Проблемы торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Файлы: 1 файл

3 глава на доработку.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

Третья угроза – монополизация  рынка. Анализ работы международных  розничных сети показывает, что после установления их доминирующего положения на рынке, происходит постепенное повышение розничных цен.

В то же время Правительство  Республики Беларусь определяет привлечение  прямых иностранных инвестиций в  сферу торговли одной из первоочередных задач. Во всем мире торговля является одной из привлекательных сфер для  привлечения прямых иностранных  инвестиций. Причем, как правило, массовый приход инвестора начинается именно со сферы торговли.

Таким образом, осознавая  всю значимость прямых иностранных  инвестиций для развития торговли Республики Беларусь, их привлечение в сферу  торговли необходимо осуществлять с  учетом м6еждународной практики. Важное значение в этой связи играет антимонопольное  регулирование в торговле, которое  должно быть направлено на недопущение  монополизации и захвата потребительского рынка торговыми сетями, создание условий для здоровой конкуренции, недопущение использования своего преимущественного права на потребительском  рынке, развитие торговых объектов всех типов и форм собственности.

Примером антимонопольного регулирования деятельности торговых сетей в США является ограничение предельных размеров торговых площадей для продажи продуктов питания не разрешается отводить более 7,5% от общей торговой площади, т.е. не более 1125 кв.м.

Конкуренцию международным  торговым сетям должны составить  отечественные торговые сети, которые  могут быть созданы путем слияния  и поглощения мелких торговых организаций.

Для развития отечественных  торговых сетей целесообразно привлекать субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших право использования  товарного знака либо фирменного наименования субъекта торговли, организовавшего  торговую сеть.

Проведенный анализ позволяет  определить направления развития торговой инфраструктуры в Республике Беларусь:

- совместная разработка  схем градостроительства и развития  торговой инфраструктуры управлений  торговли и услуг облисполкома  и горрайисполкомов с управлениями  архитектуры и градостроительства  исполнительных комитетов. Это  позволит согласовать планы строительства  и ввода в эксплуатацию жилых  помещений и торговых объектов  и обеспечить население торговыми  площадями в достаточном количестве;

- привлечение иностранных  инвестиций для строительства  торговых объектов и реконструкции  действующих при условии антимонопольного  регулирования, которое должно  быть направлено на недопущение  монополизации и захвата потребительского  рынка торговыми сетями, создание  условий для здоровой конкуренции; 

- развитие отечественных торговых сетей, которые могут быть созданы путем слияния и поглощения мелких торговых организаций. Это позволит снизить издержки торговых организаций и успешно конкурировать с международными торговыми сетями в сфере розничной торговли.

Реализация данных мероприятий  позволит расширить торговую инфраструктуру в Республике Беларусь и будет  способствовать дальнейшему развитию сферы торговли.

Сегодня крайне важно определить основные пути дальнейшего развития розничной торговли в республике, ее качественного улучшения с  целью более полного удовлетворения спроса населения и повышения  культуры торгового обслуживания. Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного  спроса различных категорий населения  на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком  уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

Определим некоторые пути или направления развития торговой отрасли.

1) Максимальное приближение розничной торговой сети к запросам покупателей.

В настоящее время розничная  торговая сеть в республике развивается  на основе нормативов потребности, установленных  на 1 тыс. жителей. Специфические же потребности покупателей (демографические, социальные, половозрастные и т.д.) практически  не учитываются. В результате торговая сеть оказывается недостаточно гибкой при переходе к рыночным отношениям.

За рубежом учет таких  потребностей осуществляется путем  организации магазинов, ориентированных  на удовлетворение потребностей различных  групп населения, и магазинов, резко  отличающихся уровнем цен. С одной  стороны, имеются фешенебельные  магазины с огромным набором услуг (универмаги, супермаркеты и т.п.).а  с другой, для лиц с низкими  доходами организуются магазины, торгующие  товарами по низким ценам с минимумом  услуг (магазины "дискаунты", "карго", "фебрау-хенмаркеты" и т.п.).

2) Создание примерно равных реальных возможностей для развития конкуренции объектов сферы услуг с различными формами собственности.

При административно-командной  системе розничная торговля осуществляла свою деятельность в основном монопольно, так как предприятия одной  системы (например, государственной  торговли или потребкооперации) обслуживали  тот или иной район или регион. Этот монополизм особенно усилился в 80-е  годы, когда были разработаны и  начали внедряться в жизнь так  называемые генеральные схемы управления торговлей, предусматривающие передачу в одну торговую систему (например, Министерства торговли или потребкооперации) всей торговли того или иного города. Даже в крупных городах не были развиты альтернативные формы продажи  товаров, так как основное место  в организации торговли здесь  занимали предприятия системы Министерства торговли.

В настоящее время этот монополизм в основном разрушен, доля государственной торговли резко  снижена, поэтому важнейшим фактором дальнейшей демонополизации розничной  торговли и развития конкуренции  должно стать ускоренное развитие новой  торговой сети и новых типов торговых предприятий.

Ранее основным источником развития розничной торговой сети были отчисления от жилищного строительства (5-7%). В результате имеется фактическая  обеспеченность розничной сетью  около 250 м2 на тысячу жителей, в то время как в странах Запада она составляет 700-1000 м2.

С переходом к рыночным отношениям источники финансирования развития новой розничной торговой сети должны значительно возрасти за счет промышленных предприятий, коммерческих структур, совместных и иностранных  предприятий, а также частных  лиц. С переходом к рынку должны видоизмениться и типы магазинов. Здесь  можно смело копировать оправдавший  себя зарубежный опыт оптимального сочетания  крупных и крупнейших магазинов  и торговых центров с высоким  сервисом торгового обслуживания и  небольших предприятий торговли с минимумом услуг, низкими ценами и максимально приближенными  к покупателю. В связи с этим в настоящее время завершается  разработка новой номенклатуры типов  торговых предприятий. Это будет  способствовать развитию конкуренции  между предприятиями и скажется на уровне культуры торгового обслуживания.

3) Расширение и обеспечение условий для диверсификационной деятельности розничной торговли.

В настоящее время деятельность подавляющего большинства магазинов  ограничена чисто торговыми функциями (прием товаров, хранение, подготовка и продажа). Неторговая деятельность магазинов и фирм в основном связана  с дополнительными услугами (кафетерии, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка на дом и т.п.), большинство из которых  бесплатные, так как сохраняются  экономические и организационные  препятствия для оказания более  выгодных и рентабельных платных  услуг. В результате обеспеченность площадями для оказания услуг  и в продовольственной, и особенно в непродовольственной торговле далека от нормативов.

4) Дальнейшее развитие и повышение эффективности различных форм розничной продажи товаров.

Прежде всего, надо отметить, что в условиях экономического кризиса 90-х годов почти в 2 раза снизился удельный вес самообслуживания: на 01.01.2006 г. он составил только 39% в общем количестве магазинов и 43,5% в общей торговой площади. Следует отметить, что удельный вес этой формы продажи в странах с рыночной экономикой достаточно высок. Например, в продовольственной торговле он достигает 80-100%.

5) Разработка новых организационных структур управления торговлей.

Наряду с реформированием  форм собственности торговых предприятий  произошла реорганизация в структурах управления торговлей. Проведена либерализация  управления торговлей путем предоставления большей самостоятельности при  выборе организационно-правовых форм. Ликвидированы промежуточные организационные  звенья - торги и тресты, взамен которых  организованы более эффективные  структуры.

6) Создание более совершенной системы защиты прав потребителей.

В странах с рыночной экономикой интересы потребителя защищены не только деятельностью торговых предприятий, но и политикой государственных  органов управления и общественных организаций (налоговая дисциплина, установление режимов работы магазинов  и т.п.). В результате созданы мощные барьеры предпринимателям, деятельность которых не отвечает требованиям  потребителей.

Государственная политика в  сфере розничной торговли направлена на укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров

К периоду 2010 года количество магазинов с торговой площадью свыше 650 кв. метров в городе Минске составило 98 единиц, свыше 1000 кв. метров преимущественно в формате супер- и гипермаркетов - 52 единицы. Следовательно, ежегодно предполагается вводить в эксплуатацию по одному торговому объекту, как среднего, так и крупного формата. В дальнейшем в структуре торговой сети будут преобладать форматы с площадью от 650 кв.м. Количество «средних» магазинов почти в два раза больше чем крупных.

Для обеспечения системного подхода к строительству и  размещению крупных торговых объектов (торговых центров, гипер- и супермаркетов, магазинов с торговой площадью от 650 кв. метров и более) облисполкомами и Минским горисполкомом разрабатываются  генеральные схемы размещения крупных  торговых объектов в городах республики на период до 2020 года.

Укрупнение торговой сети за счет привлечения инвестиций в  отрасль сегодня является одним  из приоритетных направлений в развитии торговой сети городов Беларуси. В  Программе развития внутренней торговли на 2010-2014 гг. определены важнейшие инвестиционные проекты по развитию торговой инфраструктуры городов. Из 44 инвестиционных проектов, предусмотренных в инфраструктуре торговли, только 12 проектов приходиться  на столицу. Это позволяет сделать  вывод, что активизируется развитие инфраструктуры торговли во всех крупных  городах республики.

Программа развития потребительской  кооперации на 2010-2014гг является основным документом, определяющим задачи комплексного развития потребительской кооперации на ближайшую перспективу. В данном документе определены основные направления  развития кооперативной торговли.

Согласно этому документу  задача кооперативной торговли - оперативно реагировать на происходящие изменения  в экономической ситуации, внесение коррективов в хозяйственную  деятельность системы, активное сотрудничество с государственными органами в целях защиты интересов кооперации [20, с. 2].

Развитие торговли будет  направлено на стабильное обеспечение  платежеспособного спроса различных  категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно  за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих  услуг.

Для достижения этой цели предусматривается:

- повышение конкурентоспособности и улучшение условий реализации отечественных товаров;

- развитие инфраструктуры товарных рынков;

- совершенствование методов организации торговли;

- обеспечение эффективного взаимодействия торговли с другими отраслями народнохозяйственного комплекса.

Для решения этих задач  важное значение придается созданию крупных конкурентоспособных структур в сфере торговли. Основным направлением в развитии розничной торговой сети будет укрупнение размеров магазинов, развитие таких их типов, как гипер- и супермаркеты. До 2014 года предстоит  ввести 45 крупных объектов с торговой площадью от 1,5 тыс. кв. метров и более, в том числе 33 гипер- и супермаркета, строительство которых будет  осуществляться во всех областях республики. Укрупнению торговых структур будет  способствовать формирование сетевых  технологий торговли и применение франчайзинга.

Важное направление развития торговой сети - формирование системы  так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих ассортиментом  продовольственных и непродовольственных  товаров первой необходимости, а  также сети дисконтных магазинов (магазинов  самообслуживания, реализующих товары по более низким ценам за счет сокращения затрат на их хранение и продажу).

Предполагается расширение фирменной торговли и совершенствование  ее функционирования, формирование сети современных фирменных магазинов  в областных и районных центрах, выделение площадей для организации фирменных магазинов в местах, в которых их деятельность может быть наиболее эффективной (в центре города, вдоль оживленных магистралей и т.п.).

В системе потребительской  кооперации особое внимание будет уделяться  улучшению торгового обслуживания жителей сельской местности, обеспечению  их социально значимыми товарами, расширению ассортимента и повышению  качества обслуживания. В магазинах  потребительской кооперации предусматривается  предоставление скидок и бонусов. В  сельской местности будет возобновлена работа порядка 800 ранее закрытых магазинов  в малых населенных пунктах, дополнительно  открыто 400 торговых объектов, проведены  реконструкция и ремонт, 160 магазинов  будет переведено на новые формы  обслуживания. В итоге сформируется устойчивая система обеспечения  сельских жителей товарами расширенного ассортимента с повышением качества торгового обслуживания.[5, с. 23]:

Информация о работе Проблемы торговли в Республике Беларусь