Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа
Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы среди предпринимателей наиболее популярным понятием будет капитализация. Высокая капитализация бизнеса - это и дешевые кредиты и инвестиции, и защита от недружественных поглощений, и позиционирование себя в бизнес-элите. Наконец, это возможность достойного выхода из бизнеса, что становится актуальным для многих предпринимателей, основавших свое дело в конце восьмидесятых - начале девяностых годов. Иными словами, от выкачивания денежных потоков и серых схем бизнес переходит к формированию рыночной стоимости. Однако в рамках старых бизнес-моделей, основы которых были заложены еще в период приватизации, сделать это практически невозможно.
Введение
3
1.
Реструктуризация предприятий и компаний
4
1.1. Краткий экскурс в терминологию реструктуризации
4
1.2. Этапы реструктуризации компании
7
1.3. Стратегия компании и цели реструктуризации
8
1.4. Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
11
1.5. Рост стоимости как результат стратегической реструктуризации
13
1.6. Концепция управления стоимостью в России
16
1.7. Требования международных и российских инвесторов
18
1.8. Международная практика реструктуризации
21
1.9. Опыт российских компаний начала 2000-х гг
22
2.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ГМС насосы»
26
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
26
2.2. Анализ хозяйственной деятельности
31
2.3. Выявление кризисных ситуаций в деятельности ОАО «ГМС насосы» и обоснование необходимости реструктуризации
47
3.
Разработка основных рекомендаций по проведению реструктуризации ОАО «ГМС насосы»
51
3.1. Реструктуризация предприятия за счет трансформации организационно-экономической системы ОАО «ГМС насосы»
51
3.2. Реструктуризация службы сбыта на предприятии ОАО «ГМС насосы»
53
Заключение
57
Список литературы
Параллельно с публичными размещениями ценных бумаг, в России набирают все новые обороты сделки по слияниям и поглощениям. По данным консалтинговой компании Ernst & Young последний год стал еще одним рекордным годом для российского рынка слияний и поглощений. Только за десять первых месяцев его объем составил 12,9 млрд долл., что существенно превышает аналогичные показатели стран с переходной экономикой и развивающихся государств. При этом средний размер сделки увеличился на 42% и составил около 40 млн долл. США. [9]
Еще несколько лет назад купля-продажа активов в России проводилась зачастую исходя из цели получения "короткой прибыли": получая контроль над предприятием, собственники не ставили задачу развивать его, увеличивая эффективность и капитализацию, а изначально нацеливались на выкачивание активов. Долгосрочные инвестиции также зачастую проводились бессистемно: приобретались активы, которые просто можно было приобрести. Однако на сегодняшний день крупные сделки осуществляются целенаправленно, уже после проведения структурных преобразований. В силу того, что российские компании стремятся укрепить свои позиции не только на внутреннем, но и на мировых рынках, в ближайшее время объемы сделок по слияниям и поглощениям, скорее всего, еще увеличатся, и соответственно будут сопровождаться реструктуризационными преобразованиями. В ходе этих преобразований компании будут вынуждены сосредоточить свои усилия на нескольких бизнесах, выбрать стратегию специализации (из-за ограниченности ресурсов), чтобы достойно конкурировать с ведущими мировыми производителями.
1.6.Концепция управления стоимостью в России
На Западе стоимостной подход к управлению компанией появился в середине 80-х годов и получил название концепции "управления стоимостью компании" (value based management). Суть этой концепции заключается в следующем. Все решения и действия менеджмента компании оцениваются с точки зрения их влияния на ее стоимость. А главной целью менеджмента является именно наращивание рыночной стоимости в долгосрочном периоде. Для этого на первоначальном этапе исследуется стоимость компании и имеющихся у нее предприятий по пяти параметрам (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Пентограмма
для определения возможностей структурной
перестройки
Отправной точкой анализа служит доскональное изучение текущей рыночной стоимости. Затем оценивается фактическая и потенциальная стоимость предприятия с учетом внутренних улучшений, основанных на ожидаемых денежных потоках. На следующем этапе прогнозируется "внешняя" продажная стоимость предприятия и возможности ее увеличения посредством финансового конструирования. Все оценки соотносятся со стоимостью компании на фондовом рынке, и тогда становится очевидна потенциальная выгода для заинтересованных лиц после проведения реструктуризации.
Несмотря на то, что стратегические цели многих российских компаний соответствуют направлению данной концепции, в полной мере сейчас она не может быть задействована в России. Прежде всего, потому что текущая рыночная стоимость компании (капитализация) очень редко отражает реальную стоимость ее бизнеса. К тому же под стоимостью бизнеса у нас также понимается стоимость компании с точки зрения отраслевого инвестора. В этом случае стоимость компании может быть определена методом "аналогичной" сделки, либо методом "стоимости создания аналогичной бизнес-системы". [11]
Еще одно определение стоимости - понятие стоимости с точки зрения прямого инвестора. Традиционно эта стоимость равна сумме всех дисконтированных свободных денежных потоков, которые будут созданы компанией за время ее существования. Соответственно, чтобы увеличить данный показатель стоимости необходимо провести реструктуризацию, которая окажет влияние на один из перечисленных ниже показателей:
- время;
- объемы реализации;
- себестоимость реализованной продукции;
- соотношение постоянных и переменных
затрат;
- маржа валовой прибыли;
- собственные оборотные средства;
- основные средства.
Проведение в России реструктуризации в России, направленной на долгосрочное увели- чение стоимости компании (подсчитанной методом дисконтированных денежных потоков) (Рисунок 5), будет выгодно всем заинтересованным в компании лицам, прежде всего стратегическим инвесторам.
Рисунок 5 - Схема создания стоимости
1.7.Требования международных и российских инвесторов
Теоретически любой инвестор должен быть заинтересован, во-первых, в стабильном росте котировок купленных им акций, а, во-вторых, в получении высоких дивидендов по результатам деятельности компании. Однако на практике требования инвесторов к эмитентам гораздо жестче. Инвесторов, доверивших компании свои деньги, всегда интересуют показатели финансово-хозяйственной деятельности эмитента, данные о том, каким образом осуществляется управление компанией на текущий момент и информация о ее планах на будущее (Таблица 3). Согласно данным компании Ernst & Young доля нефинансовых критериев в принятии решения об инвестициях составляет 35%.
Таблица 3 – Финансовые и нефинансовые показатели
Финансовые показатели |
Нефинансовые показатели |
Продажи |
Качество управления |
Прибыльность |
Качество продуктов и услуг |
Фондоотдача |
Уровень удовлетворенности клиентов |
Движение денежных средств |
Уровень корпоративной культуры |
Рост продаж |
Качество работы с инвесторами |
Рост доходов |
Эффективность системы оплаты труда руководства |
Рыночная доля |
Способность разрабатывать новые продукты |
Творческий подход/ | |
Эффективность исследовательской работы | |
Стратегическое планирование | |
Осуществление стратегии | |
Уровень доверия к руководству | |
Способность привлекать и удерживать сотрудников | |
Качество основных процессов | |
Положение на рынке/Лидерство |
Недавние скандалы в США и Европе, в ходе которых были выявлены махинации компаний с финансовой отчетностью, еще больше подорвали доверие инвесторов к финансовым показателям. И сейчас полнота, своевременность и достоверность финансовой информации являются лишь минимальными требованиями на рынке, без выполнения которых инвесторы не могут работать и начинают играть на понижение. При этом для положительной динамики котировок компании требуется иметь:
а) четкую концепцию развития
ее бизнеса хотя бы на среднесрочную
перспективу;
б) оптимальную структуру бизнес-портфеля;
в) положительные показатели финансово-хозяйственной
деятельности (и в динамике, и по сравнению
с конкурентами компании);
г) позитивный информационный фон относительно
всех изменений, происходящих в компании.
Согласно результатам исследований ведущих консалтинговых компаний, можно приблизительно определить, какие структурные изменения в компании воспринимаются инвестиционным сообществом позитивно, а какие со скепсисом.
Как правило, финансовые рынки
всегда пессимистично относятся
к непрозрачным, сложно структурированным
и избыточно
Рисунок 6 - Динамика цен на акции после объявления о сделке
При этом новости о начале
реструктуризации и публикация ее программы
почти всегда оптимистично воспринимаются
инвестиционным сообществом. Даже формальное
объявление о начале реструктуризации
способно поднять цену компании на
5%-10% (Рисунок 7). Как свидетельствует
опыт ведущих международных
Рисунок 7 - Динамика процентного изменения индекса S&P 500 и средневзвешенных цен на акции 6 компаний, объявивших о реструктуризации (Campbell, ConAgra, Heinz, Procter&Gamble, Sara Lee и Whirlpool)
Рисунок 8 - Динамика индекса S&P и индекса компаний-клиентов Bain&Company
1.8.Международная практика реструктуризации
Приведем несколько примеров
из опыта американского и
1.9.Опыт российских компаний начала 2000-х гг
Свою историю наращивания капитализации в ходе структурных изменений имеют лишь единицы российских компаний. Первые масштабные проекты в данном направлении стали проводить представители крупного нефтяного бизнеса. Уже с 1998 года их инвестиционная стратегия существенно изменилась. Они перестали скупать активы с целью конгломератного расширения бизнеса. И с новым ростом топливных цен, нефтяники выбрали стратегию консолидацию сил на профильных бизнес-направлениях.
Из публичных компаний, которые прошли этот тернистый путь, необходимо выделить компанию ЮКОС. Бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский практически воспроизвел на примере своей организации классическую западную структуру управления вертикально интегрированной корпорацией. Главная проблема, которая возникла у ЮКОСа в ходе реструктуризации - это выделение сервисных структур в отдельный бизнес. Компания проделала огромную работу по коренной реструктуризация непрофильных активов, нацеленную на снижение издержек и сопровождавшуюся массовыми увольнениями (из 65 тысяч производственного персонала непрофильных активов было уволено 45 тысяч человек). Правда, уже через два года существенный выигрыш от таких действий получили акционеры. Капитализация ЮКОСа после реструктуризации активов возросла почти в 10 раз.
Из крупных сырьевых (не нефтяных) компаний успешно осуществляет работу с активами "Норильский никель". Программа по реструктуризации "непрофилей" социальной сферы в компании уже завершена. Заняла она 4 года. И сейчас в состав "Норильского никеля" входят только те структуры, на которые выделяется финансирование в рамках социальных проектов компании. При этом непрофильных производственных активов у "Норильского никеля" очень мало. Их стоимость, по мнению аналитиков, занимает менее 2% балансовой стоимости всей компании. К ним относятся строительные ремонтные, автотранспортные активы, а также Тувинский завод цветных металлов, Оленегорский механический завод. Смысл управления ими - централизация управления "непрофилями" и снижение издержек.
С развитием конкурентных
отношений в России появляется и
мощная прослойка
Информация о работе Разработка основных рекомендаций по проведению реструктуризации ОАО «ГМС насосы»