Промышленная политика ведущих стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.

Содержание работы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112

Файлы: 1 файл

Государственная промышленная политика разных стран.docx

— 366.44 Кб (Скачать файл)

Упоминается, что нынешние мировые лидеры, такие как Google или Facebook были созданы студентами ещё во время их учёбы. Средства одного или нескольких фондов будут направлены на инвестиции в капитал новых компаний в области новых технологий, созданных молодыми образованными выпускниками. Для этих целей планируется истратить 100 млн.. евро. Отбор проектов для финансирования будет осуществляться на основе соглашения, подписанного образовательными учреждениями, в которых учатся студенты.

Мера 18. Сделать постоянной досрочное погашение налоговых  льгот на НИОКР для малых и  средних предприятий.

Первые оценки налоговых  льгот на НИОКР свидетельствуют  о значительном успехе этой политики во Франции (см. выше). В 2010 г. планируется истратить 4 млрд.. евро на облегчение налогового бремени в области расходов на НИОКР. Таким образом, налоговые льготы будут и дальше применяться государством. Цель меры 18 – улучшить их функционирование. Первое предложение заключается в уменьшении периода между тем моментом, когда предприятия осуществляют расходы на НИОКР и возмещением государством налоговой льготы. Кроме того, планируется улучшить административную поддержку и облегчить процедуры доступа к этой льготе.

Мера 19. Учреждение стимулирующего налогообложения и разработка патентов во Франции.

Как и многие другие европейские  страны, Франция создала стимулирующую  налоговую систему в области  патентов. Эта политика выражается в уменьшении налоговых ставок на передачу лицензий. Однако констатируется факт, что часто в рамках нынешней системы предприятиям выгодно патентовать изобретения во Франции, но производить продукцию за границей. Налоговые льготы касаются только самих патентов, но не продукции, произведённой на основе этих патентов.

В рамках данного направления  предлагается ввести пониженную ставку налога на патенты, проданные для  производства французским филиалам. Также планируется ввести пониженную ставку налога на продукцию, если эта продукция производится тем же предприятием, которое запатентовало патент. Внедрение этой последней меры встречает некоторые технические трудности, т.к. обычно трудно идентифицировать именно ту продукцию, которая произведена на основании патента. Поэтому для начала будет произведено исследование эффективности уже существующих в Европе похожих программ, например, в Голландии, Бельгии или Люксембурге.

Мера 20. Создание инвестиционного  фонда по патентам52.

Речь идёт о  создании специального инвестиционного  фонда, который будет заниматься объединением патентов. Дело в том, что большая часть новых технологий и инноваций основана на нескольких патентах, а не только на одном изобретении. Данный фонд будет скупать право использования патентов у отдельных предприятий или научных учреждений с целью владения обширным портфелем различных патентов. Затем целью фонда будет объединение этих патентов в так называемые «технологические грозди» и, наконец, их продажа французским и европейским предприятиям. Выручка от такой продажи передаётся потом создателям патента, после оплаты услуг данного фонда. Таким образом, фонд не выкупает право собственности на отдельные патенты, но, с юридической точки зрения, покупает лицензию на их использование с правом последующей передачи лицензии. Данный фонд будет располагать суммой в 100 млн.. евро.

V. Обеспечение финансирования  французской промышленности

Мера 21. Ориентация сбережений французов и банковского кредитования на финансирование промышленности.

Французские предприятия  должны располагать разными источниками финансирования, как банковскими кредитами, так и собственным капиталом. Предприятия нуждаются в финансировании, а значит и в акционерах. Франция характеризуется как страна с высокой ставкой сбережений. Однако менее 25% этих сбережений идёт инвестиции в акции предприятий. В рамках данной программы, предлагается разработать налоговые меры для того, чтобы переориентировать сбережения французов на долгосрочные инвестиции в акции французских промышленных предприятий. Пока конкретных предложений не существует, но уже до конца июля 2010 г. министр экономики, промышленности и занятости должен представить такие предложения на рассмотрение общественности.

Мера 22. Создание наблюдательного комитета в области  финансирования промышленности.

До настоящего времени  во Франции не существует подробных  статистических данных в области  финансирования промышленности (по секторам, по длительности кредитов). Создание подробной  базы данных в области методов  финансирования промышленности и будет  главной задачей этого Наблюдательного  Комитета.

Мера 23. Обеспечение финансирования промышленности банковскими учреждениями в период выхода из кризиса.

Ухудшение экономической  ситуации многих промышленных предприятий  во время кризиса отразится на оценке их кредитного риска в последующие  несколько лет. Кредитный риск большинства предприятий повысится, что, в свою очередь, отразится на их способности финансироваться с помощью банковского кредита. В рамках этой программы будут предложены меры по использованию и изменению различных систем установления кредитных рисков с целью помочь промышленным предприятиям преодолеть кризис.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Структура и состояние  экономики Великобритании наряду с  тенденциями в мировой экономике  и прогнозами глобального социально-демографического развития определяют стратегию промышленной политики страны.

Структура и состояние  экономики Великобритании

ВВП Британии составляет 1,21,3 трлн. ф.ст. (2,35 трлн. долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%), а в абсолютных цифрах – около 150 млрд.. ф.ст., остальное приходится на строительство, сельское хозяйство (примерно 1%) и др. Трудоспособное население составляет 37 млн.. человек (из них 29 млн.. занято)53.

ВВП на душу населения рос высокими темпами в предкризисные годы, благодаря глобализации, что улучшало относительные экономические показатели Британии на фоне стран ОЭСР. Однако сверхзависимость, по терминологии исполнительного директора «Роллс-Ройса» сэра Джона Роуза, финансового сектора Британии от состояния финансового сектора США объясняет довольно серьёзный кризис в Британии и, возможно, сравнительно длительный период восстановления экономики до докризисного уровня (экспорт товаров и услуг снизился на 10,6%, а совокупный внутренний спрос на 5,5% по сравнению с 2008 г.54). Сейчас ясно, что показатели Британии в некоторых областях следуют за кредитным циклом. По прогнозам ОЭСР, ВВП страны возрастёт в 2010 г. на 1%, в 2011 г. восстановление наберёт обороты. Всё же использование ресурсов останется низким, а безработица составит 9,5%, хотя уровень инфляции не превысит 2%. Антикризисные меры государства смягчили последствия кризиса, но для макроэкономической стабильности требуется жёсткая финансовая политика.

Основы конкурентоспособности  Британии в мировой экономике

В Британии действуют жёсткие  правила конкуренции55, гарантирующие динамичность рынка. Гибкий рынок труда позволяет бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, обеспечивая, тем не менее, поддержку людям при смене работы. Данное преимущество позволило Британии привлечь иностранные инвестиции и сократить отставание в производительности труда от других ведущих экономик. По классификации Мирового банка, Британия занимает 6ое место в мире по инвестиционному климату в стране56.

Прямые  иностранные инвестиции в промышленность Британии выше, чем в любой европейской стране (26 млрд.. ф.ст., во Франции – 15 млрд.. ф.ст., 3 млрд.. ф.ст. – в Германии), уступая лишь ПИИ в США. На Британию приходится самая крупная среди стран «Большой семёрки» доля ПИИ относительно ВВП. Приток ПИИ удвоился в первом квартале 2009 г., затем упал до докризисного уровня. В том же квартале приток ПИИ в другие страны «семёрки» упал на 63%.

В период 1998-2008 гг. производительность труда в Британии росла самыми высокими темпами (2,4% в год) среди стран «семёрки» и выше средних значений по еврозоне, приближаясь к показателям США. Однако сохраняется существенное отставание производительности труда по сравнению с ведущими странами. Считается, что промышленное производство в Британии находится в упадке, однако реальность такова, что страна переходит от традиционных отраслей к новым (низкоуглеродная экономика, дизайн силиконовых материалов, технология «блютуф» (Bluetooth), дозаправка в воздухе, водороднокислородные топливные элементы (fuel cells), пластиковая электроника (plastic electronics), а также к передовым технологиям в информатике и коммуникациях, биотехнологиям и нанотехнологиям).

Британия занимает 6 место  в мире по объёму выпуска промышленной продукции, половину отправляя на экспорт, будучи при этом одним из ведущих экспортёров продукции высоких технологий: в 2006 г. она составляла 25% экспорта товаров (по сравнению с 22% – США, 15% – Франция, 11% – Германия). Многие британские фирмы57 представляют собой часть фрагментированных цепочек поставок по миру и производят полуфабрикаты, в то время как другие сочетают производство конечного продукта и предоставляют сервисное обслуживание (при том, что функции производства и обслуживания всё больше сливаются): аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, фармацевтика, производство напитков и продуктов питания, оборонная промышленность, телекоммуникации.

Точно также рабочая  сила в промышленности диверсифицируется: повышается доля работников, занятых НИОКР, дизайном, продажами, сервисным обслуживанием, упаковкой наряду с работниками традиционных профессий в собственно производстве и инженерных разработках, что способствует конкурентоспособности Британии на глобальных рынках. В Британии гибкий рынок рабочей силы при растущей её квалификации и государственная социальная политика, направленная на поддержку экономической активности женщин, родителей, пенсионеров и инвалидов. С повышением доли женщин в рабочей силе государство намерено содействовать развитию детских учреждений и подготовке квалифицированных кадров для них, чтобы условия на рынке труда были более благоприятными для семейных работников.

Состояние мировой экономики – тенденции

Новые тенденции  развития мировой экономики благоприятствуют экономике Британии: рост населения, повышение благосостояния в других частях света, переход на низко-углеводородные источники энергии, «зёленая революция», изменение в возрастных когортах и развитие международных потоков поставок.

Процессы глобализации сохранятся, что вызовет ещё большую стремительность движения капиталов, товаров и информации. ЕС и США останутся основными импортёрами британской продукции, но рост численности и доходов средних классов в густонаселённых странах с формирующейся экономикой повысит возможности для британских фирм, поскольку новые потребители будут приобретать товары и услуги более высокого качества, причём отвечающие высоким экологическим стандартам, то есть с высокой добавленной стоимостью. Именно в их производстве британские предприятия отличаются, и растущие экспортные рынки откроют Британии огромные возможности.

Демографические изменения внесут серьёзные коррективы в спрос и предложение на рынках как развитых, так и развивающихся стран. По данным МВФ, предложение на глобальном рынке труда с 1980 по 2005 г. возросло вчетверо (Восточная Азия обеспечила его половину). Обильное предложение дешёвой низко-квалифицированной рабочей силы делает выгодным перевод сборочных предприятий в развивающиеся страны. Будет расти рынок рабочей силы в целом (на 35% между 2001 и 2030 гг.58), а также повышаться уровень квалификации рабочей силы в развивающихся странах. Тем не менее, в обозримой перспективе конкурентное преимущество развитых стран – высококвалифицированная рабочая сила – сохранится. Старение населения в развитых странах ведёт к росту доли пенсионеров по отношению к экономически активному населению, вызывая спрос и расходы на услуги здравоохранения, товары и услуги в сфере досуга. В развивающихся странах с ростом доли молодёжи до 25 лет возрастёт спрос на образовательные услуги.

Новые технологии в мировом промышленном производстве породят спрос потребителей и бизнеса, модифицируют продукцию и сформируют новые модели ведения бизнеса и услуг по доставке по всей цепочке поставок (например, под воздействием развития генетики, информационных технологий, которые изменят передачу, обработку и потребление огромных объёмов информации и, соответственно, бизнес, досуг и социальные услуги).

Комплексный характер стоимостных  цепочек, вызванный развитием информационно-коммуникационных технологий, и вследствие этого фрагментация технологических процессов и специализация требуют ускорения внедрения инноваций. Если ранее конечный продукт производился в одном месте, то формирование глобальных стоимостных цепочек (размещение различных стадий производства промежуточных товаров по всему миру) вызывает специализацию не только в производстве физических компонентов, но и наукоёмкого сервисного обслуживания (НИОКР, управление запасами, контроль качества и др.). Вслед за падением издержек в сферах производства и транспорта международные цепочки поставок станут определять методы производства и торговли. Британские фирмы станут производить не только конечный продукт, но и во всё возрастающей степени продукцию незаконченного цикла производства (полуфабрикаты intermediate goods) и комплексные услуги как составные части современных цепочек поставок, включая дизайн, маркетинговые услуги и финансовые услуги. Соответственно повысятся возможности британских предприятий, но и существенно возрастут требования к их конкурентоспособности. Отсюда, возрастает значимость капиталовложений в нематериальные активы:

– дизайн, разработку брэндов и НИОКР;

– в человеческий капитал и профподготовку кадров59.

Государственная стратегия  в области промышленного производства

Обновлённая государственная политика в области промышленного производства «Новая индустрия, новые рабочие места» (New Industry, New Jobs), принятая в 2009 г., лежит в русле общей стратегии правительства по выведению страны из кризиса «Созидая будущее Британии» (Building Britain’s Future). Впервые принята программа (январь 2010 г.) мер межведомственного взаимодействия по поддержке устойчивого экономического роста страны «За экономический рост: наше будущее процветание» (Going for Growth: Our Future Prosperity)60.

Стратегическое видение  восстановления британской экономики  после экономического кризиса 2008-2009 гг. и обеспечение её конкурентоспособности на мировых рынках заключается в следующем: необходимо устранить барьеры для развития бизнеса, чтобы добиться скорейшего возвращения к докризисным темпам роста, что жизненно важно для ликвидации государственного долга, стремительно увеличившегося в результате помощи, предоставленной, прежде всего, банковскому сектору. Помимо помощи, оказанной бизнесу, увеличения пенсий и детских пособий, не снизились и инвестиции в инфраструктуру Британии и социальную сферу (прежде всего, здравоохранение). Жизненно важным отраслям экономики была оказана помощь государства, чтобы они не понесли урон в квалифицированных кадрах и не утратили иные преимущества.

Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира