Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 11:55, диссертация
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, ее недостаточной разработанностью в экономической теории, а с другой – большой практической значимостью для экономики РФ.
Понятие «промышленная политика», как отмечают исследователи, появилось именно после второй мировой войны, когда японское правительство начало проводить в жизнь комплекс мероприятий по стимулированию промышленного развития. Благодаря высокому экономическому росту, который испытывала Япония с конца 1960-х до начала 80-х гг., концепция промышленной политики привлекла внимание во всем мире.
Доля крупнейших промышленных бизнес-групп Тайваня в валовом объеме производства по сравнению с Кореей невелика. Их размеры также гораздо меньше чем в Корее. Более того, количество компаний, входящих в группы на Тайване гораздо меньше, чем в Корее. Зарубежными исследователями бизнес-группы Тайваня описываются как «небольшие конгломераты, как правило находящиеся под контролем одной семьи». В то время, как корейские промышленные корпорации характеризуются как «крупные компании мирового класса»22.
В приложении № 3 приведены объемы продаж крупнейших промышленных бизнес-групп Тайваня в процентах от ВВП.
Что касается Японии, то организационная мощь ее крупного бизнеса «признается иностранцами как самая большая в мире»23. Вторая по величине корейская корпорация владеет активами в 20 раз меньшими чем типичная для Японии корпорация «Митцубиси»24. Более того, существует широко распространенное мнение о том, что японская промышленность представляет собой огромную единую корпоративную бюрократию, своеобразную гигантскую фирму, охватывающую все ведущие отрасли. Крупнейшие известные на весь мир японские корпоративные группы, так называемые «дзайбатсу» стали примером для построения южнокорейских «чеболей».
Учитывая значительную экспортоориентированность экономики рассматриваемой страны (являющейся одной из отличительных черт так называемой «азиатской модели» экономического развития), представляет интерес размерные характеристики ведущих фирм-экспортеров.
В приложении № 5 показано отношение объема экспорта малых и средних фирм к корейскому валовому экспорту.
Как видно из таблицы, доля экспорта в объеме продаж корейских фирм растет одновременно с увеличением их размера, однако для мелких фирм до 50 чел. в целом эта доля ни разу не превысила 29 %. Только средние фирмы, имеющие более 200 работников, демонстрируют относительно высокую долю экспорта в объеме своих продаж, однако эта доля со временем снижается.
Тайваньская экономика, также как и корейская, в значительной степени ориентирована на экспорт. В этой связи также большое значение имеет рассмотрение роли фирм различных размерных групп в валовом экспорте страны.
В приложении № 6 представлено распределение объемов продаж тайваньских промышленных фирм различных размерных групп на внутренние и экспортные продажи. Из таблицы 9 видно, что деятельность тайваньских малых и средних фирм больше направлена в сторону экспорта, чем деятельность аналогичных фирм Кореи. При этом крупные фирмы Тайваня не только большую часть своей продукции реализуют на внутреннем рынке (то есть не являются двигателями экспортоориентированной экономики), но и со временем уменьшаются в размерах. Таким образом, по данным таблицы 9 можно заключить, что ведущими экспортерами Тайваня являются малые и средние фирмы.
В рамках данного исследования не удалось найти достоверных статистических данных о размерных характеристиках ведущих экспортеров Японии. Однако исследователи, в частности Макмиллан, отмечают, что мелкие и средние производственные фирмы Японии поставляют свою продукцию в основном крупным корпорациям, которые и выступают как основные экспортеры. Таким образом, можно предположить, что ведущими экспортерами Японии являются крупные фирмы.
Значительно различаются и структуры взаимосвязей между фирмами двух размерных групп рассматриваемых стран. В Японии ведущая и определяющая роль принадлежит крупному бизнесу. Около половины частных предприятий Японии (44,6%) формально принадлежат к каким-либо корпоративным объединениям. Большая часть мелких и средних фирм в промышленности так или иначе замыкают свои производственные цепочки на крупные корпорации, состоя с ними в отношениях субконтрактования. Они производят большую часть промежуточных продуктов и полуфабрикатов, использующихся для сборки конечной продукции сборочными предприятиями, принадлежащими крупнейшим корпорациям.
Широкая сеть мелких и средних фирм,
вовлеченных в отношения субкон
Промышленную структуры Японии исследователи часто называют «пирамидальной» или «многоступенчатой»25, так как купные, как правило, сборочные предприятия, входящие в состав корпораций поддерживают тесные взаимоотношения только со своими прямыми поставщиками (поставщиками первой ступени). Поставщики первой ступени поддерживают контрактные отношения с поставщиками второй ступени и так далее.
Причем, хотя прямой связи между размерами фирмы поставщика и ее уровнем в «пирамиде» не наблюдается, исследователи отмечают, что, как правило, с повышением уровня фирм-поставщиков увеличивается и их размер.
Сами мелкие и средние производственные фирмы не ограничиваются одним потребителем, а диверсифицируют свою деятельность, поставляя продукцию различным, часто конкурирующим друг с другом потребителям. Так доля мелких и средних фирм, более 80% продаж в которых приходится на одного потребителя, составляет в электронной промышленности Японии около 50%, а в автомобилестроении – 30%26. Причем, поставщики более высокого звена, как правило, обладающие большими производственными возможностями и производящие товары, которые могут продаваться самостоятельно, меньше зависят от крупных потребителей, чем поставщики более низких звеньев.
Так как многие мелкие поставщики низкого звена имеют надежные и долговременные контакты, закрепленные отлаженной системой контрактования, со сборочными предприятиями крупных фирм, между ними практически отсутствует жесткая конкурентная борьба. Они часто одновременно поставляют свою продукцию крупным промышленным фирмам-конкурентам, между которыми внутри отраслей и идет жесткое экономическое соперничество.
Хотя количество мелких фирм в Японии чрезвычайно велико (по некоторым оценкам, больше чем в любой из западных стран), но значительная их часть тесно связана с большим бизнесом через субподрядную систему. Двойственная структура взаимодействия больших и мелких фирм обычно описывается через двойную систему занятости больших и мелких фирм обычно описывается через двойную систему занятости и заработной платы. Однако их взаимозависимость гораздо глубже. Большие организации обладают ресурсами и персоналом для того, чтобы работать напрямую с правительственными организациями. Благодаря субподрядным отношениям с мелкими предприятиями они служат своеобразным приводным механизмом реализации государственной политики в экономике и международной торговле.
Система субконтрактования для Японии – это одна из форм межорганизационных отношений. «Отличительной чертой является глубина взаимодействия между различными отраслями и степень увязки мелких фирм – поставщиков и субподрядчиков с долгосрочной политикой крупных компаний, которые, в свою очередь, работают в русле экономической политики государства»27. Поэтому в Японии особую роль играет промежуточный сектор, который связывает мелкие, управляемые самим собственником фирмы, и огромные, выходящие на мировой рынок корпорации. Этот промежуточный сектор включает большой список компаний в таких отраслях, как автомобилестроение, производство бытовой электроники и компьютеров, связь, которые взаимодействуют со множеством поставщиков и субподрядчиков, банками и торговыми фирмами.
Южнокорейская промышленность также отличается не только ведущей ролью крупных фирм, но и своеобразной структурой отношений между фирмами, относящимся к различным размерным группам.
Как уже говорилось, к концу 70-х гг. экономика Южной Кореи перешла от избытка трудовых ресурсов к их дефициту. Это отчасти привело к укреплению взаимосвязей между крупным и мелким бизнесом, так как недостаток трудовых ресурсов крупные фирмы стали восполнять, вовлекая в орбиту своей деятельности мелкие. Так, доля мелких и средних промышленных фирм, участвующих в отношениях субконтрактования выросла с 36,7 %в 1981 г. до 48,5 % в 1987 г. , до 54,6 % в 2000 г. и до 62,4 % в 2011 г.28 Особенно расширение субконтрактных взаимоотношений было заметно в автомобильной промышленности, где доля мелких и средних фирм, участвующих в субконтрактных отношениях за этот период с 52,5 % до 84,5 %29.
Однако структура
Структура корейской промышленности, основанная на доминировании крупнейших фирм, в значительной степени наложила свой отпечаток на структуру субконтрактных отношений. Крупнейшие корейские конгломераты, в состав которых входят сборочные предприятия, стремятся интернационализировать производство компонентов и деталей для своей продукции, что приводит к сокращению числа независимых поставщиков. Вообще, для корейских крупных промышленных фирм более свойственно не втягивание мелких поставщиков в орбиту своей деятельности, а создание собственных филиалов в различных областях. Это позволяет им сохранять контроль над всем процессом производства и самостоятельно распределять получаемые ими государственные и иностранные финансовые ресурсы.
В Японии межфирменным взаимодействиям, таким как субконтрактование, в хозяйственной деятельности отдается большее предпочтение, чем внутрифирменным, таким как вертикальная интеграция. Как указывает Вильямсон, вертикальная интеграция эффективно тогда, когда рынок плохо работает и в экономике высок уровень транзакционных издержек. Японская экономика в послевоенный период характеризовалась стабильным экономическим развитием, высоким уровнем соблюдения законов и неформальных правил, принятых в деловой среде, и как следствие, невысоким уровнем транзакционных издержек. Этот факт стал причиной появления большого количества «независимых» хозяйствующих субъектов, формально не принадлежащих к крупным корпоративным структурам, но включенных в их технологические цепочки.
Что касается структуры взаимодействия мелкого и крупного бизнеса в промышленности Тайваня, то в период быстрого экономического роста их взаимодействие было очень ограничено. Крупные промышленные производства в этот период по большей части находились в государственном владении. Мелкие фирмы в истории экономического развития Тайваня держаться относительно обособлено от государственных секторов экономики и, соответственно, крупных фирм. Вместо этого они создают кооперационные сети в рамках собственной размерной группы. То есть мелкие и средние производственные фирмы Тайваня в основном вступают в контрактные отношения между собой, мало кооперируясь с крупным промышленным бизнесом.
Этому предшествовала значительная нестабильность в стране, имеющая двоякую природу. С одной стороны политическая неопределенность, вызванная напряженными отношениями и недоверием между населением и правительством, а с другой экономические риски при проникновении на неизвестные зарубежные рынки. В такой ситуации политической и экономической неопределенности фирмы – производители на Тайване просто вынуждены были сохранять небольшие размеры и использовать небольшой оборотный капитал, ради снижения рисков и поддержания собственной мобильности. В этих обстоятельствах мелкие производители Тайваня создали высокоэффективную и гибкую производственную систему, основанную на отношениях субконтрактования.
Таким образом, опираясь на доступные статистические данные и экспертные оценки относительно роли фирм различного размера в промышленности Республики Корея, Тайваня и Японии можно отметить значительные различия в размерных структурах промышленности трех стран.
На основании анализа таких показателей, как доли различных размерных групп фирм в их общем количестве, общей численности работающих, производимой продукции и добавленной стоимости, а также положении крупнейших корпораций и размерного распределения экспортеров можно утверждать, что корейская промышленность в период своего бурного развития опиралась в основном на крупные производственные объединения при относительно незначительной роли мелкого и среднего бизнеса. В тот же период тайваньская промышленность отличалась ведущей ролью мелкого бизнеса во всех рассмотренных показателях. Япония же, в свою очередь, практически все время представляла собой некоторый средний вариант размерной структуры промышленности с практически равным распределением рассмотренных показателей и тесным взаимодействием между фирмами различных размерных групп.
Кроме того, важную роль в реализации размерной структуры трех стран сыграли также отличительные характеристики их традиционного общественного устройства. Исследователями отмечается жесткая вертикальная иерархическая структура японского и корейского общества, а также высокая роль групповых норм поведения, которые гораздо меньше индивидуализированы чем, например, тайваньское или тайландское.
Считается, что важной причиной успешного развития экономик стран Восточной Азии стала их уникальная институциональная структура, отличная от институтов рыночной экономики западных стран30. Эта структура стала основой для формирования общей для них «восточно-азиатской модели» экономического развития.
Приведенные выше различные аспекты процесса экономической трансформации рассматриваемых стран и повлиявших на него факторов представляют важное значение для экономики стран третьего мира, трансформации постплановых экономических систем и возрождения экономик развитых стран2.
Информация о работе Размерная структура промышленности и промышленная политика