Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Продовольственная безопасность – составная часть национальной безопасности государства и условие стабильной жизнедеятельности общества. Это понятие в мировой практике применяется при оценке состояния внутреннего рынка продовольствия и носит как социально-экономический, так и политико-экономический характер. Рассматривая социально-экономическое значение продовольственной безопасности, необходимо коснуться условий для обеспечения граждан основными продуктами питания, которые создаёт государство наряду с принятыми в стране нормами.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЕЁ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН С ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, должны быть ориентированы на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции  на основе модернизации производства и внедрения прогрессивных технологий. При этом важно не только наращивать объемы производства, но и всемерно развивать товаропроводящую сеть. В этой связи концепция развития перерабатывающих предприятий должна базироваться на следующих принципах:

оптимизация производственных мощностей  переработки и сырьевых зон;

рациональное сочетание саморегулирования  рынка сырья и готовой продукции;

формирование эффективного объема и структуры производства продукции  предприятий, адаптированной к условиям хозяйствования и конъюнктуры рынка;

обеспечение конкурентоспособности  продукции по качеству и цене;

обеспечение максимальной прибыльности, окупаемости затрат;

ресурсосбережение на всех стадиях  производства;

функционирование перерабатывающих предприятий, производителей сырья и торговли на основе кооперации и интеграции производства [16, c. 31].

В соответствии с концепцией должны быть решены следующие основные задачи:

оптимизирована численность ведущих  предприятий по всем важнейшим отраслям перерабатывающей промышленности;

проведено рациональное размещение агропромышленного  производства по территории страны, усовершенствована специализация предприятий;

оптимизированы сырьевые зоны, рассчитаны требуемые объемы производства исходного сырья и готовой продукции исходя из необходимости наиболее полной загрузки мощностей перерабатывающих предприятий;

определены механизмы создания и функционирования продуктовых  кооперативно-интеграционных объединений, включая поставщиков сырья, предприятий-интеграторов и других субъектов технологической  цепи до сбыта готового продовольствия;

определены источники инвестиций в основной капитал и развитие материально-технической базы предприятий;

определены пути увеличения продуктивности отраслей, производительности предприятий, интенсификации видов производства, а также снижения удельных затрат на производство единицы продукции до уровня рыночной конкурентоспособности;

 созданы условия  для внедрения достижений науки  и постепенного перехода на  качественно новые технологии  переработки и производства широкого  ассортимента готовой конкурентной  продукции [16, c. 32].

        В РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» создана в соответствии с критериями и успешно функционирует комплексная система контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов. Основными блоками данной системы являются:

- национальный технический  комитет по стандартизации «Продовольственное  сырье и продукты его переработки»;

- республиканский контрольно-испытательный  комплекс по качеству и безопасности  продуктов питания;

- орган по сертификации пищевой и парфюмерно-косметической продукции (аттестат аккредитации № ВУ/112038.0);

- отраслевые Центральные дегустационные комиссии.

        Работа всей системы контроля  качества направлена на повышение  качества и конкурентоспособности  отечественной пищевой продукции.

В Беларуси требования к безопасности продуктов питания регламентированы рядом законов, среди которых основополагающим следует считать закон «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». Стандарты, нормативы и регламенты качества и безопасности продовольствия приводятся строго в соответствие с рекомендациями международных организаций – Всемирной торговой организации, Всемирной организации здравоохранения и Всемирной продовольственной организации. В стране созданы и создаются новые типы предприятий, гарантирующие качество и безопасность выпускаемых продуктов питания. По данным Министерства здравоохранения, уже почти 40% общего объема продовольствия относится к группе с высокой надежностью.

Не менее важной задачей  в области контроля качества выступает  защита отечественного рынка от импорта фальсифицированных пищевых продуктов. Фальсификация продуктов питания, как известно, приводит к потреблению токсичных и потенциально опасных для здоровья веществ химической и биологической природы, наносит ущерб не только потребителям этой продукции, но и производителям высококачественных продуктов питания [6, c. 8].

Все это вместе позволяет сформулировать основные положения концепции продовольственной безопасности, которые предлагается положить в основу формируемой в настоящее время долгосрочной стратегии устойчивого развития национального АПК:

постоянное расширение емкости  внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и готового продовольствия на основе устойчивого роста доходов и совершенствования структуры потребления, повышения качества продуктов и культуры питания;

выработка экономических механизмов, обеспечивающих расширение доступности  разнообразных видов продуктов  питания, в том числе высококачественных, различным по социальному статусу и реальному доходу категориям населения;

разработка и внедрение адаптивных систем земледелия и животноводства, в полной мере учитывающих потребности растений и животных; создание высокопродуктивных и экологически сбалансированных систем ведения сельского хозяйства; выведение новых сортов, пород и гибридов, обеспечивающих заданные параметры интенсификации и качества продукции с учетом целевых нормативов конверсии удобрений и кормов;

поддержание устойчивости баланса спроса и предложения продовольствия на внутреннем рынке с акцентом на расширение сбыта высококачественного, безопасного и биологически ценного продовольствия;

разработка и реализация целевых  программ, обеспечивающих производство качественных продуктов функционального назначения: для различных возрастных групп; лечебно-профилактического назначения, в том числе для населения в экологически неблагополучных зонах; продуктов с повышенным содержанием наиболее дефицитных макро- и микроэлементов и витаминов;

устойчивое наращивание экспортного потенциала готового высококачественного продовольствия: целевая ориентация всех отраслей и предприятий на рыночный сбыт, в том числе на экспорт, на обеспечение разнообразного потребительского спроса, на налаживание целевых связей с зарубежными партнерами, на интеграцию в международные продовольственные структуры;

организация интегрированного обеспечения  безопасности пищевых продуктов  и продовольственного сырья: поддержание  высокого качества производимых биотехнологий, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения; совершенствование нормативно-методической, приборной и аналитической базы контроля качества и безопасности пищевых продуктов и сырья, прежде всего контроля условий производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции;

разработка инструментария в области  формирования у населения навыков  здорового и рационального питания: ликвидация информационного дефицита в вопросах культуры питания на основе широкого использования средств массовой информации; создание образовательных программ для населения;

подготовка квалифицированных  специалистов в области науки  о питании, разработка новейших программ обучения отечественных специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания производства и переработки, сельского хозяйства; внедрение современных компьютерных систем сбора, хранения, пользования и обмена информацией; создание специальных информационно-просветительских и образовательных программ, а также специальных серий популярной, учебной и научной литературы [6, c. 14].

 Беларусь – не только самодостаточная в продовольственном отношении страна, но и ориентированная на экспорт. Для сохранения имиджа в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер, упреждающих угрозы продовольственной безопасности. В первую очередь это касается развития аграрной науки, формирующей фундаментальную основу для второго этапа «зеленой революции», обусловленного изменением климата, дефицитом водных ресурсов, природными аномалиями, необходимостью создания новых адаптивных систем хозяйствования, технологий и производств, диверсификации действующих, то есть всех направлений, определяющих инновационность сельского хозяйства. Продовольственную безопасность может гарантировать только сильная аграрная экономика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе курсовой работы были сформулированы понятия продовольственной  безопасности, определены факторы, влияющие на её обеспечение, был рассмотрен опыт зарубежных стран, определены теоретические аспекты обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь. Анализ нормативно-правовой базы, а также изучение исследований и наблюдений специалистов по вопросам продовольственной независимости, как всех стран вцелом, так и конкретно Республики Беларусь, позволили сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Обеспечение продовольственной  безопасности должно стать приоритетным  направлением государственной политики, так как охватывает широкий  спектр национальных, экономических,  социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ.

2. Нормативно-правовую  базу продовольственной безопасности  представляет Конституция Республики  Беларусь, где прописаны права и гарантируются свободы граждан в области продовольственной безопасности. Подписано Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 года №252 «О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь». А  также проводятся различные совместные мероприятия стран Содружеств, например, Международная научно-практическая конференция, на которой разрабатываются проекты программ по обеспечению продовольственной безопасности стран Содружеств, для того, чтобы совместными усилиями решать проблемы продовольственной безопасности. Утверждаются методика расчётов и форма совместных балансов важнейших видов продовольствия. При Межправительственном совете по вопросам АПК СНГ был создан конъюнктурный центр по анализу и прогнозированию развития рынка важнейших видов продовольствия. Проведён анализ и подготовлены предложения по функционированию Общего аграрного рынка стран Содружеств и рынков важнейших видов сельхозпродукции. Налажено сотрудничество по выращиванию сельхозкультур и селекционной работы. Подготовлены предложения о целесообразности совместного производства на предприятиях стран СНГ.

3. Сегодня проблему продовольственной безопасности государства необходимо рассматривать в трёх аспектах:

Физическая доступность продовольствия – это наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

Экономическая доступность  продовольствия – это уровень  доходов независимо от социального  статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания на минимальном уровне потребления;

Безопасность продовольствия для потребителей – это предотвращение производства, реализации и потребления  некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

  1. В целях повышения эффективности государственного регулирования АПК как фактора обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь необходимо:

-  создание финансово-кредитного механизма, адекватного современным условиям и задачам развития аграрного сектора;

- принять меры по снижению налоговой нагрузки на предприятия АПК с тем, чтобы предприятия получили достаточные собственные средства для модернизации производства;

- обеспечить защиту отечественного сельскохозяйственного производителя за счёт таможенных тарифов и нетарифных мер при вступлении Беларуси в таможенный союз с Россией и Казахстаном;

- способствовать развитию интеграции, созданию крупных конкурентоспособных сельхозпредприятий, выделять бюджетные средства государственным АПК.

   Основными задачами для белорусского рынка сельскохозяйственной продукции является:

- ориентация на экспорт  продовольственной продукции перерабатывающей  промышленности, а не сырьевых  ресурсов, что позволит государству  получать добавленную стоимость;

- использование земель, пострадавших от аварии на  Чернобыльской АЭС для выращивания  технических культур.

     Развитие  рынка сельскохозяйственного сырья  и продовольствия Беларуси главным  образом зависит от внутреннего состояния экономики и её природного потенциала, а также от ее участия в международном разделении труда и капитала, эффективности использования инновационного механизма.

    Таким образом,  продовольственная безопасность  в первую очередь рассматривается  как способность государства,  обладающего определёнными ресурсным потенциалом, в основном за счёт собственного обеспечения, а не импорта стабильно удовлетворять потребность населения в целом и каждого его гражданина в отдельности продуктами питания и питьевой водой в объёмах, ассортименте и качестве достаточном для полноценного физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения. В более широком смысле продовольственная безопасность является главным фактором, решающим многие государственные проблемы, такие как демографическая ситуация, повышение качества жизни населения, создание благоприятного социального климата в стране, повышение уровня занятости населения.

Информация о работе Продовольственная безопасность