Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:06, курсовая работа
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная эконо-мическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Введение……………………………………………………………………..2 стр.
1. Теоретическая концепция и объективные предпосылки между-народной и региональной экономической интеграции..............................5 стр.
1.1. Основные факторы международной экономической интеграции…..7 стр.
1.2. Понятие и признаки региональной интеграции……………………..10 стр.
1.3. Региональная экономическая интеграция - форма развития мирового производственного процесса……………………………………………………14 стр.
2. Система органов управления регионального интеграционного объе-динения………………………………………………………………………….20 стр.
2.1.Европейский Союз……………………………………………………..24 стр.
2.2. МЕРКОСУР……………………………………………………………26 стр.
2.3. ЕврАзЭС……………………………………………………………….31 стр.
3. Интеграционные процессы в СНГ…………………………………..35 стр.
3.1. Региональные объединения на территории СНГ……………………38 стр.
3.2. Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружест-ва.............................................................................................................................41 стр.
3.3. Анализ возможных последствий распада СНГ……………………...46 стр.
Заключение………………………………………………………………..49 стр.
Список литературы………………………………………………………52 стр.
Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низко-технологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. Первый шаг в преодолении такой перспективы освоить успешный опыт Евросоюза.
С точки зрения интеграции народнохозяйственный комплекс бывшего СССР обладал двумя принципиальными особенностями, обусловленными централизо-ванным управлением административно-командного типа. Во-первых, практи-чески полностью отсутствовала конкуренция субъектов хозяйствования как внутри союзных республик, так и между ними. Крупные специализированные предприятия дополняли друг друга и были связаны между собой не торговлей, а стабильными технологическими контактами, которые устанавливались по коман-дам союзного центра. Во-вторых, экономика союзных республик в течение мно-гих десятилетий решающим образом зависела от межреспубликанских связей, в которых особую роль играли поставки из России - экономического донора остальных союзных республик.
Таким образом, союзное экономическое пространство представляло собой жесткую, замкнутую, лишенную свойств саморегулирования систему, состояв-шую из крупных отраслевых и национально-территориальных подсистем. Они экономически дополняли друг друга и благодаря стабильным межотраслевым и межреспубликанским связям, формировавшимся по командам единого центра, были объединены в целостный народнохозяйственный комплекс. Сложилась система типа «механизм» с жестко пригнанными друг к другу основными частями. Она принципиально отличается от экономических систем с развитыми рыночными отношениями, которые можно свести в единый тип, условно назвав его «организм».
Указанные
особенности стали двойной
Интеграцию стран СНГ необходимо регулировать принципиально иначе, чем в Евросоюзе. Такое регулирование должно быть межгосударственным и обеспечивать:
-добровольное
самообъединение
- сохранение
государственных регуляторов
-
согласованное установление
Совместные усилия государств СНГ по воссозданию общего пространства на новой основе хотя и были предприняты практически сразу после оформления их государственной независимости, но носили противоречивый характер. В результате накопленное количество перекрестных договоренностей не перешло в качество экономического взаимодействия.
В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.
Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. 8 декабря 1999г. они подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. Действует Парла-ментское собрание, в состав которого делегируются депутаты Национального собрания Республики Беларусь и Федерального собрания Российской Федерации.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) организовано 10 октября 2000 года на основе создававшегося ранее Таможенного союза. Объединяет пять государств: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Украина и Молдова имеют статус наблюдателей. Цель Сообщества - создание таможенного, а возможно, и валютного союза. В качестве образца взяты принципы объединения государств Евросоюза. Отличительная особенность - все решения в рамках ЕврАзЭС принимаются на основании консенсуса, при этом они обязательны к исполнению.
Сейчас довольно часто указывают на недостатки экономического взаимо-действия в рамках СНГ и Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Изначально в документах, подписанных в 1993-1994 годах, прежде всего в Договоре о создании Экономического союза стран СНГ, предполагалось, что Содружество будет развиваться по «линейному» сценарию регионального интеграционного объединения: зона свободной торговли, затем таможенный союз, после него экономический и валютный союзы. Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ, привело в 1995г. к учреждению Таможенного союза пяти государств Содружества, на базе которого в конце 1999 года было сформировано ЕврАзЭС.
Правильность решения о создании «таможенной пятерки» подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли. Без СНГ и ЕврАзЭС товарооборот между странами-участни-цами мог быть значительно ниже. При этом Россия совсем не обязательно смогла бы занять свою торговую нишу на рынках третьих стран. Реальный эконо-мический эффект от функционирования СНГ, несмотря на огромное количество подписанных соглашений и других совместных документов, не настолько ощутим, чтобы не возникало стремления запустить новые интеграционные механизмы.
Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) образовано 28 февраля 2002 года Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная цель - создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. Реально действует как "клуб лидеров " государств Центральной Азии.
Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ - предотвратить, а при необходимости ликвиди-ровать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников.
ГУУАМ - организация, противопоставляющая себя региональным объеди-нениям с участием России. Создавалась при активной поддержке «внешних сил», в частности, США. Ее участники - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова - заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Практикуются согласованные выступ-ления представителей стран ГУУАМ в ООН и ОБСЕ.
В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП «четырех») с перспективой учреждения Организации региональной интеграции.
Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества - торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, главными партнерами РФ в СНГ. Действительно, на эти государства и Россию приходится 94 % ВВП и 88 % общего товарооборота Содружества.
Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес.
Все это потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики. В сентябре 2003 года государства–участники проекта ЕЭП (Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан) подписали окончательный документ о принципах строительства такого пространства (Украина - с оговоркой, что будет принимать участие в формировании ЕЭП в пределах, заданных ее Конституцией). Продвижение в переговорном процессе по вопросу дальнейшего создания и развития ЭЕП в последующие месяцы снова остановился, в основном из-за резких политических изменений в Украине. И в настоящее время препятствия на пути ЭЕП еще не преодолены.
При формировании ЕЭП важно не повторить ошибок прошлого, не пойти по пути «упрощенных» решений. Такие решения нивелируют эффект интеграции. Роль комплексных, системных решений, напротив, велика. Двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех «четырех свобод» (свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы).
Одной из основных проблем, связанных с анализом современного состояния СНГ и прогнозированием развития интеграционных тенденций, является вопрос о предпосылках объединения бывших советских республик. В большинстве исследований, посвященных взаимодействию стран Содружества, затрагиваются факторы, препятствующие или способствующие восстановлению единства постсоветского пространства.
К факторам, препятствующим интеграции постсоветских республик, прежде всего, относятся разновекторность и различная степень продвинутости эко-номических и политических преобразований в странах Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные черты политико-правовых структур и экономической политики, параллельно накапливая все новые различия. Увеличивается внешнеторговый оборот со странами дальнего зару-бежья за счет уменьшения объемов экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При этом СНГ превращается в ресурсный сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между новыми независимыми государствами, как экспортерами сырья. Эти качест-венные характеристики экономики постсоветских государств также не способствуют углублению взаимодействия.
К дезинтегрирующим факторам политического характера относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в направлении сплочения Содружества и повышения эффективности его институтов, расхождения в подходе к вопросам сотруд-ничества.
Ко
второй группе факторов относят сохранившуюся
со времен СССР экономическую
На вопрос о наличии предпосылок для интеграции стран СНГ большинство исследователей дают однозначно положительный ответ, отталкиваясь от тезиса о былой сверхинтегрированности СССР. Однако именно это утверждение является противоречивым. Обращать внимание нужно на способ формирования СССР как целого, на механизмы, способы поддержания высокой степени его целостности. При этом корни проблемы уходят еще в дореволюционный период истории.
В советском государстве не были полностью преодолены экономическая и культурная неоднородность, неравномерность развития народов, свойственные Российской империи. Связать народы Российской империи, а затем и Советского Союза в единое экономическое, социальное и политическое целое могли только рыночные отношения. Об этом свидетельствует, прежде всего, опыт Европы: до того, как развитие капитализма вызвало завершение внутристрановой интеграции, не могли получить развития тенденции интернационализации общественной жизни и, следовательно, интеграционные процессы. Однако капитализм в России и на окраинах империи развивался «сверху», преимущественно вширь, и не успел затронуть глубинных основ экономики и общества. Индустриализация и урбанизация оказывали на регионы СССР неодинаковое преобразующее воздействие. В советский период неоднородные, территориально отдаленные друг от друга республики объединяла сильная центральная власть и командно-административная система управления экономикой. Политическая система СССР была построена на вертикальных связях, и сама ее структура предполагала возможность дезинтеграции.