Региональная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная эконо-мическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2 стр.
1. Теоретическая концепция и объективные предпосылки между-народной и региональной экономической интеграции..............................5 стр.
1.1. Основные факторы международной экономической интеграции…..7 стр.
1.2. Понятие и признаки региональной интеграции……………………..10 стр.
1.3. Региональная экономическая интеграция - форма развития мирового производственного процесса……………………………………………………14 стр.
2. Система органов управления регионального интеграционного объе-динения………………………………………………………………………….20 стр.
2.1.Европейский Союз……………………………………………………..24 стр.
2.2. МЕРКОСУР……………………………………………………………26 стр.
2.3. ЕврАзЭС……………………………………………………………….31 стр.
3. Интеграционные процессы в СНГ…………………………………..35 стр.
3.1. Региональные объединения на территории СНГ……………………38 стр.
3.2. Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружест-ва.............................................................................................................................41 стр.
3.3. Анализ возможных последствий распада СНГ……………………...46 стр.
Заключение………………………………………………………………..49 стр.
Список литературы………………………………………………………52 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая Интеграциоонные процессы 2009.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

    В-пятых, одна из основных форм международных экономических отно-шения - международная торговля - представляет собой множество межстра-новых потоков продукции. В этих условиях формируются мировые товарные рынки, где осуществляются операции купли-продажи товаров, носящие устойчивый, систематический характер.

    В-шестых, обмен товарами и услугами, международное перемещение факторов производства опосредствовано движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду с товарными рынками функционирует и мировой финансовый рынок, международная валютно-финансовая система.

    Движение  капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные между-народные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе завершенный вид.  Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в возможностях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что обусловливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования, лицензирования изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по защите авторских прав создают предпосылки для развития мирового информационного рынка.

    В-седьмых, международные экономические отношения предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового, так и регионального значения.

    В-восьмых, международные экономические отношения подвержены моно-полизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предпринимательскими структурами (например, создание и деятель-ность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и союзов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков некоторых видов продукции (например, ОПЕК).

    Наконец, международные экономические отношения не свободны от международного,  регионального, государственного вмешательства, регулирова-ния. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кре-дитных, валютных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране влияют на состояние и развитие международных экономических отношений.

    1. 2. Понятие и признаки региональной интеграции.

 

    О возникновении региональной интеграции как явления можно говорить с момента окончания Второй мировой войны. Первыми на этот путь встали государства Западной Европы. В 1950г. был образован Европейский платежный союз, в 1951г. - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в 1959г. - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В 1949г. СССР и социалистические государства Центральной и Восточной Европы создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), к которому позже присоединились Монголия, Куба и Вьетнам. В 1960-1970-е годы после распада колоний появились многочисленные объединения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе наиболее крупные - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). На рубеже 1980-1990-х годов оформляются Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок - Меркосур, а также Содружество независимых государств (СНГ) и несколько других объединений на пространстве бывшего СССР. Впоследствии наиболее значимым событием стало расширение Европейского союза, которое проходило в два этапа (последний - 1 мая 2004г.) и привело к увеличению числа его членов с 12 до 25 государств.

    Что общего между этими объединениями, столь непохожими друг на друга? Что дает нам основание говорить о региональной интеграции? Почему под понятие «региональная интеграция» подпадает и ЕС, дошедший в своем развитии до единой валюты и конституции (пусть не ратифицированной), и АСЕАН, не построившая за тридцать восемь лет своего существования даже примитивной зоны свободной торговли? Был ли интеграционным объединением социалистический СЭВ, если он распался от первого порыва нового политического ветра?

    Все эти и многие другие вопросы можно  свести к одному: что же такое региональная интеграция?

    Слово «интеграция» происходит от латинского слова «integer» — «целый». То есть, интеграция предполагает образование некой новой общности или новой совокупности отдельных частей, которые начинают проявлять себя как самостоятельное целое. Можно выделить пять основных признаков региональной интеграции1.

    Первый  признак вытекает из наиболее общего понятия интеграции. По умолчанию  предполагается, что объединение  государств в интеграционную группировку  рождает новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо труднее) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной суммой, что делает ее выгодной как для каждого участника, так и для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается синергетический эффект, то есть получение такой силы, которая превышает сумму индивидуальных сил. Яркий пример подобного явления - единая европейская валюта. Сегодня она обладает большей устойчивостью и весом на международной арене, чем прежние национальные валюты вместе взятые. Колониальные империи не могут считаться интеграцией, поскольку их целью является извлечение выгоды только одной стороной - метрополией.

    Второе  отличие - новое объединение государств выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. Иными словами, либерализация торговли внутри региона сопровождается намеренной или невольной дискриминацией аутсайдеров. С таким положением дел вынуждена считаться даже ВТО: правила этой организации допускают, что режим наибольшего благоприятствования не учитывает условия торговли той или иной страны с ее партнерами по региональному объединению. Поэтому внутри Евросоюза торговля, например, пшеницей происходит без каких-либо ограничений, тогда как импорт зерна в ЕС из Канады или России облагается высоким налогом, а в отдельных случаях - запретительной антидемпинговой пошлиной. Обособление происходит и в других сферах жизни. Достаточно вспомнить провозглашенные в конституции ЕС европейские ценности (по сути, формирующие идеологический профиль этого объединения в мире) или Шенгенскую зону.

    Третья  характерная черта интеграции - добровольный и партнерский характер. Стихийное усиление взаимозависимости государств (например, вследствие активной внешней торговли, деятельности ТНК и финансовых групп) нельзя считать интеграцией. Как отмечает известный российский экономист, один из основателей отечественной школы интеграционных исследований Ю. Шишков, подписание соглашения о создании зоны свободной торговли в Северной Америке (1988) «явилось не столько началом интеграционного процесса, сколько первым широкомасштабным оформлением де-юре реального интегрирования США и Канады, которое де-факто… началось еще на заре индустриализации обеих стран в середине прошлого века»2. Иными словами, интегрирование может быть как предпосылкой, так и следствием интеграции. Кроме того, интеграция - дело сугубо добровольное, на которое участники этого процесса идут сознательно. Поэтому силовое объединение территорий - захват колоний, учреждение протекторатов, создание империй, - не может называться интеграцией.

    Четвертый признак - интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики стран-участниц. Этим она отличается от международных организаций и других форм международного сотрудничества. Последнее регулирует в основном те действия государств, которые затрагивают интересы других членов мирового сообщества. Деятельность международных организаций ведет к возникновению международных режимов, например, в области нераспространения ядерного оружия или отмывания нелегальных доходов. Региональные объединения создают такие режимы и в сферах, традиционно входящих в национальную компетенцию. Так, в ЕС действуют собственные системы стандартов, общесоюзные правила конкуренции, не говоря уже о единой денежно-кредитной политике и единой валюте. Кроме того, международные организации (кроме региональных, которые остаются в подавляющем меньшинстве), как правило, занимаются одной сферой общественной жизни: МВФ - валютными отношениями, МАГАТЭ - ядерной энергетикой, ОПЕК - нефтью и т.п. Региональные же объединения всегда имеют политическую и экономическую составляющую, а также распространяют свою деятельность на другие области - право, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование.

    Пятая характеристика интеграции вытекает из четырех предыдущих (особенно из первой и второй) и имеет ключевое значение для понимания сути этого явления. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция строится на осознании ее участниками общности их будущей исторической судьбы. Конечно, оценивать степень общности народных судеб - занятие рискованное и неблагодарное. Почти в каждом случае находятся нескончаемые вереницы аргументов «за» и «против», позволяющие получать любой заранее заданный результат. В региональной интеграции чувство политической общности направлено не в прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов. В остальном же они обычно берутся на вооружение политическими элитами как хорошо работающий агитационный прием.  
 
 
 
 

    1.3. Региональная экономическая  интеграция - форма  развития мирового  производственного  процесса. 

    Региональная  экономическая интеграция представляет собой процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, который, охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, ведет к тесному переплетению национальных хозяйств и созданию единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе.

    Процесс экономической интеграции сложен и  противоречив. Он обусловлен не только экономическими, но и политическими причинами, хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых факторов произ-водства, переросших рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов на отдельных этапах менялось.

    Практика  и теоретические исследования (Вайнер Дж.) показывают, что расширение рынка  через региональную интеграцию может  приводить к значительной экономии на масштабе производства для стран-участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны-члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассортимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурентные.

    Создание  интеграционного объединения на определенных этапах его развития (таможенный союз) может вызывать и противоположный  эффект в силу того, что производители  третьих стран могли бы поставлять те же товары по более низкой цене. Если отрицательный эффект (эффект отклонения торговли) превзойдет по своей стоимостной величине положительный (эффект создания торговли), то благосостояние стран-участниц интеграционного объединения может ухудшиться.

    Конкретные формы взаимодействия в рамках интеграционного объединения зависят от уровней хозяйственного развития стран-участниц. Особенности этих стран соответственно влияют на формы, характер и движущие силы объеди-нительных процессов.

    Типы  и формы региональной экономической интеграции. Развитие эконо-мической интеграции проявляется в нескольких типах и формах. Выделяются два типа региональной экономической интеграции - межгосударственная эконо-мическая интеграция и интеграция на микроуровне, или интеграция, ведомая частными зарубежными прямыми капиталовложениями.

    Межгосударственные  интеграционные объединения проявляются  в формах: зон свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать  препятствия во взаимной торговле; таможенных союзов, которые кроме  вышеуказанной цели принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран. Далее интеграционный процесс в своем развитии принимает форму общего рынка со свободой движения товаров, услуг и капиталов, единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы и, наконец, образования валютного и экономического союза. Если единый рынок регулирует главным образом сферу обмена, то создание экономического союза предусматривает унификацию функционирования всех сфер хозяйственной деятельности, координацию экономической политики стран - членов союза и создание единого законодательства. Это предполагает образование наднациональных органов, которые могут принимать обязательные для всех решения, и отказ национальных правительств от соответствующих функций.

    Процессы  образования региональных интеграционных группировок в мировом хозяйстве  возросли. В конце 90-х годов в  мире насчитывалось более 30 интеграционных объединений различного типа в сравнении с 20 в 70-е годы. Большинство из них находятся на низших стадиях развития - либо преференциальных торговых соглашений, либо зон свободной торговли, которые не включают какие-либо обязательства по согласованию или унификации национальных экономических политик.

    Интеграционные  процессы вызывают острые противоречия объединяющих-ся стран в вопросах допустимых пределов ограничения экономического и политического суверенитетов, что отражает прежде всего беспокойство правящих группировок капитала за свое положение на внутреннем рынке.

    В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА). Наиболее далеко на пути межгосударственного хозяйственного объединения продвинулся ЕС, где развитие интеграционных процессов охватывает макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки.

Информация о работе Региональная экономическая интеграция