Проблемы торговли в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, реферат

Описание работы

Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Файлы: 1 файл

3 глава на доработку.docx

— 88.40 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 3.2 – Средние процентные ставки по кредитам для юридических лиц Республики Беларусь, %

 

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Средняя ставка рефинансирования, %

10,35

13,92

11,82

21,57

Средние процентные ставки по кредитам сроком до 1 года в национальной валюте

13,30

19,5

14,40

28,20

Средние процентные  ставки по кредитам сроком свыше 1 года в национальной валюте

6,80

7,40

7,80

18,10

Средние процентные ставки по кредитам сроком до 1 года в СКВ

11,10

13,2

9,60

9,50

Средние процентные ставки по кредитам сроком свыше 1 года в СКВ 

11,30

11,4

9,10

8,70


          

            Примечание - Источник: [4]

 

Таким образом, результативность реализации механизма самофинансирования может быть достигнута только при адекватной сложившимся условиям хозяйствования работе государственного механизма нормативно-правового регулирования процесса финансирования субъектов хозяйствования и стимулирования участия собственных ресурсов в развитии бизнеса. Это объясняется тем, что наряду с особенностями и проблемами внутриотраслевого характера принятые в организации размеры самофинансирования зависят от общеэкономической ситуации, тех условий и параметров, которые характеризуют макроуровень развития экономической системы. Но, несмотря на наличие ряда факторов, способствующих участию собственных финансовых средств в процессе финансирования деятельности организаций (предпринимаемые меры в налоговой, амортизационной политиках, развитие рынка ценных бумаг и др.), непосредственно сам механизм самофинансирования в отечественной торговле не работает и практически не реализуется.

Беларусь сегодня торгует  со 186 странами. Товары экспортируются в 143 страны, импортируются из 166. В  республике насчитывается 15 тыс. импортеров и столько же экспортеров.

Происходит это по той причине, что Беларусь наращивала промышленное производство. Высокая импортоемкость белорусской промышленности приводила к тому, что для увеличения объемов выпуска продукции требовалось больше импорта — энергоносителей, сырья, комплектующих (около 70 процентов всего импорта). При этом экспорт рос не такими быстрыми темпами, как импорт. В результате сложилось отрицательное сальдо торгового баланса.

В сентябре 2012 года внешняя  торговли товарами Беларуси имела дефицит  в 358 млн. долларов США. Это значение близко к значению предыдущего месяца, когда имелся дефицит в 319,9 млн. долларов США (значение пересмотрено по сравнению  с первоначальной оценкой). В июле 2012 года внешняя торговля товарами Беларуси имела профицит в 141,6 млн. долларов, в июне - профицит в 306,5 млн. долларов.

Импортозамещение должно стать приоритетом экономики  Беларусь. Это позволит не только сократить  импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить  товары, поддержать отечественного производителя, создать рабочие места.

Успешное развитие инфраструктуры белорусского экспорта зачастую сдерживает невысокая эффективность работы товаропроводящих сетей белорусских  предприятий, недостаточно активная маркетинговая  политика. Среди проблем, высокие  расходы на инвестиционный импорт, а также большие затраты на производство.

В соответствии с единой схемой работы по импортозамещению, все  товары поделены на три группы. Первая – товары, аналоги которых производятся в Беларуси, но по качеству проигрывают  импортным либо востребованы, но производятся в недостаточных объемах. Задача – повышать их конкурентоспособность, расширять действующие мощности. В 2011 году по этой группе товаров впервые  удалось выйти на положительное  сальдо, однако этот результат обеспечен  не за счет структурных преобразований в экономике, а за счет монетарных факторов.

Вторая группа товаров  – те, которые ранее не производились  в стране и не осваивались в  рамках госпрограмм. Для их производства создаются новые мощности. Это  классический пример прямогоимпортозамещения. По таким товарам в 2011 году достигнуто нулевое сальдо внешней торговли.

Третья группа товаров  – те, что импортируются, так как  их производство в Беларуси было признано нецелесообразным. Это 16% всего импорта. Среди них, к примеру, мобильные  телефоны, планшеты.

Правительство поставило задачу коренного пересмотра перечня масштабного освоения новой продукции. Для реализации таких проектов необходимо сделать акцент на привлечении инвестиций как частного бизнеса, так и транснациональных корпораций.

В 2012 году Беларусь должна обеспечить выход на целевые показатели по доле местных видов топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива в объеме 25%. Переход на местные виды топлива – это не только импортозамещение, но и укрепление энергобезопасности. В 2012 году энергоемкость ВВП Беларуси должна снизиться не менее чем на 3-4% и материалоемкости на 2-3%. Выполнение этих показателей должно внести прямой вклад в импортозамещение и снижение отрицательного сальдо внешней торговли.

Можно выделить 8 основных задач  в области импортозамещения:

- обеспечить повсеместный  и жесточайший режим экономии  ресурсов;

- достичь в текущей  пятилетке роста экспорта товаров  и услуг в 2,2 раза;

- использовать преимущество  Единого экономического пространства, разработать программу промышленной  политики с учетом реалий ЕЭП;

- не браться за экономически  неоправданные проекты по замещению  отдельных импортных товаров,  обеспечивать валютноокупаемость  новых инвестиционных проектов  в срок не более 10 лет;

- нарастить объем производства  импортозамещающей продукции до 60-65% некритического импорта, в  2012 году увеличить объем ее  производства на 20% к уровню текущего  года – до 3-3,5 млрд. долл. США;

- уменьшить импортоемкость  в строительстве, с 2012 года  ввести жесткое нормирование  расхода материальных и энергетических  ресурсов в строительном комплексе;

- осуществлять импортозамещение  на потребительском рынке за  счет производства качественной  и конкурентоспособной отечественной  продукции;

- выработать систему поощрений  руководителей организаций и  ведомтсв в зависимости от  результатов экспорта и импортозамещения.

В связи с этим определены соответствующие направления дальнейшего развития импортозамещения как важнейшего фактора достижения сбалансированности и конкурентоспособности экономики.

Это, прежде всего:

- обеспечение снижения:

импортоемкости за счет повышения  ее энергоэффективности и энергозависимости,

материалоемкости в промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве;

- ускорение развития отраслей  на местном сырье, обеспечив  его глубокую переработку;

- создание благоприятных  условий для развития новых  импортозамещающих и экспортных  производств.

Следовательно, освоение выпуска  новых видов продукции, снижение энергоемкости производства, более рациональное использование собственных ресурсов позволит повысить качество и конкурентоспособность отечественных товаров как на внутреннем, так и внешних рынках.  

 

 

3.2 Перспективы развития материально-технической базы торговли

 

 

Как было отмечено ранее, норматив обеспеченности торговыми площадями  на 1000 человек к 2015 г. установлен в  размере 600 кв.м. В связи с этим возникают вопросы, связанные с  эффективным размещением объектов торговли, а также развитием торговых сетей.

В настоящее время планировка и застройка населенных пунктов  осуществляется в соответствии с  техническим кодексом ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября г. № 439, который устанавливает нормы по планировке и застройке населенных пунктов (поселений), обязательные для всех физических и юридических лиц, осуществляющих архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории Республики Беларусь, независимо от форм собственности и подчиненности. Технический кодекс также устанавливает нормы и правила формирования ландшафтно-рекреционных территорий пригородных зон.

В соответствии с названным  нормативно-правовым документов сеть предприятий торговли и общественного  питания следует формировать  на основе многопрофильных объектов общегородского значения, специализированных и универсальных объектов, комплексных и единичных предприятий повседневного спроса.

Формирование сети объектов торговой отрасли должно быть направлено на создание условий, обеспечивающих комплексность и возможность кооперации с другими видами обслуживания, пространственную доступность объектов местного значения при многоэтажной застройке – 500 м, при малоэтажной – 800 м.

Расчет вместимости предприятий  торговли и общественного питания  в городских поселениях следует  выполнять в пределах социальных стандартов на основании приведенных  в кодексе показателей. Так, расчетный  показатель торговой площади на 1000 жителей областных центров и  города Минска составляет 270 кв.м. При  этом для населения соответствующей  зоны тяготения расчетный показатель торговой площади составляет 100 кв.м  на 1000 жителей. В кодексе предусмотрено  изменение норматива при соответствующем  обосновании лишь для города Минска.  

В связи с этим возникает  ряд трудностей по достижению запланированных  показателей обеспеченности населения  торговыми площадями, поскольку  при планировке застройки территорий исходным показателей обеспеченности торговыми площадями выступает  показатель в 270 кв. м для областных  центров и города Минска. Особую остроту данный вопрос  приобретает  при застройке новых жилых  микрорайонов, поскольку именно там  необходимо предусмотреть размещение крупных торговых центров и достаточного количества магазинов шаговой доступности  исходя из норматива обеспеченности населения торговыми площадями  в 600 кв.м и возможности его  дальнейшего увеличения. В свою очередь  это требует выделения мест под  застройку с предусмотренными в  достаточном количестве парковочными местами, удобством транспортной инфраструктуры и подъездных путей. 

Решение данной проблемы может  быть найдено в совместной разработке схем по градостроительству и развитию торговой инфраструктуры управлений торговли и услуг облисполкома и горрайисполкомов с управлением архитектуры и  градостроительства исполнительных комитетов.

Второй важной проблемой  развития торговли на современном этапе  является недостаточное финансирование строительства новых торговых объектов и реконструкции действующих. В  Концепции реализации государственной  политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011-2015 гг. в качестве источников финансирования строительства торговых объектов предусмотрено использование собственных и привлеченных средств торговых организаций, инвесторов. Дополнительное привлечение средств из республиканского и местных бюджетов не предусматривается. Таким образом, единственным источником финансирования развития торговой инфраструктуры выступаю инвесторы. 

Третьей проблемой на пути решения вопроса строительства  торговых объектов  является вопрос привлечения инвестиций. На сегодняшний  день в теории и практике организации  торговли нет единого мнения по поводу целесообразности привлечения прямых иностранных инвестиций в сферу  торговли. Так, российский ученый А.Н. Крамарев выделяет ряд угроз со стороны  международных розничных торговых сетей и вопросы защиты национальных рынков.

Первая угроза – закрытие большого количества самостоятельных  магазинов и небольших местных  розничных сетей. Закрытие магазинов  влечет за собой массовые увольнения торговых работников, нарушение хозяйственных связей, возникновение задолженностей перед поставщиками товаров. Указанные процессы касаются отдельных предприятий, их сотрудников, происходят незаметно для общества. Потребители рассчитывают получить более низкие розничные цены. Многие международные розничные сети умышленно идут на осуществление торговли по заведомо убыточным для бизнеса ценам с целью завоевания покупателей. Ближайшие же конкуренты, не имеющие столь мощных финансовых и территориальных ресурсов и не способные выдержать демпинга розничных цен, вынуждены терять покупателей и постепенно уходить с рынка. 

Вторая угроза – подчинение производства. Система работы торговой сети предполагает жесткую ассортиментную политику, ограниченный и четко определенный список поставщиков. Сети супермаркетов  размещают заказы на ограниченном количестве предприятий производителей, приводят за собой на новые региональные рынки  тех производителей, с которыми у  них налажено длительное сотрудничество.

Информация о работе Проблемы торговли в Республике Беларусь