Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 23:04, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Мировая история свидетельствует о том, что рыночные отношения и их эффективное развитие невозможны без активного участия в экономической системе страны индивидуальных предпринимателей.
Основным фактором реализации экономического потенциала предпринимателей является стабильная возможность внешнего финансирования их текущей деятельности и инвестиционных проектов. Цель исследования - развитие теоретических основ процесса управления кредитным риском, а также разработка синтезированной методики оценки кредитоспособности индивидуальных предпринимателей коммерческими банками.
В графу – ликвидные средства относят:
- остаток наличных денег в кассе;
- остатки средств на расчетных, текущих валютных и депозитных счетах заемщика, подтвержденные банковскими выписками;
- иные ликвидные средства.
В графу – товары и запасы относят:
- документально подтвержденная (счет-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость, находящихся в распоряжении заемщика товарно-материальных запасов по их видам.
В графу – прочие активы относится:
- документально подтвержденная (договоры купли-продажи, контракты и т.п.) текущая (не просроченная) задолженность покупателей и заказчиков перед заемщиком;
- выданные заемщиком авансы.
В графу – основные средства вносится:
- документально подтвержденная (счет-фактуры, накладные, товарные и кассовые чеки и т.д.) стоимость находящихся в распоряжении заемщика и используемых в его хозяйственной деятельности основных средств (в том числе приобретенные заемщиком-предпринимателем в качестве физического лица) с расшифровкой по их видам.
В графу – товары на реализации вносится стоимость товаров, взятых заемщиком на реализацию.
В графу – кредиторская задолженность вносятся:
- суммы кредиторской
задолженности заемщика с
Собственный капитал – в графу вносятся разница между (гр.1 + гр.2 + гр.3 + гр.4) и (гр.5 + гр.6).
Расчет коэффициентов КЛ и КСС производится на основе упрощенной формы баланса.
КЛ = (гр.1 + гр.2 + гр.3) : (гр.5 + гр.6) (2.1)
(40 + 1 + 700 + 1500 + 200) : 60 = 40,68
КСС = (гр.7) : (гр.5 + гр.6 + гр.7)(2.2)
2906 : (60 + 2906) = 0,98
Таблица 2.3 Отчет прибылей и убытков предпринимателя (за последние три месяца) май, июнь, июль 2011 г.
ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОТ ПРОДАЖИ |
||
1 |
Выручка (поступление средств) от реализации |
3559,90 |
2 |
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности |
- |
3 |
ВСЕГО (1) |
3559-90 |
4 |
РАСХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ |
2629,9 |
ВСЕГО (2) |
930 | |
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ (3) = (1) – (2) |
||
5 |
ОБЩИЕ РАСХОДЫ ТРУДОЗАТРАТЫ |
153,0 |
6 |
Зарплата банк. обслуживание |
3,0 |
7 |
Аренда |
9,0 |
8 |
Коммунальные услуги |
0,0 |
9 |
Транспорт |
15,6 |
10 |
Налоги |
10,4 |
11 |
Реклама |
|
12 |
Прочие расходы |
|
13 |
ВСЕГО (4) |
|
РЕЗУЛЬТАТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5) =(3) – (4) |
739,0 | |
Прочие доходы (6) |
||
Выплаты по кредиту |
||
Прочие расходы (7) |
||
14 |
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (8) = (5) + (6) – (7) |
739,0 |
Взнос за кредит |
||
Чистый остаток |
50,0 |
Выручка (поступление средств) от реализации – в графу вносится сумма валового дохода заемщика от его основной хозяйственной деятельности.
Выручка (поступление средств) от прочей деятельности – в графу вносится сумма дохода заемщика от прочей хозяйственной деятельности, не внесенная в графу 1.
Расходы на закупку товаров (приобретение сырья) – в графу вносится сумма расходов заемщика на приобретение сырья и материалов, использованных для ведения хозяйственной деятельности (производства продукции), а также товаров для перепродажи, выручка от реализации которых указана в соответствующих графах.
Трудозатраты – в графу вносятся суммы расходов заемщика на оплату труда наемных работников, имеющие регулярный характер.
Расходы за
оказанные услуги по договорам подряда
– в графу вносятся суммы расходов
заемщика за оказанные услуги для
осуществления его
Аренда помещений – в графу вносится сумма расходов заемщика на аренду производственных, торговых, складских, офисных и иных площадей, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности.
Вода, телефон, электроэнергия – в графу вносятся суммы расходов заемщика на оплату указанных коммунальных услуг.
Транспортные расходы – в графу вносятся суммы расходов заемщика на оплату транспортных услуг, предоставляемых третьими лицами и связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности, а также содержанием собственного автотранспорта.
Обслуживание ранее полученных кредитов и займов – в графу вносятся суммы расходов заемщика на уплату процентов по ранее полученным кредитам и займам.
Прочие расходы – в графу вносятся суммы расходов заемщика, неучтенные в графах 4-10, с расшифровкой по видам.
Налоги – в графу вносятся суммы уплаченных заемщиком налогов.
Расчет коэффициента КР производится на основе упрощенной формы отчета о прибылях и убытках.
КР = (гр.14) : (гр.3) (2.3)
739 : 3559,90 = 0,21
Все поступления должны иметь документальные подтверждения. Затраты, понесенные заемщиком в ходе ведения хозяйственной деятельности, но не подтвержденные документально, также включаются в состав расходов для целей составления упрощенной формы о прибылях и убытках.
В зависимости от фактической величины рассчитанных оценочных показателей финансового состояния заемщика определяется класс его кредитоспособности, исходя из следующей разбивки показателей на категории (Таблица 2.4).
Таблица 2.4 Оценочные категории
Коэффициенты |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
КЛ |
2,0 и выше |
1,5 – 2,0 |
менее 1,5 |
КСС |
0,6 и выше |
0,55 – 0,6 |
менее 0,55 |
КР |
0,1 и выше – для торговли 0,05 и выше – для производства и сферы услуг |
менее 0,1 менее 0,05 |
Устанавливается 3 класса кредитоспособности заемщика:
- первый
класс – все рассчитанные
- второй
класс – один или оба
- при наличии
положительной кредитной
- при отсутствии кредитной истории в банке на срок до 1 года.
- третий
класс – хотя бы один из
коэффициентов относится к
При определении кредитоспособности ИП Петровой Н.Г. получились данные (таблица 2.5).
Таблица 2.5 Полученные коэффициенты и категории
Коэффициенты |
Значение |
Категория |
Коэффициент текущей ликвидности |
40,68 |
1 |
Коэффициент наличия собственных средств |
0,98 |
1 |
Коэффициент рентабельности |
0,21 |
1 |
Таким образом, мы видим, что все рассчитанные коэффициенты относятся к 1-ой категории.
Значит, индивидуальный предприниматель Петрова Н.Г. может кредитоваться в банке без каких-либо ограничений.
2.3 Процедура выдачи кредита и порядок погашения ссуды ИП Петровой Н.Г.
Порядок выдачи кредита.
ИП Петрова Н.Г. обратилась в Сектор кредитования малого бизнеса для получения кредита на сумму 2500.000 рублей на срок 3 года под 21% годовых.
Для получения кредита в банк предоставляются следующие документы:
- Кредитная
заявка на получение кредита
на бланке установленного
- Сведения о заемщике – предпринимателе;
- Анкета
заемщика – индивидуального
- Оригинал и копии паспорта заемщика (все страницы);
- Оригинал и копии паспорта поручителей;
- Оригинал и копию разрешения на занятие отдельными видами деятельности (лицензию);
- Карточку
с образцом подписи
- Выписка
из Единого Государственного
реестра индивидуальных
- Налоговую декларацию за последние 4 налоговых периода и копии квитанций об оплате налогов;
- Свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Договор аренды, свидетельство о регистрации объекта потребительского рынка;
- Оригинал и копии документов, подтверждающих право собственности на товар (счет-фактуры, платежные поручения);
- Подписанное предпринимателем заявление о наличии / отсутствии поручительств и / или предоставленном залоге по обязательствам третьих лиц;
- Кредитные истории в других коммерческих банках, как минимум, за последний год (при ее наличии);
- Выписку из р/счета;
- Бизнес-план
на период пользования
- Копии договоров (контрактов), подтверждающих доходную и расходную часть ТЭО (при их наличии).
Дополнительно:
- если помещение, где ведется деятельность или находится предмет залога – арендуется, то предоставляется договор аренды и его копия;
- свидетельство
о внесении в реестр
- письменное согласие супруги (супруга) на передачу в залог имущества (при залоге недвижимости согласие оформляется нотариально);
- упрощенная
форма баланса (составляется
- упрощенная
форма отчета о прибылях и
убытках (составляется за
- контракты, договоры поставок, акты выполненных работ, выставленные счета, счета-фактуры и т.п. в соответствии с целевым назначением кредита.
Также необходимо предоставить документы по предоставляемому обеспечению:
При залоге транспортных средств:
- паспорт транспортного средства, акт технического осмотра.
При залоге оборудования:
- документы,
подтверждающие право
- документы,
подтверждающие оплату
- документы,
подтверждающие оплату
При залоге товаров:
- документы,
подтверждающие наличие и
При залоге недвижимости:
- документы,
подтверждающие право
- документ
о территориальных границах
- справку из органа, ведущего регистрацию и техническую инвентаризацию объекта недвижимости.
При принятии поручительства юридических лиц:
- правоустанавливающие документы.
При принятии поручительств физических лиц:
- общегражданский паспорт и иной документ, подтверждающий личность поручителя.
В случае страхования предмета залога предоставляется страховой полис, по которому выгодоприобретателем выступает Банк, с обязательным ежегодным переоформлением.
Кредитный работник
имеет право запросить у
Кредитный работник определяет принадлежность клиента к субъекту малого предпринимательства согласно ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995 №88-ФЗ.
Операции кредитования субъектов малого предпринимательства проводятся исходя из годовой выручки, ежегодно устанавливаемой Комитетом по предоставлению кредитов и инвестиций банка, в том числе не ведущих стандартную бухгалтерскую отчетность или применяющих специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ. На сегодняшний день годовая выручка не должна превышать 50 млн. рублей. Затем кредитный работник проводит предварительный анализ по предоставленному балансу и отчету о прибылях и убытках по методике применяемой банком для оценки кредитоспособности заемщика. Методика оценки представлена во 2 главе пункт 3.
Заявление клиента
на получение кредита
Копия заявления Заемщика и документы, подтверждающие его правоспособность и правоспособность Поручителя, Гаранта, Залогодателя передаются на рассмотрение юридическому подразделению. Юридическое подразделение должно в течении трех рабочих дней после получения документов проверить полномочия руководителей Заемщика, имеющих право подписи финансовых документов, Поручителя, Гаранта, Залогодателя и в соответствии с ними дать кредитующему подразделению письменное заключение о правоспособности Заемщика и при необходимости – рекомендации по оформлению кредитных документов.
Подразделению безопасности передается на рассмотрение копия заявления Заемщика и копии анкет Заемщика, Поручителя, Гаранта, Залогодателя. Подразделение безопасности в течении трех рабочих дней должно представить кредитующему подразделению письменное заключение о наличии либо отсутствии негативной информации относительно деятельности и деловой репутации Заемщика, Поручителя, Гаранта, Залогодателя и их руководителей.