Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Продовольственная безопасность – составная часть национальной безопасности государства и условие стабильной жизнедеятельности общества. Это понятие в мировой практике применяется при оценке состояния внутреннего рынка продовольствия и носит как социально-экономический, так и политико-экономический характер. Рассматривая социально-экономическое значение продовольственной безопасности, необходимо коснуться условий для обеспечения граждан основными продуктами питания, которые создаёт государство наряду с принятыми в стране нормами.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЕЁ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН С ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Реализация стратегической цели и выявление и упреждение деструктивных факторов - вот два основных направления для достижения продовольственной безопасности.

Для выявления изменений  в критически важных параметрах, которые создают угрозу или являются типичным проявлением процессов, сопутствующих ухудшению продовольственного обеспечения, применяют количественные показатели, так называемые индикаторы угроз. Они могут охватывать различные сферы, включая производство, наличие и доступность продовольствия. К индикаторам угроз относятся также такие показатели, которые определяют негативные условия, в которых функционирует продовольственная система. Они характеризуют отклонения от нормы погодных условий; посевных площадей и их состояния; наличие домашнего скота; рыночных цен на основные продукты питания; запасов продовольствия в домохозяйствах и сбытовых организациях; состояния здоровья и питания населения; кризисного поведения населения и т.д. (5, с.36)

Признаки, по которым классифицируются угрозы:

        По источнику возникновения –  внутренние (источник на территории государства) и внешние (за его пределами);

        По отношению к деятельности  человека – объективные, которые  формируются независимо от человека (природные катаклизмы, стихийные бедствия), субъективные (связанные с неудовлетворительными управленческими решениями);

        По вероятности реализации –  реальные (осуществляются в любой момент), потенциальные (реализуются при определённых условиях);

        По последствиям – всеобщие, отражаются  на всей территории государства  или большинстве его субъектов  и локальные;

        По ущербу – катастрофические, значительные, вызывающие трудности;

        По областям проявления – снабжение  населения, объёмы производства, экономическая доступность продовольствия, его конкурентоспособность.

Индикаторы безопасности определяют границы (пороги) наступления  кризисных явлений. Нормальное состояние  – отклонений от нормы нет или  они незначительны. Предкризисное  состояние – угрозы приобретают существенную значимость. Кризисное состояние – существенно ухудшается качество в большинстве сфер жизнедеятельности либо в нескольких особенно важных.

На устойчивость национальной продовольственной системы наибольшее воздействие оказывают такие показатели, как:

     Уровень  и динамика мировых цен на  продовольствие и сырьё;

     Изменение  объёмов предложения;

     Уровень  конкурентоспособности продукции  на внешнем и внутреннем рынках;

     Динамика  и соотношение курсов национальной и других валют;

     Качество  импортируемого продовольствия  и сырья;

     Доля импорта  на национальном рынке и его  несоответствие стандартам качества;

     Тарифные и нетарифные ограничения. (5, с.38)

Для выявления угроз  продовольственной безопасности на региональном или межгосударственном уровне можно использовать методические подходы, применяемые международными организациями с поправкой на конкретные условия. ФАО определяет угрозы в продовольственной сфере посредством следующих индикаторов:

     Отношение мировых запасов зерна к мировому потреблению, что позволяет определить уровни продовольственной безопасности и гарантий на случай чрезвычайных обстоятельств (норматив – 17%, т.е. запасы зерна должны соответствовать объёмам, необходимым на 60 дней потребления);

     Отношение  предложения экспортёров к общей  потребности в зерне;

     Среднегодовые  экспортные цены по видам зерна;

     Переходящие запасы зерна (всего) по видам и целям его использования в странах – экспортёрах в процентах к внутреннему потреблению;

     Тенденции производства зерна (прирост за последнее десятилетие );

     Изменения  в динамике производства зерна  в странах – импортёрах.

К определению категории  «продовольственная безопасность»  существуют различные подходы, которые  ориентируются либо на импорт продуктов питания, либо на самообеспечение ими, либо на сочетание импорта и собственного производства продовольствия. Продовольственная безопасность достигается путём обеспечения физического и экономического доступа к безопасному и достаточному продовольствию. Проблема этого достижения связана с экономическими, социальными, демографическими, экологическими и иными факторами, а также с государственной поддержкой и вложением средств в экономику, позволяющими получать более длительный эффект по сравнению с разовыми торговыми сделками, даже очень выгодными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой.

 

Прежде чем говорить о роли государства в достижении продовольственной безопасности стран с трансформационной экономикой, коснёмся самого понятия «трансформационная экономика». Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период – это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественное иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.(с.135) Наряду с такими элементами предыдущей системы, как государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства, появились новые элементы : предпринимательские системы различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства. В данный переходный период в Республике Беларусь, а также в большинстве стран СНГ значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий - причина этому глубокий экономический кризис, который обусловливает массовую финансовую несостоятельность и взаимное неплатежи предприятий. Вот в такой период ещё сложнее осуществлять и внедрять какие бы то ни было программы политического и экономического развития. Если даже странам с развитой экономикой, где стоит только поддерживать свои институты, а не преобразовывать и развивать их, приходится прилагать массу усилий в достижении продовольственной безопасности, то странам с трансформационной экономикой действовать приходиться намного сложнее.

        Для сохранения суверенитета государства, его социальной устойчивости и экономической стабильности, необходимо разрабатывать такое стратегически важное направление в политике, как обеспечение продовольственной безопасности. Несмотря на то, что проблема решается на всех уровнях, гарантировать продовольственную безопасность в трансформационной экономике в полной мере может только государство, которое формирует взвешенную продовольственную политику и создает условия для ее реализации, в первую очередь за счет собственного производства продовольствия на основе устойчивого функционирования сельского хозяйства. О необходимости его приоритетного развития свидетельствуют тенденции формирования мировых продовольственных ресурсов.

 В трансформационной  экономике для решения проблем  продовольственной безопасности используют семь уровней управления (табл.3.1.)

 

 

 

 

 Таблица 3.1. Уровни продовольственной безопасности

 

Уровень

Субъект, решающий проблему

Функции субъекта

Глобальный

ООН, ФАО, ВТО, Комитет по продовольственной  безопасности и т.д.

Содействие стабильному экономическому развитию, долговременные программы борьбы с голодом, создание запасов продовольствия

Субрегиональный

Межрегиональные образования с  соответствующими органами, форумы

Содействие стабильному экономическому развитию, улучшение качественных параметров продовольствия

Межнациональный

Региональные объединения и соответствующие органы

Солидарное поведение путем  заключения соглашений по торговле, ценам, стандартизации

Государственный

Правительства, законодательные органы

Создание законодательной, нормативной и ресурсной базы для обеспечения продовольственной информации, формирование соответствующих фондов и их резервов. Определение направлений повышения качества продовольствия

Местный

Территориальные органы управления

Создание условий для получения  доходов в домашних хозяйствах. Снабжение продуктами и контроль качества

Группы

Домашние хозяйства

Достижение доходов, обеспечивающих рациональное потребление

Семейный

Домашние хозяйства

Приобретение и использование  продуктов питания и др.


 

 

Решение продовольственной  проблемы в современных условиях и в перспективе на глобальном уровне по различным причинам в полной мере не просматривается. Обеспечивать ее каждая страна с трансформационной экономикой должна исходя из своего потенциала, в основном за счет собственного производства при максимальном использовании преимуществ международного разделения труда [8, c. 24].

К наиболее опасным факторам, способным создавать в современных  условиях угрозы безопасности в продовольственной  сфере и которые необходимо постоянно учитывать в трансформационной экономике, относятся следующие.

1. Глобализация продовольственного  рынка и так называемая «либерализация торговли продукцией сельскохозяйственного происхождения», изменение условий обмена, наличие тарифных и иных ограничений для выхода на внешний рынок; рост импорта на национальном рынке, использование продовольствия в качестве рычага внешнеполитического давления на импортеров.

2. Неблагоприятная конъюнктура  мирового рынка, ограничивающая  доступность импорта и возможность  экспорта; сокращение прироста продовольственных ресурсов на душу населения из-за опережающих темпов роста населения в некоторых регионах мира; снижение объемов предложения сырья и продовольствия по причине природных аномалий.

3. Стабильный рост  цен на сельскохозяйственную  продукцию, вызванный удорожанием ресурсов, применяемых в сельском хозяйстве, а также несоответствие его развития многофункциональности, включая сохранение сельского уклада жизни и экологическую безопасность.

4. Ухудшение импорта,  повышение доли импортных продуктов  на национальных рынках, несоответствующих внутренним стандартам качества, невозможность их безопасного использования для здоровья населения.

5. Сокращение производственного  потенциала (сельскохозяйственные  угодья, трудовые ресурсы, основные  фонды, оборотные средства), недостаточная степень использования производственных мощностей; низкая конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем рынке по сравнению с импортными аналогами.

6. Недостаточный уровень  нововведений в сфере материального  производства и, в частности,  в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности; моральный и физический износ действующего оборудования, незначительный удельный вес принципиально новых разработок и ноу-хау, отсутствие механизма, стимулирующего внедрение новшеств.

7. Низкая устойчивость производства, недостаточная способность предупреждать или ослаблять спады, противостоять отрицательным воздействиям сил природы и рационально использовать производственные ресурсы.

8. Ухудшение структуры  производства сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия, сокращение численности поголовья коров, лошадей, овец, коз, птицы, животных по группе «прочие».

9. Недостаточность объемов  производства для удовлетворения  потребности важнейшими видами продукции (зерно, мясо, плоды, ягоды, масличное сырье) по оптимальному уровню; сырьевая направленность экспорта, низкий уровень хранения и переработки продукции (картофель, овощи, плоды, ягоды).

10. Неразвитость инфраструктуры  внутреннего рынка продовольствия, низкий уровень маркетинговых  исследований, наличие административных барьеров для продуктообмена.

11. Высокая доля расходов  на продовольствие в семейном  бюджете, несбалансированность структуры  потребления и снижение физической  доступности продовольствия в  группах населения с низкими  доходами; наличие населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума.

12. Низкий уровень пропаганды  здорового питания в средствах  массовой информации в учреждениях и организациях; реклама, особенно импортных продуктов, не гарантирующая их качество и полезность для здоровья населения [6, c. 6].

 

В национальных стратегиях стран с трансформационной экономикой в первую очередь следует обращать внимание на тенденции, сущность которых в обобщенном виде заключается в следующем:

емкость мирового рынка  увеличивается при ухудшении условий формирования ресурсов, нестабильной динамике производства и недостаточной сбалансированности мирового экспорта и импорта;

модифицируется концепция  конкурентоспособности в связи  с необходимостью учета факторов развития сельской местности как среды обитания, а не только эффективности аграрного производства, усиливается влияние факторов, определяющих качество и цену продуктов питания;

глобализация пищевой  промышленности ужесточает конкуренцию, ухудшая конъюнктуру продовольственного рынка, стабильно повышая цены;

либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией, обусловленная правилами ГАТТ/ВТО, усиливая конкуренцию на рынке, способствует применению мер тарифного и нетарифного регулирования;

сокращаются переходящие  запасы мировых продовольственных ресурсов, что снижает стабильность функционирования продуктовых рынков, определяемую наличием резервов, сглаживающих конъюнктурные колебания;

в экономически развитых странах изменение спроса касается структуры потребления, качества продуктов питания и их влияния на здоровье населения, в развивающихся – преимущественно роста объемов потребления;

Информация о работе Продовольственная безопасность