Развитие потребительского кредитования в современных условиях на примере ОАО «МДМ Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:04, дипломная работа

Описание работы

Потребительский кредит - это особая форма кредита, предоставляемая его получателям в виде отсрочки платежа за покупаемые товары и бытовые услуги. Наиболее широкое распространение в сфере потребительского кредитования, получило потребительское кредитование в розничных торговых сетях. Это потребительское кредитование в товарной форме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...…………
Глава 1. Теоретические аспекты потребительского кредитования…………....
1.1 Понятие и сущность потребительского кредита……………………….…..
1.2 Виды потребительского кредита………………………………………..….
1.3 Проблемы потребительского кредитования на современном этапе
Глава 2. Анализ потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»………………………………………………………………………..
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «МДМ Банк»…..
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «МДМ Банк» на основе публикуемой отчетности………………………………………………….…….
2.3 Анализ потребительского кредитного портфеля ОАО «МДМ Банк»
Глава 3. Совершенствование потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»………………………………………………………………………..
3.1 Основные направления развития потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»
3.2 Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»……………………………………………….……….
Заключение ………………………….…………………………………………...
Список литературы …………………………………………..………………….
Приложение № 1 «Бухгалтерский баланс»…………………………………….
Приложение № 2 «Отчет о прибылях и убытках

Файлы: 1 файл

дипломчик.doc

— 954.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение………………………………………………………………...…………

Глава 1. Теоретические аспекты потребительского кредитования………….... 
1.1 Понятие и сущность потребительского кредита……………………….….. 
1.2 Виды потребительского кредита………………………………………..…. 
1.3 Проблемы потребительского кредитования на современном этапе  
Глава 2. Анализ потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»………………………………………………………………………..

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «МДМ Банк»…..

2.2 Анализ хозяйственной деятельности ОАО «МДМ Банк» на основе публикуемой отчетности………………………………………………….…….

2.3 Анализ потребительского кредитного портфеля ОАО «МДМ Банк»

Глава 3. Совершенствование потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»………………………………………………………………………..

3.1 Основные направления  развития потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»

3.2 Рекомендации по совершенствованию потребительского кредитования в ОАО «МДМ Банк»……………………………………………….………. 
Заключение ………………………….…………………………………………... 
Список литературы …………………………………………..………………….

Приложение № 1 «Бухгалтерский баланс»…………………………………….

Приложение № 2 «Отчет о прибылях и убытках»………………………….…

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Введение

Потребительский кредит - это особая форма кредита, предоставляемая  его получателям в виде отсрочки платежа за покупаемые товары и бытовые услуги. Наиболее широкое распространение в сфере потребительского кредитования, получило потребительское кредитование в розничных торговых сетях. Это потребительское кредитование в товарной форме. Всем этим объясняется неподдельный интерес к потребительскому кредитованию в нашем обществе.

Мировой опыт формирования рынков потребительского кредитования показывает, что эффективность его  деятельности зависит от многих экономических, психологических и юридических факторов. Поэтому наличие четко прописанных экономических норм и правил, касающихся потребительского кредитования, является необходимым условием организации и обеспечения функционирование потребительского рынка.

Во всем мире потребительское  кредитование является одним из ведущих секторов рынка, так как отличается низкой степенью риска в связи с высокой диверсификацией вложений и низкой долей проблемных кредитов. Весь цивилизованный мир живет в кредит. Российские граждане тоже начинают активно привыкают жить в кредит. Тем более что кредитных продуктов с каждым днем становится все больше: по оценке специалистов, темпы увеличения потребительского кредитования превышают темпы роста кредитов для корпоративных клиентов в два раза.

Актуальность темы. С  развитием рыночной экономики возрастает не только роль коммерческого банка, но и их количество, спектр предоставляемых услуг, типов операций. Направление потребительского кредитования уже довольно давно является весьма популярным как среди банков, так и среди потребителей. Еще бы, ведь, фактически, обе стороны находятся в выигрыше – чего так сложно добиться в обычной жизни. Покупатель доволен возможностью купить именно то, что он хочет в данный момент, справедливо полагая, что "завтрашние деньги – дешевле" (единственное, не принимая порой во внимание размер этих самых "завтрашних денег").

Копить деньги долгие годы на крупную покупку, отказывая  себе во многом, экономически нецелесообразно, поскольку во время накопления происходит застой денег, и они не работают ни на конкретного потребителя, ни на общество в целом, т.е. деньги теряют в своей стоимости.

Теоретической и методологической основой нашей работы стали труды  ведущих отечественных специалистов, таких как: А.В. Беляков; В. Зражевский; Г.С. Панова; Е.Б. Корниенко; Е. Лазорина; Е. Супрунович; Ж.Г. Голодова; Т.В. Осипенко; Л.Г. Кисурина; О.И. Лаврушина; О.Ю. Свиридов; Д.Г. Алексеева; С.В. Пыхтин; Е.Г. Хоменко; Е.С. Стоянова; В.Д. Камаева; Л.Г. Батракова;Л.А. Дробозина; И.В. Пещанская; К.Л. Самаров; В.А. Уланов; С.Л. Ермаков; Ю.Н. Юденков.

При написании дипломной работы широко использовались действующие законы и положения, регулирующие кредитную деятельность банка, ряд учебных пособий по банковскому делу, множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные, а также информационные ресурсы сети интернет.

Источниками информации стали первичные материалы коммерческого  банка ОАО "МДМ Банк", статистические материалы ЦБ РФ и ГКО РФ, публикации в отечественной и зарубежной экономической литературе.

Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и  библиографического списка.

Потребительский кредит является одним из самых популярных видов банковских операций в развитых странах. Такое широкое его распространение  вызвано в первую очередь тем, что эта форма кредита способствует расширению емкости рынка по целому спектру потребительских товаров и услуг.

В нашей стране проводимая экономическая реформа поставила  перед банковской системой новые  задачи в развитии банковского дела. В последние годы отмечается значительный рост объемов кредитования населения российскими коммерческими банками. Достаточно велико и имеет тенденцию к дальнейшему росту предложение банковских продуктов на рынке потребительского кредита, расширяется число банков, предоставляющих кредиты физическим лицам, что усиливает конкуренцию в банковском секторе и делает кредиты более доступными широкому кругу частных лиц.

Вместе с тем при  всех позитивных качествах банковское потребительское кредитование в  современных условиях России пока не реализовано в полной мере. Кроме того, тенденции развития кредитования банками населения в настоящее время характеризуются как положительными, так и отрицательными факторами. Количественный рост потребительского кредитования по ряду направлений не сопровождается соответствующими качественными изменениями в организации его функционирования.

Целью дипломной работы является разработка путей совершенствования потребительского кредитования на примере ОАО "МДМ Банк".

Объектом дипломного исследования является ОАО "МДМ Банк".

Предмет исследования: пути совершенствования потребительского кредитования на примере ОАО "МДМ Банк".

    В рамках  изучения поставленной цели основными  задачами работы являются:

    - рассмотрение  теоретических аспектов  потребительского кредита: сущность  и виды.

    -  выявление  особенностей предоставления потребительского кредитования.

    -  анализ  потребительского кредитования  в банке ОАО «МДМ Банк».

    - определение  путей совершенствования потребительского кредитования в банке ОАО «МДМ Банк».


 

1.1 Понятие и сущность  потребительского кредита

Потребительский кредит отражает экономические отношения  между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Он выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производственных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, размеру процента и др. Кредит ускоряет получение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь только в будущем - при условии накопления суммы денежных средств, необходимой для покупки данных товарно-материальных ценностей или услуг, строительства и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой - ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капитала производителей товаров.

Рассрочка погашения  кредита позволяет населению  постепенно накапливать деньги для платежа. В процессе погашения потребительских кредитов у населения сокращается на соответствующую сумму платежеспособный спрос, что необходимо учитывать при определении объема и структуры товарооборота, платных услуг, динамики доходов и расходов населении, денежной массы в обращении. Таким образом, размер кредитов тесно взаимосвязан с формированием покупательного фонда населения и должен соответствовать объему и структуре товарного фонда и услуг .

Субъектами кредитных  отношений являются кредитополучатели - физические лица и кредиторы - банки, внебанковские кредитные организации, предприятия и организации. Между банком и населением может существовать посредник, например торговая организация.

Потребительский кредит важен для кредитора, потому что:

а) повышает его имидж в решении социальных проблем общества;

б) имеет относительно небольшой кредитный риск благодаря  широкому диапазону кредитополучателей, не слишком крупным для кредитора  суммам и четко определенному  залогу возврата ссуд;

в) заключение кредитных договоров часто служит предпосылкой для использования кредитополучателем и других услуг, особенно банковских.

Основными объектами  кредитования являются затраты населения, связанные с удовлетворением  потребностей текущего характера, а  также затраты капитального (инвестиционного) характера на строительство и поддержание недвижимого имущества.

При выдаче потребительских  кредитов между кредитополучателем и кредитором заключается договор (соглашение), в котором четко  определяются все условия: объект кредита, его сумма, срок, процент, гарантии погашения, ответственность сторон и другое (по усмотрению сторон).

В качестве гарантии возврата кредита кредитополучателем могут  выступать: заработная плата и другие доходы; залог имущества, включая  приобретенное за счет кредита; страховые полисы; заклад сберегательного вклада; гарантия, поручительство третьих лиц; совместное обязательство супругов.

Потребительское кредитование осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые  представляют собой требования к организации кредитного процесса.

К принципам кредитования относятся:

а) возвратность и срочность  кредитования. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию  от других экономических категорий  товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.

Возвратность и срочность  кредитования обусловлены тем, что  банки мобилизуют для кредитования временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и т.д.). Главная особенность этих средств состоит в том, что они подлежат возврату (правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам, вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое" банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.

Срочность кредитования представляет собой необходимую  форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени. Если нарушается срок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет своё подлинное назначение.

б) Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем потенциальным заемщикам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Степень кредитоспособности (или уровень кредитоспособности) клиента является показателем индивидуального или частного кредитного риска для банка, связанного с конкретным клиентом, конкретной ссудой, выданной клиенту..

в) Принцип обеспеченности выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в установленных законодательством способах обеспечения исполнения обязательств, таки, как неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток ..

г) Принцип платности  банковских ссуд означает, что абсолютное большинство кредитных сделок являются возмездными по своему характеру, т.е. предполагают не только передачу по истечении срока определенного эквивалента, но и уплату определенного вознаграждения кредитору в той или иной форме. Денежная форма этого вознаграждения получила название процента. Источником выплаты процента по кредиту служит часть дополнительно полученной за счет его использования прибыли, которая передается заемщиком кредитору. Ставка (или норма) процента, определяемая как отношение суммы годового дохода (процента), полученного по кредиту, к сумме предоставленного кредита, выступает в качестве цены кредита. Цена кредита отражает общее соотношение спроса и предложения на кредитном рынке и зависит от целого ряда факторов, важнейшими из которых являются следующие:

  • динамика производства и обращения, определяющая потребность в

кредитных ресурсах промышленного и торгового капиталов;

  • динамика денежных накоплений физических и юридических лиц,

определяющая предложение  временно свободных средств;

  • цикличность развития рыночной экономики, определяющая на

макроэкономическом уровне совокупный спрос и предложение денежных ресурсов, а также возможности и размеры коммерческого кредитования;

  • денежно-кредитная политика ЦБ РФ, осуществляющего через учетную

политику регулирование  спроса и предложения кредитов, а  также условия рефинансирования коммерческих банков;

  • ситуация на международном кредитном рынке, определяющая

возможность привлечения  кредитов национальными государствами  и их коммерческими банками.

Принцип платности отражает двойственную стимулирующую функцию  кредита:

- процент выступает  побудительным мотивом для предоставления кредиторами своих средств заемщикам и поэтому ведет к наиболее полному использованию всех временно свободных средств всех хозяйствующих субъектов и всех слоев населения для нужд хозяйственного оборота и развития потребления;

- процент выступает важным стимулом к наиболее эффективному использованию заемных средств путем выбора наиболее прибыльных способов ведения производства заемщиками. Необходимость своевременного возврата средств, полученных населением в кредит для личного потребления, заставляет его рационально вести свое хозяйство и осуществлять поиск дополнительных источников доходов .

д) Принцип целевого характера  распространяется на большинство видов  кредитных сделок. Он выражает необходимость  целевого использования средств, полученных от кредитора. В банковской практике этот принцип фиксируется в качестве условия заключаемого кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемого кредита.

Совокупное применение на практике всех принципов банковского  кредитования позволяет соблюсти как макроэкономические интересы, так и интересы на микроуровне обоих субъектов кредитной сделки - банка и заёмщика .

Потребительский кредит играет большую роль в социально-экономической  жизни страны:

-развитие потребительского  кредита способствует расширению покупательского спроса на товары длительного пользования, ускоряя реализацию товаров, что, в конечном счете, отражается на увеличении доходной части федерального бюджета;

-государство имеет  возможность определять реальную  социальную политику (повышение культурно – образовательного уровня населения, помощь молодым семьям, материальная поддержка переселенцам, беженцам, помощь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, бывшим воинам-афганцам и др.)

 

Условия и порядок  предоставления потребительского кредита.

 

Последовательность в  принятии решений кредитором и заемщиком  при подготовке и заключении кредитного договора на получение потребительского кредита представлена в таблице 1.

 

Заемщик

Кредитор (банк)

1-й этап

Запрос о кредите (как  правило, в устной форме)

Предложение представить  необходимую документацию

2-й этап

Составление необходимой  документации, включая информацию о  себе, роде занятий, доходах

Проверка представленной документации различными способами, определение  платежеспособности заемщика

3-й этап

Представление гарантий по возврату кредита (залог имущества, вклад, поручительство и др.)

Установление надежности данных гарантий

4-й этап

Подготовка плана погашения  кредита

Определение приемлемости графика погашения кредита и  его источников

5-й этап

Оценка условий кредитного договора

Предложения об условиях кредитного договора (сумме кредита, сроках, проценте за кредит и т.п.)

6-й этап

Заключение кредитного договора

Информация о работе Развитие потребительского кредитования в современных условиях на примере ОАО «МДМ Банк»