Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа
Продовольственная безопасность – составная часть национальной безопасности государства и условие стабильной жизнедеятельности общества. Это понятие в мировой практике применяется при оценке состояния внутреннего рынка продовольствия и носит как социально-экономический, так и политико-экономический характер. Рассматривая социально-экономическое значение продовольственной безопасности, необходимо коснуться условий для обеспечения граждан основными продуктами питания, которые создаёт государство наряду с принятыми в стране нормами.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЕЁ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН С ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реализация стратегической цели и выявление и упреждение деструктивных факторов - вот два основных направления для достижения продовольственной безопасности.
Для выявления изменений в критически важных параметрах, которые создают угрозу или являются типичным проявлением процессов, сопутствующих ухудшению продовольственного обеспечения, применяют количественные показатели, так называемые индикаторы угроз. Они могут охватывать различные сферы, включая производство, наличие и доступность продовольствия. К индикаторам угроз относятся также такие показатели, которые определяют негативные условия, в которых функционирует продовольственная система. Они характеризуют отклонения от нормы погодных условий; посевных площадей и их состояния; наличие домашнего скота; рыночных цен на основные продукты питания; запасов продовольствия в домохозяйствах и сбытовых организациях; состояния здоровья и питания населения; кризисного поведения населения и т.д. (5, с.36)
Признаки, по которым классифицируются угрозы:
По источнику возникновения – внутренние (источник на территории государства) и внешние (за его пределами);
По отношению к деятельности
человека – объективные,
По вероятности реализации – реальные (осуществляются в любой момент), потенциальные (реализуются при определённых условиях);
По последствиям – всеобщие, отражаются
на всей территории
По ущербу – катастрофические, значительные, вызывающие трудности;
По областям проявления –
Индикаторы безопасности определяют границы (пороги) наступления кризисных явлений. Нормальное состояние – отклонений от нормы нет или они незначительны. Предкризисное состояние – угрозы приобретают существенную значимость. Кризисное состояние – существенно ухудшается качество в большинстве сфер жизнедеятельности либо в нескольких особенно важных.
На устойчивость национальной
продовольственной системы
Уровень и динамика мировых цен на продовольствие и сырьё;
Изменение объёмов предложения;
Уровень
конкурентоспособности
Динамика
и соотношение курсов
Качество импортируемого продовольствия и сырья;
Доля импорта
на национальном рынке и его
несоответствие стандартам
Тарифные и нетарифные ограничения. (5, с.38)
Для выявления угроз продовольственной безопасности на региональном или межгосударственном уровне можно использовать методические подходы, применяемые международными организациями с поправкой на конкретные условия. ФАО определяет угрозы в продовольственной сфере посредством следующих индикаторов:
Отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению, что позволяет определить уровни продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив – 17%, т.е. запасы зерна должны соответствовать объёмам, необходимым на 60 дней потребления);
Отношение
предложения экспортёров к
Среднегодовые
экспортные цены по видам
Переходящие запасы зерна (всего) по видам и целям его использования в странах – экспортёрах в процентах к внутреннему потреблению;
Тенденции производства зерна (прирост за последнее десятилетие );
Изменения в динамике производства зерна в странах – импортёрах.
К определению категории «продовольственная безопасность» существуют различные подходы, которые ориентируются либо на импорт продуктов питания, либо на самообеспечение ими, либо на сочетание импорта и собственного производства продовольствия. Продовольственная безопасность достигается путём обеспечения физического и экономического доступа к безопасному и достаточному продовольствию. Проблема этого достижения связана с экономическими, социальными, демографическими, экологическими и иными факторами, а также с государственной поддержкой и вложением средств в экономику, позволяющими получать более длительный эффект по сравнению с разовыми торговыми сделками, даже очень выгодными.
Прежде чем говорить о роли государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой, коснёмся самого понятия «трансформационная экономика». Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период – это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественное иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.(с.135) Наряду с такими элементами предыдущей системы, как государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства, появились новые элементы : предпринимательские системы различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства. В данный переходный период в Республике Беларусь, а также в большинстве стран СНГ значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий - причина этому глубокий экономический кризис, который обусловливает массовую финансовую несостоятельность и взаимное неплатежи предприятий. Вот в такой период ещё сложнее осуществлять и внедрять какие бы то ни было программы политического и экономического развития. Если даже странам с развитой экономикой, где стоит только поддерживать свои институты, а не преобразовывать и развивать их, приходится прилагать массу усилий в достижении продовольственной безопасности, то странам с трансформационной экономикой действовать приходиться намного сложнее.
Для сохранения суверенитета государства, его социальной устойчивости и экономической стабильности, необходимо разрабатывать такое стратегически важное направление в политике, как обеспечение продовольственной безопасности. Несмотря на то, что проблема решается на всех уровнях, гарантировать продовольственную безопасность в трансформационной экономике в полной мере может только государство, которое формирует взвешенную продовольственную политику и создает условия для ее реализации, в первую очередь за счет собственного производства продовольствия на основе устойчивого функционирования сельского хозяйства. О необходимости его приоритетного развития свидетельствуют тенденции формирования мировых продовольственных ресурсов.
В трансформационной
экономике для решения проблем
продовольственной
Таблица 3.1. Уровни продовольственной безопасности
Уровень |
Субъект, решающий проблему |
Функции субъекта |
Глобальный |
ООН, ФАО, ВТО, Комитет по продовольственной безопасности и т.д. |
Содействие стабильному |
Субрегиональный |
Межрегиональные образования с соответствующими органами, форумы |
Содействие стабильному экономи |
Межнациональный |
Региональные объединения и соответствующие органы |
Солидарное поведение путем заключения соглашений по торговле, ценам, стандартизации |
Государственный |
Правительства, законодательные органы |
Создание законодательной, нормативной и ресурсной базы для обеспечения продовольственной информации, формирование соответствующих фондов и их резервов. Определение направлений повышения качества продовольствия |
Местный |
Территориальные органы управления |
Создание условий для |
Группы |
Домашние хозяйства |
Достижение доходов, обеспечивающих рациональное потребление |
Семейный |
Домашние хозяйства |
Приобретение и использование продуктов питания и др. |
Решение продовольственной проблемы в современных условиях и в перспективе на глобальном уровне по различным причинам в полной мере не просматривается. Обеспечивать ее каждая страна с трансформационной экономикой должна исходя из своего потенциала, в основном за счет собственного производства при максимальном использовании преимуществ международного разделения труда [8, c. 24].
К наиболее опасным факторам,
способным создавать в
1. Глобализация
2. Неблагоприятная конъюнктура
мирового рынка,
3. Стабильный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, вызванный удорожанием ресурсов, применяемых в сельском хозяйстве, а также несоответствие его развития многофункциональности, включая сохранение сельского уклада жизни и экологическую безопасность.
4. Ухудшение импорта,
повышение доли импортных
5. Сокращение производственного потенциала (сельскохозяйственные угодья, трудовые ресурсы, основные фонды, оборотные средства), недостаточная степень использования производственных мощностей; низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке по сравнению с импортными аналогами.
6. Недостаточный уровень
нововведений в сфере
7. Низкая устойчивость производства, недостаточная способность предупреждать или ослаблять спады, противостоять отрицательным воздействиям сил природы и рационально использовать производственные ресурсы.
8. Ухудшение структуры
производства
9. Недостаточность объемов
производства для
10. Неразвитость инфраструктуры
внутреннего рынка
11. Высокая доля расходов
на продовольствие в семейном
бюджете, несбалансированность
12. Низкий уровень пропаганды здорового питания в средствах массовой информации в учреждениях и организациях; реклама, особенно импортных продуктов, не гарантирующая их качество и полезность для здоровья населения [6, c. 6].
В национальных стратегиях
стран с трансформационной
емкость мирового рынка
увеличивается при ухудшении ус
модифицируется концепция конкурентоспособности в связи с необходимостью учета факторов развития сельской местности как среды обитания, а не только эффективности аграрного производства, усиливается влияние факторов, определяющих качество и цену продуктов питания;
глобализация пищевой
промышленности ужесточает конкуренцию,
ухудшая конъюнктуру
либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией, обусловленная правилами ГАТТ/ВТО, усиливая конкуренцию на рынке, способствует применению мер тарифного и нетарифного регулирования;
сокращаются переходящие
запасы мировых продовольственных ресу
в экономически развитых странах изменение спроса касается структуры потребления, качества продуктов питания и их влияния на здоровье населения, в развивающихся – преимущественно роста объемов потребления;