Развитие импортной деятельности российского машиностроительного предприятия на материалах ИЗТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основании исследования и анализа импортной деятельности предприятия оценить уровень развития и положение ООО «КФ ИЗТС Ивановоцентер» на международном рынке, а также обозначить основные проблемы станкостроения и разработать комплекс мер направленных на обеспечение устойчивого развития предприятия.
Для достижения поставленных целей необходимо исследовать общие и специальные методы научного познания. Изучения требуют следующие вопросы:
Положение предприятия на рынке станкостроения;
Дать общую характеристику предприятия;
Значимость импортной деятельности для ИЗТС;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Значение импорта для деятельности предприятия
. Основные аспекты импортной деятельности………………………………5
1.2. Распространение кооперации……………………………………………......9
1.3. Импорт машиностроительных предприятий России……………………..19
1.4. Инвестиции в отрасль и финансовая устойчивость………………………24
1.5. Итоги импорта машиностроительной деятельности за 2012 год………...26
Глава 2. Импортная деятельность ООО «КФ ИЗТС, Ивановоцентер».
2.1. Динамика импортной деятельности ИЗТС………………………………..30
2.2. Условия поставки и посредники…………………………………………..38
2.3.Финансовая структура ООО «КФ ИЗТС, Ивановоцентер»……………..44
2.4. Анализ финансовых результатов ООО «КФ ИЗТС, Ивановоцентер»…..58
Глава 3. Перспективы развития ООО «КФ ИЗТС, Ивановоцентер».
3.1.Текущие проблемы и пути ООО «КФ ИЗТС, Ивановоцентер» и возможные пути решения……………………………………………………….63
3.2. Перспективы развития ООО «КФ ИЗТС, Ивановоцентер»………………77
Заключение……………………………………………………………………...80
Список использованной литературы………………………………………..83

Файлы: 1 файл

Диплом Захарченко А.С..docx

— 192.72 Кб (Скачать файл)

       Объем накопленных иностранных инвестиций в отрасль по итогам 2010 года составил очень низкую сумму - 9,241 миллиарда рублей. Поступление иностранных инвестиций по сравнению с 2009 годом снизилось на 3% - до 4,674 миллиарда долларов. В целом, интерес к российскому машиностроению, за исключением производства автомобилей, в 2010 году остался низким. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в 2010 году стали Германия, Корея и Нидерланды.

        В 2011 наблюдается рост иностранных инвестиций за счет проектов в автомобилестроении, однако по другим сегментам отрасли существенных позитивных изменений не ожидается.

       Показатели рентабельности машиностроительной отрасли в 2011 году преимущественно демонстрировали рост, однако оставались ниже общероссийского уровня. Рентабельность продаж в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составила 11,9% против 10,3% годом ранее, в производстве транспортных средств и оборудования 5,7% против 4%. При этом в производстве машин и оборудования рентабельность несколько снизилась - до 7,3%. Рентабельность продаж по России в целом в 2011 году возросла на 1,5%.

       В 2012 году наблюдается рост рентабельности в производстве транспортных средств в силу низкой базы и роста спроса на 2-3 процентных пункта. По остальным подотраслям машиностроения рост рентабельности, вероятно, не превысит 1-2 процентных пункта.

       Финансовая устойчивость машиностроительной отрасли в 2011 году в целом демонстрировала некоторый рост, хотя по ряду показателей отмечалась и негативная динамика. При этом платежеспособность отрасли в настоящее время, как и в предыдущие годы, находится ниже общероссийского уровня. Коэффициент текущей ликвидности на конец 2011 года в производстве машин и оборудования вырос до 209,2%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования увеличился до 167,2%, в производстве транспортных средств и оборудования достиг 148,1%.

     Доля собственных средств в активах отрасли по итогам 2011 года низка, и в настоящее время можно говорить о существенной зависимости компаний от финансовых обязательств. В случае повторения кризисных явлений 2008-2009 годов без помощи государства многие компании отрасли с долговой нагрузкой по-прежнему справиться не смогут, считают специалисты. Улучшения финансовой устойчивости в 2012 году не ожидается, более позитивные результаты можно ожидать только к 2015-2020 годам в случае существенных сдвигов в процессе общей модернизации экономики.

        Ситуация с просроченной задолженностью в машиностроении в 2010 году ухудшилась и в настоящее время является достаточно критичной. Объем полученных кредитов в отрасли в 2011 году, из-за низкого качества заемщиков увеличился не более чем на 5-10%, рост просроченных платежей составил 10-15%.[9, 207]

 

1.5. Итоги импорта машиностроительной деятельности за 2012 год.

Все страны ТС в 2007-2012 годах  оставались нетто-импортерами продукции  машиностроения. И в России, и  в Беларуси, и в Казахстане зависимость  от импорта машиностроительной продукции  за рассматриваемый период увеличилась. Так, российский машиностроительный экспорт с 2006 по 2012 год вырос на 29%, а импорт на 123%. В Белоруссии темп прироста экспорта составил 85%, импорта 96%. В Казахстане экспорт вырос на 4%, в то время как импорт на 30%.

Большая часть экспорта машиностроительной продукции стран региона в 2012 году приходилась на Россию $16.6 млрд. Беларусь экспортировала продукции  машиностроения на сумму $6.8 млрд, а Казахстан на сумму $0.7 млрд. Экспорт Армении, Кыргызстана и Таджикистана на фоне совокупного машиностроительного экспорта республик ТС почти незаметен.

 Доли экспорта продукции  машиностроения в совокупном  экспорте товаров во всех странах  региона, кроме Беларуси, невелики не превышают 5%. В РБ такая продукция в 2012 году составила 16.9% экспорта товаров. Напротив, доли импорта машиностроительной продукции в импорте товаров значительны во всех рассматриваемых субъектах: наименьшую долю имели Беларусь и Армения 18.8%, наибольшую - Россия 49.9%, где продукция машиностроения является крупнейшей статьей импорта товаров.

В 2012 году чистый экспорт  машиностроительной продукции РФ составил -$135.8 млрд. Иными словами, Россия гораздо  больше ввозила машин и оборудования, чем вывозила. При этом она была нетто-импортером по всем рассматриваемым  видам экономической деятельности разной степени дезагрегации. Более того, почти по всем видам деятельности импорт во много раз превышал экспорт. Что касается российского экспорта машиностроительной продукции, то из $16.6 млрд 21.1% приходилось на оборудование, 31.3% на электрооборудование и 47.6% на транспортные средства. Самыми крупными статьями экспорта были летательные аппараты $3.1 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $2 млрд, и электрические машины и оборудование $1.7 млрд.

 Из $152.4 млрд российского импорта продукции машиностроения по 35.2% пришлось на производство оборудования и производство транспортных средств, доля электрооборудования составила 31.3%. Крупнейшими статьями импорта стали легковые автомобили $18.7 млрд, электронные компоненты и аппаратура для радио, телевидения и связи $18.2 млрд, электрооборудование $11 млрд, оборудование для добычи полезных ископаемых и строительства $6.3 млрд, летательные аппараты $5.8 млрд, оборудование для сельского хозяйства $5.6 млрд.

 РФ обладает существенным  потенциалом импортозамещения. Это связано со значительным спросом на продукцию машиностроения, который сейчас во многом удовлетворяется за счет импорта. Причем все последние годы частота закупок импортной техники российскими предприятиями росла, превысив в 2012-м частоту закупок машин и оборудования производства РФ.[ 10, 133]

 В кратко и среднесрочной  перспективе можно ожидать, что  рост внутреннего спроса на  продукцию автомобилестроения и  товары длительного пользования  продолжится, так как насыщенность  рынков этой продукцией еще  далека от показателей, характерных  для наиболее развитых стран.  Помимо этого, достижение максимальной  загрузки имеющихся мощностей  практически во всех отраслях  промышленности в середине 2000-х  годов увеличило спрос на продукцию  станкостроения, это еще одно  потенциальное направление роста  российского машиностроения.

 Правда, по многим позициям  растущий спрос на машиностроительную  продукцию удовлетворяется почти  полностью за счет зарубежных  поставок. Поэтому реализация имеющегося  потенциала импортозамещения зависит от того, как быстро пойдет процесс обновления машиностроительного оборудования. Пример некоторых отраслей, в частности автомобилестроения, показывает, что модернизация производства при условии существования стабильного платежеспособного спроса и создании относительно небольших преференций для инвесторов может произойти за довольно короткий срок. Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал машиностроения способны стать накопленные в течение периода экономического роста ресурсы. Последнее, впрочем, потребует специальных усилий со стороны государства по облегчению и удешевлению доступа к источникам финансирования.[15, 27]

Потенциал увеличения экспорта российской машиностроительной продукции  ограничен. Во-первых, растущий внутренний спрос и потребительский, и инвестиционный будет поглощать большую часть  прироста выпуска товаров и не даст заметно нарастить экспортные поставки. Во-вторых, при существующем технологическом отставании от развитых стран сложно прогнозировать значительное увеличение спроса на продукцию российского  машиностроения на мировом рынке. Сейчас почти по всем товарным группам импорт во много раз превосходит экспорт. Это свидетельствует о слабой востребованности российской продукции  на мировом рынке, а быстрое завоевание позиций на нем даже при росте  качества товаров вряд ли возможно. [11, 348]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Импортная деятельность ИЗТС.

2.1. Динамика импортной деятельности ИЗТС.

Ивановская область имеет  в своё активе ряд машиностроительных предприятий, а именно наша область представлена такими компаниями как ОАО «ИВЭНЕРГОМАШ» - производство дизель-электрических автомобильных кранов и бурильных машин; ОАО «Автокран» - стреловые самоходные автокраны; ОАО "Точприбор" - испытательное оборудование для контроля качества и сертификации материалов и изделий; ОАО «ИЗТС» - производство высокотехнологичного и наукоемкого оборудования, и многие другие. По данным на 2012 год, ивановское машиностроение так и не вышло на докризисный уровень и в очередной год отрасль сработала себе в убыток. За 11 месяцев сальдированный убыток составил 261,5 млн рублей. Оборот отрасли за год равнялся 18,16 млрд рублей, объем отгруженной продукции – более 15 млрд рублей.

        Ивановский завод тяжелого машиностроения (ИЗТС) является одним из крупнейших станкостроительных предприятий по производству высокотехнологичных и наукоёмких станков. Входит в число системообразующих предприятий Российской Федерации. Но, к сожалению,  на сегодняшний день предприятие работает не более чем на 5-10 % своей мощности. Большинство цехов закрыты и находятся в аварийном состоянии. На сегодняшний день выпускается несколько видов станков под заказ. В основном предприятие сегодня живёт тем, что производит запчасти для станков. Завод был основан по решению Правительства СССР в 1953 году для серийного выпуска универсальных расточных станков. 21 ноября 1958 года введена в эксплуатацию первая очередь Ивановского завода расточных станков. В 1958 году был налажен выпуск узлов и комплектующих для ленинградского станкостроительного Завода имени Свердлова. Со временем, на заводе был начат выпуск простых горизонтально-расточных станков по чертежам того же завода. Оснастив производство необходимой базой, станкостроители перешли на производство более сложной продукции — обрабатывающих центров (ОЦ).[21]

        В 1970 году директором Ивановского завода расточных станков назначается Владимир Павлович Кабаидзе. Под его руководством к 1977 году на предприятии был налажен выпуск станков с числовым программным управлением. В 1976 году завод преобразуется в Ивановское станкостроительное производственное объединение имени 50-летия СССР.

        К 1980-м предприятие стало флагманом отечественного станкостроения. Станки и обрабатывающие центры поставлялись на советские предприятия аэрокосмической, оборонной, автомобильной («ЗИЛ», «ГАЗ»), энергетической промышленности. В 80-х годах заводом были успешно реализованы такие крупные проекты, как комплекс гибких производственных систем «Иваново-Урал» на базе 23 обрабатывающих центров ИР1600МФ4 на оборонном заводе в Нижнем Тагиле, комплекс гибких производственных систем (ГПС) «Иваново-ЗИЛ» на базе 63 обрабатывающих центров и специальных станков для производства дизельных двигателей автозавода ЗИЛ в Москве. Внедрены ГПС на крупных предприятиях Украины, России, Белоруссии. Также ивановские станки поставлялись на экспорт в развитые страны, такие как Германия, Япония, Италия, Швеция, Финляндия, Франция и другие.

        С 1999 года организовано серийное производство  высокоскоростных обрабатывающих центров нового поколения, не уступающих по своим характеристикам лучшим мировым аналогам ("Супер-Центры" ИС630, ИС800, ИС800-Глобус).

        С 2000 г. Ивановский завод тяжелого станкостроения участвует во всех крупных выставках.

         В 2006 г. на площадях завода проходила выставка, получившая название «Домашняя», посетители которой могли познакомиться с полным технологическим циклом производства, а также с техническими возможностями предприятия.

       Сегодня завод выпускает и предлагает к продаже высокоточные горизонтально-расточные станки, обрабатывающие центры, в том числе высокоскоростные, тяжелые обрабатывающие центры с грузоподъемностью стола  до 25 тонн, а также деревообрабатывающее оборудование, инструмент и оснастку.

       ОАО "ИЗТС" имеет в своем составе механосборочные цеха, модельное производство, литейный завод.[21]

Ивановский завод тяжелого станкостроения имеет налаженные связи  с предприятиями из различных  государств. Партнёрами ИЗТС являются такие гиганты как немецкие Siemens и Bosh, японская компания Fanuc. Защиту на ивановские фрезерные станки поставляет ряд чешский концерн OEZ.

  При этом до 80% продукции закупается именно у немецкой компании Siemens. Обусловлено это рядом причин, а именно, немецкий концерн даёт лучший сервис, гарант долговечности и надёжности. Аналогичными характеристиками обладает японская Fanuc, но здесь всплывает уже вторая причина. Станки закупаются для персонала, который на них работает, а инженерам немецкое оборудование гораздо проще и понятнее. Хозяйственные связи ИЗТС и Siemens насчитывают уже более 20 лет и каждое новое поколение молодых инженеров обучается к работе на станках именно немецкого производства. Стоит заметить, что такая тенденция характеризует не только ивановский завод, а практически все станкостроительные предприятия в России, при том что ценовая категория станков из Германии и Японии практически одинакова.[12, 90]

       Экспортно-импортными операциями занимается созданная ИЗТС подведомственная структурная организация созданная 19 декабря 1995 года «Коммерческая фирма ивановского завода тяжёлого станкостроения, ивановоцентер», общество с ограниченной ответственностью. Фирма осуществляет следующие виды деятельности:

  1. Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
  2. Оптовая торговля машинами и оборудованием
  3. Оптовая торговля станками
  4. Оптовая торговля станками для обработки металлов

Основной ассортимент  товаров идущий на экспорт, ограничивается фрезерными металлообрабатывающими станками и центрами, а также горизонтальными универсальными станками. Основные партнёры по экспорту, это Республика Беларусь и Казахстан. Ранее «Ивановоцентер» осуществлял поставки в такие страны как Канада, Индия и Китай, но на современном этапе данные связи стали неактуальными из-за кризисного положения ивановского предприятия, которое длится уже не один десяток лет.

Информация о работе Развитие импортной деятельности российского машиностроительного предприятия на материалах ИЗТС