Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы сводится к всестороннему рассмотрению компонентов продовольственной безопасности и ее влиянию на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь.
Такая постановка цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:
- охарактеризовать продовольственную безопасность как элемент экономической безопасности, показать ее роль в трансформационной экономике;
- определить роль государства в достижении продовольственной безопасности, рассмотреть опыт стран центральной и восточной Европы и стран содружества независимых государств;
- проанализировать проблему продовольственной безопасности в Республике Беларусь, охарактеризовать методы решения данной проблемы.

Содержание работы

Введение 3
1 Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике 5
2 Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой 11
3 Решение проблемы продовольственной безопасности в Республике Беларусь на современном этапе: макроэкономические и социальные результаты 23
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Prodovolstvennaya_bezopasnost.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Беларусь является страной  с достаточно высоким уровнем  производства зерна в расчете  на душу населения – 500-760 кг., что  близко к уровню Финляндии (660 кг.), Германии (550 кг.), Швеции (590 кг.), Польши (670 кг.).

Картофель является одной  из важнейших сельскохозяйственных культур, и занимая второе место  по энергетической ценности после зерновых, имеет большое значение в решении  продовольственной проблемы. Беларусь располагает примерно 0,4% пахотных угодий, и производит около 3% мирового сбора картофеля и является одной из ведущих стран, занимая 8-9 место в валовых сборах и первое на душу населения.

На белорусском рынке  продовольствия за пределами нижней границы продовольственной безопасности находится рынок сахара и растительных масел.

Основными задачами для белорусского рынка сельскохозяйственной продукции является:

- ориентация на экспорт продовольственной продукции перерабатывающей промышленности, а не сырьевых ресурсов, что позволит государству получать добавленную стоимость;

- использование земель, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС для выращивания технических культур.

Развитие рынка сельскохозяйственного  сырья и продовольствия Беларуси главным образом зависит от внутреннего состояния экономики и ее природного потенциала, а также от ее участия в международном разделении труда и капитала, эффективности использования инновационного механизма.

Таким образом, продовольственная  безопасность в первую очередь рассматривается  как способность государства, обладающего определенным ресурсным потенциалом, в основном за счет собственного обеспечения, а не импорта стабильно удовлетворять потребность населения страны в целом и каждого его гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой в объемах, ассортименте и качестве достаточном для полноценного физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения. В более широком смысле продовольственная безопасность является главным фактором, решающим многие государственные проблемы, такие как демографическая ситуация, повышение качества жизни населения, создание благоприятного социального климата в стране, повышение уровня занятости населения.

Развитые страны поддерживают сельское хозяйство как стратегическую отрасль. Для достижения и поддержания необходимого уровня продовольственной обеспеченности государство должно инвестировать в сельскохозяйственные исследования и разработки, организации и инфраструктуры, чтобы увеличить производительность и устойчивость этого сектора и уменьшить негативное влияние цен. Уменьшить ценовую неустойчивость возможно за счет создания прозрачности рынка: создания информационных систем и системы наблюдения на мировом и национальном рынках, включая более качественные данные о производстве, запасах и торговле товарами, влияющими на продовольственную безопасность.

Развивая сельское хозяйство, государство инвестирует денежные средства в гарантированное развитие собственной экономики.

При обосновании емкости  внутреннего рынка следует учитывать экономическую доступность продовольствия, определяющую спрос или покупательную способность населения, а также потенциал экспорта с учетом формирования необходимых запасов. Эти показатели должны обеспечивать рост уровня потребления до нормативных параметров конкурентоспособность продукции и повышение качества питания. Их целесообразно учитывать как при обосновании стратегии продовольственной безопасности, так и при формировании продуктовых программ. Потребление в пределах рациональных норм при освоении экспортного потенциала предполагает принятие мер поддержки спроса[7,c.27].

Вторая составляющая продуктовых рынков предложение, формируется  под воздействием тенденции развития производства и экономически целесообразного  импорта.

Формирование продуктовых рынков, отвечающих концепции стабильного снабжения республики, должно соответствовать направлениям, обеспечивающим развитие собственного производства сырья и продовольствия, и охватывать все стороны деятельности АПК, что потребует дальнейшего проведения социально ориентированной политики, поддерживающей доходы производителей на уровне, достаточном для их мотивации.

Система мероприятий  по развитию отраслей специализации, необходимых для сбалансированности рынков, предполагает снижение затрат, обновление ассортимента продукции, улучшение упаковки, развитие маркетинга, то есть всего того, что обеспечивает конкурентоспособность продукции. Несмотря на значительную поддержку со стороны государства, уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций недостаточен для расширенного воспроизводства. Обеспеченность основными фондами не превышает 60 % нормативного уровня. Низкая конкурентоспособность продукции, низкая эффективность функционирования организаций могут представлять угрозу продовольственной безопасности даже при достаточном уровне собственного производства продуктов.

Суверенное государство  должно решать проблему продовольственной безопасности исходя из собственных возможностей.

Учитывая мировой опыт, достижения АПК республики в прошлые годы, достаточную обеспеченность земельными, трудовыми ресурсами, кадрами специалистов и массовых профессий, курс национальной политики на самообеспечение продовольствием можно считать реальным и единственно верным.

Потенциал аграрной сферы  страны позволяет не только обеспечить продовольственную безопасность государства, но и иметь экспортную ориентацию.

Учитывая возобновляемость продовольственных ресурсов и наличие  условий для их производства, в перспективе, при неблагоприятной ценовой ситуации на энергоносители, решение продовольственной проблемы может способствовать пополнению энергетических ресурсов на основе сырья сельскохозяйственного происхождения (производство биодизеля, этанола, биогаза). Это означает, что продовольственная безопасность, наряду с повышением качества жизни населения, самым тесным образом взаимодействует с энергетической, способствуя укреплению независимости государства[7,c.28].

Стратегия формирования продовольственного фонда хотя и  базируется на принципах обеспечения республики продовольствием за счет собственного производства как важнейшего условия создания прочной экономической основы суверенитета и независимости государства, но не предполагает замкнутость республики (или самоизоляцию) в создании продовольственных ресурсов. Наоборот, речь идет о развитии сельскохозяйственного производства, ориентированного на экспорт, с учетом использования преимуществ международного разделения труда и благоприятной конъюнктуры рынка.

Решая задачу самообеспечения  продовольствием, необходимо учитывать  его относительный характер. Это касается, прежде всего, приоритетных (базовых) продуктов, определяющими признаками которых являются: значительная доля в потреблении населением; сравнительно высокая транспортабельность, позволяющая перераспределять ресурсы между регионами; пригодность к хранению как условие создания страховых запасов.

Продовольственная безопасность страны гарантируется совокупностью  экономических и социальных условий, обеспечивающих развитие не только сельского хозяйства и продовольственного комплекса, но и стабильность всей экономики. Исходя из этого положения, продовольственная безопасность предполагает реализацию комплекса таких мер, как:

- эффективная аграрная политика, создание экономических предпосылок, обеспечивающих стабильность условий хозяйствования;

- рациональная занятость населения, социальная политика, направленная на искоренение бедности и неравенства в доступности продовольствия;

- внедрение комплексных стратегий развития отраслей АПК с целью увеличения производства продовольствия и повышения его эффективности; содействие использованию передовых технологий и программ в области производства и переработки сельскохозяйственного сырья;

- адекватность продовольственных поставок удовлетворению потребностей населения, гарантия безопасности продуктов;

- проведение активной внешнеэкономической деятельности, использование преимуществ международного разделения труда, оптимизация поставок по экспорту и импорту;

- совершенствование механизма реагирования в чрезвычайных ситуациях на продовольственном рынке.

Решение продовольственной  проблемы предполагает определенную последовательность – этапы.

Первый этап связан с  достижением необходимого уровня производства. В этот период определяется стратегия аграрной политики, проводится реформирование субъектов хозяйствования, принимаются нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование предприятий различной формы собственности и хозяйствования. На решение задач этого этапа была ориентирована Государственная программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы. Она обеспечивает формирование условий как для динамичного развития АПК, так и для устойчивости сельской территории.

На втором этапе обеспечивается устойчивость и стабильность развития агропромышленного комплекса, необходимая  для сбалансированности внутреннего рынка за счет собственного производства. Этот период связан с завершением реформирования отраслей и предприятий АПК, заменой административно-ведомственного управления экономическим, совершенствованием взаимоотношений аграрного сектора с другими и созданием необходимых условий для дальнейшего развития социальной сферы села.

Третий этап предполагает инновационное развитие АПК, обеспечивающее производство сельскохозяйственной продукции  на основе применения новейших, более эффективных технологий, достаточное для продовольственного снабжения и достижения оптимального уровня внешнеэкономической деятельности.

Это означает, что стратегия  продовольственной безопасности полностью  реализована и предстоит разработка новой стратегии «От продовольственной безопасности – к безопасному питанию», ориентированной на более высокий жизненный уровень, при котором питание не только отвечает требованиям нормальной жизнедеятельности человека, но и позволяет улучшать его здоровье и потенциал.

Каждому из этапов реализации стратегии продовольственной безопасности присущи свои направления формирования ресурсов.

Общее заключается в  том, что товаропроизводители реализуют  продукцию, исходя из экономической выгоды; правительство и местные органы власти определяют квоты закупок для государственных нужд и гарантируют закупку продукции по ценам, обеспечивающим получение дохода продуцентам.

Рассматривая отечественный  внутренний продовольственный рынок в контексте мировых тенденций и дискуссий на саммитах по вопросам всемирной продовольственной безопасности, изменения климата и развития биоэнергетики, необходимо отметить несколько ключевых моментов.

Республика Беларусь в свое время проявила дальновидность, определив в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития продовольствие и обосновав направления достижения продовольственной безопасности на основе сохранения и развития собственного крупнотоварного сельскохозяйственного производства, что нашло отражение в соответствующей Концепции.

Концепция национальной продовольственной безопасности включает основные понятия и определения, сущность, этапы и направления аграрной политики, модель и методику оценки продовольственного обеспечения, параметры продовольственной безопасности и механизм ее достижения на основе развития собственного производства с учетом условий глобализации экономики и либерализации торговли, что в полной мере соответствует направлениям формирования мировых продовольственных ресурсов[9].

Тенденции планетарного масштаба неблагоприятно воздействуют на все национальные системы продовольствия, способствуя формированию потенциальных угроз продовольственной безопасности. Дефицит, усиливаемый несбалансированностью спроса и предложения, сокращением экспорта, спекулятивными тенденциями и политизацией коммерческих сделок, оказывает депрессивное воздействие на мировой рынок продовольствия. Это означает, что в обеспечении продовольственной безопасности решающая роль принадлежит собственному производству, усиливается необходимость его дальнейшего динамичного инновационного развития, устойчивого развития сельской территории, а также искоренения бедности как социального явления.

Беларусь – не только самодостаточная в продовольственном  отношении страна, но и ориентированная  на экспорт. Для сохранения имиджа в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер, упреждающих угрозы продовольственной безопасности. В первую очередь это касается развития аграрной науки, формирующей фундаментальную основу для второго этапа «зеленой революции», обусловленного изменением климата, дефицитом водных ресурсов, природными аномалиями, необходимостью создания новых адаптивных систем хозяйствования, технологий и производств, диверсификации действующих, то есть всех направлений, определяющих инновационность сельского хозяйства. Продовольственную безопасность может гарантировать только сильная аграрная экономика. Оценивая ее состояние как приемлемое для современных условий, следует отметить, что в перспективе этого будет недостаточно.

Низкий удельный вес  инвестиций в основной капитал (в 3 раза ниже потребности), недостаточная инновационность отраслей и предприятий, бедность сельского населения, ограниченность поддержки аграрной сферы при неблагоприятных природных условиях или неблагоприятной конъюнктуре рынка предопределят уязвимость экономики, а соответственно – угрозу продовольственной безопасности.

Информация о работе Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике