Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Продовольственная безопасность – составная часть национальной безопасности государства и условие стабильной жизнедеятельности общества. Это понятие в мировой практике применяется при оценке состояния внутреннего рынка продовольствия и носит как социально-экономический, так и политико-экономический характер. Рассматривая социально-экономическое значение продовольственной безопасности, необходимо коснуться условий для обеспечения граждан основными продуктами питания, которые создаёт государство наряду с принятыми в стране нормами.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЕЁ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН С ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Ориентируясь на мировые  тенденции, в соответствии с международными соглашениями по агроэкономической  политике, государства, в зависимости от уровня экономики, определяют стратегию и направления развития аграрной сферы для решения проблемы преимущественно за счёт собственного производства. Но это совсем не означает замкнутость системы. Речь идёт о производстве конкурентоспособной продукции при рациональном использовании собственного потенциала и преимуществ международного разделения труда.

Для Беларуси продовольственная  безопасность является условием поддержания  благоприятной конъюнктуры рынка, способного обеспечить достаточный уровень высококачественного и сбалансированного питания населения, а также эффективного развития внешнеторговых связей. Это предусмотрено в Концепции национальной продовольственной безопасности, разработанной на основе теоретических и прикладных исследований с учетом анализа системы потребления и факторов, формирующих спрос. Модель национальной продовольственной безопасности (рис. 4.1), базируясь в основном на собственном производстве важнейших видов продукции, включает как экспорт, так и импорт.

 

Рис. 4.1. Модель национальной продовольственной безопасности.

 

 

Надо признать, что  среди большинства жителей республики наблюдается ряд негативных тенденций в культуре потребления продуктов питания. Определяющими проблемами являются следующие: несбалансированность потребления питательных веществ, особенно незаменимых, и пищевой энергии физиологическим потребностям организма; дефицит полноценного животного белка, витаминов, микроэлементов, пищевых волокон, полиненасыщенных жирных кислот и избыток простых углеводов и животных жиров. Во многом это является результатом сложившихся стереотипов питания, причина чего, во-первых – незнание научных основ рационального питания, а во-вторых – недостаток фактических совокупных доходов [6, c. 14].

Экономическая доступность продовольствия характеризуется значительной долей расходов на питание, динамика которых имеет тенденцию к снижению.

 Различают семь уровней продовольственного обеспечения. Согласно этой классификации потребление в стране стабильно относится к третьему уровню, то есть продовольствия достаточно, но потребление не сбалансировано по питательным веществам. (табл.4.1.)

Мониторинг продовольственной  безопасности показывает, что уровень  ее в нашей стране имеет положительную  динамику. В энергетической оценке при фактическом среднесуточном потреблении в 3100 ккал уровень продовольственной безопасности обеспечен на 89 % (оптимальный уровень – 3500 ккал). ( 8, стр. 25-26)

 

 

 

 

 

 

 

      Таблица 4.1. Потребление основных продуктов питания в Республике Беларусь на душу населения в год, кг

 

Норма потребления

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Мясо

80

59

59

57

58

59

61

67

69

66

64

Молоко

393

295

303

285

265

246

256

254

233

290

286

Яйца, шт.

294

224

224

227

224

234

267

276

275

201

191

Рыба

18,2

9,5

15

16,7

15,5

17,6

19

17,4

16,7

15

14

Сахар

33

34,9

41,1

39,6

32,7

38,9

37,8

36,1

34

27

25

Растительное масло

13,2

8,7

12,1

13,5

13,2

14,3

15,9

14,1

15,8

9

8

Овоще-бахчевые

124

93

98

103

107

118

124

134

141

84

83

Плоды и ягоды

78

25

31

47

44

46

46

59

57

54

56

Картофель

170

174

172

170

172

185

179

187

188

71

64

Хлебные продукты

105

110

105

98

97

100

95

93

93

91

82

Итого кг

1032

822,5

849,6

843,4

817,8

838,8

849,7

878,2

864,0

908,0

873,0

Итого ккал в сутки

3500

2900

3000

3000

2900

3000

3100

3100

3100

3100

3100


 

 

При отмечающемся увеличении производства продукции сельского хозяйства и поставок на экспорт некоторый рост импорта продовольствия не представляет угрозы безопасности, но требует структурной оптимизации. Динамика структуры потребительских расходов в 1995-2009 гг. приведена в таблице 4.2.

 

 

 

 

Таблица 4.2. Структура потребительских расходов

Год

Питание, %

Алкогольные напитки, %

Непродовольственные товары, %

Оплата услуг, %

1995

62,0

3,3

23,1

11,6

2000

59,6

3,5

27,1

9,8

2005

44,6

2,5

31,5

21,4

2006

42,3

2,4

33,7

21,6

2007

41,5

2,3

34,6

21,6

2008

41,2

2,3

35,2

21,3

2009

40,2

2,2

34,8

22,8


 

Экспорт и импорт сельскохозяйственных товаров и продовольствия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами мировой экономики, в которых активное вмешательство государства является основополагающим фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень политизации данного сектора межгосударственных экономических связей. По итогам работы организаций Минсельхозпрода за январь-июль 2010 года на экспорт поставлено товаров на сумму 1209,1 млн. долларов США или 138,4 процента к январю-июлю 2009 года при доведенном прогнозном показателе 125 процентов.

За указанный период увеличились отгрузки в натуральном  выражении говядины (на 11,1 процента), свинины (на 27,7 процента), мяса птицы (в 1,9 раза), колбасных изделий (в 1,6 раза), мясных консервов (на 18,4 процента), льноволокна (в 3,5 раза) [2, c. 4].

При этом экспорт молокопродуктов (без учета казеина) в стоимостном  выражении возрос на 52,9 процента. Увеличение экспортных поставок в стоимостном  выражении в 2010 году связано в основном с ростом экспортных цен на основные виды экспортной продукции.

Так, средние экспортные цены в январе-июле 2010 года по сравнению  с январем-июлем 2009 года увеличились: на свинину – на 5,4 процента, говядину – на 7,1 процента, мясо птицы – на 1,6 процента, масло животное – на 72,8 процента, сыры и творог – на 37 процентов, сухое обезжиренное молоко – в 2,2 раза, сухое цельное молоко – в 2 раза, казеин – на 79,5 процента, яйцо – на 5,7 процента. Преобладающими в товарной структуре экспорта подведомственных организаций являются следующие позиции: молокопродукты (60,2 процента), мясо и мясопродукты (30,2), казеин (3,0), яйцо (1,2).

В количественном выражении  Параметры национальной и региональной продовольственной безопасности Республики Беларусь можно представить в  виде минимального критического уровня сельскохозяйственного производства, ниже которого наступает зависимость от импорта и ослабление экономической безопасности. Для Республики Беларусь они имеют следующие значения ( млн.т.): зерно – 5,5-6,0; картофель – 6,0-6,5; овощи – 0,8-1,0; плоды и ягоды – 0,35-0,45; сахарная свёкла – 1,3-1,5; рапс – 0,13; молоко – 4,4-4,5; мясо всех видов (живой вес) – 0,9-1,0. Производство сахара-песка из собственного сырья – 150-180 тыс.тонн и масла растительного – 40-45 тыс.тонн. Критический уровень объёма сельскохозяйственного производства, обеспечивающий баланс внутреннего рынка за счёт собственного производства, должен составлять 60% и более.

Сегодня в Беларуси успешно  решаются проблемы продовольственной  безопасности страны. Обеспечен достойный  выход на мировые рынки продовольствия.

В Беларуси сохранилась  положительная тенденция сбалансированности спроса и предложения на внутреннем рынке сырья и продовольствия в основном за счет собственного производства (исключение – масло растительное и рыба). Достаточность объемов производства сырья и продовольствия, необходимых для продовольственной независимости, гарантируется реализацией мер, предусмотренных Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010 годы (табл. 4.3).

 

 

 

 

 

          Таблица 4.3. Продовольственная безопасность Беларуси по уровню     производства, тыс. тонн

Продукция

Год

Уровни продовольственной безопасности

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2010

Критический

Оптимистический

1 1 1 в-т

2 в-т

1 в-т

2 в-т

Зерно

7035

5502

4856

6421

5924

7217

8400

5500

6000

8000

9000

Картофель

8590

9504

8718

8185

8329

8744

9000

6000

6500

9000

10000

Овощи

749

1031

1379

2007

2174

2153

1850

800

1000

1500

1700

Рапс

69

26

72

150

115

244

175

130

130

150

150

Сахарная свекла

1479

1167

1458

3068

3980

3626

3810

1300

1500

2000

2200

Мясо

1758

995

854

1024

1117

1172

1440

900

1000

1300

1500

Молоко

7457

5070

4489

5678

5943

5887

6500

4200

4500

7000

7500

Яйца, млн шт.

3657

3373

3288

3103

3351

3222

3500

1900

2000

2600

2900


 

В то же время интеграция страны в мировую экономику в условиях глобализации, непосредственная близость к рынкам ЕС вызывают необходимость проведения дальнейших мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции.

Развитие АПК должно способствовать объединению экономических интересов перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства в вопросах производства и реализации продукции, формированию продуктовых специализированных технологических связей, включающих производство исходного сельскохозяйственного сырья, его переработку, получение готового качественного продовольствия, фирменную торговлю и сбыт [9, c. 184].

На первом этапе ставится задача сформировать специализированные сырьевые зоны производства сельскохозяйственной продукции. Инициируют их создание перерабатывающие предприятия. Создание зон, при условии их эффективного функционирования, должно способствовать объединению на принципах кооперации перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными субъектами хозяйствования и организациями товаропроводящей сети.

Приоритет в кооперации следует сохранить за крупными поставщиками сырья, не располагающими собственной базой переработки. Учитывая, что перерабатывающие предприятия формируют сырьевые ресурсы на базе совокупности сельскохозяйственных предприятий, необходимо стимулировать углубление специализации последних по этому профилю деятельности и на основе углубленной специализации и концентрации сельскохозяйственного производства с последующей кооперацией с перерабатывающими и сбытовыми предприятиями выйти на производство конкурентной продукции.

На втором этапе, по мере формирования стабильных сырьевых зон, важно задействовать механизмы межхозяйственной агропромышленной кооперации и интеграции. Перерабатывающие предприятия должны стать интеграторами, объединяющими интересы всех участников технологической цепи, и включить в свой состав сбытовые предприятия, а по необходимости и финансовые структуры. Расчетными критериями сырьевой зоны должны стать проектные мощности перерабатывающих предприятий. Для внедрения ИСР на предприятиях агропромышленного комплекса необходимо наличие следующих условий: разработка ассортиментного портфеля с учетом требований рынка на основе маркетинговых исследований; обеспечение производства продукции со значением расчетной рентабельности не ниже 10–20%, а заработной платы – не ниже среднеотраслевого значения, что позволит получать экономический эффект не за счет экономии средств на выплату заработной платы работникам, а за счет ликвидации непроизводительных затрат рабочего времени, производительного использования оборудования и площадей, снижения брака и прочих внутренних резервов.

Информация о работе Продовольственная безопасность