Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:40, курсовая работа
Цель работы сводится к всестороннему рассмотрению компонентов продовольственной безопасности и ее влиянию на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь.
Такая постановка цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:
- охарактеризовать продовольственную безопасность как элемент экономической безопасности, показать ее роль в трансформационной экономике;
- определить роль государства в достижении продовольственной безопасности, рассмотреть опыт стран центральной и восточной Европы и стран содружества независимых государств;
- проанализировать проблему продовольственной безопасности в Республике Беларусь, охарактеризовать методы решения данной проблемы.
Введение 3
1 Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике 5
2 Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой 11
3 Решение проблемы продовольственной безопасности в Республике Беларусь на современном этапе: макроэкономические и социальные результаты 23
Заключение 37
Список использованных источников 39
Трансформация экономической системы в Республике Беларусь остро поставила перед государством задачу обеспечения национальной безопасности во всех ее проявлениях, включая, прежде всего, продовольственную безопасность. Это вызвано не только переходом к рынку как открытой хозяйственной системе, но и появлением целого комплекса новых дестабилизирующих институциональных и хозяйственных процессов, подрывающих экономику страны. В первую очередь, к ним следует отнести значительное падение уровня жизни.
Между тем ориентация государства на международные стандарты уровня и качества жизни невозможна без развития человеческого потенциала, роста ВВП на душу населения и, прежде всего, повышения степени удовлетворения потребностей в продовольствии.
При этом в ходе рыночных
изменений обеспечение
Защита внутреннего рынка и выравнивание условий производства - неизбежные компоненты экономической политики любого государства. Агропродовольственная сфера традиционно является зоной высокого уровня защиты. Правительства индустриально развитых стран придают первостепенное значение обеспечению продовольственной безопасности государства на основе достижения самообеспеченности максимально возможным ассортиментом продовольственных товаров. Допустимый размер импортной зависимости в отношении продовольствия каждое государство определяет, исходя из объема валютных ресурсов и масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты питания.
В настоящее время становится все более очевидным, что решение накопившихся в сельском хозяйстве проблем методами либерализации агропродовольственных рынков без коренных структурных преобразований в направлении достижения продовольственной самообеспеченности не позволяет повысить уровень продовольственной безопасности Республики Беларусь.
Очевидно, что решение проблемы продовольственной безопасности начинается на мезоуровне национальной экономики, где она проявляется в уровне обеспеченности населения региона продовольствием. В силу этого возникает необходимость реализации принципов системного подхода к разработке механизма обеспечения продовольственной безопасности на основе поддержания самообеспеченности страны продовольствием и обеспеченности населения ее регионов. В связи с этим особую актуальность приобретает теоретическое осмысление осуществленной трансформации аграрной сферы и разработка концепции реформирования аграрной политики на основе комплексной оценки индикаторов продовольственной обеспеченности и безопасности.
Вопросами экономической и продовольственной безопасности занимаются известные белорусские ученые М. В. Мясникович, В. В. Пузиков, Е. Г. Моисеенко, В. Г. Гусаков и З. М. Ильина, ряд российских, украинских ученыхи зарубежных исследователей.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель работы сводится к всестороннему рассмотрению компонентов продовольственной безопасности и ее влиянию на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь.
Такая постановка цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:
- охарактеризовать продовольственную безопасность как элемент экономической безопасности, показать ее роль в трансформационной экономике;
- определить роль государства в достижении продовольственной безопасности, рассмотреть опыт стран центральной и восточной Европы и стран содружества независимых государств;
- проанализировать проблему продовольственной безопасности в Республике Беларусь, охарактеризовать методы решения данной проблемы.
Предметом исследования являются теоретические и методологические аспекты экономических отношений обеспечения продовольственной безопасности в Республике Беларусь в трансформационных условиях развития.
Объектом исследования выступает сфера обеспечения продовольствием в масштабах страны.
При написании работы использовались источники: труды Ильиной З.М. в которых наиболее полно как на теоретическом, так и на практическом уровнях рассмотрена проблема продовольственной безопасности. В статье М.В. Солодухи «Продовольственная безопасность как фактор устойчивого развития экономики» рассмотрены тенденции развития мирового рынка продовольствия, проанализирован опыт зарубежных стран и Республики Беларусь в поддержке и развитии сельского хозяйства, так как обеспечение продовольственной безопасности является стратегической целью каждого государства и выступает гарантом устойчивого развития экономики.
Доклады Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций о состоянии продовольственной проблемы в мире; Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, в этом основополагающем документе определены основные цели достижения продовольственной безопасности Республики Беларусь.
Экономическая безопасность
традиционно рассматривается
Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
В переходный период государственная
стратегия экономической
В условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и политического характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Взаимосвязь экономической и политической безопасности видна, когда факторы политической и национально- этнической стабильности и безопасности могут достаточно долго «покупаться» за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых «технических» кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала.
Осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта позволяет выделить три важнейших компонента экономической безопасности:
- экономическая независимость;
- стабильность и устойчивость национальной экономики;
- способность к саморазвитию и прогрессу.
Исходя из этого, следует согласиться с таким определением категории «экономической безопасности» как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, cпособность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».
Экономическая безопасность делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам вследствие экономических, и иных процессов, которые происходят внутри страны. Внешняя составляющая представляет собой спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных государств, экономических или политических субъектов.
Следует отметить, что в CCCР вопрос об экономической безопасности трактовался достаточно односторонне и характеризовал действия исключительно внешних факторов. Речь шла о капиталистических государствах и их международных организациях типа Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО) и других, устанавливавших запреты, либо ограничения на поставку в СССР и вывоз из него не только передовой технологии, но и обычных товаров, на выдачу кредитов. Что касается внутренних факторов, порожденных собственными непродуманными действиями, ведущими к нарастанию экономических трудностей, то они в контексте угроз экономической безопасности никогда не рассматривались, хотя их разрушительное воздействие на экономику оказывалось порой куда более масштабным, чем внешних[7,c.22].
C учетом современных реалий ниже приводится следующая классификация составляющих экономической безопасности:
Рисунок 1.1 - Элементы экономической безопасности
Источник: [4,c.15]
Как следует из схемы, продовольственная безопасность – одна из составляющих внутренней экономической безопасности. В экономической литературе продовольственная безопасность – это относительно новая экономическая категория. Исходный английский термин – (food security) переводится двояко: как продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность.
Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода.
Продовольственная безопасность является одной из главной целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию. В этом смысле стремление к продовольственной безопасности — непрерывный процесс. При этом для ее достижения зачастую происходит смена приоритетов развития и механизмов реализации аграрной политики.
Второй вариант перевода точнее отражает смысл этой категории, так как подразумевает обеспечение гарантированной экономической доступности продуктов питания для населения, хотя подстрочнику больше соответствует первый вариант.
Обеспечение продовольствием стран, регионов, домашних хозяйств, граждан страны стояло перед человечеством с незапамятных времен. Правители и их советники пытались эффективно решить эту вечную проблему, так как именно нехватка продовольствия, в первую очередь, обусловливала разного рода социальные конфликты в обществе[4,c.16].
По сути дела достижение определенного уровня продовольственной безопасности было всегда основной задачей общества в целом и конкретного индивидуума, ибо в основе этого лежит инстинкт самосохранения, на котором базируется вся человеческая деятельность.
Общество уже на ранних
этапах своего развития и организации
формирует специфические
Категория «продовольственной безопасности» недостаточно изучена даже на уровне дефиниции.
Бурдуков П.Т., Саетгалиев Р.З. отмечают, что под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики, при котором гарантируется обеспечение доступности продовольствия для всех жителей и в любое время в количестве, необходимом для активной здоровой жизни. При этом продовольственная необеспеченность может быть хронической, когда потребление пищи постоянно в течение года оказывается недостаточным из-за невозможности приобрести (нехватка денежных доходов) или произвести необходимое количество продовольствия.
Л. Гордиенко же определяет продовольственную безопасность как способность государства, гарантированную соответствующим ресурсным потенциалом, независимо от внешних и внутренних условий стабильно удовлетворять потребность населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой в объемах, ассортименте и качестве, достаточных для полноценного физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения[5,c.15].
В. И. Назаренко рассматривает продовольственную безопасность в национальном плане как «наличие переходящих запасов продовольствия, гарантирующих, вместе с соответствующим объемом текущего производства, значительную степень устойчивости экономики и стабильность снабжения продовольствием».
Группа экспертов Национального фонда защиты потребителей, обобщив мнения многих специалистов, предложила следующее ее определение: «Продовольственная безопасность – это обеспеченная продовольственными ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних условий или угроз удовлетворять потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания, питьевой водой и другими пищевыми продуктами в объемах, качестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения»[8,c.23].
Это определение следует считать наиболее полным, выделив в нем два существенных момента. Первый – продовольственная безопасность страны зависит от того, насколько она сама себя может обеспечить необходимым количеством пищи, в основном это, конечно, зерно, хлеб (помните пословицу «хлеб – всему голова»), т.е. продовольственная безопасность – это условие, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа «не возникает – возникает» продовольственный кризис. Второй момент включает вопросы качества продукции и возможность потребительского выбора, т.е. продовольственная безопасность – это еще и гарантия полноценного разнообразного питания людей на уровне физиологических норм.