Проблемы кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая история свидетельствует о том, что рыночные отношения и их эффективное развитие невозможны без активного участия в экономической системе страны индивидуальных предпринимателей.
Основным фактором реализации экономического потенциала предпринимателей является стабильная возможность внешнего финансирования их текущей деятельности и инвестиционных проектов. Цель исследования - развитие теоретических основ процесса управления кредитным риском, а также разработка синтезированной методики оценки кредитоспособности индивидуальных предпринимателей коммерческими банками.

Файлы: 1 файл

Диплом 1.docx

— 227.95 Кб (Скачать файл)

Перестройка кредитной системы страны, образование  коммерческих банков и переход к  двухуровневой структуре банковской системы, ориентация на рыночный характер экономики потребовали более глубоких подходов к проблеме оценке банками кредитоспособности заемщиков.

Экономически независимые организации  самостоятельно организуют снабжение, производство и сбыт продукции, распоряжаются  выручкой от реализации. Многие показатели их деятельности (нормативы, себестоимость  продукции, структура и оборачиваемость  ресурсов и др.) становятся объектом коммерческой тайны. В тоже время банкам необходимо получать достаточную информацию для выбора партнера по кредитным отношениям, определения его финансовой устойчивости, платежеспособности, эффективности использования ресурсов, доходности деятельности. В этих целях банки используют методики оценки кредитоспособности, которые становятся «ноу-хау» банков, их разработавших.

До настоящего времени среди экономистов нет  единого мнения по вопросу содержания категории «кредитоспособность». Так, авторы одной из методик понимают под кредитоспособностью заемщика «его способность своевременно и полно рассчитываться по своим обязательствам»[1], что сужает понятие кредитоспособности до понятия платежеспособности (см. таблицу 1).

Авторы  другой методики считают, что кредитоспособность представляет собой оценку банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита и определяет вероятность своевременного возврата ссуд и выплаты процентов по ним в будущем[1].

С точки  зрения профессоров Г.М. Кирисюка и В.С. Ляховского, «сущность категории «кредитоспособность» есть то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заемщика, исходя из оценки которого, банк принимает решение о начале или прекращении кредитных отношений с заемщиком»[1]

 

Таблица 1 Сравнительный анализ терминов «кредитоспособность» и «платежеспособность»

База  сравнения

Платежеспособность

Кредитоспособность

1. Величина 

обязательств

Все обязательства предприятия: задолженность  перед поставщиками и подрядчиками, рабочими и служащими по зарплате, пред бюджетом и внебюджетными фондами, перед участниками и акционерами по выплате дивидендов, перед банками и прочими кредиторами и т.д.

Обязательства по полученным кредитам и выданным гарантиям и поручительствам.

 

2. Предмет изучения

 

Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия

Финансово-хозяйственная деятельность заемщика и гаранта (поручителя), коллектив, деловая репутация, правовой статус, обеспечение кредита, вид деятельности, круг партнеров и др.

3. Показатели, характеризующие понятие

Коэффициенты ликвидности, величина собственного оборотного капитала, обеспеченность собственными оборотными средствами, доля труднореализуемых в общей сумме текущих активов, соотношение труднореализуемых и легкореализуемых активов.

Показатели платежеспособности, оборачиваемости, рентабельности, структуры капитала, деловой активности (показатели финансового состояния и результатов деятельности); величина и качество залога, гарантии; правоспособность и дееспособность; репутация клиента и гаранта и др.

 

4. Источники получения информации

 

Бухгалтерская финансовая отчетность предприятия.

Непосредственное собеседование  с заявителем, собственная карточка банка, бухгалтерская финансовая отчетность предприятия, уставные и учредительные документы, пресса, деловые партнеры, обслуживающий банк, налоговая инспекция, специализированные фирмы, занимающиеся сбором информации о кредитоспособности.

5. Пользователи информации

Деловые партнеры, акционеры, участники и учредители, налоговые органы

Банки и кредитные учреждения - потенциальные кредиторы.


 

 

Оценка  кредитоспособности предполагает, прежде всего, использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности. При всей важности таких показателей они имеют в некотором смысле ограниченное значение. Во-первых, это обусловлено тем, что многие показатели (финансовое положение, наличие капитала) обращены в прошлое, т.к. они рассчитываются по данным за истекший период, а прогноз кредитоспособности на перспективу дает оценку возможности погашения ссуд в предстоящем периоде. Во-вторых, обычно такие показатели рассчитываются на основании данных об остатках на отчетные даты, а не на основе данных об оборотах за определенный период, хотя данные об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд.

В американской практике применяется  «правило пяти си». С этим методом хорошо знакомы многие российские специалисты, он позволяет оценить надежность клиента с точки зрения своевременного погашения долга банку. Основные критерии отбора клиентов по этому методу обозначены словами, начинающимися на букву С:

1. Характер  заемщика (Сharacter) – его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится, прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относится к своим обязательствам, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

2. Финансовые  возможности (Сapacity) – способность заемщика погасить кредит, определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов, перспектив их изменения в будущем. Способность заемщика получать деньги по всем своим операциям (изучается общий приток денег, полученных заемщиком в ходе предпринимательской деятельности в течение всего периода его деятельности) или по конкретному проекту; способность заемщика управлять наличными (изучение прошлых проектов).

3. Капитал,  имущество (Сapital) – наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала, соотношение с другими статьями активов и пассивов. Заемщик должен быть в состоянии разделить риск проекта с кредитующим банком.

4. Обеспечение  (Сollateral) – его достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска. Подробно вопросы, связанные с залогом, будут рассмотрены ниже.

5. Общие  экономические условия (Сonditions) – выяснение текущего состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно – экономики, отрасли, к которой принадлежит заемщик. Различные экономические условия и различные прогнозы для разных отраслей хозяйства требуют различных критериев в разных фазах делового цикла.

 

1.2. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России. Критерии отнесения предприятий к микро, малому и среднему бизнесу.

 

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его  истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

В течение 1980-х  годов престиж малого бизнеса  в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса можно  выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий  этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее  заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Функциональное  назначение предприятий, их роль в экономике  в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства.

Деление предприятий  на крупные малые и средние  связано с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаше всего используется следующее деление предприятий:

- крупное – предприятие с численность работающих более 500 человек;

- среднее – от 100 до 500 человек;

- малое – до 100 человек.

В Российской Федерации этот критерий неодинаков для разных отраслей экономики.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Деятельность  субъектов малого и среднего бизнеса  в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам  малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

К малому и  среднему бизнесу относятся средние, малые и микро-предприятия соответствующие следующим критериям:

1. Число постоянных работников не должно превышать 250 человек

2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста  одного до двухсот пятидесяти человек  включительно для средних предприятий;

б) до ста  человек включительно для малых  предприятий; среди малых предприятий  выделяются микро-предприятия - до пятнадцати человек. [Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007]

3. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • Микро-предприятия — 60 млн. рублей;
  • малые предприятия — 400 млн. рублей;

Те, кто впервые  сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.

В этой связи  становится очевидным, для малых  предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.

Информация о работе Проблемы кредитной системы