Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, реферат
Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы торговли в
Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
Повышение качества обслуживания сельского населения осуществляется на основе реализации комплекса мер по развитию торговли в сельской местности в соответствии с мероприятиями Государственной программы устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), Программой развития потребительской кооперации на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правления Белкоопсоюза от 20 октября 2010 г. и согласованной Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь.
Для современного бизнеса, в
т.ч. и торгового, вопрос о необходимости
самофинансирования уже не вызывает
сомнений. На объемы использования
торговыми организациями
Прежде всего, эту специфику
продуцируют особенности и
Во-первых, торговля является
завершающим звеном в цепи общественного
производства. В современных условиях
ложного переплетения межотраслевых
хозяйственных связей колебания, возникшие
в одной отрасли, передаются в
другие, возникшие в одной отрасли,
передаются в другие, вызывая соответствующие
изменения в последующих
Во-вторых, на размер самофинансирования существенное влияние оказывает подвижность и изменчивость спроса, особенно на непродовольственные товары. Торговые организации, в отличие от промышленных, ежедневно ощущают изменение спроса. Это приводит к неравномерности поступления одного из основных источников самофинансирования – прибыли, к невозможности долговременного планирования использования собственных финансовых ресурсов.
В-третьих, при высоком
уровне зависимости торговли от развития
товаропроводящей сети формирование нерациональных
связей с поставщиками товаров (логистические
проблемы) вызывает дополнительные издержки,
в том числе связанные с
образованием чрезмерны запасов, их
доработкой и подготовкой к реализации,
что непосредственно влияет на конечный
финансовый результат торговой деятельности
и способность к
В-четвертых, торговым организациям присущи отраслевые особенности финансирования. В торговле активы представлены в основном оборотными средствами (по оценке специалистов, их доля доходи до 75-80% всех активов [1, с. 5]). Для их финансирования торговые организации активно используют средства других организаций – в основном поставщиков товаров. В этой связи размеры участия собственных средств в общем объеме финансирования деятельности в торговле ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.
Зарубежный опыт финансирования
торговых организаций свидетельствует
об активном участии в этом процессе
заемных и привлеченных средств,
поскольку возможности
Наряду с отраслевой спецификой существует ряд национальных особенностей торговли, в той или иной степени оказывающих влияние на ее возможности самофинансирования. К Числу важнейших из них относятся:
Накладываясь на специфику сложившихся в республике условий ведения бизнеса, названные особенности в совокупности предопределили низкий уровень участия собственных финансовых ресурсов в финансировании деятельности субъектов белорусской торговли. Анализ укрупненной структуры пассива бухгалтерского баланса по отраслям экономики свидетельствует о том, что организации торговли и общественного питания имеют наибольший удельный вес заемных и привлеченных финансовых средств и обязательств в структуре капитала среди всех отраслей народного хозяйства, что наглядно представлено в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Укрупненная структура пассива баланса по отраслям экономики Республики Беларусь, в % к итогу баланса
Наименование отрасли |
На 1.01.2007 |
На 1.01.2008 |
На 1.01.2009 |
На 1.01.2010 |
На 1.01.2011 | |||||
Капитал и резервы (источник собственных средств) |
Обязательства |
Капитал и резервы (источник собственных средств) |
Обязательства |
Капитал и резервы (источник собственных средств) |
Обязательства |
Капитал и резервы (источник собственных средств) |
Обязательства |
Капитал и резервы (источник собственных средств) |
Обязательства | |
Республика Беларусь |
76,0 |
24,0 |
74,2 |
25,8 |
72,2 |
27,8 |
68,6 |
31,4 |
67,0 |
33,0 |
Промышленность |
72,3 |
27,2 |
70,4 |
29,6 |
68,8 |
31,2 |
64,0 |
36,0 |
63,8 |
36,2 |
Сельское хозяйство |
70,9 |
29,1 |
69,3 |
30,7 |
64,7 |
35,3 |
58,0 |
42,0 |
54,9 |
45,1 |
Транспорт |
93,3 |
6,7 |
91,3 |
8,7 |
90,5 |
9,5 |
88,3 |
11,7 |
86,8 |
13,2 |
Связь |
77,4 |
22,6 |
77,5 |
22,5 |
83,3 |
16,7 |
78,6 |
21,4 |
73,8 |
26,2 |
Строительство |
69,1 |
30,9 |
68,0 |
32,0 |
68,6 |
31,4 |
70,1 |
29,9 |
68,2 |
31,8 |
Торговля и общественное питание |
41,1 |
58,9 |
40,1 |
59,9 |
39,0 |
61,0 |
39,3 |
60,7 |
41,0 |
59,0 |
Примечание - Источник: [6, с.38; 7, с.12]
По состоянию на 01.01.2011 г. доля заемных и привлеченных ресурсов в общем объеме финансирования организаций торговли и общественного питания составила почти 60 % (например, в промышленности этот показатель 36,2 %, сельском хозяйстве 45,1 %, на транспорте 13,2 %, а в общем по республике 33%) [7,с. 12].
На невысокий размер самофинансирования в торговой сфере указывает и низкая обеспеченность собственными оборотными средствами — почти половина торговых организаций в 2010 г. не располагала собственными оборотными средствами, у 15.9 % оборотные средства сложились ниже установленного для отрасли норматива [7, с. 27]. Обеспеченность собственными оборотными средствами субъектов торговли при нормативе 10 % на протяжении 2004-2006 гг. имела отрицательное значение. В 2007 г- эта тенденция была преодолена, и данный показатель для торговли составил на 01.01.2009 г. 2,2 %, в то же время в целом по экономике республики он достиг значения 13,6 % [8, с. 95]. Но несмотря на наметившуюся положительную динамику данного показателя, в 2009-2010 гг. его величина опять имела отрицательные значения: -0,6 и -3,5 соответственно [9, с.533].
Приведенные статистические материалы свидетельствуют о том, что для финансирования активов отечественные торговые организации используют, главным образом, заемные и привлеченные финансовые ресурсы, среди которых основную долю занимает кредиторская задолженность. Многие торговые объекты имеют просроченную кредиторскую задолженность, которая на 1.01.2011 г, составила 529,4 млрд р. [9, с. 536]. Но необходимо отметить, что доля просроченной кредиторской задолженности в общей ее сумме на протяжении 2002-2008 гг. имела тенденцию к снижению и только в 2009 г. этот вектор изменений был нарушен. Однако, несмотря на это, данный показатель в 2010 г. был в 2,7 раза меньше, чем в 2002 г. Доля кредитов и займов в общей задолженности организаций торговли и общественного питания последнее десятилетие в среднем составляла 30,4 %. Между тем наличие кредитов и займов предполагает уплату по ним проценте в, ч то отражается на конечных результатах деятельности организаций и на ее возможностях наращивания и использования собственных финансовых ресурсов. Совместно с вышеназванными особенностями и проблемами самофинансирования торговой деятельности отечественных субъектов хозяйствования, существенное влияние на процессы участия собственных ресурсов в финансировании их деятельности оказывают макроэкономические условия: налоговая и амортизационная политики, уровень инфляции, процентная ставка, стабильность финансовой системы государства в целом и др.
На процесс использования
организациями собственных
Опыт стран с развитой рыночной экономим, свидетельствует о том, что возможности самофинансирования значительно возрастают при постепенном снижении налоговой нагрузки. Положительная динамика (в сторону снижения) уровня налоговой нагрузки наблюдается и в белорусской экономике, хотя данный показатель остается достаточно высоким по сравнению с развитыми странами. В 2010 г, налоговая нагрузка снизить по отношению к 2009 г. на 2,6 процентных пункта и составила 27.5 % к ВВП (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) [3]. Происходит постепенное сокращение количества налогов и сборов. Так, в течение 2005-2009 гг. были последовательно отменены 22 налоговых платежа, а с 1.01,2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь. С ее введением произошли существенные изменения в налоговой системе страны: сокращено число налогов, усовершенствованы методики их поступления. Однако торговая сфера, являясь трудоемкой отраслью экономики (наряду с транспортной и строительной), продолжает нести тяжелое налоговое бремя на себестоимость (18-21 %). Это в значительной степени оказывает воздействие на конечный финансовый результат деятельности торговых субъектов хозяйствования и на источники формирования собственных средств. Несмотря на все предпринимаемые мероприятия со стороны государства по уменьшению налоговой нагрузки, сохраняющийся достаточно высокий ее уровень отрицательно влияет на возможности накопления и использования собственных финансовых ресурсов торговыми организациями.
На процесс формирования из различных источников и использования собственных финансовых ресурсов организации большое влияние оказывает состояние денежно-кредитной системы, а также проводимые государством в ее отношения курсовая и процентная политики. Государство, изменяя размер ставки рефинансирования, соответственно, воздействуя на размеры процентных ставок по кредитам, может активно регулировать соотношение финансовых ресурсов субъектов хозяйствования: уменьшая ставку - стимулировать к привлечению кредитных средств (например, в условиях экономического подъема), увеличивая — побуждать к использованию собственных ресурсов развития (в условиях спада). При недостатке собственных оборотных средств торговая сфера просто вынуждена использовать кредитные ресурсы для финансирования своей деятельности. Торговые объекты, как правило, пользуются краткосрочными кредитами для создания товарных запасов. Долгосрочные кредиты торговле предоставляются в основном на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию основных фондов и другие инвестиционные цели. Но финансирование через механизмы рынка капитала является непростым в реализации и недоступным для многих представителей малого и среднего бизнеса. Так, в результате влияния мирового финансового кризиса на отечественную экономику произошло увеличение ставки рефинансирования, что повлекло за собой рост ставок по кредитам для юридических лиц. Несмотря на наметившуюся тенденцию в 2010 г. снижения ставки рефинансирования и ставок по кредитам, ухудшение общеэкономической ситуации привело к значительному их росту в 2011 г. (действующие процентные ставки по кредитам приведены в таблице 1.4). Но отечественные торговые субъекты хозяйствования ввиду низкой обеспеченности собственными финансовыми ресурсами даже в таких экономических условиях вынуждены привлекать кредитные ресурсы, что негативно сказывается на прибыльности их деятельности и на возможностях наращивания собственных средств развития. Кроме того, наличие большого числа банков актуализирует проблему определения и постоянного отслеживания их надежности. Проведение взвешенной денежно-кредитной политики государства по различным направлениям (эффективное регулирование денежно-кредитной массы, обоснованное изменение процентных ставок и т. д.) должно обеспечить стабильность финансовой системы и способствовать сбалансированному развитию отечественных субъектов хозяйствования.