Размерная структура промышленности и промышленная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:55, диссертация

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, ее недостаточной разработанностью в экономической теории, а с другой – большой практической значимостью для экономики РФ.
Понятие «промышленная политика», как отмечают исследователи, появилось именно после второй мировой войны, когда японское правительство начало проводить в жизнь комплекс мероприятий по стимулированию промышленного развития. Благодаря высокому экономическому росту, который испытывала Япония с конца 1960-х до начала 80-х гг., концепция промышленной политики привлекла внимание во всем мире.

Файлы: 1 файл

Диссертация.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Страны с низкой ресурсообеспеченностью отличается и низким доходом на душу населения в предварительной  стадии процесса экономического развития, что позволяет им использовать преимущество дешевой рабочей силы в трудоемких отраслях легкой промышленности. Для ресурсообеспеченных стран затруднительно стразу достичь преимущества в отраслях легкой промышленности из-за относительно высокой стоимости труда.

Эти выводы подтверждаются существующей структурой международной торговли: богатые ресурсами страны демонстрируют трудности в достижении конкурентных преимуществ в производстве продукции легкой промышленности.

Хотя высокая ресурсообеспеченность  экономики отрицательно влияет на развитие крупных предприятий во вторичном секторе, она положительно сказывается на концентрации в добывающих отраслях.

В целом же, отрасли с высокой  степенью механизации и интенсивным  вложением капитала характеризуются более высоким уровнем концентрации. И наоборот, отрасли, в которых преобладают мелкие фирмы, характеризуются относительно низкой степенью механизации.

На размерную структуру промышленности оказывает влияние не только ее собственная  отраслевая структура, но и развитие взаимосвязанных секторов экономики, в частности финансового сектора. Крупным промышленным предприятиям особенно на ранних стадиях процесса индустриализации необходим доступ к относительно дешевым финансовым ресурсам. В связи с этим, хорошо развитая и стабильная банковская система, аккумулирующая достаточное количество средств, становится важным фактором развития крупного производства. Ее потенциал должен соответствовать потребностям крупных промышленных предприятий в финансовых ресурсах. Недостаточная капитализация банковской системы лишает промышленность инвестиционных ресурсов и оборотного капитала.

Другим фактором, с развитием  которого тесно связано формирование размерной структуры промышленности, является наличие соответствующих крупных торговых организаций по своему размеру соответствующих промышленным корпорациям и способных эффективно перераспределять весь объем произведенной ими продукции7.

Во-вторых, политические факторы. Опыт «новых индустриальных стран» (Bruno, Ma Chengsan, Numazaki, Sato, Thorbeckee, Hattori и др.) показали, что крупные корпоративные структуры более успешно развиваются в обстановке высокой политической стабильности, когда политика правительства поддерживается большинством населения и в обществе отсутствует жесткое политическое противостояние.

Политическая стабильность и уверенность населения в будущем способствуют росту инвестиций (как внутренних, так и иностранных) и расширенному воспроизводству.

В странах, характеризующихся нестабильной ситуацией, недоверия населения к правительству и значительной неопределенностью, предприниматели  склонны использовать небольшой капитал и заниматься простым воспроизводством, не направляя средств на расширение инвестиций. Большая часть полученного от предпринимательской деятельности дохода идет на сбережения самих предпринимателей и их семей (откладывается на «черный день»)

Другим важным фактором является степень  государственного вмешательства в экономику. Преимущественное развитие крупных корпораций, как правило, ассоциируется у исследователей со значительным государственным вмешательством8 и четкой государственной промышленной политикой, привлечением инвестиций под государственные гарантии, относительно жесткой протекционистской политикой. Предприятиям, действующих в приоритетных отраслях, предоставляются значительные налоговые льготы и гарантии со стороны государства9.

Мильнер отмечает, что наиболее тесное взаимодействие хозяйствующих субъектов и банковских структур, обеспечивалось в странах, где правительства играли существенную роль в распределении внутренних ресурсов10.

Bruno, говоря о важности государственного вмешательства в экономику, отмечает: «…авторитарные режимы без сомнения универсально хороши для развития экономики11.

В свою очередь, невмешательство государства  в экономику ставит частные предприятия  в более равные условия в конкурентной борьбе. Таким образом ситуация приближается к теоретической ситуации свободной конкуренции, характеризующейся большим количеством мелких предприятий, способствуя развитию более прибыльных в каждый отдельный период времени, а не необходимых для устойчивого экономического роста секторов. К тому же меньшее вмешательство государства в экономику подразумевает и меньшую роль фирм, принадлежащих государству, которые, как правило, имеют большие размеры.

Мы согласны с Tain-Ju Chen в том, что в начале переходного периода сильное государственное вмешательство в экономику просто необходимо, так как предприятия частного сектора могут иметь совершенно отличные от государства цели и не доверять государственному прогнозу развития. Вмешательство государства необходимо для увязки государственных и частных предпочтений в экономическом развитии, а также для интернационализации внешних выгод (положительных эффектов) экономического роста. Когда темп экономического роста станет устойчивым, частный сектор станет больше инвестировать и государственное вмешательство перестанет быть необходимым. Таким образом, «государственное регулирование обязательно должно иметь место на начальной стадии экономического развития, если государство хочет добиться стабильного экономического роста до невероятно высокого уровня»12.

Однако значительное вмешательство государства в экономику не всегда может иметь положительные последствия. Благие намерения государства могут быть значительно деформированы при их практической реализации силами чиновничьего аппарата. Либо государство посредством насильственной национализации может значительно ухудшить институциональные условия развития экономики, создав прецедент насильственной экспроприации.

Rodrik выделяет следующие факторы связанные с взаимодействием предприятий и правительства и, в значительной степени, определяющие влияние государственного вмешательства на формирование структуры экономики:

  1. «качество бюрократии», представляющее собой силу политического давления, эффективность предоставления государственных услуг, уровень профессионализма госслужащих;
  2. «сила закона», подразумевающая стабильные политические институты, сильные суды и порядочное использование политической власти;
  3. «риск экспроприации», представляющий собой возможность конфискации и насильственной национализации бизнеса;
  4. «вероятность нарушения условий контрактов со стороны правительства», означающая опасность односторонних изменений условий договоров и неплатежей по государственным контрактам, связанных с сокращением бюджета или перестановками в правительстве;
  5. уровень развития финансовых и посреднических организаций и рынков капитала13.

Таким образом, важное значение для  формирования размерной структуры  промышленности имеет не только степень государственного вмешательства в экономику, но и качество этого влияния, а также институтов, посредством которых оно осуществляется.

В-третьих, группа институциональных  факторов. Hattori и Numazaki, описывая процессы формирования размерной структуры южнокорейской промышленности, отмечают что важная роль здесь принадлежит традиционным формам межличностных взаимоотношений в обществе14.

Взаимоотношения между промышленниками  и правительством в странах крупного бизнеса можно чаще всего охарактеризовать как промышленную олигархию. Не только крупные промышленники добиваются мест в правительстве, но и бывшие правительственные чиновники часто нанимаются крупными корпорациям для поддержания неформальных связей с органами государственного управления. Подобная система неформальных связей еще больше усиливает взаимодействие государства с экономическими агентами.

Особое место занимает такой фактор, как собственность на землю и ресурсы. Государственная собственность на землю и использование ее предприятиями на правах аренды сохраняет значительный риск ее экпроприации, что не способствует росту бизнеса.

Государственная собственность на источники сырья приводит к тому, что скорость добычи сырья и эффективность его использования изменяется не в соответствии с рыночными принципами, а в соответствии с политической конъюнктурой. Такое положение приводит к тому, что само государство начинает получать ренту от владения природными ресурсами, что в свою очередь, может оказать значительное влияние на изменение экономической структуры. Государственные доходы становятся сильно зависимы от добычи природных ресурсов, а другие источники доходов становятся менее значимыми. Это может привести к неэффективной политике перераспределения, обедняющей перерабатывающие отрасли и вынужденному снижению размеров действующих в них предприятий.

Важным институциональным фактором, оказывающим влияние на рост фирм, является уровень и динамика транзакционных издержек в экономике. Как указывает Коуз, фирмы существуют для того, чтобы снижать транзакционные издержки, соответственно, чем они выше, тем больше могут расти фирмы до размеров, когда их транзакционные издержки сравниваются с транзакционными издержками рынка. Вильямсон также указывает на то, что высокий уровень транзакционных издержек в экономике ведет к росту фирм, в частности за счет вертикальной интеграции.

Уровень транзакционных издержек и их соотношение на различных рынках может по-разному влиять на рост фирм.  В соответствии с «теорией ирревалентности размеров фирм»15, более высокие транзакционные издержки на рынке труда, чем на рынке промежуточных товаров ведут к росту специализации фирм и, соответственно, к снижению их размеров. И наоборот, более высокие транзакционные издержки на рынке промежуточных товаров ведут к росту специализации внутри фирм и к их росту.

Кроме того, существуют социально-экономические  и экономико-географические факторы. При анализе источников роста большое значение имеет качество рабочей силы. Качественное образование работников является источником повышения производительности их труда, являющейся, как указывает Bruno, компонентом общей производительности факторов16. Рост расходов на образование с определенным временным лагом является важным фактором, благоприятствующим росту промышленного производства и увеличению размеров фирм.

Значительное неравенство в  доходах и благосостоянии приводит к конфликту между агентами, который может вылиться в жестокую перераспределительную политику государства, проявляющуюся в повышении налогов на капитал и опасную для частного инвестирования и экономического роста17. В свою очередь, неравенство приводит к снижению внутреннего спроса18.

Pak-Wai и Xiaokai Yang говоря об эффекте масштаба, отмечают, что Krugman и Fujita вывели модель, устанавливающую прямую связь между уровнем урбанизации и средним размером фирм, а также между уровнем индустриализации и средним размером фирм19.

Также слабое развитие транспортной инфраструктуры и высокие транспортные тарифы оказывают отрицательное влияние на динамику уровня концентрации и приводят к тому, что фирмы должны обслуживать небольшие локальные рынки, выход за пределы которого становиться невыгодным из-за большой транспортной составляющей в издержках, и поэтому вынуждены сохранять небольшой объем производства.

Подводя итоги вышесказанного, можно  отметить, что для развития крупного производства необходимо наличие таких факторов как стабильная политическая ситуация, доверие к правительству со стороны населения, активное и конструктивное вмешательство государства в экономику, невысокая ресурсообеспеченность и, вследствие этого, небольшой удельный вес ресурсных отраслей в структуре промышленности, развитая социальная инфраструктура, высокий уровень образования населения, преимущественно иерархическая система межличностных взаимоотношений, высокий уровень урбанизации и индустриализации, относительно высокие транзакционные издержки на рынке промежуточных товаров.

Таким образом, при анализе процесса экономического развития необходимо выделять его механизм и собственно саму модель. Механизм составляют объективно существующие факторы общественного развития, оказывающие влияние на формирование определенных составляющих модели. Одной из таких составляющих является размерная структура промышленности. В рамках механизма развития на ее формирование оказывают влияние описанные выше экономические, политические, институциональные, социально-экономические и экономико-географические факторы, предшествующие и сопутствующие процессу реализации определенной модели экономического развития.

 

 

 

 

1.3  Роль размерной структуры в промышленном развитии.

 

Основными факторами  производства, как известно, выступает  земля, рабочая сила, природные ресурсы и капитал. Эти факторы рассматриваются как необходимая предпосылка производственного процесса. Страна получает сравнительные преимущества в тех  отраслях, где интенсивно используются факторы, имеющиеся в изобилии. Продукция этих отраслей экспортируется, а импортируются те товары и услуги, в производстве которых страна испытывает сравнительный недостаток факторов. Таким образом, первая группа факторов, определяющих экономическое развитие страны объединяется одним понятием – факторы производства.

Информация о работе Размерная структура промышленности и промышленная политика