Проблемы кредитной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Мировая история свидетельствует о том, что рыночные отношения и их эффективное развитие невозможны без активного участия в экономической системе страны индивидуальных предпринимателей.
Основным фактором реализации экономического потенциала предпринимателей является стабильная возможность внешнего финансирования их текущей деятельности и инвестиционных проектов. Цель исследования - развитие теоретических основ процесса управления кредитным риском, а также разработка синтезированной методики оценки кредитоспособности индивидуальных предпринимателей коммерческими банками.

Файлы: 1 файл

Диплом 1.docx

— 227.95 Кб (Скачать файл)

 

В графу –  ликвидные средства относят:

- остаток  наличных денег в кассе;

- остатки  средств на расчетных, текущих  валютных и депозитных счетах заемщика, подтвержденные банковскими выписками;

- иные ликвидные  средства.

В графу –  товары и запасы относят:

- документально  подтвержденная (счет-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость, находящихся в распоряжении заемщика товарно-материальных запасов по их видам.

В графу –  прочие активы относится:

- документально  подтвержденная (договоры купли-продажи,  контракты и т.п.) текущая (не  просроченная) задолженность покупателей  и заказчиков перед заемщиком;

- выданные  заемщиком авансы.

В графу –  основные средства вносится:

- документально  подтвержденная (счет-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость находящихся в распоряжении заемщика и используемых в его хозяйственной деятельности основных средств (в том числе приобретенные заемщиком-предпринимателем в качестве физического лица) с расшифровкой по их видам.

В графу –  товары на реализации вносится стоимость  товаров, взятых заемщиком на реализацию.

В графу –  кредиторская задолженность вносятся:

- суммы кредиторской  задолженности заемщика с расшифровкой  по их видам.

Собственный капитал – в графу вносятся разница между (гр.1 + гр.2 + гр.3 + гр.4) и (гр.5 + гр.6).

Расчет коэффициентов  КЛ и КСС производится на основе упрощенной формы баланса.

 

 

КЛ = (гр.1 + гр.2 + гр.3) : (гр.5 + гр.6) (2.1)

 

(40 + 1 + 700 + 1500 + 200) : 60 = 40,68

 

КСС = (гр.7) : (гр.5 + гр.6 + гр.7)(2.2)

 

2906 : (60 + 2906) = 0,98

 

Таблица 2.3 Отчет прибылей и убытков предпринимателя (за последние три месяца) май, июнь, июль 2011 г.

 

ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ПРОДАЖИ

 

1

Выручка (поступление средств) от реализации

3559,90

2

Выручка (поступление средств) от прочей деятельности

-

     

3

ВСЕГО (1)

3559-90

4

РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ

2629,9

     
     
     
 

ВСЕГО (2)

930

 

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ (3) = (1) – (2)

 

5

ОБЩИЕ РАСХОДЫ ТРУДОЗАТРАТЫ

153,0

6

Зарплата банк. обслуживание

3,0

7

Аренда

9,0

8

Коммунальные услуги

0,0

9

Транспорт

15,6

10

Налоги

10,4

11

Реклама

 

12

Прочие расходы

 
     
     
     
     
     

13

ВСЕГО (4)

 
 

РЕЗУЛЬТАТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5) =(3) – (4)

739,0

 

Прочие доходы (6)

 
 

Выплаты по кредиту

 
 

Прочие расходы (7)

 

14

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (8) = (5) + (6) – (7)

739,0

 

Взнос за кредит

 
 

Чистый остаток

50,0


 

Выручка (поступление  средств) от реализации – в графу  вносится сумма валового дохода заемщика от его основной хозяйственной деятельности.

Выручка (поступление  средств) от прочей деятельности –  в графу вносится сумма дохода заемщика от прочей хозяйственной деятельности, не внесенная в графу 1.

Расходы на закупку товаров (приобретение сырья) – в графу вносится сумма расходов заемщика на приобретение сырья и  материалов, использованных для ведения хозяйственной деятельности (производства продукции), а также товаров для перепродажи, выручка от реализации которых указана в соответствующих графах.

Трудозатраты  – в графу вносятся суммы расходов заемщика на оплату труда наемных  работников, имеющие регулярный характер.

Расходы за оказанные услуги по договорам подряда  – в графу вносятся суммы расходов заемщика за оказанные услуги для  осуществления его хозяйственной деятельности.

Аренда помещений  – в графу вносится сумма расходов заемщика на аренду производственных, торговых, складских, офисных и иных площадей, необходимых для осуществления  хозяйственной деятельности.

Вода, телефон, электроэнергия – в графу вносятся суммы расходов заемщика на оплату указанных коммунальных услуг.

Транспортные  расходы – в графу вносятся суммы расходов заемщика на оплату транспортных услуг, предоставляемых  третьими лицами и связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, а также содержанием собственного автотранспорта.

Обслуживание  ранее полученных кредитов и займов – в графу вносятся суммы расходов заемщика на уплату процентов по ранее  полученным кредитам и займам.

Прочие расходы  – в графу вносятся суммы расходов заемщика, неучтенные в графах 4-10, с расшифровкой по видам.

Налоги –  в графу вносятся суммы уплаченных заемщиком налогов.

Расчет коэффициента КР производится на основе упрощенной формы отчета о прибылях и убытках.

 

КР = (гр.14) : (гр.3) (2.3)

 

739 : 3559,90 = 0,21

Все поступления  должны иметь документальные подтверждения. Затраты, понесенные заемщиком в ходе ведения хозяйственной деятельности, но не подтвержденные документально, также включаются в состав расходов для целей составления упрощенной формы о прибылях и убытках.

В зависимости  от фактической величины рассчитанных оценочных показателей финансового состояния заемщика определяется класс его кредитоспособности, исходя из следующей разбивки показателей на категории (Таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 Оценочные категории

Коэффициенты

1 категория

2 категория

3 категория

КЛ

2,0 и выше

1,5 – 2,0

менее 1,5

КСС

0,6 и выше

0,55 – 0,6

менее 0,55

КР

0,1 и выше – для торговли

0,05 и выше – для производства  и сферы услуг

менее 0,1

менее 0,05


 

Устанавливается 3 класса кредитоспособности заемщика:

- первый  класс – все рассчитанные коэффициенты  относятся к 1-ой категории. Кредитование таких заемщиков осуществляется без каких-либо ограничений.

- второй  класс – один или оба коэффициента  КЛ и КСС относятся ко 2-ой  категории, а коэффициент КР  – к 1-ой категории. Кредитование  таких заемщиков может осуществляться:

- при наличии  положительной кредитной истории  в банке (не менее одного погашенного кредита в течении последних 3-х лет) – без дополнительных ограничений;

- при отсутствии  кредитной истории в банке  на срок до 1 года.

- третий  класс – хотя бы один из  коэффициентов относится к третьей  категории. Кредитование таких  заемщиков не осуществляется.

При определении  кредитоспособности ИП Петровой Н.Г. получились данные (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 Полученные коэффициенты и категории

Коэффициенты

Значение

Категория

Коэффициент текущей ликвидности

40,68

1

Коэффициент наличия собственных  средств

0,98

1

Коэффициент рентабельности

0,21

1


 

Таким образом, мы видим, что все рассчитанные коэффициенты относятся к 1-ой категории.

Значит, индивидуальный предприниматель  Петрова Н.Г. может кредитоваться в банке без каких-либо ограничений.

 

2.3 Процедура выдачи кредита и  порядок погашения ссуды ИП  Петровой Н.Г.

 

Порядок выдачи кредита.

ИП Петрова  Н.Г. обратилась в Сектор кредитования малого бизнеса для получения  кредита на сумму 2500.000 рублей на срок 3 года под 21% годовых.

Для получения  кредита в банк предоставляются следующие документы:

- Кредитная  заявка на получение кредита  на бланке установленного образца (с указанием суммы, цели кредита, срока и формы обеспечения, а также местонахождения и почтового адреса заемщика);

- Сведения  о заемщике – предпринимателе;

- Анкета  заемщика – индивидуального предпринимателя;

- Оригинал  и копии паспорта заемщика (все  страницы);

- Оригинал  и копии паспорта поручителей;

- Оригинал  и копию разрешения на занятие  отдельными видами деятельности (лицензию);

- Карточку  с образцом подписи предпринимателя  и оттиском печати, удостоверенную  печатью банка, где ведется р/счет;

- Выписка  из Единого Государственного  реестра индивидуальных предпринимателей;

- Налоговую  декларацию за последние 4 налоговых  периода и копии квитанций  об оплате налогов;

- Свидетельство  о постановке на налоговый  учет;

- Договор  аренды, свидетельство о регистрации  объекта потребительского рынка;

- Оригинал  и копии документов, подтверждающих  право собственности на товар (счет-фактуры, платежные поручения);

- Подписанное  предпринимателем заявление о  наличии / отсутствии поручительств  и / или предоставленном залоге  по обязательствам третьих лиц;

- Кредитные  истории в других коммерческих  банках, как минимум, за последний  год (при ее наличии);

- Выписку  из р/счета;

- Бизнес-план  на период пользования кредитом  или технико-экономическое обоснование,  подтверждающее эффективность кредитуемой  сделки и возвратность.

- Копии договоров  (контрактов), подтверждающих доходную  и расходную часть ТЭО (при их наличии).

Дополнительно:

- если помещение,  где ведется деятельность или  находится предмет залога – арендуется, то предоставляется договор аренды и его копия;

- свидетельство  о внесении в реестр стационарного  объекта потребительского рынка (на все торговые точки);

- письменное  согласие супруги (супруга) на  передачу в залог имущества (при залоге недвижимости согласие оформляется нотариально);

- упрощенная  форма баланса (составляется на  дату обращения);

- упрощенная  форма отчета о прибылях и  убытках (составляется за последние 3 месяца);

- контракты,  договоры поставок, акты выполненных  работ, выставленные счета, счета-фактуры и т.п. в соответствии с целевым назначением кредита.

Также необходимо предоставить документы по предоставляемому обеспечению:

При залоге транспортных средств:

- паспорт  транспортного средства, акт технического  осмотра.

При залоге оборудования:

- документы,  подтверждающие право собственности  на предмет залога;

- документы,  подтверждающие оплату таможенной  пошлины (при импорте оборудования);

- документы,  подтверждающие оплату оборудования (платежные поручения, счета-фактуры).

При залоге товаров:

- документы,  подтверждающие наличие и право  собственности на товарно-материальные ценности, их местонахождение и стоимость (карточки складского учета, справки складских остатков, реестры учета ТМЦ, спецификации незавершенного производства, тех.отчеты по выпуску готовой продукции, ведомости движения ТМЦ, инвентаризационные ведомости, накладные, счета-фактуры и т.п.);

При залоге недвижимости:

- документы,  подтверждающие право собственности  на объект недвижимости;

- документ  о территориальных границах земельного  участка, выданный комитетом по  земельным ресурсам и землеустройству;

- справку  из органа, ведущего регистрацию  и техническую инвентаризацию объекта недвижимости.

При принятии поручительства юридических лиц:

- правоустанавливающие  документы.

При принятии поручительств физических лиц:

- общегражданский  паспорт и иной документ, подтверждающий  личность поручителя.

В случае страхования  предмета залога предоставляется страховой  полис, по которому выгодоприобретателем выступает Банк, с обязательным ежегодным переоформлением.

Кредитный работник имеет право запросить у заемщика любую другую информацию, касающуюся его финансового положения и  хозяйственной деятельности.

Кредитный работник определяет принадлежность клиента  к субъекту малого предпринимательства  согласно ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ»  от 14.06.1995 №88-ФЗ.

Операции  кредитования субъектов малого предпринимательства  проводятся исходя из годовой выручки, ежегодно устанавливаемой Комитетом по предоставлению кредитов и инвестиций банка, в том числе не ведущих стандартную бухгалтерскую отчетность или применяющих специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ. На сегодняшний день годовая выручка не должна превышать 50 млн. рублей. Затем кредитный работник проводит предварительный анализ по предоставленному балансу и отчету о прибылях и убытках по методике применяемой банком для оценки кредитоспособности заемщика. Методика оценки представлена во 2 главе пункт 3.

Заявление клиента  на получение кредита рассматривается  кредитующим подразделением совместно с юридическим подразделением и подразделением безопасности не более восьми рабочих дней после получения полного пакета документов.

Копия заявления  Заемщика и документы, подтверждающие его правоспособность и правоспособность Поручителя, Гаранта, Залогодателя передаются на рассмотрение юридическому подразделению. Юридическое подразделение должно в течении трех рабочих дней после получения документов проверить полномочия руководителей Заемщика, имеющих право подписи финансовых документов, Поручителя, Гаранта, Залогодателя и в соответствии с ними дать кредитующему подразделению письменное заключение о правоспособности Заемщика и при необходимости – рекомендации по оформлению кредитных документов.

Подразделению безопасности передается на рассмотрение копия заявления Заемщика и копии анкет Заемщика, Поручителя, Гаранта, Залогодателя. Подразделение безопасности в течении трех рабочих дней должно представить кредитующему подразделению письменное заключение о наличии либо отсутствии негативной информации относительно деятельности и деловой репутации Заемщика, Поручителя, Гаранта, Залогодателя и их руководителей.

Информация о работе Проблемы кредитной системы