Промышленная политика ведущих стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.

Содержание работы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112

Файлы: 1 файл

Государственная промышленная политика разных стран.docx

— 366.44 Кб (Скачать файл)

Подготовка кадров предусматривает  и обучение специальностям, которые  будут востребованы в будущем: в  низко-углеродной экономике, биотехнологиях, а также в сферах, которые ждёт расширение в силу демографических тенденций (уход, здравоохранение, досуг). Прежде всего, правительство считает необходимым сосредоточить усилия на поддержании высокой квалификации рабочей силы и творческого потенциала работников. «Британия есть и будет экономикой, основанной на креативности и эксплуатации знания». За последние 15 лет вклад предприятий и услуг высоких технологий в добавленную стоимость увеличивался и превысил 40%82. Отсюда, правительство считает, что любое сдерживание британских предприятий использовать сравнительные преимущества на основе высокой квалификации или знания следует расценивать как серьёзное препятствие к экономическому успеху Британии.

Предполагается создать  систему сбора, обработки и распространения информации о потребности ключевых секторов экономики в рабочей силе и квалификационных требованиях к ней, больше учитывать мнение предпринимателей на местах через Советы по занятости и профподготовке, не упуская из виду национальные и региональные приоритеты; создать Агентство по финансированию профподготовки для оперативной поддержки функционирования и будущего развития стратегически важных отраслей экономики; повышать степень интеграции политики в области занятости и профподготовки с учётом будущих потребностей передовых отраслей; стимулировать вузы к оперативной поддержке областей потенциального экономического роста, в том числе изменив модель финансирования; обеспечить вклад надзирающих и регулятивных органов в повышение профквалификации.

В этих целях государство ставит задачу максимально расширять сеть образовательных учреждений, обеспечивать доступность образования для всех, целенаправленно «производить» талантливых, профессионально подготовленных и способных к обучению работников. Например, предполагается повысить возрастной порог, ограничивающий доступ к образованию, чтобы поощрить получение рабочими средней квалификации и расширить когорту абитуриентов.

Государственные ассигнования на преподавание школьных дисциплин в области науки, технологий, инженерии и математики, найм и обучение преподавателей этих дисциплин с 2008 по 2011 г. составит 140 млн.. ф.ст.

С 1997 г. численность обучающихся  в ПТУ возросла вдвое (с 75 тыс. до 184 тыс. человек), преимущественно по рабочим и инженерным специальностям. Государство направило с 2008 по 2010 г. 5 млрд.. ф.ст. на колледжи профтехобразования.

Государство способствует повышению  квалификации без отрыва от производства и под нужды бизнеса. По государственной программе «Обучить, чтобы выиграть» (Train to Gain)83 к 20102011 г. на поддержку таких курсов будет направлен 1 млрд.. ф.ст.

Новая Комиссия по занятости  и профобучению, в которую входят работодатели (UK Commission for Employment and Skills), консультирует правительство по стратегии профобучения на перспективу до 2020 г.84

Правительство инициировало создание Национальных академий профессиональных навыков (National Skills Academies) в различных отраслях экономики. На 2008 г. курсы окончили 10 тыс. специалистов из сферы промышленности. Национальная академия профессиональных навыков для промышленности была создана совместно с государством компаниями «Нисан», «Тойота», «Роллс Ройс», «Катепиллер», «Форд», «Эйрбус» и др. В автомобилестроении совместно с Обществом производителей двигателей и торговцев (Society of Motor Manufacturers & Traders), тремя японскими компаниями-производителями двигателей («Хонда», «Нисан», «Тойота») и другими поставщиками разрабатывается программа подготовки специалистов для различных компаний по всей производственной цепочке, чтобы повысить конкурентоспособность цепочки поставок из Британии.

Что касается высшего образования, то по государственно-частной программе «Высшее образование на службу производству» (Higher Education at Work – High Skills: High Value) финансируются дополнительные места для студентов.

Государство рассматривает  меры по повышению престижа карьеры  в промышленности, поскольку менее  половины выпускников со специальностью инженера остаются работать по специальности.

Стратегия в области оборонной  промышленности была разработана в 2005 г.85 Она позволила повысить взаимодействие государства и оборонной промышленности, установив приоритеты государственной политики в области оборонной промышленности и НИОКР, создавая стимулы к повышению престижности профессий в оборонной промышленности, чтобы привлечь самых талантливых специалистов, и обеспечивая гибкий рынок труда, что позволит Британии поддерживать конкурентоспособность на мировых рынках вооружений.

6. Создание современной  транспортной и коммуникационной  инфраструктуры

Современная инфраструктура – от энергетики и коммуникаций до транспорта и аэропортов – основа конкурентоспособности британского бизнеса, считает правительство. В предстоящие десятилетия финансировать и реконструировать инфраструктуру будет частный сектор, хотя независимые регулирующие органы будет определять условия финансирования проектов, создавая благоприятный инвестиционный климат для своевременности инвестиций без проволочек в планировании.

В целях совершенствования планирования инфраструктурных проектов общенационального значения правительство проведёт консультации по первым семи уже принятым им «Заявлениям о национальной политике» (National Policy Statements86) в области энергетики, речных и морских портов (в 2010 г. последуют сточные воды, автомобильные и железные дороги, опасные и вредные отходы, водохранилища, в 2011 г. – аэропорты).

Весной 2010 г. созданная по новому Закону о планировании (Planning Act 200887) независимая Комиссия по планированию инфраструктуры (Infrastructure Planning Commission) начнёт принимать заявки от частных компаний после их консультаций с местным населением (государственный орган «Помощь в планировании» Planning Aid будет оказывать бесплатные консультации местному населению – как индивидам, так и общественным организациям). Комиссия представляет рекомендации соответствующему министру, который принимает окончательное решение по проекту.

К тому же, правительство внесло законопроект «Демократия на местном уровне, экономическое развитие и строительство» (Local Democracy, Economic Development and Construction Bill), чтобы при участии населения интегрировать стратегии регионального развития, скоординировать и установить приоритетные инфраструктурные проекты для устойчивого экономического роста.

Самое серьёзное внимание правительство уделяет цифровым технологиям (Digital Britain88), чтобы в течение следующих трёх лет каждый дом и предприятие в Британии были подключены к широкополосному высокоскоростному Интернету. Для этого необходимо адаптировать электросеть и подключить здания к новым источникам энергии (включая возобновляемые и атомную), снижая при этом потребление энергии. Около 30% продаж товаров и услуг в Британии идёт через Интернет (самая высокая доля в «семёрке»), а доля электронной торговли в совокупном торговом обороте одна из самых высоких в ОЭСР: среди стран «Большой семёрки» доля британских подписчиков на широкополосный интернет наиболее высока (29% в 2008 г.).

7. Обеспечение  благоприятного климата для бизнеса  и содействие его конкурентоспособности  на мировых рынках

Политика в области  госзакупок

Госсектор – крупнейший потребитель  на британском рынке (примерно 200 млрд. ф.ст. ежегодно), который во многом формирует рынок и способен определять спрос на новые технологии, профквалификацию и производство. Отсюда, предзакупочная стадия также важна, как и собственно закупочная, чтобы информировать бизнес о своих потребностях и обеспечить равные условия конкуренции для фирм разного размера.

Министерства обязаны публиковать  планы по закупкам товаров и услуг, способствуя инновационным проектам. Так, программа по исследовательской деятельности малых предприятий (Small Business Research Initiative), впервые применённая министерством здравоохранения и министерством обороны в 2008/2009 г., будет распространена на другие министерства и расширит круг её участников. Предполагается упростить форму заявок на участие в тендере (особенно для малых предприятий), бесплатно консультировать мелкие и средние предприятия по тендерам на госзакупки. Также государство сохранит за собой право требовать, чтобы участники тендеров предоставляли своим работникам возможность повышения квалификации.

Доступ на мировые рынки

Руководство страны вносило вклад и в восстановление мировой экономики в целом (в основном в Группе 20), поскольку экономическое положение Британии зависит от состояния мировой экономики в своём экспорте, инвестициях и рабочих местах.

Будущее Британии зависит от доступа  на экспортные рынки: 60% прироста выпуска продукции с 1996 по 2004 г. обеспечили предприятия, работающие на экспорт. Сальдо торгового баланса активно и выше среднего по ОЭСР как для товаров высоких технологий, так и средних технологий, но негативно для товаров информационных технологий (3% общего объёма торговли).

Растущие доходы формирующихся  экономик и рост покупательной способности  глобального среднего класса представляют широкие возможности для британской экономики, равно как и развитые экономики ОЭСР. Отсюда, в своей  внешней политике Британия намерена отстаивать свободу торговли и устранение барьеров в торговле, способствуя  выходу на мировые рынки британских компаний. Особо выделена задача помогать малым и средним фирмам, преимущественно  через Британский совет по торговле и инвестициям (UK Trade and Investment89, во главе Совета – герцог Йоркский), насчитывающий 2,5 тыс. сотрудников и 150 представительств за рубежом, не считая представительств в самой Британии.

После саммита «Большой двадцатки» в Лондоне в 2009 г. и её решения  отказаться от протекционизма, Департамент  по экспортным кредитам (Export Credits Guarantee Department) предпринимает меры по облегчению краткосрочного кредитования торговли частными банками (разделяя с ними риски).

Данные Мирового банка90 и Британского совета по торговле и инвестициям91 указывают на существование барьеров для выхода британских компаний на мировые рынки. Отсюда вытекает роль государства по содействию интеграции британских компаний в глобальные стоимостные цепочки, по распространению информации и стимулированию компаний инвестировать в нематериальные активы, в том числе по формированию международной системы защиты патентов: 58% британских экспортёров поставляют продукцию другим производителям, а не конечный продукт потребителям92. Данные также свидетельствуют о том, что фирмы-экспортёры и транснациональные компании направляют на НИОКР существенно более высокую долю инвестиций по сравнению с неэкспортёрами.

Отсюда, вопреки устоявшемуся мнению, рост промышленности на формирующихся рынках предоставит британским фирмам большие возможности как в смысле прямых продаж, так и в плане доступа к цепочкам специализированных поставок.

В условиях глобализации транспортные цепочки удлиняются, а потребительский  спрос быстро меняется. Следовательно, инвестиции в нематериальные активы важны в условиях нерентабельности больших объёмов запасов, необходимости  знания иностранных языков и культур, работы в нескольких часовых поясах, установления контактов на местах. БСТИ намерен предложить пакет помощи 600 британским компаниям в различных странах, прежде всего, в Китае и Индии. Бюро по авторским правам особое внимание обращает на издание для британских компаний руководств по защите и использованию авторских прав в ключевых формирующихся рынках (особенно Китай, Индия, Бразилия).

БСТИ возглавит межведомственную работу по поддержанию статуса Британии как крупнейшего получателя иностранных  инвестиций, включая задачу получения  к 2015 г. самой высокой доли инвестиций из Китая и Индии среди стран  ЕС.

Заключение

В 2009 г. падение ВВП страны составило 5%. Великобритания в конце 2009 г. вышла из рецессии (экономический  рост в последнем квартале составил 0,1%), однако преждевременно было бы говорить об устойчивом экономическом росте, поскольку данные Бюро национальной статистики носят предварительный характер93. В феврале 2010 г. Банк Англии прекратил массированную покупку активов, в основном государственных облигаций (исчерпав ресурсы на сумму в 200 млрд.. ф.ст.) с целью стимулировать кредитование бизнеса частными банками. Кредитование бизнеса, особенно среднего и мелкого, остаётся слабым. В середине 2010 г. в Британии состоялись всеобщие парламентские выборы, на которых произошла смена правящей партии. Новому кабинету предстоит решать основную проблему страны – снижение огромного государственного долга, превышающего ныне 60% ВВП. В качестве одной из мер стимулирования экономики возможно снижение корпоративных налогов при сокращении расходов на государственный сектор экономики (здравоохранение, социальное обеспечение, в меньшей степени – на образование). Таким образом, даже при сохранении общей направленности промышленной политики государство вряд ли сможет обеспечить её финансирование в полной мере, сохраняя в то же время регулирующую и координирующую роль.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ

Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно III Пленум ЦК КПК 11го созыва, прошедший в декабре этого года. Кроме серьезных идеологических сдвигов, как то мощная критика левацкой идеологии, в буквальном смысле взаимное переименование многих принципов социализма и "отступлений от принципов социализма", реабилитация некоторых опальных и репрессированных политических, научных деятелей, его результатом стало принятие постановления о развитии системы производственной ответственности в деревне, которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономикой.

Сразу после этого действительно  исторического пленума был выдвинут тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в соответствии с существующим уровнем сравнительно отстающих производительных сил. Другие выводы касались недопустимо однообразной сложившейся в стране структуры собственности, связанных с ней закостенелых хозяйственно го и политического механизмов, чрезмерной централизации власти и, в целом, скованности производительных сил и товарного производства. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трех этапного плана на период до середины XXI века, включающего в себя:

Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира