Проблемы торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Файлы: 1 файл

3 глава на доработку.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

Для развития торговли на селе была разработана Государственная  программа возрождения и развития села. Она уже реализуется в  республике на протяжении трех лет. На её реализацию из бюджета республики выделено около 70 трлн. рублей. Основная задача программы - возрождение и  развитие социальной и производственной сферы села, обеспечение устойчивого  ведения сельскохозяйственного  производства, повышение уровня доходов  сельского населения, создание условий  для улучшения демографической  ситуации на селе.

Для восстановления и повышения  роли потребительской кооперации, иных торговых организаций в удовлетворении потребностей сельского населения  в товарах и услугах намечается:

- увеличение ежегодного объема розничной торговли не менее чем на 6 процентов, в первую очередь посредством выездной торговли, доставки товаров на дом и роста объемов их продаж;

- полный охват сельских населенных пунктов приемозаготовительной сетью путем увеличения к 2014 году количества приемозаготовительных пунктов потребительской кооперации в 1,7 раза и числа разъездных заготовителей в 6,7 раза;

- повсеместный переход на систему заказов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах и сельскохозяйственных организациях на основе договоров;

- организация снабжения личных подсобных хозяйств населения семенами растений, саженцами плодовых деревьев, пестицидами, минеральными удобрениями, пленкой, тарой, молодняком скота и птицы и т.д.; продажа этих товаров по предварительным заказам сельских жителей;

- премирование активных сдатчиков продукции сельских подворий, предоставление им скидок на приобретение ряда товаров, льготной оплаты услуг при обработке приусадебных участков;

- выделение владельцам личных подсобных хозяйств кредитов под сдаваемую сельскохозяйственную продукцию и сырье;

- передача пустующих или неэффективно используемых торговых помещений в аренду пайщикам, местным жителям, работникам потребительской кооперации, изъявившим желание осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Итак, для создания рыночного  механизма требуется длительное время и желание проводить  реформы. Важно правильно определить роль государства в формировании рыночных отношений. Она должна проявиться в следующих сферах [5, с. 25]:

- формировании правовой базы, способствующей развитию рыночных отношений;

- стабилизации экономики (рост производства, поддержка производителя, безработица, инфляция);

- введении эффективной системы налогообложения и кредитования;

- таможенной политике:

- защите конкуренции;

- защите прав потребителей;

- управление природными и сырьевыми ресурсами с целью их

- сохранения и приумножения.

Торговые организации, которые  работают в рыночных условиях, вынуждены  применять иные методы достижения главной  коммерческой цели - получения прибыли. Эта цель может быть достигнута путем  удовлетворения потребностей покупателей. Первостепенное внимание уделяется  маркетинговым исследованиям, анализу  полученной информации; использованию  ее для обоснования коммерческих решений.

 

 

            3.3  Особенности развития товарооборота в условиях интеграции

 

 

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве отражает общемировые тенденции, обусловленные  как интересами развития экономики  и других сфер человеческой деятельности, так и очередным витком глобализации политических и экономических процессов  в современном мире. От эффективности  сотрудничества государств с использованием возможностей таких образований, как  СНГ, ЕврАзЭС, зависит реализация жизненно важных геополитических и экономических интересов стран-участниц.

В целом необходимость  интеграции связана с тем, что:

- является ведущей общемировой тенденцией развития и государства постсоветского пространства не остаются в стороне от этого процесса;

- создает предпосылки для повышения эффективности и конкурентоспособности экономик, без чего невозможно выживание в современных условиях;

- означает переход стран к качественно новому этапу развития, способствует раскрытию их внутреннего потенциала;

- является эффективной защитой от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны мировых центров влияния.

Предпосылки интеграции:

- общая история, многовековой опыт социо-культурной, политической и экономической интеграции;

- сформировавшиеся тесные экономические связи на уровне хозяйствующих субъектов;

- сложившееся межстрановое разделение труда;

- совместимость стандартов и технологий производства;

- общий язык межнационального общения;

- близкая ментальность.

Целевые ориентиры интеграции:

- гармонизация экономического развития государств на постсоветском пространстве;

- создание эффективной экономической системы, способной успешно конкурировать с другими регионами мира;

- приведение национальных законодательств в соответствие с нормативно-правовыми актами, принимаемыми на межгосударственном уровне, обеспечение непротиворечивости правовых норм;

- создание «единого социального пространства», предполагающего, в частности, свободное перемещение рабочей силы;

- унификация стандартов и процедур (техническое регулирование, торговля, таможенная политика и пр.);

- создание общей системы безопасности.

Основные составляющие развития интеграционного процесса - экономическая  и финансовая интеграция. Основной движущей силой интеграционных процессов  является рост экономической интеграции.

Союз Независимых Государств (СНГ) сыграл историческую роль в удержании  постсоветского пространства от окончательного распада и необратимой дезинтеграции, сохранении транспортных и энергетических систем стран-участниц в рабочем состоянии, хозяйственных связей, функционировании безвизового режима, облегченных условий миграции в целом. Однако текущая деятельность данного образования оценивается чаще негативно: отмечается низкая эффективность и чрезмерная бюрократизация его структур, формальность деятельности, неадекватность принимаемых решений жизненным реалиям. В то же время, большинство экспертов высказываются за сохранение СНГ, поскольку его роспуск будет оценен как отказ от интеграции в качестве стратегического ориентира.

Евразийское экономическое  сообщество (ЕврАзЭС) – международная  экономическая организация, созданная  для эффективного продвижения Сторонами  процесса формирования Таможенного  союза и Единого экономического пространства, а также других целей  и задач, связанных с углублением  интеграции в экономической и  гуманитарной областях.

Таможенный союз (ТС) –  это форма торгово-экономической  интеграции Сторон, предусматривающая  единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер. ТС предполагает свободное движение на единой таможенной территории товаров  не только собственного производства, но и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение.

Развитие интеграционных процессов и создание единого  экономического пространства положительно сказалось на результатах внешнеэкономической  деятельности как Республики Беларусь в целом. Основным внешнеторговым партнером области в рамках Таможенного союза остается Российская Федерация, на долю которой приходится около 80%. Значительный рост товарооборота наблюдается в торговле с Республикой Казахстан. За 12 месяцев 2011 г. он составляет более 127 млн. долларов США, в то время как по итогам 2008 года составлял 78 млн. долларов США.

Основными целями формирования Единого экономического пространства Беларуси, России, Украины и Казахстана являлись эффективное функционирование общего рынка товаров и услуг, капитала и труда, создание условий  для эффективной структурной  перестройки экономики в интересах  повышения жизненного уровня населения. Предполагалось, что реализация договора позволит увеличить товарооборот между  странами на 50-70%, придаст дополнительный импульс к повышению темпов роста ВВП на 1-2%.

В целом можно характеризовать сотрудничество Беларуси и России как плодотворное. Растет товарооборот. Если не учитывать в общем объеме внешней торговли нефть, нефтепродукты и природный газ, то внешнеторговое сальдо для республики складывается положительным. По словам Андрея Кобякова, в 2008 году оно было на уровне 843 млн долл, в 2009-м - более 1 млрд долл., в 2010-м - свыше 2 млрд долл., за январь-сентябрь 2011 года - более 4 млрд долл. Именно за счет наращивания экспорта, уверен он, можно в максимальной степени нивелировать отрицательное сальдо (с учетом нефти, нефтепродуктов и газа) с Российской Федерацией, чтобы в целом выйти на положительный баланс страны.

Следующим этапом интеграции стало создание Единого экономического пространства. Цели его создания, как  и круг основных участников во многом совпадают с целями создания ЕврАзЭС. В создании пространства участвовали  четыре государства: Россия, Беларусь, Казахстан и Украина. На долю этих государств приходится около 95% общего экономического потенциала стран СНГ. Эти страны располагают наиболее развитым научно-техническим, промышленным, финансовым и кадровым потенциалом, полная и эффективная реализация которого требует более ёмкого рынка. Одним из мотивов создания Единого  экономического пространства была попытка  привлечь к более динамичным процессам  интеграции Украину, которая не является членом ЕврАзЭС.

Конечная цель – создание Организации региональной интеграции. Для реализации договорённостей  стороны учредили Группу высокого уровня и утвердили её мандат. Её возглавили представители правительств на уровне вице-премьеров. В своей деятельности Группа высокого уровня опирается на семь рабочих групп, которые были созданы из представителей органов  государственного управления государств-участников для подготовки проектов международных  договоров и иных документов ЕЭП  и для проведения переговоров. В  достаточно короткие сроки сторонам удалось подготовить многостороннее Соглашение о формировании Единого  экономического пространства, Концепцию  формирования Единого экономического пространства.

Одной из основных проблем  остаётся особая позиция Украины  по ключёвым вопросам интеграции в  рамках Единого экономического пространства. Новая политическая элита до сих  пор сомневается, совместимо ли ЕЭП  С «европейским выбором страны». Кроме объективных факторов, определяющих европейский выбор Украины, действует  и ряд субъективных факторов, этнопсихологического характера.

При разработке документов ЕЭП изначально Украина выступала  за создание только зоны свободной  торговли без изъятий и ограничений, пологая, что достичь этого можно без унификации правовой базы, в том числе и во внешнеэкономической сфере, сфере регулирования инвестиций, конкурентной политики и субсидирования, защиты интеллектуальной собственности и др. Поэтому ряд документов, которые подписывали страны-участницы, имели оговорки с украинской стороны. Это касается, прежде всего, Соглашения о формировании единого экономического пространства и подписании двух пакетов документов из 15 и 29 соглашений, утверждённых президентами стран участниц и направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.

Серьёзной проблемой остаётся координация позиций стран ЕЭП  по условиям вступления во Всемирную  торговую организацию. Переговоры о  вступлении являются приоритетными  для всех стран-участниц проекта. Страны испытывают давление в вопросе расширенного доступа к рынкам, прежде всего  энергоресурсов, сельскохозяйственной и промышленной продукции, как условия  одобрения вступления в организацию  со стороны других членов. Самостоятельное  вступление одного из государств ЕЭП  в ВТО будет означать закрепление (связывание) режима внешней торговли. Другие государства останутся свободными от данных обязательств. Возвращаясь к вопросу об Украине можно отметить, что данная страна в 2008 стала полноправным членом Всемирной торговой организации, вступив туда, однако, на весьма спорных условиях. Преимущества получила только металлургическая промышленность, которая теперь может экспортировать свою продукцию в страны европейского союза без ограничений. Однако условия, на которых Украина стала членом ВТО вынуждают других членов ЕЭП закрывать свои рынки для этой страны, т.к. огромные объёмы реэкспорта могут загубить национальных производителей. Поэтому полноценное участие украинской стороны в создании Единого экономического пространства четырёх крупнейших государств СНГ находится под большим вопросом. На саммите Астане 1 июля 2007 года было принято решение не дожидаться от Украины более твёрдой позиции, а продолжать работу по формированию ЕЭП теперь уже тремя государствами: Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Переговорный процесс  в рамках вступления стран-участниц ЕЭП в ВТО – сегодня узловая  проблема присоединения к таможенному  союзу. По словам секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, Киев готов пройти первый этап - формирование зоны свободной торговли в условиях ЕЭП с минимальными таможенными, налоговыми и другими барьерами. Однако на следующий уровень более  глубокой интеграции можно идти только после того, как все государства, которые являются участниками ЕЭП, становятся членами ВТО,- считает он [6, c.153].

Информация о работе Проблемы торговли в Республике Беларусь