Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике
Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112
Правительство считает, что предпочтительнее инвестировать в экономический рост и создание рабочих мест, чтобы ускорить восстановление экономики.
Экономика Британии в ближайшем
будущем примет иной облик – государственные
и потребительские расходы
Государство и рынок
Правительство исходит из того, что рынок, предоставленный сам себе, может недофинансировать инфраструктуру, профподготовку или инновации. Однако правительство вовсе не собирается подменять рыночные отношения: метод правительства – государственную политику сопрягать со стратегическими потребностями бизнеса, причём предпринимать меры долгосрочного характера, подкрепляя их конкретными действиями. По словам генерального директора Конфедерации британской промышленности (КБП) Р. Ламберта, необходимо, чтобы правительство смотрело вперед на 10 лет и имело перечень конкретных мер, с помощью которых страна пройдёт от точки А до Я. Правительство считает необходимым поддерживать баланс между государством и рынком: рынок, где возможно, государство – где необходимо, то есть дополнять рынок, исправлять его ошибки, но не подменять его.
Возникли следующие проблемы:
– развитие бизнеса сдерживается слабой инфраструктурой и отсутствием профквалификации;
– финансирование предпринимательства сдерживается стоимостной структурой рынка венчурного капитала и заинтересованностью инвесторов в краткосрочных инвестициях;
– частный бизнес воздерживается от инвестиций в инновации или в профобразование, поскольку из-за текучки кадров выигрывает не конкретная фирма, вложившая средства, а другие предприятия и экономика в целом;
– бизнес не располагает необходимой информацией и экспертизой для выхода на рынки новой продукции или зарубежные рынки.
Активная деятельность государства – не самоцель, а должна быть направлена на конкурентоспособность Британии на мировых рынках. Необходимо сохранить диверсифицированную структуру экономики на основе высокооплачиваемой рабочей силы, не закрывая рынки Британии и на отказываясь от выгод свободного предпринимательства.
В зависимости от действий или бездействия правительства (в области налогообложения, госрегулирования, закупочной деятельности, финансовой и информационной поддержки и иных мер) создаются условия для бизнеса, чтобы развивать и капитализировать свои конкурентные преимущества. Отсюда, возрождение экономики и промышленности – цель не только соответствующего министерства, но и всех министерств.
Межведомственное взаимодействие (как горизонтальное, так и вертикальное – на национальном, региональном и местном уровне) необходимо, так как разнообразные сферы деятельности государства влияют на создание благоприятной среды для развития экономики и конкурентоспособности бизнеса. Слишком много зависит не столько от функционирования собственно экономики, сколько от организованной деятельности государства61. Чёткие стимулы государства по производству и использованию возобновляемых источников энергии вывели Данию и Германию в лидеры по ряду технологий в области возобновляемой энергии.
Никто не в состоянии точно предсказать, как изменится экономика, какие товары и услуги будут востребованы в будущем, поэтому можно установить лишь довольно широкие области, в которых британские фирмы будут обладать сравнительными конкурентными преимуществами. Несмотря на преобладание финансового сектора, Британия остаётся ведущим экспортёром в шести отраслях промышленности. Целевая поддержка государства должна направляться на проекты, с которыми частный сектор не справится самостоятельно. Целевое финансирование какого-либо сектора не должно означать, что государство отдаёт приоритет именно ему: это означает лишь, что сектор обладает потенциалом, нереализованным в силу рыночных барьеров.
Правительство в целях создания новых источников конкурентоспособности страны считает целесообразным:
– способствовать укреплению конкурентоспособности Британии в критически важных областях инноваций, профессиональных навыков, финансовой сфере, инфраструктуре и доступу на мировые рынки;
– оказывать стратегическое воздействие на рынки;
– использовать новый подход к целевым интервенциям ради развития преимуществ Британии в высокотехнологичных и наиболее быстрорастущих областях мировой экономики.
Правительство намерено действовать по семи направлениям:
1. макроэкономическая
2. поддержка частных инвестиций
в основные фонды и передовые
технологии, переподготовку
3. обеспечить смычку научно-
4. распространение методик «бережливого производства»62;
5. поддержка профессионального
обучения и повышения
6. создание современной
транспортной и
7. обеспечение благоприятного
климата для бизнеса и
1. Макроэкономическая стабильность
Британия определила стратегические приоритеты, чтобы бизнес мог принимать долгосрочные инвестиционные решения, особенно по начальным капиталовложениям. В этом отношении важное значение имеет государственное регулирование, обеспечивающее долгосрочную макроэкономическую стабильность (постоянство регламентации, налогообложения), особенно в сферах масштабных технологических и отраслевых преобразований (технологии возобновляемой энергии – низко-углеродные двигатели, энергия ветра и приливов, атомная энергия).
В 2009 г. в поддержку Стратегии «Новая индустрия, новые рабочие места» создан Фонд стратегических инвестиций (Strategic Investment Fund) на общую сумму в 1 млрд.. ф.ст. для финансирования ведущих отраслей, которым государственная поддержка позволит раскрыть нереализованный потенциал.
Обеспечение доступа новых предприятий к финансированию
В 2006 г. свыше 25% новых предприятий, желавших получить кредит, сталкивались с трудностями из-за отсутствия банковской кредитной истории или недостаточного залога63. Государство решает проблему с помощью программы «Схема финансовых гарантий для предприятия» (the Enterprise Finance Guarantee Scheme). По программе кредитования «Стартовые инвестиции» (Repayable Launch Investment) для гражданского самолётостроения за последнее десятилетие государство инвестировало около 1 млрд.. ф.ст., например, в Аэробусы от 320 до 380 модели.
В дополнение «Фонд капитала для предприятий» (Enterprise Capital Funds) предоставляет малые суммы венчурного капитала для фирм высоких технологий и быстро растущих предприятий от 250 тыс. до 2 млн.. ф.ст. (банкам невыгодно их предоставлять из-за относительных издержек малых инвестиций и затруднительности оценки риска)64. Государство намерено изучить, в каких формах следует предоставлять долгосрочные кредиты малому и среднему бизнесу (одна из них – государственно-частное партнёрство «Public Private Partnership»), чтобы частный бизнес мог восполнить недостаток рискового капитала. В 2008 г. на Соединённое Королевство приходилось более 10% всех венчурных инвестиций среди стран ОЭСР, или второе место после США (49%). В настоящее время существует 8 «Фондов капитала для предприятий», частично финансируемых государством, а в январе 2009 г. создан ещё один Фонд «Капитал для предприятий» (Capital for Enterprise Fund), чтобы увеличить доступность рискового капитала инновационным предприятиям в период спада экономики. Гранты по программе «Избирательное финансирование инвестиций» с 2004 по 2007 г. составили 191 млн. ф.ст. (75% предоставлены промышленности).
2. Поддержка частных инвестиций в основные фонды и передовые технологии, переподготовку профессиональных кадров, НИОКР
Исходя из тенденций глобального развития, Британия сосредотачивается на низко-углеродных технологиях, энергоэффективности, и в целом на формировании экономики, неподверженной воздействию климатических изменений, что потребует крупной структурной перестройки производства и потребления энергии. Правительству отводится ключевая роль в выработке энергетической политики и создании стимулов к структурной перестройке промышленности. Речь идёт не столько об экологическом императиве, сколько об огромных возможностях для бизнеса по мере роста спроса на низко-углеродные товары и услуги, энерго и ресурсоэффективность65. К приоритетным правительство относит цифровые коммуникации, низко-углеродные технологии, новые производственные процессы и материалы в химической, автомобильной, аэрокосмической и др. отраслях. В этих отраслях предприятия не смогут самостоятельно обеспечить себе финансирование и программы развития на долгосрочный период, требуемый для получения коммерческой отдачи от внедрения новых технологий.
Государство намерено поддерживать:
– новые низко-углеродные технологии в аэрокосмической области, дизайне и производстве двигателей и крыльев;
– переход с металлических на композитные материалы, что обеспечит огромные коммерческие возможности, а их применение коснётся автомобильной, судостроительной, аэрокосмической, отрасли, строительства, нефтегазовой отрасли, производства медицинского оборудования, оборудования для использования энергии ветра и приливов;
– в биотехнологиях переход химического производства с нефти на возобновляемые или биологические вещества, что определит химическое производство в XXI в.;
– технологии пластиковой электроники, которая позволит удешевить печать электронных цепей на гибких поверхностях, что невозможно при традиционных кремниевых полупроводниках66.
Промышленность для низко-углеродной экономики
«К 2050 г. совокупная добавленная стоимость низко-углеродной энергетики составит 3 трлн. ф.ст. в год по всему миру, а занятость в этом секторе превысит 25 млн.. человек. Отсюда, моя цель проста: я хотел бы, чтобы Британия получила непропорционально высокую долю новых рабочих мест в этом секторе» – заявил Г. Браун на конференции по низко-углеродной экономике в июне 2008 г.
Британия уже сейчас является неттоэкспортёром экологических товаров и услуг с прибылью в 25 млрд.. ф.ст., которая к 2015 г. может возрасти до 45 млрд.. ф.ст., создав к 2030 г. 1 млн.. рабочих мест. Более того, в Британии рынок венчурного капитала для экологически чистых технологий – самый крупный в Европе с накопленными инвестициями в 186 млн.. евро с 2001 г. (30% от европейских). Исследование компании «Эрнст энд Янг»67 показало перспективность инвестиций в экологически чистые технологии в области программного обеспечения, электроники, фармацевтики, химических продуктов, а также производства машинного оборудования (особенно в электроэнергетике и самолётостроении).
Согласно докладу КБП68, для малых и средних предприятий открываются перспективы в строительстве коммерческих зданий, производства электроэнергии из возобновляемых источников, топлива для дорожного транспорта, энергосбережения и жилищного строительства. Таким образом, возможности в секторе низко-углеродной энергетики открываются для всех секторов бизнеса.
Спрос на сжигаемое топливо также будет возрастать (рост мирового спроса на уголь превысит 70% в реальном выражении с 2005 по 2030 г.). В связи с этим различные отрасли промышленности и экономики в целом будут активно вовлечены в разработку и внедрение технологий улавливания и хранения углекислого газа в целях предотвращения изменения климата. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 г. внедрение этих технологий потребует инвестиций в 40 млрд.. долл. ежегодно. Британия, обладая опытом нефтегазовой отрасли, идеально подходит для подобных разработок и собирается лидировать в этой области. В ноябре 2007 г. премьер-министр объявил конкурс на коммерческую разработку проектов, а летом 2008 были отобраны четыре конкурсанта (BP, EON, Peel Holdings/Dong Energy, Scottish Power).
Точно также Британия намерена лидировать и в переработке отходов. Вывоз отходов на свалки обходится бизнесу в 4% их оборотных средств, а с повышением налога на вывоз мусора на свалки69 превысит 6%. Потенциальные же выгоды от ресурсосбережения (энергии, отходов, воды) оцениваются в 6,4 млрд.. ф. ст. ежегодно. Государственная региональная Стратегия использования отходов для Англии (Waste Strategy for England), принятая в 2007 г., как полагают, приведёт к снижению выбросов примерно на 9,3 млн.. тонн CO2 экв. ежегодно по сравнению с 2006 г.
Комиссия по экологическим рынкам и экономической эффективности (Commission for Environmental Markets and Economic Performance) разработала меры государственного регулирования по ценам на выбросы и установила нормативы снижения выбросов, чтобы формировать инвестиционную политику предприятий70.
Законом об изменении климата71 (принят в 2008 г.) предусмотрено сокращение выбросов в 2050 г. на 80% от уровня 1990 г. Закон превратил Британию в первую страну, законодательно установившую переход к низко-углеродной экономике при установлении квот на выбросы на пятилетние периоды и при бюджетах, распланированных на 15 лет вперёд. В соответствии с директивами ЕС, Британии предстоит к 2020 г. получать 20% энергии из возобновляемых источников (что подразумевает получение больших объёмов электроэнергии, тепла и топлива для транспорта из возобновляемых источников).
Британский совет по торговле и инвестициям (БСТИ) проведёт серию мероприятий по демонстрации передового опыта Британии по созданию низко-углеродной экономики и рекламированию Британии как мирового центра низко-углеродных технологий для потенциальных инвесторов по всему миру.
Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира