Прогнозирование и пути улучшения финансового состояния организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 13:24, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является проведение финансового анализа на примере КУП «Светлогорская типография», выявление результатов анализа как основы для принятия управленческих решений.
Основными задачами, поставленными при написании дипломной работы, являются:
Выявление назначения и роли финансового анализа;
Изучение показателей финансового анализа предприятия;
Рассмотрение методов оценки и анализа финансового состояния;
Оценка финансового состояния КУП «Светлогорская типография».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Методика анализа и оценки финансового состояния организации…………..10
1.1 Сущность и методика финансового состояния организации………………..10
1.2 Система показателей для оценки финансового состояния организации и методика их расчета…………………………………………………………………...24
1.3 Нормативная база анализа финансового состояния в РБ…………………….32
2. Оценка финансового состояния организации на материалах КУП «Светлогорская типография»……………………………………………………………….39
2.1 Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности организации и анализ технико-экономических показателей……………..39
2.2 Оценка финансового состояния организации на основе собственного и заемного капитала…………………………………………………………………….44
2.3 Анализ финансового равновесия между активами и пассивами……………50
2.4 Оценка финансового состояния организации, основанная на соотношении финансовых и нефинансовых активов……………………………………………54
3. Прогнозирование и пути улучшения финансового состояния организации...61
Заключение………………………………………………………………………….71
Список использованных источников……………………………………………...75

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 993.50 Кб (Скачать файл)

- С аналогичными данными за  предыдущие годы для изучения  тенденций улучшения или ухудшения  ФСП.

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы с целью изучения эффективности использования ресурсов, банки для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступления средств в бюджет и т. д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получение максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3) и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Для проведения финансового анализа предприятия используется совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов анализа, направленных на достижение определенных результатов в конкретных условиях, т.е. определенная методика анализа. Существуют различные классификации методов проведения финансового анализа (рисунок 1.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 - Классификация приемов финансового анализа [17, с. 112]

 

К экономико-логическим приемам относятся сравнение, детализация, группировки, средние и относительные величины, балансовый метод, методы последовательного изолирования факторов, абсолютных и относительных разниц, долевого участия.

К экономико-математическим наиболее часто применяемым в экономическом анализе, можно отнести интегральный, графический, корреляционно-регрессионный методы, а также другие, более сложные методы.

Сложность и неоднозначность процессов формирования финансового положения предприятия предопределяют необходимость использования эвристических методов, т.е. неформализованных методов решения экономических задач. Эти методы применяются в основном для прогнозирования состояния объекта изучения в перспективе в условиях частичной или полной неопределенности. Состояние неопределенности характеризуется отсутствием, каких - либо конкретных данных о возможных направлениях развития событий, и о вероятностях совершения каждого из них в будущем. Качество результатов этих методов определяется широтой охвата исследуемых явлений, уровнем аналитического обобщения известных фактов действительности, учетом перспектив развития сопутствующих явлений и процессов. Наибольшее распространение из эвристических методов в финансовом анализе получил экспертный метод.

Сущность экспертного метода заключается в организованном сборе суждений и предложений специалистов (экспертов) по рассматриваемому вопросу с последующей обработкой полученных ответов и привидением их к виду, наиболее удобному для решения поставленной задачи. Основой метода является опрос: индивидуальный, коллективный, очный, заочный. Создается группа специалистов - организаторов опроса. Они определяют цель экспертизы, обосновывают ее объект, определяют этапы исследования, отбирают экспертов, проверяют их компетентность, проводят опрос и согласование полученных оценок, анализируют конечные результаты экспертизы.

Важнейшим приемом финансового анализа является сравнение. Его сущность состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, дается оценка результатов работы предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, определяются перспективы развития.

Основные типы сравнения:

- фактических показателей с  принятыми показателями развития (плановыми, нормативными);

- с показателями прошлых периодов;

- со средними данными;

- с показателями родственных  предприятий (в том числе и  других стран);

- различных вариантов решений  с целью выбора наиболее оптимального  из них;

- сравнение параллельных и динамических  рядов чисел с целью установления и обоснования наличия, формы и направления связи между показателями.

Сравнение предъявляет определенные требования к сравниваемым величинам. Они должны быть соизмеримы и качественно однородны. Для этого необходимо обеспечить:

- сравнимость календарных периодов  времени при изучении динамики  показателей (по количеству дней, месяцев и т.п.)

- единство оценки (нейтрализация ценового фактора). Например, для выявления изменения объема производства выпуск продукции оценивается в сопоставимых ценах, применяются индексы цен;

- единство количественных и  структурных факторов, для этого  сравниваемые качественные показатели (например, себестоимость) пересчитываются на одинаковое количество и структуру (фактические).

Обязательным условием сопоставимости сравниваемых показателей является единство методики их исчисления, так как нередки случаи, когда показатели планируются по одной методике, а для их фактического определения применяется другая. Особенно важное значение имеет это условие для сравнения данных с предприятиями других стран.

При изучении и оценке показателей используются различные виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый.

Переход к относительным показателя позволяет проводить межхозяйственные сравнения экономического потенциала и результатов деятельности предприятий, различающихся по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям; относительные показатели в определенной степени сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.

Трендовый анализ базируется на расчете относительных отклонений показателей за ряд лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100 %. С помощью трендового анализа формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Детализация как прием широко используется при анализе деления факторов и результатов хозяйственной деятельности по времени и месту (пространству). С его помощью вскрываются положительные и отрицательные действия отдельных факторов, результаты влияния которых, как правило, взаимопогашаются в итоговых показателях работы предприятия за отчетный период, особенно за год.

Группировка как способ подразделения рассматриваемой совокупности на однородные по изучаемым признакам группы применяется в анализе для раскрытия средних итоговых показателей и влияния отдельных единиц на эти средние.

Подразделяются группировки на типологические, структурные и аналитические. Типологические группировки служат для выделения определенных типов явлений или процессов, структурные дают возможность изучить структуру определенных явлений по определенным признакам, аналитические применяются для установления связи между группировочным признаком и показателями, характеризующими группы.

Средние величины лучше отражают сущность происходящего процесса, закономерности его развития, чем множество отдельно взятых положительных и отрицательных отклонений. Средние величины широко применяются при проведении анализа, особенно при изучении массовых явлений, таких как средняя выработка, средняя продолжительность рабочего дня, средние остатки и т.п. Применяются среднеарифметические взвешенные и среднехронологические. Применение средних величин дает возможность получить обобщенную характеристику каждого отдельного признака и всей их совокупности.

Относительные величины (проценты, коэффициенты, индексы) дают возможность отвлечься от абсолютных величин изучаемых показателей, глубже понять существо и характер отклонения от базы. Относительные величины особенно необходимы для изучения динамики показателей за ряд отчетных периодов, причем рост или снижение могут быть исчислены по отношению к единой базе, принятой за исходную, или по отношению к скользящей базе, т.е. к предшествующему показателю.

Балансовый прием применяется в тех случаях, когда надо изучить соотношения двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть равны между собой. Наибольшее распространение этот прием получил при анализе финансового состояния предприятий. Ознакомление с содержанием баланса позволяет видеть основные источники средств (собственные, заемные), основные направления вложения средств, состав средств и источников, состав дебиторской и кредиторской задолженности и др. Балансовый прием широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Для определения платежеспособности предприятия используется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами. Этот прием применяется для проверки полноты и правильности произведенных расчетов по определению влияния отдельных факторов на общую величину отклонения по изучаемому показателю. Во всех случаях, когда действие фактора совершенно самостоятельно, хотя и взаимосвязано с другими факторами, алгебраический итог суммы влияния отдельных факторов должен равняться величине общего отклонения по показателю в целом. Отсутствие этого равенства свидетельствует о неполном выявлении или допущении ошибок при исчислении уровня влияния отдельных факторов.

Прием последовательного изолирования факторов (цепных подстановок) используется для количественного измерения уровня влияния факторов при построении моделей факторных систем. В основе этого приема лежит метод, позволяющий исследовать большое число комбинаций с одновременным изменением всех или части факторов. При этом факторы могут изменяться в одинаковой или в различной степени, в одном и том же или в противоположных направлениях. Результат любой возможной комбинации рассчитывается, если последовательно рассматривать каждый из факторов как переменный, предполагая остальные постоянными.

Сущность данного приема анализа состоит в последовательной замене плановой (базисной) величины отдельных факторов, входящих в модель факторной системы результативного показателя, на фактическую. В результате такой замены рассчитывается один или несколько условных результативных показателей, называемых подстановками. Данный условный показатель сравнивается с плановым (базисным) или другим условным результативным показателем. Результат сравнения показывает величину влияния измененного фактора, так как остальные должны быть взяты неизменными.

Наиболее широко используемыми инструментами (приемами) анализа финансового положения являются отношения (финансовые коэффициенты), расчет которых основан на существовании определенных взаимосвязей между отдельными статьями баланса, представляющие собой математическое соотношение между двумя величинами. Финансовые коэффициенты рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций. Относительные показатели финансового состояния подразделяются на коэффициенты распределения и коэффициенты координации.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Коэффициенты распределения и их изменения за отчетный период играют большую роль в ходе предварительного ознакомления с финансовым состоянием по сравнительному аналитическому балансу.

Коэффициенты координации используются для выражения отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базисных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным с точки зрения финансового состояния периодам, среднеотраслевые значения показателей, значения показателей, рассчитанные по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины, характеризующие оптимальные или критические с точки зрения устойчивости финансового состояния значения относительных показателей. Такие величины фактически выполняют роль нормативов для финансовых коэффициентов, хотя методики их расчета в зависимости, например, от отрасли производства, пока не создано, поскольку в настоящее время не устоялся и поэтому лишен полноценной упорядоченности набор относительных показателей, применяемых для анализа финансового состояния предприятия. Часто предлагается избыточное количество показателей. Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения достаточно сравнительно небольшого количества финансовых коэффициентов. Важно, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния. Система относительных финансовых коэффициентов по экономическому смыслу может быть подразделена на ряд характерных групп.

- Показатели оценки рентабельности  предприятия. Показатели этой группы являются относительными характеристиками финансовых результатов и предназначены для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Показатели рентабельности - это важные характеристики факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики.

Информация о работе Прогнозирование и пути улучшения финансового состояния организации