Промышленная политика ведущих стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.

Содержание работы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112

Файлы: 1 файл

Государственная промышленная политика разных стран.docx

— 366.44 Кб (Скачать файл)

II. Развитие занятости  и компетенций в регионах;

III. Структуризация промышленных  цепочек;

IV. Усиление конкурентоспособности  предприятий и инновации;

V. Обеспечение финансирования  французской промышленности.

К каждому механизму  относятся меры и предложения, которые необходимо воплотить в жизнь. Всего, как было отмечено, было предложены 23 меры. Кратко опишем предложенные меры, более подробно анализируя главные из них.

I. Развитие промышленности  – в центре национального проекта развития

Мера 1. Создание Национальной Конференции Промышленности (Conférence Nationale de l’Industrie).

Это совещательный орган, состоящий из четырёх коллегий: представители  государства, профессиональных организаций, профсоюзных организаций и экспертов. Главной целью этого нового совещательного органа является управление промышленной политикой. Это будет консультационный орган, в рамках работы которого будут  встречаться различные заинтересованные лица, обсуждать проблемы, предлагать новые решения. Эта новая структура  включит себя функции других уже  существующих органов, но более мелких и разрозненных.

Следующая мера касается развития промышленной политики на европейском  уровне. Эти направления будут  предложены французскими политиками на европейском уровне, однако, пока неясно, как отреагирует на них руководство  ЕС, и будут ли они приняты к  сведению и внедрены в будущем.

Мера 2. Обеспечить внедрение новой общеевропейской  промышленной политики.

Европа, с точки зрения французских политиков, должна внедрять более активную промышленную политику. С этим предложением Франция выступит на всех уровнях: Европейская Комиссия, Европейский Парламент и т.д. Цель – получить новое определение европейской промышленной политики в тексте заключений Европейского Совета в июне 2010 г. Желаемые направления новой европейской промышленной политики: программирование научных исследований, амбициозные технологические программы, упрощение доступа к финансированию, а также изучение влияния европейского законодательства на конкурентоспособность европейских предприятий.

К этому же направлению  относятся и предложения Франции в области международной торговли. Цель – обеспечить более ощутимую поддержку европейских предприятий в области внешней торговли между Европейским Союзом и его торговыми партнёрами. Здесь существенные изменения должны быть внедрены в области экологии. В ЕС внедрены более серьёзные экологические ограничения в области производства по сравнению со многими другими странами. Предлагается подвергать импортируемые продукты таким же правилам покупки разрешений на загрязнения, что и европейские производители на похожие товары, если эти продукты импортируются из стран, где таких ограничений на промышленные выбросы нет.

Наконец, последние предложения  касаются усиления роли европейской промышленной политики в области НИОКР: упрощение условий доступа малых предприятий к европейским исследовательским программам, европейское финансирование промышленных инноваций, уменьшение стоимости и упрощение процедуры патентования.

Мера 3. Продвижение имиджа продукции «Made in France».

Главная цель – стимулировать  производителей быть более ответственными в области происхождения тех продуктов, которые они продают. Экологические и социальные условия производства, нормы качества, всё больше интересуют европейских потребителей. Для стратегических для Франции секторов, таких как, например, автомобильная промышленность, будет введено определение «Made in France» в терминах доли прибавочной стоимости, созданной именно во Франции. Таким образом, покупатель будет лучше информирован, где и на каких условиях был произведён продукт.

Мера 4. Создание «недели  промышленности».

Речь идёт о  мерах по улучшению имиджа промышленности. Авторы констатируют факт, что имидж промышленности довольно негативный во французском обществе. Промышленность ассоциируется со старой моделью развития, с тяжёлой физической работой, загрязнением окружающей среды. Этот отрицательный имидж считается одной из причин трудностей найма рабочей силы в секторе. А ведь этот имидж давно не соответствует действительности. «Неделя промышленности» будет проходить во всех регионах Франции и будет включать в себя проведение различных выставок, «дней открытых дверей» на заводах, организации выступлений в школах и т.д. Первая такая неделя планируется уже в следующем году в качестве эксперимента в нескольких регионах.

Мера 5. Усиление связей между промышленностью, образовательной системой и высшим образованием.

Эта мера направлена на создание или усиление стратегического партнёрства  между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями. Низкая привлекательность промышленности отражается также на спросе некоторых техническо-промышленных образовательных программ. Главная цель меры – организация и широкое распространение найма студентов на стажировки на промышленных предприятиях50.

Мера 6. Укрепление роли государства-акционера.

Планируется, что государство  должно более активно участвовать  в стратегическом планировании деятельности предприятий, в капитале которых  оно имеет долю. Три приоритета важны при этом: способствование  развитию конкурентоспособности данных предприятий, сохранение и увеличение занятости в них, развитие карьеры работников в долгосрочной перспективе. Конкретно предлагается внедрение регулярных встреч между представителями государства (например, представителями Министерства Промышленности) и руководством данных предприятий. Планируется лучше предвидеть изменения в руководстве таких предприятий и т.д.

II. Развитие занятости  и компетенций в регионах (территориях)

Мера 7. Стимулирование реиндустриализации и занятости на территориях.

Эта мера имеет  целью помочь предприятиям реализовать  их производственные инвестиции во Франции. Она нацелена на промышленные предприятия, где работают менее 5 тыс. работников. Предприятие должно инвестировать, по крайней мере, 5 млн.. евро и создать 25 рабочих мест. Конкретно эта мера состоит в предоставлении авансов, возмещаемых в течение трёх лет. Планируется, что мера принесёт 400 тыс. евро инвестиций и создаст 2 тыс. рабочих мест. 200 млн.. евро выделяется на реализацию этой меры. Это предложение также относится к предприятиям, которые ранее перенесли своё производство или часть его в другие страны и теперь хотят вернуться на территорию Франции. Именно поэтому эта мера не находит общей поддержки. Высказывается мнение, что было бы более эффективнее помочь тем предприятиям, которые остались на территории, а не переместили своё производство за границу.

Мера 8. Внедрение программы  по передаче знаний от «старых к  молодым» для некоторых профессий.

Отмечается, что некоторые  навыки и профессии практически  исчезли во Франции, но, тем не менее, промышленность всё ещё в них  нуждается. Предлагается создание специального контракта, чтобы привлекать молодое  поколение. В рамках такого контракта  нанятые получают приличное вознаграждение. Одновременно назначается «опекун» – работник с большим опытом работы, работающий на промышленном предприятии. Таким образом, планируется организовать передачу редких знаний и навыков молодым. Опекунские обязанности будут также прописаны в контракте «умудрённого» работника и оплачиваться. Государство берёт на себя финансирование части налогов с предприятия, связанных с наймом молодых работников по таким контрактам.

Мера 9. Улучшение  управления занятости и компетенций  на региональном уровне.

Принимая во внимание важность промышленности во Франции, а также важные изменения в этом секторе, специально созданная рабочая группа должна предложить до конца 2010 г. механизм, объединяющий инструменты и участников наблюдения и прогнозирования занятости и навыков в промышленности на региональном уровне. Предлагается улучшить механизмы обмена информацией между, например, частными предприятиями и государственными участниками. Нужно также лучше прогнозировать потребности промышленности в области навыков, профессий на региональном уровне, а также более эффективно управлять рабочей силой и её мобильностью.

Мера 10. Улучшение  оценки, эффективности и условий  предоставления государственной помощи.

Уже несколько лет во Франции  говорится о необходимости более  серьёзной оценки эффективности  различных государственных программ, особенно в области занятости. Ведь большинство государственных программ, в том числе и в области промышленности, нацелены именно на сохранение или увеличение занятости. Предлагается, что Национальная Конференция по Промышленности, будет систематически информироваться об оценке эффективности различных государственных программ помощи промышленным предприятиям. Далее, орган может запросить дополнительную информацию по внедрению программы на предприятии, а также предлагать улучшения функционирования программы.

III. Структуризация промышленных  производственных цепочек и секторов

Мера 11. Создание стратегических комитетов.

Эта мера диктуется одним  из главных выводов многочисленных участников и экспертов о недостаточной  секторной структуризации промышленности во Франции, связанной с отсутствием  реальной стратегии развития. Этот «дефицит структуризации» отражается, например, на слишком маленьких размерах малых и средних предприятий во Франции по сравнению с конкурентами, а также общим климатом недоверия между различными участниками: заказчиками и исполнителями, покупателями и поставщиками, подрядчиками и субподрядчиками и т.д.

В рамках этой программы  планируется создание Стратегических комитетов по производственным цепочкам51, а также секторальных фондов. В Стратегических комитетах по производственным цепочкам планируется участие всех заинтересованных сторон для улучшения их управления. Именно эти комитеты должны будут определить стратегию того или иного сектора в средней и долгосрочной перспективе. Параллельно с этим будут созданы новые секторные фонды с целью усиления помощи предприятиям с большим потенциалом роста в определённых стратегических секторах. Такие фонды уже существуют в космической, автомобильной промышленности и биотехнологиях. Эти фонды, финансируемые государственным Стратегическим Фондом Инвестиций, а также главными участниками самих секторов, будут способствовать созданию и развитию предприятий – мировых лидеров. Теперь эти фонды будут также созданы следующих секторах: энергетика, окружающая среда, транспорт, новые технологии, продовольствие, здоровье, образование, новые материалы, предметы потребления и товары индустрии люкс, химическая промышленность.

Мера 12. Назначение посредника по субподрядам.

Как было уже отмечено, отношения  между поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками не сбалансированы и характеризуются общим недоверием друг к другу. Для того чтобы обеспечить эффективную работу Стратегических комитетов предлагается назначить посредника по субподрядам. На национальном уровне этот посредник будет подчиняться Министру промышленности. Между различными промышленными участниками будет подписана так называемая «Хартия хорошего поведения». Слежение за её исполнением и будет основной ролью посредника по субподрядам.

Мера 13. Объявления конкурса на «структурирующие региональные проекты».

В рамках работы Стратегических комитетов по производственным цепочкам будут определены структурирующие  проекты, а также проекты, ведущие к созданию новых «субсекторов». Например, повторная обработка материалов, поддержка проектов по роботизации малых предприятий и т.д. Некоторые из этих проектов будут финансироваться в рамках данного конкурса выдачей возмещаемого аванса или участием в капитале.

IV. Усиление конкурентоспособности  предприятий и инновации

Мера 14. Внедрение так  называемых «зелёных кредитов».

Отмечается, что доля инвестиций во Франции снижается, начиная с 80х гг. Это отражается на замедлении модернизации французских предприятий  и значит, вредит их конкурентоспособности. Кроме того, последние технологические  изобретения не внедряются на французских  предприятиях. Одновременно эксперты подчёркивают важную роль экологии и экологических рисков. «Зелёные кредиты» будут выдаваться на определённый срок для улучшения конкурентоспособности французских предприятий и их экологической модернизации. Принцип таких кредитов: низкие процентные ставки и гарантия кредитов специальными учреждениями. Планируется истратить 500 млн. евро: 300 – кредиты по льготным ставкам и 200 – на гарантии.

Мера 15. Упрощение законодательства.

Предлагается создать комиссию по определению возможных путей упрощения законодательства. Кроме того, Национальная Конференция по Промышленности будет отслеживать законодательство и может выступить консультантом по поводу внедрения того или иного закона.

Мера 16. Внедрение единой процедуры информации и ориентации малых и средних предприятий  на региональном уровне.

Для внедрения этой меры уже есть структура: Региональная дирекция по предприятиям, конкуренции, потреблению, труду и занятости (La Direction régionale des Entreprises, de la Concurrence, de la Consommation, du Travail et de l’Emploi: DIRECCTE). Отмечается, что малые и средние предприятия окружены множеством государственных структур на региональном уровне, каждая из которых имеет определённую миссию и занимается определёнными государственными программами. На деле, иногда трудно разобраться в функциях каждой структуры и часто эти функции пересекаются. Главная цель меры 16 – упростить систему, оставить одну главную структуру, которая лучше справится с задачей распространения информации и ориентации малых и средних предприятий на региональном уровне.

Мера 17. Создание специальных фондов для поддержки развития новых предприятий (startup), созданных студентами.

Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира