителям осуществлять честные сделки и довести до минимума количество преступлений. FSA регулирует все финансовые рынки Великобритании (акции, опционы и т.д.) Однако, рынок Форекс FSA трактует, как "финансовый беттинг" или букмекерство на синтетические финансовые инструменты и налагает на такие компании весьма жесткие ограничения. В 2006 г. компания Larson Holz Ltd тоже пыталась получить лицензию этой организации, но выгоды почти никакой, лицензия FSA распространяется только на резидентов Великобритании.

Задачи FSA:

• финансовое посредничество (им пользуются различные банки, кредитно-финансовые компании и различные дилинговые центры);

• финансовое букмекерство (используется финансовыми посредниками, при обладании специальной лицензией);

• формирование доверия к финансовой системе Великобритании;

• широкое распространение финансовых услуг среди населения;

• экономическая и юридическая защита потребителей;

• борьба с финансовыми махинациями и преступлениями.

FSA - это негосударственная структура, однако любой брокер Великобритании может предоставлять услуги по маржинальной торговли подданным Англии только при наличии данной лицензии.

Одним из главных преимуществ фондового рынка перед валютным рынком Форекс (по крайней мере, для Российской Федерации) состоит в том, что брокер, через которого осуществляется торговля на фондовом рынке, выступает также в роли налогового агента, тем самым снимая «головную боль» инвестора в вопросах, касающихся налогообложения. На рынке Форекс возможность легально оформить деятельность, касающуюся уплаты налогов довольно туманна. Это объясняется проблемами, существующими в законодательстве. Многочисленные дебаты на эту тему так и не вывели идеальной формулы для регулирования отношений в сфере налогообложения. Есть лишь некоторые общие принципы, которыми руководствуются налоговые органы, но конкретно этот вопрос в законодательстве не прописан. Если провести сравнительный анализ фондового и валютного рынка, то ярко прослеживается, что рынок Форекс более устойчив к подобного рода колебаниям, и здесь очевидно, что валютный рынок имеет преимущество перед фондовым. Знание важнейших функций этих финансовых институтов даст возможность инвестору более рационально распорядиться своим капиталом, сэкономить время, что в итоге неизбежно найдет отражение в денежном эквиваленте.

 

 

7 Проблемы законодательной базы регулирования рынка Форекс

 

Депутаты "Единой России" Александр Бабаков и  Василий Шестаков внесли в Госдуму законопроект, направленный на регулирование деятельности Форекс-компаний. Законопроектом предлагается ввести в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" две новые статьи: 4.1 "Дилерская деятельность на внебиржевом рынке Форекс" и 48.1 "Саморегулируемая организация Форекс-дилеров". Документ вводит определения международного рынка Форекс и внебиржевого рынка Форекс. Законопроектом дается определение котировок валютных пар, устанавливается обязанность Форекс-дилера разработать правила совершения операций, содержащие порядок определения цены сделки, срока исполнения сделки, условий котирования и других условий, нарушение которых рассматривается в качестве основания для судебного оспаривания сделок. Устанавливается, что споры клиентов Форекс-дилеров и Форекс-дилеров, связанные с участием в сделках, заключенных на внебиржевом рынке Форекс, рассматриваются в арбитражном суде. Документ вносит поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие возможность сальдирования по производным финансовым инструментам, базисным активом которых является котировка валютной пары. НК РФ дополняется положением, согласно которому профессиональные участники рынка ценных бумаг, ведущие дилерскую деятельность, дилерскую деятельность на внебиржевом рынке Форекс, включая банки, вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.

Законопроект  предлагает определить "Международный  рынок Форекс как совокупность сделок, заключаемых как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, предметом которых является валюта Российской Федерации и (или) иностранная валюта по ценам, зависящим от спроса и предложения (свободным ценам), и финансовый результат по которым равен изменению цены сделки".

Внебиржевой рынок  Форекс является совокупностью "не подлежащих регистрации на бирже  сделок, заключаемых Форекс-дилерами, и предметом которых являются внебиржевые расчетные производные  финансовые инструменты, а базисным активом является котировка валютной пары".

Дилерской деятельностью  на внебиржевом рынке Форекс признается заключение от своего имени и за свой счет сделок путем публичного объявления котировок валютных пар.

Дилерская деятельность на внебиржевом рынке Форекс осуществляется Форекс-дилерами - юридическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке в России, на основании лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и являющимися членами единого общероссийского объединения Форекс-дилеров, созданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Котировкой  валютной пары признается стоимость  единицы одной валюты, выраженная в единицах другой валюты и определенная в соответствии с правилами совершения операций, устанавливаемыми каждым Форекс-дилером самостоятельно и содержащими порядок определения цены сделки, срок и способ исполнения сделки, условия котирования и другие существенные условия сделки.

Профессиональные  участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность, дилерскую деятельность на внебиржевом рынке Форекс, включая банки, вправе уменьшить налоговую базу, исчисленную в соответствии со статьей 274 настоящего кодекса, на сумму убытка, полученного по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке, предлагает законопроект.

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции  Российской Федерации в Правительстве  Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона. Предметом регулирования законопроекта является государственное регулирование деятельности по заключению Форекс-дилерами от своего имени и за свой счёт договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (далее – Форекс-сделки), с физическими и (или) юридическими лицами.

Учитывая характер правоотношений, возникающих между сторонами по указанным договорам, законопроект необходимо дополнить положениями, обеспечивающими высокий уровень прозрачности ценообразования при совершении Форекс-сделок с целью ограничения возможностей для манипулирования ценовой информацией.

Согласно абзацу четвёртому части 3 статьи 41 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее  – Закон) в редакции законопроекта  споры «клиентов Форекс-дилеров» и Форекс-дилеров, связанные с  участием в сделках, заключённых  на внебиржевом рынке Форекс, рассматриваются в арбитражном суде.

Данные положения  по существу определяют подведомственность дел арбитражным судам и основания  для обращения в суд вышеуказанных  субъектов за защитой своих прав, а потому выходят за рамки предмета правового регулирования Закона, поскольку подведомственность дел арбитражным судам устанавливается Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, а основания для обращения в суд – Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 статьи 1062 которого требования, связанные с участием в сделках, предусматривающих обязанность стороны или сторон сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, подлежат судебной защите только при условии их заключения на бирже.

Подлежит уточнению  абзац пятый пункта 3 статьи 41 Закона в редакции законопроекта, поскольку основания оспаривания сделок, с одной стороны, сформулированы излишне широко, с другой стороны – неверно, так как нарушение условий договора является основанием ответственности, но не оспаривания.

Положения законопроекта  об общероссийском объединении Форекс-дилеров, созданном в форме саморегулируемой организации, не согласуются с частью 3 статьи 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». По проекту федерального закона имеется ряд других существенных замечаний, которые будут направлены в Государственную Думу в случае продолжения работы над законопроектной инициативой.

В Минфине обсуждаются две позиции: либо будет создаваться отдельная правовая база для компаний, занимающихся торговлей на валютном рынке, либо они будут регулироваться на базе имеющегося законодательства. Минфин направил в правительство предложения по регулированию рынка Форекс. Ведомство предлагает ввести новую дилерскую лицензию для участников Форекс, внести небольшие изменения в закон "О рынке ценных бумаг", а также усилить саморегулируемую организацию - "Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий" (ЦРФИН), объединяющие крупнейшие Форекс-компании. Этот вариант, по сути, предполагает приравнивание участников рынка Форекс к брокерам на рынке ценных бумаг.

Информация о работе Проблемы формирования и регулирования рынка Форекс в РФ