Проблемы торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Файлы: 1 файл

3 глава на доработку.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

В то же время, если процесс  присоединения к ВТО не будет  увязан с переговорами по таможенному  союзу, это может негативно сказаться  на перспективах ЕЭП. Существует вероятность, что в дальнейшем стороны просто не смогут согласовать единый таможенный тариф из-за разницы в условиях, на которые они согласились при  вступлении в ВТО.

По мнению многих экспертов, вступление Украины в ВТО и  будет означать выход Киева из процесса создания ЕЭП. «Оранжевое»  руководство Украины фактически утратило реальный интерес к этой организации, взяв курс на интеграцию с евро-атлантическими структурами  и вступление в ВТО раньше России. Однако до присоединения к ВТО  Киев будет по-прежнему занимать двойственную позицию и затягивать подписание всего пакета соглашений по ЕЭП [8, c.25].

При этом даже если проект ЕЭП  будет продолжаться благодаря политической воле трех, а не четырех стран, им все равно предстоит непростая  работа по увязке противоречивых интересов  и целей, которые каждая из них  стремится достичь при интеграции. К примеру, Казахстан не устраивает тарифная политика России в сфере  трубопроводного и железнодорожного транспорта.

Дальнейшее развитие интеграции, основанной на глубоких исторических и духовных связях между народами Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации, отвечает национальным интересам этих государств, способствует решению стоящих перед ними общих  задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан, устойчивому  социально-экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках глобальной экономики.

В Декларации заявлено о  том, что указанные три государства  переходят к следующему этапу  интеграционного строительства  – единому экономическому пространству. Это интеграционное объединение  основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и  равенства государств, утверждения  основополагающих прав и свобод человека, правового государства и рыночной экономики.

Основным содержанием  дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала таможенного  союза и единого экономического пространства, совершенствование и  дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического  взаимодействия по следующим основным направлениям:

– обеспечение эффективного функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

– формирование согласованной  промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций;

– дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в сферах, определенных соглашениями, составляющими договорно-правовую базу ЕЭП;

- разработка и осуществление  согласованной экономической политики, переход к согласованию параметров  основных макроэкономических показателей  государств-членов, углубление сотрудничества  в валютной сфере;

- углубление сотрудничества  в целях обеспечения экономической  безопасности во всех ее аспектах;

– сотрудничество в вопросах миграционной политики;

– обеспечение совместимости  стандартов образования;

– всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии  парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми;

– дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия;

– совершенствование и  развитие наднациональных институтов;

– развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес.

С целью обеспечения функционирования и развития ТС и ЕЭП государства-участники  учреждают евразийскую экономическую  комиссию, деятельность которой осуществляется в интересах всего интеграционного  сообщества и носит высокопрофессиональный характер.

Единое экономическое  пространство на любом этапе своего формирования и функционирования открыто  для присоединения других государств, разделяющих цели и принципы Союза  и готовых к их реализации.

 Государства - участники  единого экономического пространства  будут стремиться завершить кодификацию  международных договоров, составляющих  нормативно-правовую базу ТС и  ЕЭП, и на этой основе к  1 января 2015 года создать евразийский  экономический союз. Данная работа  будет включать, в том числе, договоренности по:

– сбалансированной макроэкономической, бюджетной и конкурентной политике;

– структурным реформам рынков труда, капиталов, товаров и  услуг;

– созданию евразийских  сетей в сфере энергетики, транспорта и телекоммуникаций.

Подтверждая стремление к  дальнейшему укреплению всестороннего  взаимовыгодного и равноправного  сотрудничества с другими странами, международными интеграционными объединениями, включая европейский союз, с выходом  на создание общего экономического пространства, Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации  подчеркнули целесообразность проведения скоординированной работы в рамках ТС и ЕЭП по вопросам гармонизации и взаимного сближения интеграционных процессов в Евроатлантике и  Евразии.

Единое экономическое  пространство в 2011 – 2015 годах обеспечит:

1) формирование с 1 января 2013 года экономической политики  в рамках количественных параметров, определяющих устойчивость экономического  развития:

– годовой дефицит государственного бюджета – не выше 3% ВВП;

– государственный долг – не выше 50% ВВП;

– уровень инфляции –  не более чем на 5% выше уровня инфляции страны;

– участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен;

2) создание правовых основ  для формирования и установления  единых принципов и общих правил  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий и гармонизацию  на их основе национального  законодательства государств-членов  в области регулирования деятельности  естественных монополий;

3) разработку и принятие  модульного закона о конкуренции;

4) порядок введения и  применения компенсирующих мер  при предоставлении промышленных  субсидий и установление разрешенного  объема государственной поддержки  сельского хозяйства.

С целью обеспечения функционирования и дальнейшего развития ТС и ЕЭП  учреждается Евразийская экономическая  комиссия (ЕЭК), которая в отличие  от Комиссии ТС имеет два уровня управления: Совет Комиссии (в него входят по одному представителю от каждой стороны, которые являются заместителями  глав правительств) и Коллегия Комиссии (в состав которой входят по три  представителя от каждой стороны), работающая на постоянной основе.

Необходимо отметить, что  и дальнее зарубежье является очень важным и интересным сегментом  работы. Один из первых мандатов, которые  Евразийская экономическая комиссия получила на внешней деятельности, были мандаты на переговорах, в частности, с Вьетнамом по созданию режима свободной  торговли. Понимая, что Вьетнам –  это не просто отдельная страна, а своеобразный центр регионализации на юго-востоке Азии, новый растущий центр, с ним активно идет подготовка документов, которые могли бы, в конечном счете, вырасти в режим свободной торговли таможенного союза и Вьетнама.

       В заключение  следует подытожить сказанное  выше следующими словами: механизм  формирования единого экономического  пространства в рамках евразийского  экономического сообщества работает  на полную мощность. Это является  залогом того, что созданное таким  образом ЕЭП к 1 января 2015 года  преобразуется в Евразийский  экономический союз, который откроет  новые горизонты нашего дальнейшего  развития.

Беларусь и ЕС имеют  значительный потенциал расширения экономического сотрудничества за счет увеличения объемов взаимной внешней  торговли и операций, связанных с  движением доходов, трансфертов  и инвестиций.

Однако для того, чтобы  в полной мере задействовать существующий экономический потенциал необходимо, в первую очередь, нормализовать  политические отношения между Беларусью  и Евросоюзом.

В сентябре 2012 г. сальдо внешней  торговли товарами и услугами Беларуси было отрицательным и составило -154,6 млн. долларов США. В предыдущем месяце сальдо внешней торговли тоже было отрицательным и составляло -79,9 млн. долларов США. Наличие дефицита внешней торговли означает возникновение  понижательного давления на стоимость  белорусского рубля относительно других валют. Для сравнения: в январе-марте 2011 г. сальдо имело величину от -487 до -850 млн. долларов США, что привело  к девальвации белорусского рубля  почти в 3 раза. Но ставка рефинансирования Национального Банка Беларуси - процент, под который Нацбанк даёт средства коммерческим банкам - сейчас составляет 30%, что значительно выше её величин  в начале 2011 года, составлявших 12-14%. Чем выше ставка рефинансирования, тем, как правило, выше проценты по рублёвым вкладам в банках. Как следствие, население и юридические лица более активно размещают свободные  средства на банковских депозитах. За счёт этого происходит связывание рублёвой массы и, как следствие, уменьшается  понижающее давление на рубль.

По оперативным данным Белстата, объем внешней торговли товарами между Беларусью и Евросоюзом в январе-ноябре 2012 года возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 33,4% до USD 17,825 млрд. В том числе экспорт белорусских товаров в ЕС увеличился в анализируемом периоде на 50,9% до USD12,951 млрд. Импорт товаров из ЕС в Беларусь возрос в меньшей степени - на 2% до USD4,874 млрд.

Как следствие, положительное  для Беларуси сальдо торговли товарами со странами ЕС увеличилось в 2,1 раза - с +USD3,804 млрд. в январе-июле 2011 года до рекордных +USD8,077 млрд. в январе-ноябре 2012 года.

При этом удельный вес ЕС в структуре внешней торговли товарами (товарооборота) Беларуси в  январе-июле 2012 года возрос до 31,5% против 27,2% год назад. В том числе на долю ЕС в январе-июле текущего года приходится 44,3% экспорта белорусских  товаров и 17,9% импорта товаров.

В результате среди основных торговых партнеров Беларуси Евросоюз по уровню внешнеторгового оборота  занимает второе место после России, на долю которой приходится 46,3% внешней  торговли товарами.

Основными торговыми партнерами Беларуси в ЕС в январе-ноябре 2012 года являются следующие страны: Нидерланды - 10,9% внешнеторгового оборота Беларуси, Латвия - 5,3%, Германия - 4,2%, Польша - 2,3%, Литва - 1,7%, Италия - 1,6%, Соединенное Королевство - 0,9%, Эстония - 0,8%, Чехия - 0,5%, Бельгия - 0,5%, Франция - 0,5%.

Вместе с тем, белорусский экспорт в страны ЕС носит ярко выраженный "нефтяной" характер, поскольку основными товарными позициями являются сырая нефть и нефтепродукты, растворители и разбавители сложные органические, смазочные материалы, сжиженный газ. В частности, в структуре экспорта белорусских товаров в ЕС доля нефтяных позиций в январе-ноябре 2012 года составила USD11,307 млрд., или 87,3%. В случае исключения нефтяных позиций экспорт белорусских товаров в страны ЕС в январе-ноябре 2012 года составил бы всего USD1,643 млрд. вместо фактических USD12,951 млрд.

По данным Белстата, экспорт  беларусских нефтепродуктов в страны Евросоюза в январе-июле 2012 года составил USD6,664 млрд. В число основных европейских покупателей беларусских  нефтепродуктов входят Нидерланды (объем  экспорта составил USD 4,095 млрд.), Латвия (USD1,526 млрд.), Италия (USD279,663 млн.), Литва (USD227,278 млн.), Соединенное Королевство (USD156,919 млн.), Польша (USD152,456 млн.), Эстония (USD52,098 млн.).

Кроме того, Беларусь в январе-ноябре 2012 года поставила в Германию 961,1 тыс. т. сырой нефти и сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных минералов, на сумму USD750,875 млн. В свою очередь, экспорт нефтяных газов и прочих газообразных углеводородов в страны ЕС составил USD115,7 млн.

Наконец, белорусский экспорт  сложных органических растворителей  и разбавителей в страны ЕС в январе-июле 2012 года составил USD2,760 млрд., экспорт  смазочных материалов - USD1,016 млрд.

Заметное наращивание  поставок растворителей и разбавителей, а также смазочных материалов (под ними понимаются прочие средства, содержащие нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных минералов, код ТНВЭД 340319) из Беларуси в ЕС в  действительности представляет собой  скрытый экспорт нефтепродуктов с целью минимизации уплачиваемых в российский бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты.

В данном случае белорусские  нефтетрейдеры реэкспортировали российские нефтепродукты под видом растворителей, разбавителей и смазочных материалов без уплаты соответствующих пошлин в российский бюджет. Так, Беларусь в январе-ноябре 2012 года беспошлинно импортировала 7,789 млн. т. нефтепродуктов на сумму USD4,459 млрд., что сразу в 3 раза больше, чем в январе-ноябре 2011 года. При этом основной объем поставок (99%) осуществлялся из России. Сэкономленные на уплате в российский бюджет средства в определенной пропорции распределялись между белорусскими и российскими участниками теневой схемы.

Таким образом, белорусские  нефтетрейдеры вместе с российскими  нефтяными компаниями, по сути, создали  на территории Беларуси своеобразный "нефтяной" оффшор с целью уклонения  от уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет. По оценкам, потери российского бюджета в 2011-2012 годе составили более USD2 млрд.

Информация о работе Проблемы торговли в Республике Беларусь