Промышленная политика ведущих стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.

Содержание работы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112

Файлы: 1 файл

Государственная промышленная политика разных стран.docx

— 366.44 Кб (Скачать файл)

Среди государственных мер – разработка межведомственной Стратегии низко-углеродной промышленности (Low Carbon Industrial Strategy), чтобы вывести Британию в «передовые страны низко-углеродной революции», скоординировав деятельность правительства в регулировании, закупках, образовании, стандартизации и инвестициях, что будет способствовать переходу производителей к низко-углеродной экономике и выходу на новый рынок. Стратегия – ответ государства на рекомендации Комиссии по экологическим рынкам и экономической эффективности72. Что касается промышленности, то в Стратегии отдаётся приоритет оборудованию для атомной энергетики и возобновляемых источников энергии, а также низко-углеродным двигателям. Для координации деятельности в этих областях созданы межведомственные рабочие группы (Whitehall Low Carbon Units).

Атомная энергетика

Предполагается строительство  новых АЭС. Простое замещение  выработавших свой ресурс АЭС потребует  ввода мощностей на 11 гигаватт, что  эквивалентно семи новым крупным  реакторам стоимостью 3 млрд.. ф.ст. каждый. В мировом масштабе перспективы огромны ввиду ожидаемого ренессанса ядерной энергетики. МЭА прогнозирует строительство 60 новых АЭС в следующие 1015 лет, ввод 430 гигаватт к 2010 г. – на 16% больше, чем в 2006 г.

Задача правительства  – содействовать созданию глобально конкурентоспособной цепочки поставок для АЭС, чтобы максимизировать высокую долю добавленной стоимости для британских компаний внутри страны и по всему миру73. Предполагается использовать опыт 1970х по разработке нефтяных месторождений в Северном море, когда при содействии государства была создана глобально конкурентоспособная отрасль оффшорных поставок, по прежнему лидирующая в мире и приносящая стране доходы от экспорта.

Энергия из возобновляемых источников

Потребности в оборудовании для получения энергии из возобновляемых источников в следующее десятилетие в финансовом выражении составят 100 млрд.. ф.ст. Стратегия по разработке возобновляемой энергии (The Renewable Energy Strategy) предусматривает создание Бюро по использованию энергии из возобновляемых источников, которое обобщит спрос и проблемы производства. По оценкам, к 2020 г. Британия сможет получать доходы от морских возобновляемых источников в диапазоне 300-900 млн.. ф.ст. в год. Государство скоординировало усилия Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank) и трёх банков-партнёров (RBS, Lloyds и BNP Paribas Fortis) для финансирования проектов по производству энергии наземного ветра на сумму в 1,4 млрд.. ф.ст. в течение трёх лет. В соответствии со Стратегией развития низко-углеродной промышленности (Low Carbon Industrial Strategy), правительство выделило 170 млн.. ф.ст. на создание целой отрасли производства энергии морского ветра, в том числе на создание лучшего в мире испытательного и демонстрационного полигона, чтобы привлечь инвесторов.

Низко-углеродные автомобили

Содержание CO2 в выхлопных газах, согласно оценкам, можно снизить к 2020 г. до 100 г/км против нынешних 164 г/км. В ключевой для Британии отрасли – автомобилестроении – занято 194 тыс. человек, и оно приносит экономике около 9,6 млрд.. ф. ст. добавленной стоимости. В следующие два десятилетия двигатель внутреннего сгорания по прежнему сохранит своё значение, но выбросы можно сократить на 2030% за счёт меньшего размера кузова, лёгких материалов и др. мер. В последние годы Совет по инженерно-физическим научным разработкам (Engineering and Physical Sciences Research Council) ассигновал 250 млн.. ф.ст. на исследования в базовые технологии, имеющие потенциальное применение в низко-углеродных двигателях. Совет по стратегии развития технологий (TSB) направил дополнительные 70 млн.. ф.ст. для интеграции НИОКР в университетах и в промышленности именно в этой области.

Государство также направит 20 млн.. ф.ст. на государственные закупки вэнов на низко-углеродных двигателях или двигателях без выбросов, на внедрение сверхнизко-углеродных двигателей (предполагается направить 250 млн.. ф.ст. в основном на поддержку потребителей, приобретающих электромобили или гибридные электромобили, и 20 млн.. ф.ст. на поддержку городов, готовых инвестировать в новую инфраструктуру). Государство поддерживает конкурс, объявленный Советом по стратегии развития технологий (TSB), в ходе которого до конца 2010 г. на британских дорогах испытание будут проходить 200 сверхнизко-углеродных машин

Индустрия «стареющего  общества»

Через 20 лет половина населения  Британии будет старше 50 лет, а каждый четвёртый родившийся сегодня ребенок  доживёт до 100 лет. На основе принятой в 2009 г. Стратегии для общества всех возрастов (Building a Society for All Ages74) будут разработаны планы для бизнеса и государства по использованию экономических возможностей, которые в связи со старением населения открываются в области промышленного производства и услуг, а также профподготовки кадров: уход, медицинское обслуживание, лекарственные препараты, товары и услуги в сфере досуга. Рабочая группа определит также целесообразность государственной поддержки бизнеса в этой области.

Расходы на НИОКР в фармацевтике в 2006 г. составили 20% от расходов частного сектора на НИОКР. Летом 2009 г. опубликована Отраслевая стратегия по наукам о жизни (Life Sciences Industrial Strategy) для стимулирования инвестиций в науки о жизни, повышения эффективности Национальной службы здравоохранения в применении продуктов инновационных технологий, ускорения вывода новых лекарственных препаратов на рынок, привлечения в Британию клинических испытаний, а также выхода на мировые рынки.

Нематериальные  активы: конкурентные преимущества от нетрадиционных элементов промышленного производства

Британия намерена приложить  все усилия к развитию нематериальных видов деятельности, что требует  высокой квалификации работников (НИОКР, сервис, логистика, консультирование, архитектурный и инженерный дизайн, маркетинг). По этому показателю она  идёт вровень с другими развитыми  странами. Сочетание креативной экономики с промышленным производством также предоставит Британии явные преимущества, тем более что от работника требуются навыки работы в команде, качества руководителя и навыки управленца, широкий кругозор для распределения ресурсов и использования потенциальных возможностей.

Большинство британских компаний по прежнему считают конкурентными преимуществами производство и сборку, однако роль нематериальных активов всё возрастает. В 2004 г. производители направили на нематериальные активы 32 млрд.. ф. ст. (что вдвое превышает традиционные валовые капитальные затраты), и по данным КБП, 55% фирм считают дизайн и девелоперскую деятельность (проектирование) важнейшими источниками своих конкурентных преимуществ в пятилетней перспективе. Профессиональную подготовку дизайнеров для промышленности контролируют и поощряют Советы по творчеству и дизайну (Creative and Cultural Skills Council и the Design Council), которые совместно с недавно созданным Британским союзом подготовки дизайнеров (UK Design Skills Alliance) должны обеспечить конкурентоспособность британских дизайнеров на мировом рынке.

Согласно исследованиям, Британия отстаёт от США, Германии и Японии по менеджменту, поэтому с 1997 по 2008 г. государственные инвестиции в подготовку менеджеров возросли на 53% в реальном выражении.

НИОКР

Британия, благодаря  постоянным капиталовложениям, обладает одной из самых мощных в мире научно-исследовательских баз. В 2006 г. более 2% населения Британии получило докторскую степень против 1,3% в среднем по ОЭСР. Доля выпускников вузов в Британии ниже среднего по ОЭСР значения, но 35% занятых в Британии имеют профессионально-техническое образование.

В Британии довольно низко  количество патентов на душу населения (27 на 1 млн.. жителей) по сравнению с «Большой семёркой» (48) и средним значением по ОЭСР (33). Патенты указывают на специализацию научных исследований в Британии в области здравоохранения, экологии, био и нанотехнологий. В 20012006 гг. Британия занимала 2 место по количеству научных статей об изменениях климата и биоразнообразии, третье место – в области исследований мозга и геномов.

Британия активно участвует  в международном научном сотрудничестве. Доля британских патентов с участием иностранного соавтора (24%) возросла с 1996 по 2006 г. на 5% и превысила среднее  значение по ОЭСР (22%). Численность докторов наук иностранного происхождения в  Британии составляет 38 тыс. человек, уступая  лишь США – 92 тыс. человек). В 2007 г. иностранные  инвестиции в НИОКР превысили 23% расходов частного сектора на НИОКР  в Британии (второе место в ОЭСР после Австралии).

В Британии общие  расходы на НИОКР (1,8% ВВП в 2007 г.) несколько ниже, чем в среднем по ОЭСР (1,9%). Британские компании финансируют только 47% от общего объёма инвестиций в НИОКР против в среднем 57% среди стран «Большой семёрки». Инвестиции частного сектора на НИОКР в промышленности составляют 75% от их общего объёма в экономике. В 2008 г. на оборонную промышленность приходилось 24% госрасходов Британии на НИОКР (третье место после США и Франции).

Британия стала чистым экспортёром услуг НИОКР остальному миру (положительное сальдо возросло с 1 млрд.. ф.ст. в 1997 г. до 2,6 млрд.. ф.ст. в 2004 г.).

Более того, Британия привлекла  иностранные инвестиции в НИОКР: около 25% частных инвестиций на НИОКР  в Британии финансируют иностранные  инвесторы, что намного выше, чем  в Германии (менее 5%) и во Франции (около 10%).

Господдержка НИОКР заключалась  в налоговых скидках британским фирмам (на сумму 3 млрд.. ф.ст. с 2000 г.)75. В 19992008 гг. доля налоговых льгот на НИОКР для крупных фирм составляла 10 процентных пунктов (вровень со странами ОЭСР), а для малых и средних фирм выше среднего значения по ОЭСР.

Создание в 2007 г. Совета по стратегии  развития технологий, состоящего из предпринимателей, учёных и членов советов по региональному развитию76, способствовало направлению государственных ассигнований в инновации в частном секторе. Однако налицо два существенных недостатка77: государственные и частные инвестиции в НИОКР составляют меньшую долю ВВП, чем в других сопоставимых экономиках. Во-вторых, знания не переводятся в коммерчески выгодные и инновационные товары и услуги (проблема внедрения).

В Белой книге «Нация инноваций» (2008 г. – The Innovation Nation White Paper78) были поставлены соответствующие задачи для устранения этих недостатков в основном через активизацию НИОКР, повышение профессиональных навыков, поддержку госсектора, госрегулирование и инвестиции в инфраструктуру. Правительство намерено и далее инвестировать в НИОКР, учитывая необходимость постоянства и последовательности инвестиций для создания научно-исследовательской базы как ключевого ресурса компаний высоких технологий и начинающих фирм, обеспечивая их конкурентоспособность на мировых рынках. Государство ставит своей задачей объединение усилий ученых и инженеров с промышленностью и частными инвесторами как решающего фактора получения экономической отдачи от прорывных научных открытий.

К ключевым мерам  по стимулированию инноваций относятся:

– закупочная политика;

– ассигнования на развитие научно-исследовательской базы (к 2010 г. доведены до рекордных 6 млрд.. ф.ст. в год); меры госрегулирования предполагают с целью повысить рентабельность ассигнований на НИОКР с апреля 2009 г. во всех заявках на гранты указывать экономическую отдачу от предполагаемых исследований; ту же функцию станет выполнять и Совет по финансированию высшего образования для Англии;

– введение для подключения мелкого  бизнеса к научно-исследовательской базе «инновационных ваучеров» (Innovation Vouchers) на сумму 10 000 тыс. ф.ст.79

3. Совместные  проекты научно-исследовательских центров и промышленного производства

С целью ускорить внедрение  новых технологий TSB через программы «Партнёрство по передаче знаний» и «Сеть передачи знаний» (Knowledge Transfer Partnerships, Knowledge Transfer Networks) финансирует новые технологии и инновации для последующего применения бизнесом. Одна из его важнейших функций – координация НИОКР, а также госзакупки, поощряющие инновации. С 2004 г. Совет инвестировал 1 млрд.. ф.ст. в совместные проекты частных предприятий и совместные проекты частных предприятий и научно-исследовательских центров, преимущественно промышленные. В том же направлении работают Фонд инноваций в сфере высшего образования (Higher Education Innovation Fund) и Фонд внедрения научных исследований в государственном секторе (Public Sector Research Exploitation Fund), поощряя сотрудничество научно-исследовательских центров в университетах с бизнесом.

Технопарки (кластеры)

Специализация предполагает использование результатов НИОКР  на ранних стадиях производственного  цикла. Создание технопарков (кластеров) – географического сосредоточения взаимосвязанных компаний (поставщиков, сервиса и университетов) создаёт критическую массу для инвесторов и покупателей80. Так, в последние несколько лет государство инвестировало около 50 млн.. ф.ст. в новые химические заводы на северо-западе Англии. Государство также намерено учредить награду «Знак кластера» («Cluster Mark»).

4. Распространение методик «бережливого производства»

В 2004 г. правительство расширило  функции Консультационной службы для  промышленности (КСП – Manufacturing Advisory Service). Компании сэкономили 500 млн. ф.ст. на бесплатных консультациях КСП. Правительство совместно с Агентствами регионального развития израсходовало 90 млн.. ф.ст. на КСП, оказав содействие 24 тыс. фирм. Модель государственной поддержки бизнеса представляет консультационная служба «Бизнес линк» (Business Link), с помощью которой 3 тыс. государственных программ поддержки бизнеса были упрощены и сведены к 30.

5. Поддержка профессионального  обучения и повышения квалификации, обеспечение гибкости рынка труда

Британия намерена создать  систему подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики81. В настоящее время 15% работодателей испытывают нехватку подготовленных кадров, по этой причине 20% предпринимателей обанкротились или перешли на другие виды деятельности, каждый шестой отложил производство нового продукта или услуги, у 25% повысились операционные расходы.

Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира