Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 01:40, курсовая работа
Цель работы сводится к всестороннему рассмотрению компонентов продовольственной безопасности и ее влиянию на макроэкономическую стабилизацию в Республике Беларусь.
Такая постановка цели обуславливает необходимость последовательного решения следующих задач:
- охарактеризовать продовольственную безопасность как элемент экономической безопасности, показать ее роль в трансформационной экономике;
- определить роль государства в достижении продовольственной безопасности, рассмотреть опыт стран центральной и восточной Европы и стран содружества независимых государств;
- проанализировать проблему продовольственной безопасности в Республике Беларусь, охарактеризовать методы решения данной проблемы.
Введение 3
1 Продовольственная безопасность как элемент экономической безопасности: роль в трансформационной экономике 5
2 Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой 11
3 Решение проблемы продовольственной безопасности в Республике Беларусь на современном этапе: макроэкономические и социальные результаты 23
Заключение 37
Список использованных источников 39
Продовольственная безопасность – это совокупность экономических отношений в обществе, возникающих по поводу обеспечения всех его членов продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству. При таком подходе становится возможным перевести решение проблемы на уровень государства, целью которой является обеспечение всем гражданам постоянного доступа к достаточному количеству продуктов питания[12,c.27]. Эта политика, как нам представляется, должна опираться в основном на четыре принципа: 1) наличие, 2) стабильность, 3) эффективность использования, 4) доступность, под которыми подразумевается, что:
- продукты питания должны иметься в наличии в результате местного производства, использования запасов или импорта;
- наличие продуктов должно быть стабильным. Люди имеют ежедневные потребности, которые не должны страдать от внезапно произошедших или значительных перемен;
- продукты питания должны соответствующим образом перерабатываться, храниться и консервироваться, потребители должны быть уверены в том, что потребляемые ими продукты приемлемого качества и безопасны для здоровья, питание должно быть сбалансированным;
- продукты питания должны быть доступны как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательной способности. Четыре упомянутых выше принципа универсальны для всех времен и всех стран.
С точки зрения обеспеченности продовольствием в последнее время окончательно определились географические регионы Земли, характеризующиеся определенно выраженными чертами.
Это, во-первых, индустриальные
зоны мира, включая Западную и Северную
Европу, Северную Америку, Австралию
и Японию - регионы, которые сталкиваются
не с дефицитом
Во-вторых, это районы юга Европы и Средней Азии, большинство стран Латинской Америки, страны Магриба и АСЕАН, в которых продовольственное обеспечение находится на уровне, приближающемся к норме, с точки зрения требований ВОЗ ООН.
В-третьих, это страны Восточной Европы, СНГ и Прибалтийские страны, а также Индия, Египет, Индонезия, продовольственное обеспечение которых находится на «допустимом» уровне отклонения от нормы по стандартам ВОЗ ООН.
В-четвертых, это развивающиеся страны, подавляющая часть заселения которых как раз и испытывает тяжести продовольственного кризиса (яркий пример - страны южнее Сахары).
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что продовольственная безопасность страны является одним из важнейших критериев ее экономического и политического статуса. Анализ этой категории показывает, что главные критерии продовольственной безопасности - доступность, достаточность и качество продовольствия, имеющегося в стране.
В Азербайджане обеспечение продовольственной безопасности - одна из самых актуальных проблем, в связи с чем проводимые в этом направлении научные исследования представляют значительный теоретический и практический интерес, если учесть, что решение этой проблемы - одно из условий сохранения суверенитета государства, экономической безопасности, и социальной стабильности в обществе, в конечном счете, национальной безопасности[2,c.179].
Таким образом, эта проблема имеет важное значение, с точки зрения стратегических интересов страны, особенно в переходный период, связанный с формированием рыночной экономики, а ее решение предполагает: удовлетворение спроса населения на продовольственную продукцию; обеспечение промышленности сырьем местного производства; сохранение общественно-политической и социальной стабильности в обществе; предотвращение зависимости национальной экономики от изменений, конъюнктуры на соответствующих мировых рынках; развитие внутреннего сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности; некоторую нейтрализацию импорта; обеспечение стабильной занятости и доходов населения в сельской местности; сохранение этнонациональных особенностей местного населения путем создания возможностей для `выживания` села; предотвращение крупных валютных расходов на импорт продовольствия; нейтрализацию негативного влияния на местный продовольственный рынок кризисов в зарубежных странах - экспортерах и импортерах продовольственной продукции.
Обеспечение продовольственной безопасности требует использования всех факторов, необходимых для реализации стратегических национальных экономических интересов в сфере производства и продвижения сельскохозяйственной и пищевой продукции к потребителям. Соответственно необходимы эффективная стратегия и тактика в данной сфере, находящая выражение в аграрной политике государства, целью которой должно быть создание благоприятных условий для стабильного удовлетворения спроса населения на продукты питания за счет эффективного использования имеющегося у страны производственного и экономического потенциала.
Такая политика предполагает реализацию ряда комплексных долгосрочных мероприятий, в том числе по мониторингу условий, создающих угрозу для обеспечения населения продуктами питания, и по устранению деструктивных тенденций в области продовольственной безопасности, мероприятий по разработке национальной стратегии продовольственной безопасности, по реальному удовлетворению спроса населения на продовольственную продукцию, а спроса промышленности на сельскохозяйственное сырье благодаря выпуску качественной продукции и установлению выгодных и потребителям и производителям цен.
В 2011 году, например, показатели производства большинства видов сельскохозяйственной продукции в Азербайджане были выше аналогичных показателей в 2010 году. Имел место прирост общего объема сельскохозяйственной продукции на 5,6 %, в том числе: продукции растениеводства на 5,1%, животноводства на 6,3%[2,c.180].
Однако, несмотря на возникшую в последние годы тенденцию роста, производство сельскохозяйственной продукции все еще ниже уровня потенциальных возможностей азербайджанской экономики. В основном потому, что развитие рыночных отношений создало на селе сложную ситуацию, связанную с отсутствием необходимых условий для увеличения производства и неэффективным использованием ресурсов. В результате, продовольственной продукцией население обеспечивается в значительной мере через каналы импорта.
В настоящее время нет однозначных предложений по развитию продовольственного рынка страны, к разработке продовольственной программы подходят, исходя из двух разных позиций: 1) обеспечения спроса населения на продовольственную продукцию за счет внутреннего производства, 2) улучшения его продовольственного обеспечения путем развития соответствующих международных экономических отношений, свободной торговли - с помощью импорта.
Анализ результатов реформ в сельском хозяйстве позволяет делать вывод о том, что эффективность многоукладной структуры в аграрном секторе экономики зависит не просто от одновременного существования государственной, коллективной, смешанной, частной и личной собственности, а от уровня их взаимодействия. Создание равных условий для развития в аграрном секторе различных форм собственности, формирование системы необходимых взаимосвязей и взаимоотношений эффективного согласования интересов разных хозяйствующих субъектов только и может обеспечить нормальное функционирование механизма регулирования продовольственного рынка в республике. Эффективность такой системы, в первую очередь, предполагает независимость этих субъектов, практику стимулирования их развития со стороны государства, возможность реализации имеющейся в их распоряжении продукции через любые каналы сбыта.
Уровень продовольственной безопасности определяется удельным весом внутреннего (национального) производства в общем объеме удовлетворения спроса. Если удельный вес продукции внутреннего производства не превышает 70% общего объема спроса на определенный вид продукции, то это уже можно считать критической ситуацией с точки зрения продовольственной безопасности.
Уровень удовлетворения спроса на продовольственную продукцию в Азербайджане за счет внутреннего (национального) производства характеризуется данными, представленными в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Уровень удовлетворения спроса на продовольственную продукцию в Азербайджанской Республике за счет внутреннего производства
Наименование продуктов |
Спрос, тыс. тонн |
Производство, тыс. тонн |
% удовлетворения спроса за счет местного производства | ||||||||||||
| 2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Зерно |
3100 |
3206 |
3232 |
3256 |
3281 |
921 |
1540 |
2016 |
2196 |
2058 |
29,7 |
48,0 |
62,4 |
67,4 |
62,7 |
Картофель |
764 |
802 |
808 |
814 |
820 |
156 |
469 |
606 |
695 |
169 |
20,4 |
58,5 |
75,0 |
85,4 |
93,8 |
Бахчевые и овощи |
1147 |
1202 |
1212 |
1221 |
1230 |
466 |
1042 |
1207 |
1305 |
1402 |
40,6 |
86,7 |
99,6 |
107,0 |
114,0 |
Фрукты |
612 |
641 |
647 |
652 |
656 |
324 |
477 |
427 |
517 |
572 |
52,9 |
74,4 |
76,8 |
79,3 |
87,2 |
Мясо |
612 |
641 |
347 |
652 |
656 |
82 |
109 |
114 |
125 |
134 |
13,4 |
17,0 |
17,6 |
19,2 |
20,4 |
Молоко |
2905 |
3046 |
3071 |
3094 |
3117 |
827 |
1031 |
1074 |
1120 |
1168 |
28,5 |
33,8 |
35,0 |
36,2 |
37,5 |
Яйца, млн. штук |
2140 |
2245 |
2263 |
2280 |
2297 |
456 |
543 |
556 |
562 |
682 |
21,3 |
24,2 |
24,6 |
24,6 |
29,7 |
Источник: [2,c.181]
Как видно из таблицы 2.1, в 2007-2011 гг. наблюдалась тенденция к росту производства сельскохозяйственной продукции. Однако уровень удовлетворения спроса населения на продовольственную продукцию по сравнению с существующим объемом производства относительно невысок. В 201 году спрос потребителей на сельскохозяйственную продукцию (за исключением бахчевых и овощей) полностью не был удовлетворен. Даже при производстве картофеля, где за последние годы достигнуты особенно высокие результаты, спрос населения был удовлетворен на 93,8%; спрос на фрукты был удовлетворен лишь на 87,2%, на зерно - на 62,7%.
Для обеспечения потребления населения страны за счет внутреннего производства, а это приоритетное направление проводимой в стране аграрной политики, необходимы более последовательное и масштабное стимулирование товаропроизводителей в сельском хозяйстве, повышение эффективности их производственной и финансовой деятельности, гибкое государственное регулирование.
Роль государственного экономического регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны определяется созданием условий для стабильного роста производства в аграрно-промышленном секторе национальной экономики, а также использованием государственных функций и политической воли для нейтрализации опасности продовольственной зависимости страны.
Одной из главных целей
регулирования
Другой целью обеспечения
продовольственной безопасности страны
за счет регулирования
Для достижения этих целей необходимы:
- формирование паритетных экономических отношений между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;
- устранение несоответствия между доходами работников, занятых в аграрно-промышленном комплексе, и доходами работников в других сферах народного хозяйства;
- защита местных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.