Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:48, отчет по практике
Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации. Во многом такая способность связана с немецкой социально-экономической моделью – социальным рыночным хозяйством (СРХ), теоретические основы которой были разработаны представителями ордолиберальной школы в 30е гг. прошлого века и воплощены на практику Людвигом Эрхардом и его сторонниками в 50-60е гг. СРХ опирается на так называемую политику хозяйственного порядка, хотя с точки зрения теоретического содержания более правильным было определить её как политику по поддержанию рыночного хозяйственного уклада или строя.
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ
3-20
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ
20-37
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
27-57
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
57-75
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ
75-94
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА США
94-112
Поводом для беспокойства
французских политиков и эконом
Начиная с 2002 г. относительное положение промышленности Франции по сравнению с главными мировыми конкурентами ещё более ухудшилось. Быстрое ухудшение торгового баланса, начиная с этой даты, с дефицитом 41 млрд.. евро в 2007г. является главным индикатором этой отрицательной тенденции. Доля рынка мирового экспорта, приходящегося на Францию, уменьшилась с 6,0 до 4,2% за последние 10 лет. И это несмотря на значительный рост объёма международной торговли (56% в год)35. Беспокойство вызывает не только увеличение доли импорта во Францию со стороны стран с низкими трудовыми издержками, но, главное, потеря доли рынка французского экспорта на рынке этих стран. Сравнение с объёмами экспорта Германии также свидетельствует об уменьшении доли французского экспорта промышленных товаров. В 2000 г. отношение объёма французского промышленного экспорта к немецкому составляло 56%. В 2008г. этот показатель составляет всего лишь 37%36.
Финансовый и экономический кризис также не прибавил оптимизма. Французская промышленность тяжело переживает текущий кризис. За 20082009 гг. в промышленности было сокращено 269 тыс. рабочих мест (8%). Пострадали практически все отрасли: 6% в автомобильной промышленности, 9% в металлургии и т.д.37 Тем не менее, в конце этого десятилетия Франция ещё воспринимается как ведущая индустриальная держава, которая хочет ею и остаться. Действительно, если измерять промышленное производство в ценах предыдущего периода, т.е. в реальном выражении, то можно видеть, что между 1981 и 2006 гг. относительная доля промышленности в добавленной стоимости уменьшилась всего лишь на 2,3 пункта. В 2006 г. на промышленность приходится 15% добавленной стоимости и 14% занятости. Промышленность сохраняет наиважнейшую роль в области расходов на НИОКР (88% в 2006г.), международной торговле (практически 80% французского экспорта приходится на промышленные товары), и в меньшей степени в инвестициях (19% инвестиций приходится на промышленность в 2006 г.)38.
Экономисты выделяют несколько причин снижения доли промышленности в общей занятости во Франции и в других развитых странах39. Выделяются внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы разделяются на факторы спроса и факторы предложения. Что касается факторов со стороны спроса, то по мере экономического развития, дезиндустриализация развитых экономик связана с естественным перемещением спроса от промышленных товаров к сфере обслуживания (например, здоровье, культура и отдых). Сторонники факторов предложения отмечают, что важнейшим фактором дезиндустриализации является значительный рост производительности труда в промышленности: изменение структуры занятости в ущерб промышленности связывают с техническим прогрессом и более высоким выигрышем от роста производительности в промышленности по сравнению с сектором обслуживания.
К внешним факторам относится повышение степени открытости экономики и общая глобализация. Появление новых и сильных конкурентов, таких как Китай и Индия, например, усиливает процесс дезиндустриализации в развитых странах. Меняется торговая специализация развитых стран в пользу услуг, а также внутри самой промышленности от производства продукции с высокой долей низко-квалифицированного труда в пользу производства продукции с высокой долей квалифицированного труда. Кроме того, страны с более низкими производственными издержками осуществляют конкурентное давление на фирмы развитых стран. Это вызывает массивные реорганизации, делокализацию целых заводов, повышенное замещение труда капиталом и погоню за снижением издержек.
В этих условиях, экономисты отмечают две важные характеристики промышленности Франции, которые, по общему мнению, и являются главными причинами недостаточной конкурентоспособности французской промышленности40. Во-первых, отсутствие реальной секторной специализации. Промышленность Франции в значительной степени состоит из промежуточных товаров (biens intermédiaires) – стекло, пластмасса, текстиль, химия, электрические и электронные компоненты, металлургия. Т.е. промышленная продукция Франции не является ни «hightech», ни «lowtech», но по технологическому наполнению характеризуется как среднетехнологическая и таким образом подвержена сильному конкурентному давлению и со стороны стран с низкими трудовыми издержками, как Китай и Индия, и со стороны стран с высоким потенциалом технологической инновации как Япония и США.
Другая важная характеристика – количество и размер средних и малых предприятий во Франции. Малые предприятия (от 10 до 250 работников) составляют 90% всех предприятий во Франции, но только 17% из них создают продукцию на экспорт. Доля средних предприятий (от 250 до 5 тыс. работников) во Франции гораздо меньше, чем в Германии и Великобритании, и размер этих предприятий значительно меньше во Франции по сравнению с этими двумя странами41. В последние годы очень мало крупных предприятий было создано во Франции, а малые предприятия не обладают достаточным весом и силой, чтобы конкурировать на мировых рынках. Эти две выраженные характеристики французской промышленности не адаптированы к современному глобальному миру.
В этих условиях наблюдается повышенный интерес к промышленной политике во Франции в последние несколько лет. Действительно, начиная с 2004г., Жак Ширак поставил промышленность в центр национальных приоритетов развития. С 2007г. Николя Саркози также проводит активную промышленную политику. Последнее доказательство – 5 марта 2010 г. президентом были озвучены 23 меры в пользу промышленности Франции (см. описание ниже).
Основные меры по развитию промышленности во Франции направлены на улучшение конкурентоспособности французских промышленных предприятий42. Часто упоминается, что конкуренция на современном промышленном рынке основана на неценовых факторах и нематериальные инвестиции (инновации, продвижение товаров на рынке, дизайн, развитие марок) становятся основным источником развития сравнительных преимуществ. Предложение качественных услуг промышленным предприятиям и качество рабочей силы являются одним из основных факторов конкурентоспособности промышленности. Другая область воздействия французской промышленной политики направлена на улучшение специализации французской промышленности. Для эффективного достижения этой цели необходим глубокий анализ внутреннего и мирового спроса на промышленные товары, существующих конкурентных преимуществ Франции (коммерческих, технологических, промышленных), а также чувствительности секторов к изменению внешних факторов таких как: стоимость рабочей силы, паритет евро/доллар, энергетическая интенсивность и т.д. Наконец, решение проблем финансирования французских предприятий, создание условий для их быстрого роста также является важным аспектом французской промышленной политики.
Таким образом, инвестиции в инновации, и главное, стимулирование таких инвестиций в частном секторе, а также улучшение специализации французской промышленности в высокотехнологичных секторах являются центральным звеном французской промышленной политики. Важные технологические открытия часто требуют значительных инвестиций и процесс разработки и развития новых процессов или продуктов может занять многие годы. Частным предприятиям трудно осилить подобные затраты на долгие сроки. Макроэкономические риски могут быть очень значительными. Следовательно, государство может сыграть важную роль в стимулировании промышленных инвестиций. Или государство само запускает различные интересные проекты или же обеспечивает стабильное и стимулирующее финансирование. Роль государства – страхование и стимулирование43.
Государственное вмешательство может быть необходимо на всех этапах разработки проекта и принимать разные формы. Первая форма касается необходимости координации участников, особенно координации частных акторов с государственными, такими как научные лаборатории. Эта координация может быть географической или тематической. Вторая форма вмешательства государства касается прямой финансовой поддержки исследований и развития. И, наконец, третья форма касается финального рынка, где государственная власть может вмешаться как заказчик или в сфере законодательства.
Главные цели и характеристики государственного вмешательства могут быть сформулированы следующим образом:
1. Государственная помощь
обеспечивает частичное
2. Мобилизация и координация
различных заинтересованных
3. Регулярная оценка, позволяющая
контролировать управление
Приоритеты не только промышленной, но и общей экономической политики просматриваются в выборе областей будущего «большого государственного займа», который будет осуществлен в 2010г. Цель этого государственного займа – увеличить рост экономики Франции в среднем на 0,3% в год в течение следующих десяти лет. Этот займ составляет 35 млрд.. евро, которые будут потрачены следующим образом44:
1. Высшее образование и обучение – 11 млрд.. евро. Из них 8 млрд.. евро будет потрачено «на создание 510 кампусов, располагающих достаточными средствами, размером и связями с частными предприятиями, чтобы конкурировать с лучшими университетами мира» (см. ниже). 500 млн.. евро будет потрачено на обновление зданий, создание новых программ и т.д.
2. Научные исследования – 8 млрд.. евро. Отмечаются два приоритета: повышение престижности французских научных работ целом, а также здравоохранение и биотехнологии.
3. Поддержка промышленности и малых предприятий – 6,5 млрд.. евро, которые будут потрачены на определённые многообещающие сектора: авиационная, космическая, автомобильная, железнодорожная и мореходная промышленность (см. ниже «большие программы»).
4. Экология и экологически
эффективное экономическое
5. Переход к цифровой экономике – 4,5 млрд.. евро. Речь идёт о доступе к высококачественному Интернету на всей территории Франции, а также модернизации библиотек.
Французское государство
располагает несколькими
Большие программы
Исторически понятие так называемых «больших программ» (grands programmes) было в центре французской промышленной политики в 60-80е гг.45 Например, атомная промышленность, самолёт Конкорд, TGV – значительные суммы были потрачены государством на разработку новых товаров, демонстрирующих значительный технологический прогресс. В настоящее время, некоторые из этих программ продолжают развиваться и активно поддерживаться государством. Это атомная промышленность, космический сектор и авиация (см. таблицу ниже). Из новых программ можно упомянуть микро и нано-технологии. Этот проект на 80% финансируется одной из дирекций Министерства Экономики, Финансов и Индустрии.
Несколько главных технологических программ
французского государства
Программа |
Содержание программы |
Формы государственной поддержки |
Государственный бюджет |
Атомная промышленность |
Атомный реактор третьего поколения: EPR Участие в международной программе по слиянию атомов |
Государственные исследования и помощь предприятию AREVA |
550 млн.. евро государственных расходов на R&D (2003) 30 млн.. евро государственного финансирования частных расходов на R& D (в основном AREVA) |
Космическая промышленность |
Земное наблюдение Космическое наблюдение Телекоммуникации: европейский спутник Galileo Космический транспорт: Ariane V и ISS |
Государственные исследования, частично экстернализированные |
1,7 млрд.. евро государственных расходов на R& D (2003) 150 млн.. евро государственного финансирования частных расходов на R&D |
Авиационная промышленность |
Развитие новых самолётов для коммерческих целей (A380, А350, А3000G) |
Возмещаемые авансы для Airbus |
Возмещаемые авансы на 1,2 млрд. евро для А380 (2004). Запрос на аванс для А350 (1 млрд. евро) |
Источник: CNES; rapport Chambolle et Méaux; CEA; MINEFI. Взято из: Для новой промышленной политики Франции. Автор: Беффа ЖанЛуи, Французская документация, январь 2005. Pour une nouvelle politique industrielle BEFFA JeanLouis, FRANCE. Présidence de la République Paris; La Documentation française (Collection des rapports officiels) janvier 2005.
Такая целенаправленная политика часто критикуется. Возникают вопросы касательно качества информации, используемой для определения приоритетных секторов. Бывает трудно найти достаточно аргументов чтобы доказать, что промышленный выигрыш выше вменённых издержек, т.е. издержек, связанных с упускаемыми возможностями наилучшего использования данных ресурсов государства. Ведь государство может неправильно оценить изменения спроса или дать преимущества отдельным фирмам, которые этого вовсе не заслуживают, тем самым, способствуя искажению конкуренции (distorsion de la concurrence). Вторая критика: политическая роль государства. Государственная поддержка может быть продиктована не экономическими причинами, а политическими. Критики секторной поддержки государства не отрицают полезности промышленной политики в целом, но ставят акцент на так называемую «горизонтальную» поддержку, т.е. ситуации, когда помощь оказывается, например, инновационным предприятиям без определения приоритетных промышленных отраслей.
Информация о работе Промышленная политика ведущих стран мира