Региональная экономическая интеграция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от латинского integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная эконо-мическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2 стр.
1. Теоретическая концепция и объективные предпосылки между-народной и региональной экономической интеграции..............................5 стр.
1.1. Основные факторы международной экономической интеграции…..7 стр.
1.2. Понятие и признаки региональной интеграции……………………..10 стр.
1.3. Региональная экономическая интеграция - форма развития мирового производственного процесса……………………………………………………14 стр.
2. Система органов управления регионального интеграционного объе-динения………………………………………………………………………….20 стр.
2.1.Европейский Союз……………………………………………………..24 стр.
2.2. МЕРКОСУР……………………………………………………………26 стр.
2.3. ЕврАзЭС……………………………………………………………….31 стр.
3. Интеграционные процессы в СНГ…………………………………..35 стр.
3.1. Региональные объединения на территории СНГ……………………38 стр.
3.2. Анализ предпосылок и препятствий интеграции стран Содружест-ва.............................................................................................................................41 стр.
3.3. Анализ возможных последствий распада СНГ……………………...46 стр.
Заключение………………………………………………………………..49 стр.
Список литературы………………………………………………………52 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая Интеграциоонные процессы 2009.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

    Кризис  советского федерализма повлек за собой  распад Союза, дивер-сификацию экономических связей между республиками и в какой-то степени внутри республик. Началось национально-государственное самоутверждение стран СНГ. Особенность этой стадии развития состоит в стремлении к преодолению экономической взаимозависимости, что в нашем регионе сопро-вождалось деиндустриализацией, а в республиках Средней Азии - еще и демодернизацией общества. Даже те характерные черты и проблемы, которые являются общими для постсоветских государств, работают скорее на углубление дезинтеграции, чем на интеграцию.

    Бывшие  советские республики представляют собой сейчас переходные в социально-экономическом  и общественно-политическом плане  социумы, где потребности доминирующей политической элиты не выражают, а подменяют собой еще не сложившиеся общественные интересы. Именно эти интересы влияли на характер и направленность взаимодействия между постсоветскими странами в рамках СНГ и иных структур. На сегодняшний день в СНГ сложилась система взаимодействия, которую можно назвать многоуровневой или разноскоростной. Первый уровень - так называемые интеграционные механизмы Содружества, которые носят бюрократический характер. Их задача состоит в том, чтобы декларировать интеграцию. СНГ представляет собой нечто вроде форума, на котором высшие руководители обмениваются мнениями и информацией. Второй уровень - создаваемые в рамках Содружества с середины 1990-х гг. субрегиональные объединения. Эти структуры превращаются в локальные организации по интересам, в которых их участники сами определяют свои права и обязанности независимо от решений, принятых в рамках «СНГ-12». Однако в рамках субрегиональных альянсов взаимодействие также не идет дальше межгосударственного сотрудничества и поэтому не может называться интеграционным.

    В связи с вышесказанным можно  сделать вывод о том, что объективных условий для реальной интеграции постсоветского пространства не существует. Процессы суверенизации не только препятствуют интеграционному взаимодействию, но и делают его принципиально невозможным. Экономическая основа интеграционного процесса не сформирована, требуется преодоление разобщенности внутри самих республик, завершение внутриреспубликанской интеграции. Существует масса предпосылок второстепенного характера, которые при наличии зрелости экономики и национальных государств в Европе привели к развитию интеграции, но в условиях отсутствия экономической и политической готовности стран Содружества не могут гарантировать аналогичный результат. Сегодня мы можем говорить лишь о развитии многостороннего и двустороннего сотрудничества.

    На  сегодняшний день поступательное развитие интеграционных процессов имеет место только в одном регионе мира - в Европе. Интеграционные процессы все в большей степени влияют на ход развития экономики, общественно-политической ситуации, межгосударственных отношений в европейском регионе, формируют облик Европейского союза как единого целого. Интеграция стран Европы показала тенденцию, как к устойчивости, так и к углублению и расширению. Опыт ЕС свидетельствует о том, что интеграционное взаимодействие, с одной стороны, предполагает довольно существенное ограничение национального суверенитета стран-участниц, с другой стороны, обеспечивает им большие возможности прогрессивного экономического и социального развития, способствует реализации прав и свобод граждан.

    Разумеется, всякие попытки механического, произвольного  переноса опыта деятельности ЕС на другую почву не имеют под собой  ни научной, ни материальной основы. Государства  Латинской Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии использовали, зачастую некритически, модель западноевропейского «Общего рынка». Однако она не смогла оказать эффективного воздействия на формирование в развивающихся странах взаимодополняемых хозяйственных комплексов. Она не соответствовала экономическим условиям освободившихся государств, их потребностям в ликвидации производственно-технологической зависимости от Запада. Значи-тельные различия в структурах хозяйственных комплексов, националистические соображения, преобладающие при решении вопросов о размещении производст-венных мощностей, углубление социально-экономической дифференциации партнеров обусловили формирование центробежных тенденций в интегра-ционных объединениях развивающихся стран.

    В СНГ складывается похожая ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.

    Решение этой задачи существенно затрудняют расхождения в трактовке понятия «интеграция». В последние годы во многих научных работах, межгосударственных соглашениях, выступлениях политических деятелей этим термином обозначаются формы сотрудничества, которые нельзя в строгом смысле назвать интеграционным. Интеграция неправомерно отождествляется с организационным оформлением межгосударственных союзов. Противоречие между стремлением к созданию интеграционного комплекса и реалиями независимого развития находит выражение в формулировках типа «интеграция при сохранении суверенитета и независимости», представляющих собой попытки соединить несоединимое.

    Следует отметить, что распад СССР и опыт взаимодействия стран СНГ имеют  очень большое значение для общей  теории региональной интеграции, для понимания сущности интеграционного процесса в целом и европейской интеграции в частности. Именно эти события и явления помогают уточнить иерархию интегрирующих факторов, выделить среди них главные и второстепенные. Определяющими являются следующие условия:

    - завершенность внутристрановой интеграции, обеспечиваемая за счет естественного развития хозяйственных связей на микроуровне в системе рыночных отношений;

    - зрелость государственного суверенитета, выражающаяся в том, что регулирование общественной жизни на национально-государственном уровне уже не способно обеспечить решение задач стратегического развития, и в том, что ограничение суверенитета воспринимается политической элитой и основной массой населения как необходимое.

    Все прочие условия - географическая близость, культурно-историческая общность, наличие сходных проблем, внешних угроз - не могут гарантировать развитие интеграционных процессов, пока не обеспечена экономическая и политическая готовность стран региона.

3.3. Анализ возможных последствий распада СНГ.

 

    Попробуем представить себе, что будет, если СНГ распадется. Наверняка некоторые из нынешних его участников, вернее, часть их элит, почувствуют себя свободными от опеки «старшего брата» и устремят взгляды на Европейский союз. Однако реальные перспективы вступления нынешних стран СНГ в ЕС более чем призрачны. Такими же несбыточными являются надежды на обильную финансовую помощь из бюджета Евросоюза. В 2005 году он составляет 117 млрд. евро, из которых 15 млрд. выделяется на развитие десяти новых стран-членов, а 80 млрд. - на помощь фермерам и регионам ЕС-15. При этом в дальнейшем общий бюджет будет расти крайне медленно, так как его главными источниками являются отчисления государств-членов от ВНП и НДС. Германии, изнуренной собственным объединением и расширением ЕС на восток, роль главного донора становится явно не по силам, о чем свидетельствуют сверхнормативный дефицит госбюджета и хронически низкие темпы роста. Страны СНГ, даже если предположить, что они вступят в ЕС, окажутся на периферии европейской интеграции. Их хозяйственные циклы и структура экономики будут сильно отличаться от ядра группировки, что не позволит им войти в валютный союз и присоединиться к целому ряду других проектов. При этом финансовые ресурсы ЕС будут и дальше распределяться в основном в пользу западных, а не восточных стран и регионов (для чего Брюсселем заблаговременно введен тезис «о низкой поглощающей способности» экономик новых членов).

    Распад  Содружества или его пребывание в состоянии латентной дезинтеграции (что происходит со многими группировками развивающихся стран) будет иметь негативные последствия для всех его участников и заинтересованных сторон. Фрагментация существующей системы, пусть несовершенной, резко сократит возможности стран региона и мирового сообщества в целом управлять идущими на этих территориях процессами. Усилится социальная и политическая нестабильность. Станет выше вероятность вооруженных конфликтов, расширения наркотрафика и незаконного оборота оружия, нелегальной миграции и терроризма. Возникнет опасность превращения отдельных стран в несостоявшиеся государства. Ни ЕС, ни США не смогут стать системообразующим фактором на пространстве СНГ.

    Из  этого следует несколько выводов. Первый: Содружеству в кратчайшие сроки следует разработать новую повестку дня, которая будет отвечать современным реалиям и исходить из фактических (заявленных официально или существующих де-факто) интересов государств-членов.

    Вывод второй: интеграции нужна новая модель, рассчитанная на условия рынка и демократии. Мобилизационная модель, появившаяся больше десяти лет назад для управления чрезвычайной ситуацией - распадом СССР, - выполнила поставленные задачи и исчерпала себя. Создавая новый формат интеграции, Содружеству следует исходить из условий региона (включая особенности переходной экономики) и его реальных задач, максимально используя при этом опыт ЕС и других группировок мира. СНГ должно наконец получить нормальное, развитое правовое поле и систему механизмов, позволяющих принимать и доводить до исполнения коллективные решения.

    Третий  вывод: СНГ не обойтись без новой  концепции лидерства. Именно Россия, и только она, может стать локомотивом интеграционного процесса. А для этого ей необходимо взять на себя соответствующие политические и финансовые обязательства. По-другому региональная интеграция не делается. В Евросоюзе все полвека интеграционный поезд тянут Франция и Германия, и никакого другого варианта даже после многочисленных расширений не предвидится. Именно Россия должна стать генератором идей в СНГ и ведущим разработчиком его стратегии.

    И последнее. Чтобы дать странам СНГ  ясную внешнеполитическую перспективу, Содружеству следует выработать общую стратегию развития отношений с Евросоюзом. На сегодня все действующие соглашения заключены между ЕС и конкретным государством СНГ. Рамочного соглашения ЕС-СНГ нет, и оно до сих пор не обсуждалось, хотя у ЕС имеется целая серия аналогичных договоров, например с АСЕАН и МЕРКОСУР. С 1992 года между ЕС и ЕАСТ действует Соглашение о создании Европейского экономического пространства, согласно которому на ЕАСТ распространяются почти все свободы единого внутреннего рынка ЕС. Перевод двусторонних отношений в рамочный формат значительно усилит позиции участников СНГ в диалоге с ЕС, позволит им создавать пространства продвинутого сотрудничества без официального членства в ЕС и связанных с ним тяжелых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Интеграционные  процессы набирают сегодня силу во многих регионах мира. Ко все более  высокой степени интеграции идет Европейский Союз; расширяется вглубь и вширь кооперация и сотрудничество в Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Не миновал этот процесс и Северную Америку (НАФТА). И даже на просторах самодезинтегрировавшегося СССР идет поиск новых возможных форм интеграции. Впрочем, пока без должных успехов.

    Содружество создавалось как средство преодоления  распада СССР и установления новой системы связей между его бывшими частями. Перед СНГ ставилась задача сохранить жизненно важные элементы инфраструктуры, отвести от новых государств самые опасные военно-политические угрозы и по возможности уменьшить потери от разрыва единого хозяйственного механизма. В таких условиях возникшая группировка не могла не стать интеграцией государственного типа, рассчитанной на централизованную, плановую экономику и трансграничные связи на макро-, а не на микроуровне.

    Действующая в СНГ модель интеграции рассчитана на взаимодействие государств, а не рынков, и поэтому по мере развития последних она будет давать все больше сбоев. Однажды они могут привести к разрушению всей конструкции.

    СНГ строилось как региональный союз государственного типа, рассчитанный на централизованную экономику и трансграничные связи на макро, а не на микроуровне. Если институты Содружества не начнут отталкиваться от интересов бизнеса стран-участниц, оно обречено на распад

    Сейчас  Содружество состоит из государств, которые все больше оказываются в различных геополоитческих ситуациях. Политические векторы среднеазиатских республик слабо взаимодействуют с европейским сектором СНГ. Пожалуй, единственное, что объединяет сегодня в политическом плане страны Содружества - это борьба с угрозой международного терроризма, все остальное - в основном разговоры.

    Действительная  интеграция стран СНГ может осуществиться  только на основе противодействия невыдуманным угрозам и совместного улучшения общего благосостояния. В этом плане более жизнеспособным представляется союз стран-членов Договора о коллективной безопасности.

    Вероятно, другой реальной возможностью для укрепления СНГ может стать создание единого  экономического содружества.

    Особенно  важную роль интеграционные процессы в СНГ играют для нашей страны. Именно Россия, и только она, может стать локомотивом интеграционного процесса в СНГ. А для этого ей необходимо освободиться от ложной дилеммы «патернализм или безволие» и взять на себя соответствующие политические и финансовые обязательства.

Информация о работе Региональная экономическая интеграция