Промышленная политика ведущих стран мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике

Описание работы

Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.

Содержание работы

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112

Файлы: 1 файл

Государственная промышленная политика разных стран.docx

— 366.44 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в рамках «больших программ» государственная помощь осуществляется в виде прямых субсидий, поддержки региональных органов власти или же в виде подлежащих уплате авансов. Резюмируя можно сказать, что идея «больших программ» осталась, но инструменты воздействия изменились. Например, законодательный и конкурентный контекст Европейского Союза больше не позволяет создание «национальных чемпионов» только на базе политического волюнтаризма. Или же, в отличие от 7080 гг., создание специализированных государственных предприятий тоже не представляется возможным. Цели секторной промышленности остаются теми же, что и 60х г., но только теперь в современном контексте, вмешательство государства призвано именно стимулировать частных акторов к инновациям, развитию и координации. Много говорится о координации частных и государственных участников. Важно устранить недостатки координации между фундаментальными исследованиями, государственными и частными исследованиями (acteurs de la recherche publique), промышленниками и субподрядчиками.

Во Франции экологическая  составляющая развития играет важную роль. Один млн.. евро рассчитывается потратить на «средства транспорта будущего». Это финансирование касается не только автомобильной промышленности, но и морских и железнодорожных перевозок. Например, создание электрического автомобиля и инфраструктуры к нему. Французские государственные органы располагают и другими разнообразными инструментами помощи промышленности, такими как финансовая помощь, прямая и косвенная, ориентированная на политику развития инноваций. Эти финансовые инструменты были значительно обновлены в 2003 г.

Налоговые льготы

Одной из главных мер налоговой  политики считается – créditimpôt recherche (CIR) – дословно – налоговый кредит на исследовательские затраты. Идея заключается в том, что предприятие может вычесть определённый процент затрат на исследования из суммы подоходного налога (налога на прибыль). Этот налоговый кредит рассчитается на базе всех затрат на R&D. В основном, такие затраты касаются человеческого капитала, а также материальных затрат на исследование и развитие внутри предприятия, на поиск подрядчиков, а также на получение и защиту патентов46.

Налоговый кредит может доходить до 30% затрат на исследование и развитие, и даже до 60%, если предприятие делегировало исследовательскую работу государственным лабораториям. Статистика показывает положительное влияние этой налоговой льготы. Эта мера была создана ещё в 1983 г. и с тех пор претерпела многочисленные изменения (упрощение процедуры, например). Она касается всех секторов французской экономики, но по статистике, именно в промышленности эта налоговая льгота используется больше всего.

Центры конкурентоспособности (технопарки)

Другое важное направление  французской промышленной политики – создание Pôles de compétitivité – дословно – Центров конкурентоспособности. Это программа была создана в 2004 г. и имеет целью стимулирование инноваций и сотрудничества между предприятиями. Определение этих центров следующее (закон о финансах 2004 г.): «группирование на определённой территории предприятий, учреждений высшего образования (государственных или частных), которые призваны работать вместе в целях внедрения проектов экономического развития и инноваций». За четыре последних года, например, эти центры позволили внедрить проекты более чем на 4 млрд.. евро, финансируемые на 30% государством и органами местного самоуправления и на 70% – самими предприятиями.

Надо сказать, что системе создания центров  конкурентоспособности предшествовала другая, идейно близкая, государственная политика во Франции, а именно создание Локальных Производственных Систем (Les Systèmes Productifs Locaux). Эта политика была запущена ещё в 1999 г. и является отражением важных изменений в политике обустройства территорий во Франции. Ведь с 1960г. действия французских властей были скорее направлены на равномерное распределение производственной деятельности на территории страны. Главная цель была уменьшить или вообще аннулировать дисбаланс между «Парижем и французской пустыней». Внедрение политики Локальных Производственных Систем свидетельствует о принятии, в основном, аргументов экономистов о полезности географической концентрации.

Этот тип политики имеет  источником опыт Соединённых Штатов Америки (всем известна Силиконовая  Долина в Калифорнии). В литературе чаще говорится о «кластерах»  – «определённые зоны на территории определённой страны, где комбинируются предприятия, принадлежащие определённому сектору и государственные или частные исследовательские учреждения, тем самым извлекается польза от территориальной близости и совместного действия исследовательских и производственных операций». Экономисты отмечают, что в рамках кластера, во-первых, более эффективно используется оборудование (например, местная инфраструктура). Существование кластера, т.е. концентрации предприятий определённого сектора, облегчает строительство и покупку специфического оборудования. Во-вторых, более развитый локальный рынок труда улучшает степень соответствия между уровнем образования и навыков работников и нуждами предприятий, между поставщиками и покупателями и вообще, между различными участниками проекта (финансовыми, научными учреждениями, предпринимателями и т.д.). Наконец, в третьих, в рамках кластера, улучшаются и облегчаются процессы обучения, передачи и накопления знаний47.

Во Франции на сегодняшний  день существует 71 Центр Конкурентоспособности. Предоставление финансовой помощи лучшим инновационным проектам происходит чаще всего посредством Fond unique interministériel (FUI) – единого межминистерского фонда. Отмечается, что большинство проектов, поддержанных единым межминистерским фондом, никогда бы не появились на свет без этой поддержки. Кроме единого межминистерского фонда, государство привлекает другие учреждения для участия в финансировании интересных проектов, созданных в Центрах. Например, Agence Nationale de la Recherche (ANR) – Национальное Исследовательское Агентство, Caisse de dépôt et consignation (CDC) – Депозитноссудная касса или организация под названием OSEO. OSEO – это государственная организация, выполняющая три миссии: помощь развитию инноваций, гарантирование банковского финансирования и инвестиций и, наконец, партнёрское финансирование. Эта организация чаще всего финансирует малые и средние предприятия.

Например, в 2009-2011 гг. на финансирование Центров Конкурентоспособности французским государством выделено 1,5 млрд.. евро. Благодаря этим Центрам улучшается диалог между государственными и частными исследовательскими учреждениями. Тем не менее, не все положительно относятся к идее Центров Конкурентоспособности и кластеров в целом. Некоторые экономисты отмечают, что искусственное создание эффективных кластеров – сложная задача. Возможно ли вообще создать кластер из «ничего»? Какой должен быть оптимальный размер кластера? Кроме того, есть опасность чрезмерной секторной специализации регионов, развитие которых становится заложником развития того или иного сектора48.

Территориальная привлекательность

К более общим мерам  относится политика по улучшению  привлекательности территорий в  смысле инфраструктуры – транспорт, водо и энергораспределительные механизмы и т.д. Кроме того, говоря о территории, с 1 января 2010г. во Франции отменён один из важных местных налогов, так называемый taxe professionnelle – дословно – профессиональная такса, взимаемая с предприятий. Эта такса была заменена другим местным налогом, более лёгким для предприятий. Это было сделано для улучшения конкурентоспособности французских предприятий. Наконец, много говорится об общей политике высшего образования и образования вообще. Качество рабочей силы считается одним из главных факторов привлекательности территории. Здесь идеи схожи с идеями кластеров, о которых говорилось выше. Планируется создание Campus d’excellence, т.е. лабораторий и образовательных учреждений, способных конкурировать с ведущими мировыми университетами и лабораториями. Значительные средства планируется сконцентрировать на малом количестве таких учреждений, что является объектом многочисленной критики.

Новый инструмент государственных инвестиций

Le fonds stratégique d’investissement (FSI) – Стратегический фонд инвестиций – был создан французскими властями в 2008 г. Его официальная цель – помощь перспективным французским предприятиям для увеличения их собственных средств. Сам фонд располагает капиталом в 20 млрд.. евро. Фонд входит в капитал разных предприятий или может выступать как один из инвесторов. Чаще всего речь идёт о предприятиях испытывающих некоторые трудности, но представляющих стратегический интерес.

В заключении опишем самые  последние меры, принятые в пользу развития французской промышленности, озвученные Президентом Французской  Республики 5 марта 2010г. Это результат  дебатов, которые длились 3 месяца и  в которых участвовали более 5 тыс. экспертов49.

В документе выделяются четыре цели промышленной политики:

  1. Увеличение промышленного производства на 25% в реальном выражении к 2015 г.;
  2. Сохранение занятости в промышленном секторе в долгосрочной перспективе;
  3. Достижение позитивного торгового баланса в области промышленности (не включая энергетику) к 2015 г.;
  4. Увеличение не менее чем на 2% доли Франции в промышленном производстве ЕС15.

В рамках каждой цели сначала  кратко описывается состояние дел  в настоящий момент, а также  даются рекомендации и меры для их достижения. В рамках первой цели, т.е. увеличения промышленного производства на 25% в реальном выражении к 2015 г., отмечаются четыре главных направления:

1. Промышленные инновации;

2. Улучшение конкурентоспособности  французских предприятий;

3. Улучшение компетенций,  особенно для развития знаний  и навыков в перспективных  секторах;

4. Усиление структуризации  производственных цепочек.

В рамках второй цели, т.е. сохранения занятости в промышленном секторе в долгосрочной перспективе, говорится сначала о главных причинах уменьшения объёма занятости в промышленности (см. также начало этого документа):

  1. Экстернализация сервисных функций промышленными предприятиями. Например, логистические функции, функции отдела кадров, информатика. Этим феноменом объясняется от 20 до 25% уменьшения промышленной занятости в 19802007 гг.;
  2. Значительное увеличение производительности промышленного сектора. Этот фактор объясняет 30% уменьшения занятости в промышленности;
  3. Глобализация и конкуренция со стороны стран с более низкими затратами производства.

В рамках третьей цели, т.е. возвращения к положительному торговому балансу в промышленности отмечается, что с 2007 г. торговый баланс промышленности отрицательный, тогда как в период 1960-2007 гг. только в течение пяти лет наблюдалось отрицательное сальдо торгового баланса промышленного сектора.

Наконец, относительно увеличения доли Франции в добавочной стоимости, отмечается, что доля фабричного производства в стране составляет в настоящий момент 16% от общей произведённой прибавочной стоимости, тогда как в Еврозоне этот показатель составляет 22%, а в Германии около 30%. В терминах общей доли, промышленности доля Франции не превышает 13%, и цель состоит в увеличении этой доли до 15%.

В документе отмечаются также  приоритетные стратегические сектора  будущего и пять главных механизмов, чтобы достичь вышеописанных  целей.

К приоритетным промышленным секторам относятся:

– Цифровая промышленность (le numérique), а именно программное обеспечение, электронные компоненты и сетевое оборудование, электронные сделки и безопасность;

– Экопромышленность и энергетическая промышленность;

– Транспорт и транспортные материалы, а именно космическая  промышленность, автомобильный, водный и железнодорожный транспорт;

– Химия и инновационные  материалы;

– Фармацевтическая промышленность и другие технологии, связанные со здравоохранением;

– Товары роскоши;

– Продовольственная промышленность.

Как уже было сказано, эти  приоритеты также отражены в использовании  денег от «большого займа». 10 млрд.. евро будут потрачены на приоритетные сектора: атомная промышленность, низко-углеводная промышленность, экологически чистый транспорт, космическая промышленность, информационные технологии и здоровье. 8 млрд.. евро будут потрачены на решение проблем, касающихся непосредственно промышленности: поддержка малых и средних предприятий, технопарков, повышение привлекательности и ценности исследований и т.д. Кроме того, 500 млн.. евро уйдёт на так называемые «зелёные кредиты» – кредиты на улучшение способов производства и уменьшение вредных выбросов в атмосферу. 200 млн.. евро собираются истратить на премию по релокализации – предприятиям, которые размещают свои заводы на территории Франции и, наконец, 300 млн.. евро будет потрачено на структуризацию секторов в надежде придать динамику роста малым и средним предприятиям.

По мнению авторов документа, следующие пять механизмов помогут  обновлению французской промышленности.

I. Развитие промышленности  должно быть в центре общего  национального проекта;

Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира