Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, реферат
Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
Вместе с тем, по требованию
российского руководства
Прекращение операций, связанных с контрабандой нефтепродуктов под видом растворителей, разбавителей и смазочных материалов, не окажет серьезного влияния на баланс внутреннего валютного рынка Беларуси, поскольку ранее часть сэкономленных средств перечислялась российским контрагентам, остальные средства белорусские резиденты выводили за рубеж, в том числе под видом иностранных инвестиций.
В первом полугодии 2012 года валовое поступление белорусских инвестиций в Великобританию составило USD663,959 млн., в Нидерланды - USD270,413 млн., в Германию - USD229,460 млн., в Австрию - USD161,571 млн., в Швейцарию - USD150,849 млн., в Литву - USD52,514 млн., в Польшу - USD11,748 млн., в Данию - USD3,151 млн., на Кипр - USD2,745 млн., в Латвию - USD2,396 млн., в Эстонию - USD1,404 млн., в Чехию - USD1,158 млн., в Финляндию - USD694,1 тыс., в Словению - USD103,2 тыс., в Люксембург - USD25 тыс.
С учетом исключения нефтяных
позиций основными
Таким образом, на современном этапе Беларусь и Евросоюз из-за политических разногласий далеко не в полной мере используют потенциал двусторонних экономических отношений. Полноценная нормализация политических отношений между Беларусью и ЕС позволит придать определенный импульс развитию торгово-экономического и инвестиционно-кредитного сотрудничества, а также снизит для резидентов ЕС риски инвестиций в экономику Беларуси, включая прямые иностранные инвестиции и инвестиции в ценные бумаги белорусских эмитентов.
В данном случае необходимо подчеркнуть, что экономический потенциал Евросоюза вкупе с участниками зоны свободной торговли с ЕС (к ним относятся Швейцария, Норвегия, Исландия и Лихтенштейн) и кандидатами на вступление в ЕС (Хорватия, Македония, Сербия, Черногория, Исландия и Турция) в настоящее время является самым мощным в мире. Так, по оценке МВФ, ВВП Евросоюза в текущих ценах в 2012 г. достигнет USD17,1 трлн., а в 2017 г. возрастет до рекордных USD 20,1 трлн. Для сравнения: ВВП России в 2012 году составит около USD2 трлн., а в 2017 году - USD 3,1 трлн.
В целом, как показывает анализ,
на современном этапе
Вступление России в ВТО
расширяет возможности экспорта
европейских товаров в
Таким образом, анализируя проблемы торговой отрасли, можно внести свои предложения по решению этих проблем.
В целях повышения уровня торговых услуг:
- увеличить количество торговых объектов, работающих по методу самообслуживания;
- увеличить количество платежных терминалов, используемых для расчетов за товары посредством пластиковых карточек;
- упорядочить режим работы объектов торговли через увеличение числа магазинов, работающих без обеденного перерыва, в выходные дни;
- расширить сеть фирменных магазинов;
- открыть розничные торговые объекты (дискаунтеры) с минимальными торговыми надбавками;
- ввести так называемые, "социальные полки", с размещением на них ассортимента товаров, реализуемых со скидками;
- расширить сферу применения электронной торговли.
С целью развития общественного питания предлагается:
- развитие объектов, основанных на традициях белорусской национальной кухни, быстрого обслуживания, специализированных объектов, в том числе пивных ресторанов, кафе, баров, детских кафе, кофейен, блинных и других, ориентированных на организацию обслуживания молодежи, посетителей с детьми.
- открытие объектов смешанного типа, таких как ресторан-кафе, ресторан-клуб, ресторан-пиццерия.
- развитие перспективных направлений ресторанного сервиса, коими является кейтеринг (выездное обслуживание потребителей).
- дальнейшее развитие в сфере услуг питания, таких как объекты "фаст фуд" (предприятия типа "Макдональдс" и др.; предприятия уличной торговли: их концепция строится на реализации монопродукта – например, блинов, картофеля, пиццы; к элементам "фаст фуд", применяемым в форматах кафе-ресторан, относятся шведский стол, салат-бар, горячий бар и т.д.).
Для повышения эффективности оптовой торговли можно предложить работу по заключению с изготовителями потребительских товаров договоров со скидками, позволяющая производить отпуск товаров по ценам товаропроизводителей. Это будет способствовать увеличению объемов оптовых продаж, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Можно предложить расширить внешнеэкономическую деятельность организаций, осуществляющих оптовую торговлю.
Предложенные мероприятия позволят обеспечить увеличение розничного товарооборота торговой сети и общественного питания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рынок Республики Беларусь
за последнее десятилетие
За счет вложения частных инвестиций наблюдался значительный прирост современных форматов предприятий торговли (супер- и гипермаркетов «OKEY» и «Бонус», магазинов-дискаунтеров, торговых центров).
В системе общественного
питания появилась сеть ресторанов,
кафе, закусочных с современными залами,
интерьерами и разнообразной
кухней, предприятия типа «бистро»,
применяющие передовые
Обеспеченность торговыми площадями без учета рынков по продовольственной торговле составляет 164,6%, по непродовольственной торговле - 117,3%.
Прочное место в торговле и услугах занимает малый бизнес. В структуре малых предприятий по отраслям экономики наибольший удельный вес (около 45%) занимает сфера торговли и общественного питания.
Тем не менее, необходимо отметить,
что в структуре формирования
оборота розничной торговли сохраняется
тенденция уменьшения доли неорганизованной
торговли, в том числе рыночной.
На сегодняшний день реальным конкурентом
рынков являются сети дискаунтных магазинов,
но, к сожалению, пока их доля в общем
наличии торговых объектов мала, хотя
имеющийся у нас в области
опыт говорит о перспективности
этого направления. Развитие сетевой
торговли переводит организацию
торговли на более высокий, качественный
уровень, ведь именно в сетевых магазинах,
как правило, применяются современные
технологии, в них представлен
более широкий ассортимент
Потребительской кооперации
принадлежит важная роль в реализации
программы возрождения
В настоящее время
Торговое обслуживание населения обеспечивают 11,2 тыс. магазинов, что составляет 45,3% от общего количества в республике, из них 86 тыс. расположены в сельской местности. В 9,6 тыс. населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная сеть, обслуживание осуществляют 548 автомагазинов.
Анализ, проведенный во второй главе показал, что имеет место сокращение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной) принадлежащих потребительской кооперации Республики Беларусь, так в 2011 году по сравнению с 2010 годом количество снизилось на 0,195 тыс. единиц, так же снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 1,29 п.п.
Это произошло в основном за счет снижения количества магазинов на 0,169 тыс. ед., при том что общее количество магазинов Республики Беларусь выросло на 2 тыс. ед., что повлекло за собой снижение удельного веса магазинов в общем количестве на 0,169 п.п.
Общая торговая площадь всех магазинов потребкооперации занимает 27-30% в общей площади всех магазинов страны, а количество магазинов - 24-26%, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.
В 2011 году по сравнению с
2010 годом снижение наблюдалось по
продовольственным магазинам на
46 единиц, при этом общая торговая
площадь наоборот выросла на 2,5 тыс.
кв.м., следовательно, при снижении количества
магазинов наблюдалось
По смешанным магазинам
в 2011 году по сравнению с 2010 годом
снижение было как по количеству магазинов
на 165 единиц, так и по торговой площади
на 6,4 тыс. м.кв., при этом противоположная
ситуация наблюдалась по непродовольственным
магазинам, так по данному типу магазинов
наблюдалось увеличение по количеству
на 42 ед., а по торговой площади на
3,1 тыс. м.кв. Следовательно, до 2010 года,
в системе потребительской
Таким образом, сложившаяся
в зоне деятельности потребительской
кооперации социально-экономическая
ситуация, характер происходящих в
экономике преобразований потребовали
существенных мер по реформированию
и совершенствованию
Для современного бизнеса, в
т.ч. и торгового, вопрос о необходимости
самофинансирования уже не вызывает
сомнений. На объемы использования
торговыми организациями
Прежде всего, эту специфику
продуцируют особенности и
Во-первых, торговля является
завершающим звеном в цепи общественного
производства. В современных условиях
ложного переплетения межотраслевых
хозяйственных связей колебания, возникшие
в одной отрасли, передаются в
другие, возникшие в одной отрасли,
передаются в другие, вызывая соответствующие
изменения в последующих
Во-вторых, на размер самофинансирования
существенное влияние оказывает
подвижность и изменчивость спроса,
особенно на непродовольственные товары.
Торговые организации, в отличие
от промышленных, ежедневно ощущают
изменение спроса. Это приводит к
неравномерности поступления
В-третьих, при высоком
уровне зависимости торговли от развития
товаропроводящей сети формирование нерациональных
связей с поставщиками товаров (логистические
проблемы) вызывает дополнительные издержки,
в том числе связанные с
образованием чрезмерны запасов, их
доработкой и подготовкой к реализации,
что непосредственно влияет на конечный
финансовый результат торговой деятельности
и способность к
В-четвертых, торговым организациям присущи отраслевые особенности финансирования. В торговле активы представлены в основном оборотными средствами (по оценке специалистов, их доля доходи до 75-80% всех активов [1, с. 5]). Для их финансирования торговые организации активно используют средства других организаций – в основном поставщиков товаров. В этой связи размеры участия собственных средств в общем объеме финансирования деятельности в торговле ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.
Одним из условий успешного развития экономики отрасли является импортозамещение, позволяющее обеспечить повсеместный и жесточайший режим экономии ресурсов и достичь в текущей пятилетке роста экспорта товаров и услуг в 2,2 раза.
Важно также использовать преимущество Единого экономического пространства, разработать программу промышленной политики с учетом реалий ЕЭП.