Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:40, курсовая работа
Цель работы сводится к всестороннему рассмотрению компонентов продовольственной безопасности и ее влиянию на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь.
Такая постановка цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:
- охарактеризовать продовольственную безопасность как элемент экономической безопасности, показать ее роль в трансформационной экономике;
- определить роль государства в достижении продовольственной безопасности, рассмотреть опыт стран центральной и восточной Европы и стран содружества независимых государств;
- проанализировать проблему продовольственной безопасности в Республике Беларусь, охарактеризовать методы решения данной проблемы.
Введение 3
1 Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике 5
2 Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой 11
3 Решение проблемы продовольственной безопасности в Республике Беларусь на современном этапе: макроэкономические и социальные результаты 23
Заключение 37
Список использованных источников 39
В практике развитых стран мира к основным направлениям регулирования продовольственного рынка относятся: регулирование цен с целью усиления влияния спроса на производство сельскохозяйственной продукции; воздействие на уровень расходов товаропроизводителей с помощью налоговой системы и субсидий; обеспечение государственных гарантий для товаропроизводителей продовольствия[2,c.182].
Особую роль в обеспечении
продовольственной безопасности и
регулировании
В мировой практике как средство нетарифного регулирования с целью предотвращения продовольственной зависимости и сокращения импорта применяются сбытовые квоты, в частности, для ограничения объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой зарубежными товаропроизводителями и усиления позиций отечественных производителей этой продукции на внутреннем рынке, в том числе за счет их экономического стимулирования.
Важным фактором регулирования продовольственного рынка является государственная ценовая политика, которая предполагает, в первую очередь, обеспечение паритетных соотношений цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, компенсацию высоких затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, уплату налогов и прочих платежей (это так называемые «целевые цены»). Гарантийные цены в соответствии с экономической политикой государства в течение определенного периода обеспечивают достаточный для осуществления расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции уровень доходов. Ориентировочные цены рекомендуются как для товаропроизводителей, так и покупателей сельскохозяйственной продукции. Они устанавливаются государственными органами на основе прогноза рыночной конъюнктуры и средних рыночных цен по видам продукции, по которым не предусмотрены гарантийные цены.
Большое значение при регулировании производства и сбыта имеют залоговые операции как одно из наиболее эффективных экономических средств, имеющихся в распоряжении государства, для обеспечения продовольственной безопасности страны и регулирования продовольственного рынка. Они определяют порядок выдачи кредитов на основе залога сельскохозяйственной продукции. При этом продукция, оценивается по (категориям) заклада. Государство обеспечивает залоговые операции путем оплаты стоимости залога. Производители сельскохозяйственной продукции принимают участие в этом процессе на добровольной основе. Функции залогоприемщика выполняются государством в лице его уполномоченных. В качестве залога принимаются и уже произведенная сельскохозяйственная продукция, и сельскохозяйственная продукция будущего года. Государственные гарантии на залоговые операции по сельскохозяйственной продукции предусматривают финансирование залоговых операций (уполномоченными органами государства непосредственно из бюджета), предоставление кредита залогоприемщикам на льготных условиях; выделение кредитов и бюджетных ассигнований залогоприемщикам для компенсации их расходов по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Не менее значимы
целевые государственные
Государство для обеспечения продовольственной безопасности страны гарантирует хозяйствующим субъектам, занимающимся аграрно-промышленным производством:
- создание соответствующих
условий для обеспечения
- реализацию основной
сельскохозяйственной и
- содействие инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных для производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции в соответствии с целевыми программами;
- государственную помощь
в производстве и реализации
основных видов сельскохозяйств
- погашение определенной части процентов по кредитам, коммерческих банков и выдачу кредитов на льготных условиях;
- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей;
- антимонопольное регулирование
цен на продукцию
- применение, в соответствии
с налоговым законодательством,
- осуществление мер
экономической защиты
Продовольственная безопасность Российской Федерации определяется как состояние экономики страны, при котором обеспечивается её продовольственная независимость, гарантируется физическая и экономическая доступность для населения страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в объемах не менее рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни[3,c.14].
При этом под продовольственной независимостью России понимается устойчивое отечественное производство жизненно важных пищевых продуктов в объемах, не менее установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.
В качестве таких пороговых значений для сахара, растительного масла и рыбной продукции принимаются не менее 80%, мясу и мясопродуктам -85%, молоку и молокопродуктам - 90%, зерну и картофелю -95%.
В последние годы в сельском хозяйстве по ряду направлений произошли положительные изменения. Был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», реализовался приоритетный национальный проект «Развитие АПК», начала осуществляться Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Повысилась доступность сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам, лизингу машин и оборудования, племенных животных.
Все это способствовало восстановлению производства: в течение последних десяти лет отмечалась положительная динамика валовой продукции сельского хозяйства. Наиболее существенные результаты были достигнуты в птицеводстве и свиноводстве, для развития которых были привлечены значительные финансовые ресурсы. Несколько повысилась рентабельность сельскохозяйственных организаций.
Экономический и финансовый кризис, начавшийся в конце 2008 г. и продолжавшийся в 2009-2011 гг., ухудшил положение в агропромышленном комплексе. Существенно снизились инвестиционная активность в отрасли, спрос на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, осложнилось финансовое положение товаропроизводителей. В тих условиях удалось удержать валовую продукцию сельского хозяйства на уровне, достигнутом в 2008 г., увеличить производство мяса свиней и птицы.
Вместе с тем достижение продовольственной независимости требует существенного повышения уровня производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, их безопасности и качества, о чём свидетельствует оценка соответствия фактических показателей заявленным критериям продовольственной безопасности.
Состояние экономической доступности характеризуется уровнем реально располагаемых доходов населения, обеспечивающим при сложившихся ценах возможность приобретать пищевые продукты в объемах и ассортименте не менее установленных норм их рационального потребления.
Эти показатели по наиболее ценным пищевым продуктам в среднем по стране остаются крайне низкими при том, что удельный вес расходов населения на питание занимает более одной трети расходов на конечное потребление. Лишь потребление картофеля и хлебопродуктов соответствует и даже превышает рациональные нормы питания.
В то же время потребление мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) за счет отечественного производства составляет лишь 40 кг на душу населения при рациональной норме 75 кг, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - 192 кг при норме 340 кг.[3,c.15].
Несмотря на возможность обеспечивать продовольственные потребности населения продукцией по импорту, должны соблюдаться рациональные нормы потребления продовольствия, разработанные специалистами Российской академии сельскохозяйственных наук. Однако, анализ показывает, что к 2011 г. потребление по большинству основных продуктов питания в России к этим нормам так и не приблизилось (табл. 2.2) .
Таблица 2.2 - Потребление основных продуктов питания в Российской Федерации на душу населения в год (кг)
Наименование продуктов питания |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Рекомендуемая норма потребления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо |
75 |
55 |
45 |
55 |
67 |
75 |
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко |
387 |
254 |
215 |
234 |
242 |
305 |
Окончание таблицы 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Яйца и яйцепродукты - штук |
297 |
216 |
229 |
251 |
262 |
250 |
Рыба и рыбопродукты |
20 |
10 |
10 |
12,6 |
15,0 |
25 |
Сахар |
47 |
32 |
35 |
38 |
37 |
30 |
Масло растительное |
12,2 |
12,2 |
7,4 |
10 |
13,1 |
12 |
Картофель |
106 |
124 |
109 |
109 |
113 |
100 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
89 |
76 |
79 |
87 |
103 |
150 |
Фрукты и ягоды |
35 |
29 |
32 |
46 |
56 |
70 |
Хлебные продукты |
120 |
122 |
117 |
121 |
119 |
105 |
Источник: [3,c.15]
Структура потребления основных продуктов питания по-прежнему демонстрирует недостаточный уровень качества питания населения. Несмотря на многочисленные заявления в СМИ представителей органов исполнительной власти в сельском хозяйстве РФ о том, что количество продовольствия, потребляемого на душу населения растет, анализируя статистические данные, можно отметить, что по большинству важнейших позиций, в том числе по мясу, молоку, рыбе, овощам и фруктам имеется недостаточное потребление с позиции обеспечения полноценной жизнедеятельности человека.
Однако еще более негативное положение сложилось с экономической доступностью, если ее рассматривать по группам населения в зависимости от уровня располагаемых ресурсов. В группах населения с меньшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами существенно выше удельный вес расходов на питание, чем соответственно в группах с более высоким их уровнем (рис. 1.1).
I группа - население с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами;
X группа - население с
наибольшими среднедушевыми
Рисунок 1.1 - Удельный вес расходов на питание расходах на конечное потребление по 10-ти процентным (децильным) группам населения в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых доходов за 2011 г., %
Источник: [3,c.16]
Наиболее тяжелое положение с экономической доступностью к пищевым продуктам зафиксировано в многодетных семьях: в семьях, имеющих четырех и более детей в возрасте до 16 лет, расходы на одного члена семьи на питание на 38% меньше, чем в тех семьях, где один ребенок (рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Расходы на питание в домашних хозяйствах в зависимости от числа детей в 2011 г., рублей, %
Источник: [3,c.16]
В среднем на потребителя в год, по данным за 2011 г., потребление в группе с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами было ниже, чем в группе с наибольшими ресурсами: овощей и бахчевых в 2 раза, фруктов и ягод – в 3,1, сахара – в 1,7, мяса и мясных продуктов – в 2,2, молока и молочных продуктов – в 1,9, яиц – в 1,6, рыбы и рыбопродуктов – в 2,1, масла растительного – в 1,4, даже картофеля – в 1,3 и хлеба, хлебных продуктов – в 1,2 раза.
В 2011 г. не произошло относительного улучшения положения более бедных слоев населения. Их доля в общей численности населения в первом полугодии была на уровне, равном тому показателю за соответствующий период предыдущего года.
Физическая доступность пищевых продуктов во многом определяется развитием торговой инфраструктуры.