Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:04, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Мировая история свидетельствует о том, что рыночные отношения и их эффективное развитие невозможны без активного участия в экономической системе страны индивидуальных предпринимателей.
Основным фактором реализации экономического потенциала предпринимателей является стабильная возможность внешнего финансирования их текущей деятельности и инвестиционных проектов. Цель исследования - развитие теоретических основ процесса управления кредитным риском, а также разработка синтезированной методики оценки кредитоспособности индивидуальных предпринимателей коммерческими банками.
Перестройка
кредитной системы страны, образование
коммерческих банков и переход к
двухуровневой структуре
Экономически независимые
До настоящего времени среди экономистов нет единого мнения по вопросу содержания категории «кредитоспособность». Так, авторы одной из методик понимают под кредитоспособностью заемщика «его способность своевременно и полно рассчитываться по своим обязательствам»[1], что сужает понятие кредитоспособности до понятия платежеспособности (см. таблицу 1).
Авторы другой методики считают, что кредитоспособность представляет собой оценку банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита и определяет вероятность своевременного возврата ссуд и выплаты процентов по ним в будущем[1].
С точки зрения профессоров Г.М. Кирисюка и В.С. Ляховского, «сущность категории «кредитоспособность» есть то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заемщика, исходя из оценки которого, банк принимает решение о начале или прекращении кредитных отношений с заемщиком»[1]
База сравнения |
Платежеспособность |
Кредитоспособность |
1. Величина обязательств |
Все обязательства предприятия: задолженность перед поставщиками и подрядчиками, рабочими и служащими по зарплате, пред бюджетом и внебюджетными фондами, перед участниками и акционерами по выплате дивидендов, перед банками и прочими кредиторами и т.д. |
Обязательства по полученным кредитам и выданным гарантиям и поручительствам. |
2. Предмет изучения |
Финансово-хозяйственная деятельность предприятия |
Финансово-хозяйственная |
3. Показатели, характеризующие понятие |
Коэффициенты ликвидности, величина собственного оборотного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами, доля труднореализуемых в общей сумме текущих активов, соотношение труднореализуемых и легкореализуемых активов. |
Показатели платежеспособности, оборачиваемости, рентабельности, структуры капитала, деловой активности (показатели финансового состояния и результатов деятельности); величина и качество залога, гарантии; правоспособность и дееспособность; репутация клиента и гаранта и др. |
4. Источники получения информации |
Бухгалтерская финансовая отчетность предприятия. |
Непосредственное |
5. Пользователи информации |
Деловые партнеры, акционеры, участники и учредители, налоговые органы |
Банки и кредитные учреждения - потенциальные кредиторы. |
Оценка кредитоспособности предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности. При всей важности таких показателей они имеют в некотором смысле ограниченное значение. Во-первых, это обусловлено тем, что многие показатели (финансовое положение, наличие капитала) обращены в прошлое, т.к. они рассчитываются по данным за истекший период, а прогноз кредитоспособности на перспективу дает оценку возможности погашения ссуд в предстоящем периоде. Во-вторых, обычно такие показатели рассчитываются на основании данных об остатках на отчетные даты, а не на основе данных об оборотах за определенный период, хотя данные об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд.
В американской практике применяется «правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие российские специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по этому методу обозначены словами, начинающимися на букву С:
1. Характер заемщика (Сharacter) – его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится, прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.
2. Финансовые возможности (Сapacity) – способность заемщика погасить кредит, определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов, перспектив их изменения в будущем. Способность заемщика получать деньги по всем своим операциям (изучается общий приток денег, полученных заемщиком в ходе предпринимательской деятельности в течение всего периода его деятельности) или по конкретному проекту; способность заемщика управлять наличными (изучение прошлых проектов).
3. Капитал, имущество (Сapital) – наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала, соотношение с другими статьями активов и пассивов. Заемщик должен быть в состоянии разделить риск проекта с кредитующим банком.
4. Обеспечение (Сollateral) – его достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска. Подробно вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже.
5. Общие
экономические условия (
1.2. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России. Критерии отнесения предприятий к микро, малому и среднему бизнесу.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
В российской истории малого бизнеса можно выделить ряд этапов.
Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.
Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства.
Деление предприятий на крупные малые и средние связано с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаше всего используется следующее деление предприятий:
- крупное – предприятие с численность работающих более 500 человек;
- среднее – от 100 до 500 человек;
- малое – до 100 человек.
В Российской Федерации этот критерий неодинаков для разных отраслей экономики.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.
К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микро-предприятия соответствующие следующим критериям:
1. Число постоянных работников не должно превышать 250 человек
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро-предприятия - до пятнадцати человек. [Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007]
3. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.