Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная эконо-мическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Введение……………………………………………………………………..2 стр.
1. Теоретическая концепция и объективные предпосылки между-народной и региональной экономической интеграции..............................5 стр.
1.1. Основные факторы международной экономической интеграции…..7 стр.
1.2. Понятие и признаки региональной интеграции……………………..10 стр.
1.3. Региональная экономическая интеграция - форма развития мирового производственного процесса……………………………………………………14 стр.
2. Система органов управления регионального интеграционного объе-динения………………………………………………………………………….20 стр.
2.1.Европейский Союз……………………………………………………..24 стр.
2.2. МЕРКОСУР……………………………………………………………26 стр.
2.3. ЕврАзЭС……………………………………………………………….31 стр.
3. Интеграционные процессы в СНГ…………………………………..35 стр.
3.1. Региональные объединения на территории СНГ……………………38 стр.
3.2. Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружест-ва.............................................................................................................................41 стр.
3.3. Анализ возможных последствий распада СНГ……………………...46 стр.
Заключение………………………………………………………………..49 стр.
Список литературы………………………………………………………52 стр.
Интеграционные процессы в Северной Америке отличаются от западно-европейской модели. Здесь давно созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на микроуровне, или интеграции, ведомой иностран-ными прямыми капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал целый ряд задач региональной экономической интеграции без ее договорно-правового оформления. Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутри-регионального разделения труда. Только в 1988г. между США и Канадой было подписано соглашение об образовании зоны свободной торговли. В 199 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения только товаров и капитала между тремя странами.
Развитие
интеграционного комплекса в
регионе идет в направлении, отвечающем
интересам более сильной
К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеэкономической координации. В практике отношений североамериканских стран было мало двухсторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость «институционального» начала в развитии регионального хозяйственного комплекса не является признаком незрелости экономической интеграции. Она осуществляется там в виде заграничного производства американских ТНК, играющего большую роль в воспроизводственном процессе Канады и Мексики.
Происходят процессы хозяйственного сближения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе хозяйственного сближения в различных регионах развивающихся стран лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок в этой подсистеме мирового хозяйства рассматривается как одно из средств развития хозяйств через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков для каждого другого товара.
К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести общий рынок Южного Конуса (Меркосур) в Южной Америке. В Юго-Восточной Азии известной группировкой является ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Целый ряд торгово-экономических образований создан на Ближнем Востоке (5) и в Тропической Африке (13).
Влияние
региональной интеграции на мировое хозяйство.
Деление мирового хозяйства на интеграционные
группировки оказывает противоречивое
влияние на процесс глобализации, мировизации
хозяйственной деятельности в мире. Образование
международных экономических объединений
и союзов содействует развитию международного
производства в рамках таких объединений.
Одновременно это создает препятствия
экономическим отношениям между странами,
принадлежащими к различным группировкам,
приводит к концентрации товарных потоков
внутри экономических объединений, о чем
свидетельствуют данные внутри региональной
торговли. Доля внутри-региональной торговли
в ЕС в 70—80-е годы поднялась с 60 до 66%, а
затем снизилась до 62%, в НАФТА — с 36 до
51%, в Меркосур — с 9 до 21%. В АСЕАН не отмечалось
продвижения в этом отношении (табл. 3.5).
Таблица 3.5
Доля внутрирегиональной торговли, %
Дата | ЕС-15 | НАФТА | Меркосур | АСЕАН |
1970 | 59,3 | 36,0 | 9,4 | 21,1 |
1980 | 61,0 | 33,6 | 11,6 | 16,9 |
1990 | 66,0 | 41,4 | 8,9 | 18,7 |
1998 | 61,6 | 51,5 | 16,7 | 20,6 |
Источник:
Handbook of international trade and development statistics. UNCTAD.
1994; UNCTAD Handbook of statistics, 2000.
Действует и противоположная тенденция: изменение положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда из стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.
Взаимоотношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Заключены соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий, оформлены отношения двухстороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и с отдельными государствами.
Расширению международного сотрудничества способствует действие межрегиональных организаций, в частности Азиатско-тихоокеанское эконо-мическое сотрудничество (АПЕК) - межправительственная организация, создан-ная в 1989г. В основу ее концепции положен «открытый регионализм», т.е. распространение мер по либерализации внутрирегиональных экономических связей на третьи страны. При этом участники ориентируются на гибкие, сетевые по своему характеру формы сотрудничества, поощрение взаимодействия, в первую очередь в частном секторе. По составу участников АПЕК выделяется среди региональных экономических объединений. В нем участвуют индустриально развитые и развивающиеся страны.
Наряду с объединениями в форме зон свободной торговли, таможенных союзов важное место в процессе хозяйственного сближения занимают ассоциации стран — производителей и экспортеров сырья, среди которых особое место занимает Организация производителей и экспортеров нефти (ОПЕК), а также свободные экономические зоны (СЭЗ).
Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами, так как сырье играет важную роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений.
Ассоциации
создавались с целью противостояния
мощным ТНК, которые проводили политику
низких цен на сырье. Право на их образование
было подтверждено резолюциями Генеральной
Ассамблеи ООН.
2.
Система органов
регионального интеграционного
объединения.
Организационная структура регионального интеграционного объединения относится к той стороне его деятельности, где объединение выступает как механизм, обеспечивающий интеграцию. Организационная структура - это устройство и метод действия такого механизма. Набор органов, взаимодействие между ними, эффективность работы каждого органа и всей системы в целом определяют те результаты, которых может достичь региональное объединение.
Органы региональных интеграционных объединений в полном смысле слова являются межгосударственными органами, т.е. некими объединенными органами нескольких государств. В этой связи особое значение приобретает соотношение полномочий органов объединения и органов государств-членов, и в доктрине ведется борьба о необходимости наделения органов региональных интеграционных объединений свойством наднациональности. Специалист по проблемам МЕРКОСУР Л.О. Баптиста пишет: "Наднациональные организации отличаются от межправительственных по полномочиям своих органов и методам деятельности. В межправительственных организациях в предписывающей сфере формулирование норм зависит от объединенной воли участвующих государств, выраженной в соответствии с учредительным договором. В наднациональной организации, с другой стороны, выраженная воля - это воля самой организации, однако выраженная также на основе учредительного договора". Другой латиноамериканский автор, уругваец Э.А. Виньяли считает наднациональность полезным и гибким свойством объединения: "В межправительственных органах "государства-участники редко отказываются от своих полномочий на принятие решений", а организации наднационального характера "обладают независимыми органами", принимающими решения самостоятельно, и могут осуществлять свои резолюции непосредственно на территориях государств-членов" .
Некоторое ограничение суверенитета в пользу международной организации находит поддержку и в российской литературе. Как правильно отмечал В.А. Карташкин, "абсолютизация государственного суверенитета фактически ведет к отрицанию многих фундаментальных принципов и норм современного международного права, к дестабилизации межгосударственных отношений" . Проблема соотношения суверенитета государства и полномочий международной организации берет свое начало еще с Организации Объединенных Наций и пока еще не получила своего всеобъемлющего разрешения.
Анализ практики региональных интеграционных объединений обнаруживает разнообразие подходов к решению этого вопроса. Жизнь показывает, что и чисто межгосударственные органы объединения, т.е. состоящие из представителей государств, также могут действовать в интересах всего объединения, а не каждого из государств-членов в отдельности. Это значит, что правовая природа органа определяется двумя параметрами - составом и компетенцией, причем компетенция имеет превалирующее значение. Однозначного ответа на вопрос о наднациональности нет, и в каждом объединении в этом отношении есть свои особенности.
Прежде чем мы перейдем непосредственно к анализу системы органов, необходимо внести некоторые уточнения.
Думается,
что говорить о власти органов
любой международной
Кроме
того, необходимо уточнить аналогию разделения
властей на представительную и исполнительную.
Когда говорят о
В
региональном интеграционном объединении
смысл термина "представительный
орган" означает не представление
им общества, общественных интересов,
т.е. выражение общественного