Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Продовольственная безопасность – составная часть национальной безопасности государства и условие стабильной жизнедеятельности общества. Это понятие в мировой практике применяется при оценке состояния внутреннего рынка продовольствия и носит как социально-экономический, так и политико-экономический характер. Рассматривая социально-экономическое значение продовольственной безопасности, необходимо коснуться условий для обеспечения граждан основными продуктами питания, которые создаёт государство наряду с принятыми в стране нормами.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЕЁ РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ.
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ДОСТИЖЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН С ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКОЙ
4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

ряд развивающихся стран  и стран с переходной экономикой превратятся в нетто-импортеров с ограниченными возможностями закупок продовольствия;

приоритет в формировании мировых ресурсов сохранится за странами, ориентированными на экспорт, международная торговля продовольствием в ряде случаев будет определяться политическими мотивами, а не экономическими и коммерческими факторами;

на аграрном рынке  усиливается ориентация на инновационное развитие производства, его качество и многофункциональность сельского хозяйства;

в перспективе не просматривается  повышение уровня мировой продовольственной безопасности, поскольку ежегодный прирост производства продукции в 1,5–1,8 раза ниже прироста потребности;

ухудшение конъюнктуры  мирового рынка провоцирует продовольственный кризис в государствах, ориентированных на импорт [11, c. 19].

Реализация углубленного международного разделения труда, несомненно, усиливает торговые потоки и в целом повышает эффективность мировой экономики. Однако экономика отдельных стран развивается по своим собственным законам, и поэтому для каждой страны характерен свой подход в решении продовольственной проблемы.

Общей в современных  условиях является тенденция обеспечения внутреннего рынка продовольственных товаров преимущественно за счет собственного производства.

Роль государственного экономического регулирования в обеспечении продовольственной безопасности страны определяется созданием условий для стабильного роста производства в аграрно-промышленном секторе национальной экономики, а также использованием государственных функций и политической воли для нейтрализации опасности продовольственной зависимости страны.

Одной из главных целей регулирования продовольственного рынка является повышение уровня самообеспеченности и защита интересов потребителей и товаропроизводителей в сельском хозяйстве. При этом интересы производителей должны защищаться, если их деятельность не противоречит интересам потребителей. Однако даже при использовании всех имеющихся ресурсов, повышение уровня обеспеченности населения страны собственным продовольствием на 100% совсем не простая задача. Поэтому задача состоит в том, чтобы обеспечивать продовольственную безопасность на определенном уровне.

Другой целью обеспечения продовольственной безопасности страны за счет регулирования продовольственного рынка является достижение стабилизации в период резких изменений цен на рынке [1, c. 82].

Для достижения этих целей необходимы:

формирование паритетных экономических отношений между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

устранение несоответствия между доходами работников, занятых в аграрно-промышленном комплексе, и доходами работников в других сферах народного хозяйства;

защита местных товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

В практике развитых стран мира к основным направлениям регулирования продовольственного рынка относятся: регулирование цен с целью усиления влияния спроса на производство сельскохозяйственной продукции; воздействие на уровень расходов товаропроизводителей с помощью налоговой системы и субсидий; обеспечение государственных гарантий для товаропроизводителей продовольствия.

Особую роль в обеспечении продовольственной безопасности и регулировании продовольственного рынка играют государственные продовольственные фонды. Они необходимы для создания продовольственных запасов, используемых государством в чрезвычайных ситуациях (при стихийных бедствиях, во время войны, в периоды, когда на рынке наблюдается серьезный дефицит продовольствия и стремительный рост цен. С целью координации деятельности, связанной с государственным регулированием продовольственного рынка, формированием продовольственных фондов и организацией их использования правительствами обычно создаются специальные государственные агентства, которые в качестве юридических лиц, действуют от имени государства, выполняя специальные обязательства перед товаропроизводителями.

В мировой практике как средство нетарифного регулирования с целью предотвращения продовольственной зависимости и сокращения импорта применяются сбытовые квоты, в частности, для ограничения объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой зарубежными товаропроизводителями и усиления позиций отечественных производителей этой продукции на внутреннем рынке, в том числе за счет их экономического стимулирования.

Важным фактором регулирования продовольственного рынка является государственная ценовая политика, которая предполагает, в первую очередь, обеспечение паритетных соотношений цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, компенсацию высоких затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, уплату налогов и прочих платежей. (Это так называемые `целевые цены`). `Гарантийные` цены в соответствии с экономической политикой государства в течение определенного периода обеспечивают достаточный для осуществления расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции уровень доходов. `Ориентировочные` цены рекомендуются как для товаропроизводителей, так и покупателей сельскохозяйственной продукции. Они устанавливаются государственными органами на основе прогноза рыночной конъюнктуры и средних рыночных цен по видам продукции, по которым не предусмотрены гарантийные цены [1, c. 83].

Большое значение при регулировании производства и сбыта имеют залоговые операции как одно из наиболее эффективных экономических средств, имеющихся в распоряжении государства, для обеспечения продовольственной безопасности страны и регулирования продовольственного рынка. Они определяют порядок выдачи кредитов на основе залога сельскохозяйственной продукции. При этом продукция, оценивается по (категориям) заклада. Государство обеспечивает залоговые операции путем оплаты стоимости залога. Производители сельскохозяйственной продукции принимают участие в этом процессе на добровольной основе. Функции залогоприемщика выполняются государством в лице его уполномоченных. В качестве залога принимаются и уже произведенная сельскохозяйственная продукция, и сельскохозяйственная продукция будущего года. Государственные гарантии на залоговые операции по сельскохозяйственной продукции предусматривают финансирование залоговых операций (уполномоченными органами государства непосредственно из бюджета), предоставление кредита залогоприемщикам на льготных условиях; выделение кредитов и бюджетных ассигнований залогоприемщикам для компенсации их расходов по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции. 

Не менее значимы целевые государственные программы помощи сельским товаропроизводителям. При этом наиболее распространенным видом компенсаций по целевым программам помощи является предоставление бюджетных средств товаропроизводителям для приобретения материально-технических ресурсов с условием частичного погашения расходов. К ним относятся дотации с целью содействия согласованию рыночных цен и уровней доходов, а также для обеспечения выплаты процентов по кредитам, субсидии товаропроизводителям с целью стимулирования их экспортной деятельности, а также субсидии как адресные финансовые средства с целью финансирования социальных и культурных мероприятий.

Государство для обеспечения продовольственной безопасности страны гарантирует хозяйствующим субъектам, занимающимся аграрно-промышленным производством:

- создание соответствующих условий для обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена между сельским хозяйством и промышленностью, а также достаточных доходов для осуществления расширенного воспроизводства;

- реализацию основной сельскохозяйственной и продовольственной продукции по гарантийным ценам в рамках квот, установленных государственными органами;

- содействие инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных для производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции в соответствии с целевыми программами;

- государственную помощь в производстве и реализации основных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции с учетом региональных, экономических и природно-климатических условий;

- погашение определенной части процентов по кредитам, коммерческих банков и выдачу кредитов на льготных условиях;

- компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей;

- антимонопольное регулирование цен на продукцию перерабатывающих предприятий;

- применение, в соответствии с налоговым законодательством, льготного налогообложения предприятий и организаций, занимающимся аграрно-промышленным производством;

- осуществление мер экономической защиты отечественных товаропроизводителей от неблагоприятного воздействия внешнего рынка [1, c. 84].

Итак, устойчивость продовольственного обеспечения определяет благополучие страны. В условиях политической самостоятельности и экономической нестабильности в связи с сокращением объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия их роль становится приоритетной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Среди стран СНГ Беларусь вышла  на первые места по основным социально-экономическим  показателям развития села. Существующая аграрная политика Беларуси, разработанная  с учётом собственного курса развития, взаимосвязана с концепцией развития стран СГН и мирового рынка продовольствия.

Стратегическая  задача Беларуси – построение социально  ориентированной рыночной экономики, т. е. экономической системы с сильным государством, эффективным рыночным механизмом и развитой социальной инфраструктурой. Следовательно, в основе развития страны должны находиться общепризнанные критерии благополучия как отдельного человека, так и всей нации, которые учитывают три основных параметра: долголетие на основе здорового образа жизни и рационального питания, доступность системы образования и разнообразной информации, в том числе о состоянии продовольствия, и достойный уровень жизни, характеризующийся уровнем качества жизни [8, c. 25].

Начиная с конца 90-х годов ХХ века в Беларуси разрабатываются  программы, направленные на поддержку сельского хозяйства. На 2000-2005 годы была разработана Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса, Программа возрождения и развития села на 2011-2015 годы. Согласно этим программам предполагается повышение эффективности работы сельскохозяйственных кооперативов, увеличение доли экспорта отечественных товаров, создание конкурентных преимуществ, улучшение качества выпускаемой продукции, развитие инфраструктуры в сельской местности, строительство агрогородков, улучшение качества жизни на селе, обеспечение рабочих мест. Вместе с сельским хозяйством в Программе предполагается развитие агротуризма. Поддержка сельского хозяйства в Республике Беларусь проводится по следующим направлениям : субсидии из государственного бюджета, льготное кредитование, списание долгов у предприятий АПК, компенсационные выплаты, которые направляются на повышение плодородия земель и т.д. Если провести аналогию с развитыми странами Запада, то можно отметить единство применяемых принципов.

     Согласно Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, продовольственная безопасность является главным фактором поддержания конъюнктуры национального и регионального продуктового рынков, обеспечивающих достаточный уровень сбалансированного питания населения и эффективного развития внешнеторговых продовольственных и сырьевых связей, усиление экспортной ориентации агропромышленного комплекса. (19). Сельское хозяйство Беларуси не только обеспечивает продовольственную безопасность, но и обладает экспортным потенциалом.

Республика  Беларусь на мировом продовольственном  рынке занимает четвёртое и пятое  места по экспорту молока цельного сгущенного и молока цельного пастеризованного соответственно. В первой десятке  Беларусь оказалась по экспорту молока обезжиренного сухого и коровьего масла. В двадцатку РБ вошла по объёму поставок мяса крупного рогатого скота, сыров из коровьего молока, куриных яиц, пахты, творога и кисломолочных продуктов, свиных колбас и сосисок, сахара белого и рапсового масла. Также Беларусь заняла значимые позиции в мировом рейтинге по овощной консервации, картофельной муке, утиному мясу, техническому жиру, огурцам и корнишонам, свекловичному жому и ряду других продуктов. По ржаной муке в 2007 году Беларусь была мировым экспортёром №1.

Беларусь является страной с достаточно высоким  уровнем производства зерна в  расчёте на душу населения – 500-760 кг., что близко к уровню Финляндии (660 кг.), Германии (550 кг.), Швеции ( 590 кг.), Польши (760 кг.)  ( 10 ).

 Картофель является одной из важнейших сельскохозяйственных культур, и занимая второе место по энергетической ценности после зерновых, имеет большое значение в решении продовольственной проблемы. Беларусь располагает примерно 0,4% пахотных угодий, и производит около 3% мирового сбора картофеля и является одной из ведущих стран, занимая 8-9 место в валовых сборах и первое на душу населения. ( 18).

 На белорусском рынке продовольствия за пределами нижней границы продовольственной безопасности находится рынок сахара и растительных масел.

      В 2010 году Беларусь заняла 61-е место из 169 стран в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП РБ), который составляет 0,732. Официальное представление двадцатого издания доклада ПРООН о развитии человека "Реальное богатство народов: пути развития человека", в котором особое место занимает рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала, прошло 4 ноября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. По сравнению с данными 2009 года, в международном рейтинге по индексу развития человеческого потенциала Беларусь переместилась вверх на семь позиций. Страна "прочно удерживает" в последние годы позицию в категории стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Необходимо отметить, что Республика Беларусь опережает страны СНГ по индексу развития человеческого потенциала. Так, Россия занимает 65-е место (0,719), Казахстан – 66-е (0,714), Украина – 69-е (0,710).

Информация о работе Продовольственная безопасность