Проблемы торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Файлы: 1 файл

3 глава на доработку.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

3 ПРОБЛЕМЫ И  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

        3.1  Проблемы торговли в Республике  Беларусь

 

Основной  целью развития торговли и общественного  питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Повышение качества обслуживания сельского населения  осуществляется на основе реализации комплекса мер по развитию торговли в сельской местности в соответствии с мероприятиями Государственной программы устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), Программой развития потребительской кооперации на 2011 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правления Белкоопсоюза от 20 октября 2010 г. и согласованной Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь.

Для современного бизнеса, в  т.ч. и торгового, вопрос о необходимости  самофинансирования уже не вызывает сомнений. На объемы использования  торговыми организациями собственных  источников развития и, соответственно, размер самофинансирования в торговле имеют определенную специфику.

Прежде всего, эту специфику  продуцируют особенности и проблемы осуществления торговой деятельности как особой формы хозяйствования.

Во-первых, торговля является завершающим звеном в цепи общественного  производства. В современных условиях ложного переплетения межотраслевых  хозяйственных связей колебания, возникшие  в одной отрасли, передаются в  другие, возникшие в одной отрасли, передаются в другие, вызывая соответствующие  изменения в последующих звеньях  воспроизводственного цикла. Нарушение  ресурсных потоков в тех или  иных отраслях неизбежно приводит к  дестабилизации финансовых потоков  в торговле, что негативно влияет на возможности самофинансирования.

Во-вторых, на размер самофинансирования существенное влияние оказывает  подвижность и изменчивость спроса, особенно на непродовольственные товары. Торговые организации, в отличие от промышленных, ежедневно ощущают изменение спроса. Это приводит к неравномерности поступления одного из основных источников самофинансирования – прибыли, к невозможности долговременного планирования использования собственных финансовых ресурсов.

В-третьих, при высоком  уровне зависимости торговли от развития товаропроводящей сети формирование нерациональных связей с поставщиками товаров (логистические  проблемы) вызывает дополнительные издержки, в том числе связанные с  образованием чрезмерны запасов, их доработкой и подготовкой к реализации, что непосредственно влияет на конечный финансовый результат торговой деятельности и способность к самофинансированию. Скорейшее внедрение логистической  системы страны, которая утверждена в соответствующей программе  Советом Министров в 2008 г., в несомненной  мере будет способствовать развитию товаропроводящей сети республики.

В-четвертых, торговым организациям присущи отраслевые особенности  финансирования. В торговле активы представлены в основном оборотными средствами (по оценке специалистов, их доля доходи до 75-80% всех активов [1, с. 5]). Для их финансирования торговые организации активно используют средства других организаций – в основном поставщиков товаров. В этой связи размеры участия собственных средств в общем объеме финансирования деятельности в торговле ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.

Зарубежный опыт финансирования торговых организаций свидетельствует  об активном участии в этом процессе заемных и привлеченных средств, поскольку возможности наращивания  собственных подвержены влиянию  вышеперечисленных факторов. Так, в  странах Евросоюза, а также в  США и Японии более 75% розничной  торговли финансируется за счет факторинга. Если небольшим торговым сетям или  отдельным магазинам достаточно для развития собственных финансовых ресурсов и краткосрочных кредитов, то крупные торговые компании нуждаются  в значительных долгосрочных заемных  средствах. В последнее время  торговые организации стали активно  использовать такие финансовые инструменты, как размещение облигаций, IPO, привлечение синдицированных кредитов.

Наряду с отраслевой спецификой существует ряд национальных особенностей торговли, в той или иной степени  оказывающих влияние на ее возможности  самофинансирования. К Числу важнейших  из них относятся:

  • измельченность, а следовательно, слабая материально-техническая база торговых объектов. Значительная их часть составляет категорию малых предприятий: с 2000 до 2011 гг. около 40-42% всех субъектов малого предпринимательства осуществляло деятельность в торговой сфере [2, с.27]. Состояние материально-технической базы и эффективность ее использования оказывают прямое влияние на конечный результат хозяйственной деятельности организации, а соответственно, на возможности наращивания собственных финансовых ресурсов и привлечения заемных;
  • сохраняющаяся на протяжении ряда лет низкая рентабельность торгового бизнеса, обусловленная, прежде всего, несовершенством действующих в республике систем ценообразования и налогообложения, которая существенно ограничила пополнение собственных средств организаций за счет прибыли. Так, за последнее десятилетие рентабельность продаж организаций торговли находилась в пределах 1-3 % к обороту период 2000-2004 гг. около четверти торговых организаций республики были убыточными, и только в последние годы их доля имела тенденцию к снижению (в 2010 г 4,2 % организаций торговли относились к убыточным [10, с. 40]);
  • большая доля в структуре основных средств арендованных помещений. Многие торговые организации не имеют собственных зданий и сооружений, что значительно ограничивает их возможности в формировании одного из основных источников самофинансирования — амортизационных отчислений и одновременно сокращает размеры получаемой прибыли ввиду необходимости осуществления арендных платежей. Средняя ставка аренды торговых площадей г. Минска в середине 2011 г. была уровне 30 евро/кв., м./мес. [5]. Решению данной проблемы во многом может способствовать внедрение ипотеки, которая даст смежность без наличия достаточной суммы собственных средств построить или выкупить помещение;
  • меры государственного регулирования, которые активно применяются для торговой сферы (например, ограничения по продаже импорта др.), в значительной степени осложняют провес управления товарными и финансовыми порами торговых организаций и ограничивают их самостоятельность в принятии финансовых решений;
  • недостаточное количество высококвалифицированных специалистов. По данным официальной статистики, на конец 2010 г, менее четверти общего числа работников торговли общественного питания имели высшее образование, доля руководителей торговых организаций; высшим образованием составила только 53,9 %, е специалистов — 53,6% [12, с. 78]. Соответственно, грамотное принятие финансовых решений, формирование оптимальной структуры капитала торговых организаций во многом невозможно из-за недостатка специальных знаний у работников.

Накладываясь на специфику сложившихся в республике условий ведения бизнеса, названные особенности в совокупности предопределили низкий уровень участия собственных финансовых ресурсов в финансировании деятельности субъектов белорусской торговли. Анализ укрупненной структуры пассива бухгалтерского баланса по отраслям экономики свидетельствует о том, что организации торговли и общественного питания имеют наибольший удельный вес заемных и привлеченных финансовых средств и обязательств в структуре капитала среди всех отраслей народного хозяйства, что наглядно представлено в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Укрупненная структура пассива баланса по отраслям экономики Республики Беларусь, в % к итогу баланса

 

Наименование отрасли

На 1.01.2007

На 1.01.2008

На 1.01.2009

На 1.01.2010

На 1.01.2011

Капитал и резервы (источник собственных  средств)

Обязательства

Капитал и резервы (источник собственных  средств)

Обязательства

Капитал и резервы (источник собственных  средств)

Обязательства

Капитал и резервы (источник собственных  средств)

Обязательства

Капитал и резервы (источник собственных  средств)

Обязательства

Республика Беларусь

76,0

24,0

74,2

25,8

72,2

27,8

68,6

31,4

67,0

33,0

Промышленность 

72,3

27,2

70,4

29,6

68,8

31,2

64,0

36,0

63,8

36,2

Сельское хозяйство 

70,9

29,1

69,3

30,7

64,7

35,3

58,0

42,0

54,9

45,1

Транспорт

93,3

6,7

91,3

8,7

90,5

9,5

88,3

11,7

86,8

13,2

Связь

77,4

22,6

77,5

22,5

83,3

16,7

78,6

21,4

73,8

26,2

Строительство

69,1

30,9

68,0

32,0

68,6

31,4

70,1

29,9

68,2

31,8

Торговля и общественное питание 

41,1

58,9

40,1

59,9

39,0

61,0

39,3

60,7

41,0

59,0


         

            Примечание - Источник: [6, с.38; 7, с.12]

 

По состоянию на 01.01.2011 г. доля заемных и привлеченных ресурсов в общем объеме финансирования организаций торговли и общественного питания составила почти 60 % (например, в промышленности этот показатель 36,2 %, сельском хозяйстве 45,1 %, на транспорте 13,2 %, а в общем по республике 33%) [7,с. 12].

На невысокий размер самофинансирования в торговой сфере указывает и низкая обеспеченность собственными оборотными средствами — почти половина торговых организаций в 2010 г. не располагала собственными оборотными средствами, у 15.9 % оборотные средства сложились ниже установленного для отрасли норматива [7, с. 27]. Обеспеченность собственными оборотными средствами субъектов торговли при нормативе 10 % на протяжении 2004-2006 гг. имела отрицательное значение. В 2007 г- эта тенденция была преодолена, и данный показатель для торговли составил на 01.01.2009 г. 2,2 %, в то же время в целом по экономике республики он достиг значения 13,6 % [8, с. 95]. Но несмотря на наметившуюся положительную динамику данного показателя, в 2009-2010 гг. его величина опять имела отрицательные значения: -0,6 и -3,5 соответственно [9, с.533].

Приведенные статистические материалы свидетельствуют о том, что для финансирования активов отечественные торговые организации используют, главным образом, заемные и привлеченные финансовые ресурсы, среди которых основную долю занимает кредиторская задолженность. Многие торговые объекты имеют просроченную кредиторскую задолженность, которая на 1.01.2011 г, составила 529,4 млрд р. [9, с. 536]. Но необходимо отметить, что доля просроченной кредиторской задолженности в общей ее сумме на протяжении 2002-2008 гг. имела тенденцию к снижению и только в 2009 г. этот вектор изменений был нарушен. Однако, несмотря на это, данный показатель в 2010 г. был в 2,7 раза меньше, чем в 2002 г. Доля кредитов и займов в общей задолженности организаций торговли и общественного питания последнее десятилетие в среднем составляла 30,4 %. Между тем наличие кредитов и займов предполагает уплату по ним проценте в, ч то отражается на конечных результатах деятельности организаций и на ее возможностях наращивания и использования собственных финансовых ресурсов. Совместно с вышеназванными особенностями и проблемами самофинансирования торговой деятельности отечественных субъектов хозяйствования, существенное влияние на процессы участия собственных ресурсов в финансировании их деятельности оказывают макроэкономические условия: налоговая и амортизационная политики, уровень инфляции, процентная ставка, стабильность финансовой системы государства в целом и др.

На процесс использования  организациями собственных финансовых ресурсов могут значительно влиять различные инструменты налоговой политики.

Опыт стран с развитой рыночной экономим, свидетельствует о том, что возможности самофинансирования значительно возрастают при постепенном снижении налоговой нагрузки. Положительная динамика (в сторону снижения) уровня налоговой нагрузки наблюдается и в белорусской экономике, хотя данный показатель остается достаточно высоким по сравнению с развитыми странами. В 2010 г, налоговая нагрузка снизить по отношению к 2009 г. на 2,6 процентных пункта и составила 27.5 % к ВВП (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты) [3]. Происходит постепенное сокращение количества налогов и сборов. Так, в течение 2005-2009 гг. были последовательно отменены 22 налоговых платежа, а с 1.01,2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь. С ее введением произошли существенные изменения в налоговой системе страны: сокращено число налогов, усовершенствованы методики их поступления. Однако торговая сфера, являясь трудоемкой отраслью экономики (наряду с транспортной и строительной), продолжает нести тяжелое налоговое бремя на себестоимость (18-21 %). Это в значительной степени оказывает воздействие на конечный финансовый результат деятельности торговых субъектов хозяйствования и на источники формирования собственных средств. Несмотря на все предпринимаемые мероприятия со стороны государства по уменьшению налоговой нагрузки, сохраняющийся достаточно высокий ее уровень отрицательно влияет на возможности накопления и использования собственных финансовых ресурсов торговыми организациями.

На процесс формирования из различных источников и использования собственных финансовых ресурсов организации большое влияние оказывает состояние денежно-кредитной системы, а также проводимые государством в ее отношения курсовая и процентная политики. Государство, изменяя размер ставки рефинансирования, соответственно, воздействуя на размеры процентных ставок по кредитам, может активно регулировать соотношение финансовых ресурсов субъектов хозяйствования: уменьшая ставку - стимулировать к привлечению кредитных средств (например, в условиях экономического подъема), увеличивая — побуждать к использованию собственных ресурсов развития (в условиях спада). При недостатке собственных оборотных средств торговая сфера просто вынуждена использовать кредитные ресурсы для финансирования своей деятельности. Торговые объекты, как правило, пользуются краткосрочными кредитами для создания товарных запасов. Долгосрочные кредиты торговле предоставляются в основном на приобретение оборудования, реконструкцию, модернизацию основных фондов и другие инвестиционные цели. Но финансирование через механизмы рынка капитала является непростым в реализации и недоступным для многих представителей малого и среднего бизнеса. Так, в результате влияния мирового финансового кризиса на отечественную экономику произошло увеличение ставки рефинансирования, что повлекло за собой рост ставок по кредитам для юридических лиц. Несмотря на наметившуюся тенденцию в 2010 г. снижения ставки рефинансирования и ставок по кредитам, ухудшение общеэкономической ситуации привело к значительному их росту в 2011 г. (действующие процентные ставки по кредитам приведены в таблице 1.4). Но отечественные торговые субъекты хозяйствования ввиду низкой обеспеченности собственными финансовыми ресурсами даже в таких экономических условиях вынуждены привлекать кредитные ресурсы, что негативно сказывается на прибыльности их деятельности и на возможностях наращивания собственных средств развития. Кроме того, наличие большого числа банков актуализирует проблему определения и постоянного отслеживания их надежности. Проведение взвешенной денежно-кредитной политики государства по различным направлениям (эффективное регулирование денежно-кредитной массы, обоснованное изменение процентных ставок и т. д.) должно обеспечить стабильность финансовой системы и способствовать сбалансированному развитию отечественных субъектов хозяйствования.

Информация о работе Проблемы торговли в Республике Беларусь