Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы сводится к всестороннему рассмотрению компонентов продовольственной безопасности и ее влиянию на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь.
Такая постановка цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:
- охарактеризовать продовольственную безопасность как элемент экономической безопасности, показать ее роль в трансформационной экономике;
- определить роль государства в достижении продовольственной безопасности, рассмотреть опыт стран центральной и восточной Европы и стран содружества независимых государств;
- проанализировать проблему продовольственной безопасности в Республике Беларусь, охарактеризовать методы решения данной проблемы.

Содержание работы

Введение 3
1 Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике 5
2 Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой 11
3 Решение проблемы продовольственной безопасности в Республике Беларусь на современном этапе: макроэкономические и социальные результаты 23
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Prodovolstvennaya_bezopasnost.doc

— 480.50 Кб (Скачать файл)

Продовольственная безопасность – это совокупность экономических  отношений в обществе, возникающих  по поводу обеспечения всех его членов продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству. При таком подходе становится возможным перевести решение проблемы на уровень государства, целью которой является обеспечение всем гражданам постоянного доступа к достаточному количеству продуктов питания[12,c.27]. Эта политика, как нам представляется, должна опираться в основном на четыре принципа: 1) наличие, 2) стабильность, 3) эффективность использования, 4) доступность, под которыми подразумевается, что:

- продукты питания должны иметься в наличии в результате местного производства, использования запасов или импорта;

- наличие продуктов должно быть стабильным. Люди имеют ежедневные потребности, которые не должны страдать от внезапно произошедших или значительных перемен;

- продукты питания должны соответствующим образом перерабатываться, храниться и консервироваться, потребители должны быть уверены в том, что потребляемые ими продукты приемлемого качества и безопасны для здоровья, питание должно быть сбалансированным;

- продукты питания должны быть доступны как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательной способности. Четыре упомянутых выше принципа универсальны для всех времен и всех стран.

С точки зрения обеспеченности продовольствием в последнее время окончательно определились географические регионы Земли, характеризующиеся определенно выраженными чертами.

Это, во-первых, индустриальные зоны мира, включая Западную и Северную Европу, Северную Америку, Австралию  и Японию - регионы, которые сталкиваются не с дефицитом высококачественного  продовольствия, а с его избытком. Однако остается вне внимания исследователей то обстоятельство, что продовольственная безопасность развитых стран во многом покоится как раз на голоде развивающихся стран: собственных продовольственных ресурсов при высочайшей производительности аграрного сектора едва бы хватило развитым странам, если бы в развивающихся странах не были созданы целые аграрные анклавы, продукция которых предназначена для рынков развитых стран[15,c.34].

Во-вторых, это районы юга Европы и Средней Азии, большинство  стран Латинской Америки, страны Магриба и АСЕАН, в которых продовольственное обеспечение находится на уровне, приближающемся к норме, с точки зрения требований ВОЗ ООН.

В-третьих, это страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтийские  страны, а также Индия, Египет, Индонезия, продовольственное обеспечение которых находится на «допустимом» уровне отклонения от нормы по стандартам ВОЗ ООН.

В-четвертых, это развивающиеся  страны, подавляющая часть заселения  которых как раз и испытывает тяжести продовольственного кризиса (яркий пример - страны южнее Сахары).

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что продовольственная  безопасность страны является одним  из важнейших критериев ее экономического и политического статуса. Анализ этой категории показывает, что главные критерии продовольственной безопасности - доступность, достаточность и качество продовольствия, имеющегося в стране.

 

 

2 Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой

 

В Азербайджане обеспечение  продовольственной безопасности - одна из самых актуальных проблем, в связи с чем проводимые в этом направлении научные исследования представляют значительный теоретический и практический интерес, если учесть, что решение этой проблемы - одно из условий сохранения суверенитета государства, экономической безопасности, и социальной стабильности в обществе, в конечном счете, национальной безопасности[2,c.179].

Таким образом, эта проблема имеет важное значение, с точки  зрения стратегических интересов страны, особенно в переходный период, связанный с формированием рыночной экономики, а ее решение предполагает: удовлетворение спроса населения на продовольственную продукцию; обеспечение промышленности сырьем местного производства; сохранение общественно-политической и социальной стабильности в обществе; предотвращение зависимости национальной экономики от изменений, конъюнктуры на соответствующих мировых рынках; развитие внутреннего сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности; некоторую нейтрализацию импорта; обеспечение стабильной занятости и доходов населения в сельской местности; сохранение этнонациональных особенностей местного населения путем создания возможностей для `выживания` села; предотвращение крупных валютных расходов на импорт продовольствия; нейтрализацию негативного влияния на местный продовольственный рынок кризисов в зарубежных странах - экспортерах и импортерах продовольственной продукции.

Обеспечение продовольственной  безопасности требует использования  всех факторов, необходимых для реализации стратегических национальных экономических интересов в сфере производства и продвижения сельскохозяйственной и пищевой продукции к потребителям. Соответственно необходимы эффективная стратегия и тактика в данной сфере, находящая выражение в аграрной политике государства, целью которой должно быть создание благоприятных условий для стабильного удовлетворения спроса населения на продукты питания за счет эффективного использования имеющегося у страны производственного и экономического потенциала.

Такая политика предполагает реализацию ряда комплексных долгосрочных мероприятий, в том числе по мониторингу  условий, создающих угрозу для обеспечения  населения продуктами питания, и  по устранению деструктивных тенденций  в области продовольственной безопасности, мероприятий по разработке национальной стратегии продовольственной безопасности, по реальному удовлетворению спроса населения на продовольственную продукцию, а спроса промышленности на сельскохозяйственное сырье благодаря выпуску качественной продукции и установлению выгодных и потребителям и производителям цен.

В 2011 году, например, показатели производства большинства видов сельскохозяйственной продукции в Азербайджане были выше аналогичных показателей в 2010 году. Имел место прирост общего объема сельскохозяйственной продукции на 5,6 %, в том числе: продукции растениеводства на 5,1%, животноводства на 6,3%[2,c.180].

Однако, несмотря на возникшую  в последние годы тенденцию роста, производство сельскохозяйственной продукции  все еще ниже уровня потенциальных возможностей азербайджанской экономики. В основном потому, что развитие рыночных отношений создало на селе сложную ситуацию, связанную с отсутствием необходимых условий для увеличения производства и неэффективным использованием ресурсов. В результате, продовольственной продукцией население обеспечивается в значительной мере через каналы импорта.

В настоящее время  нет однозначных предложений  по развитию продовольственного рынка  страны, к разработке продовольственной  программы подходят, исходя из двух разных позиций: 1) обеспечения спроса населения на продовольственную продукцию за счет внутреннего производства, 2) улучшения его продовольственного обеспечения путем развития соответствующих международных экономических отношений, свободной торговли - с помощью импорта.

Анализ результатов реформ в сельском хозяйстве позволяет делать вывод о том, что эффективность многоукладной структуры в аграрном секторе экономики зависит не просто от одновременного существования государственной, коллективной, смешанной, частной и личной собственности, а от уровня их взаимодействия. Создание равных условий для развития в аграрном секторе различных форм собственности, формирование системы необходимых взаимосвязей и взаимоотношений эффективного согласования интересов разных хозяйствующих субъектов только и может обеспечить нормальное функционирование механизма регулирования продовольственного рынка в республике. Эффективность такой системы, в первую очередь, предполагает независимость этих субъектов, практику стимулирования их развития со стороны государства, возможность реализации имеющейся в их распоряжении продукции через любые каналы сбыта.

Уровень продовольственной  безопасности определяется удельным весом  внутреннего (национального) производства в общем объеме удовлетворения спроса. Если удельный вес продукции внутреннего производства не превышает 70% общего объема спроса на определенный вид продукции, то это уже можно считать критической ситуацией с точки зрения продовольственной безопасности.

Уровень удовлетворения спроса на продовольственную продукцию в Азербайджане за счет внутреннего (национального) производства характеризуется данными, представленными в таблице 2.1.

 

 

Таблица 2.1 - Уровень удовлетворения спроса на продовольственную продукцию  в Азербайджанской Республике за счет внутреннего производства

Наименование продуктов

Спрос, тыс. тонн

Производство, тыс. тонн

% удовлетворения спроса за счет местного производства

 

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

Зерно

3100

3206

3232

3256

3281

921

1540

2016

2196

2058

29,7

48,0

62,4

67,4

62,7

Картофель

764

802

808

814

820

156

469

606

695

169

20,4

58,5

75,0

85,4

93,8

Бахчевые и

овощи

1147

1202

1212

1221

1230

466

1042

1207

1305

1402

40,6

86,7

99,6

107,0

114,0

Фрукты

612

641

647

652

656

324

477

427

517

572

52,9

74,4

76,8

79,3

87,2

Мясо

612

641

347

652

656

82

109

114

125

134

13,4

17,0

17,6

19,2

20,4

Молоко

2905

3046

3071

3094

3117

827

1031

1074

1120

1168

28,5

33,8

35,0

36,2

37,5

Яйца, млн. штук

2140

2245

2263

2280

2297

456

543

556

562

682

21,3

24,2

24,6

24,6

29,7


Источник: [2,c.181]

Как видно из таблицы 2.1, в 2007-2011 гг. наблюдалась тенденция к росту производства сельскохозяйственной продукции. Однако уровень удовлетворения спроса населения на продовольственную продукцию по сравнению с существующим объемом производства относительно невысок. В 201 году спрос потребителей на сельскохозяйственную продукцию (за исключением бахчевых и овощей) полностью не был удовлетворен. Даже при производстве картофеля, где за последние годы достигнуты особенно высокие результаты, спрос населения был удовлетворен на 93,8%; спрос на фрукты был удовлетворен лишь на 87,2%, на зерно - на 62,7%.

Для обеспечения потребления  населения страны за счет внутреннего  производства, а это приоритетное направление проводимой в стране аграрной политики, необходимы более последовательное и масштабное стимулирование товаропроизводителей в сельском хозяйстве, повышение эффективности их производственной и финансовой деятельности, гибкое государственное регулирование.

Роль государственного экономического регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны определяется созданием условий для стабильного роста производства в аграрно-промышленном секторе национальной экономики, а также использованием государственных функций и политической воли для нейтрализации опасности продовольственной зависимости страны.

Одной из главных целей  регулирования продовольственного рынка является повышение уровня самообеспеченности и защита интересов  потребителей и товаропроизводителей в сельском хозяйстве. При этом интересы производителей должны защищаться, если их деятельность не противоречит интересам потребителей. Однако даже при использовании всех имеющихся ресурсов, повышение уровня обеспеченности населения страны собственным продовольствием на 100% совсем не простая задача. Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечивать продовольственную безопасность на определенном уровне.

Другой целью обеспечения  продовольственной безопасности страны за счет регулирования продовольственного рынка является достижение стабилизации в период резких изменений цен на рынке.

Для достижения этих целей  необходимы:

- формирование паритетных экономических отношений между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

- устранение несоответствия между доходами работников, занятых в аграрно-промышленном комплексе, и доходами работников в других сферах народного хозяйства;

- защита местных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

Информация о работе Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике