Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование направлений государственного регулирования внешней торговли и особенности тарифных методов в Российской Федерации на современном этапе.
К основным задачам работы относятся:
- выявление основных типов и тенденции государственного регулирования внешней торговли в современной мировой экономике;
- анализ имеющихся у правительства инструментов государственного регулирования внешней торговли;
- рассмотрение сущности тарифного регулирования внешней торговли;
- определение особенностей и перспектив государственного регулирования внешней торговли в РФ на современном этапе экономического развития.
Введение ……………………………………………….……………стр. 3
Глава 1. Типы и тенденции государственного регулирования внешней торговли в мировом хозяйстве ……………………………………………стр. 7
Глава 2. Использование тарифного регулирования в практике современной международной торгов-ли…………………………….………………..стр. 18
Глава 3. Особенности государственного регулирования внешней торговли в Российской Федера-ции………………………………………………......стр. 29
Заключение ……………………………………..……………….…. стр.38
Список использованных материалов ……..………………..…….. стр. 44
Приложения ……………………………………………….………. стр. 46
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
2006
Содержание:
Введение ……………………………………………….……
Глава 1. Типы и тенденции государственного регулирования внешней торговли в мировом хозяйстве ……………………………………………стр. 7
Глава 2. Использование тарифного регулирования в практике
современной международной торговли…………………………….………………..
Глава 3. Особенности государственного
регулирования внешней торговли
в Российской Федерации………………………………………………...
Заключение ……………………………………..……………….…. стр.38
Список использованных материалов ……..………………..…….. стр. 44
Приложения ……………………………………………….………. стр. 46
Введение
Международная торговля представляет собой совокупность внешнеэкономических отношений всех стран мира. Она обеспечивает обмен товарами и услугами между субъектами хозяйственной деятельности разных стран. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникшей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную зависимость. Современные экономические отношения характеризуются быстрым развитием мировой торговли.
Быстрое развитие международной торговли стало важным благодаря тому, что национальные торгово-политические системы большинства стран формировались с учетом общих организационных принципов. Произошла унификация правовых, административных и других правил, а также важное значение приобрело регулирование международной торговли государствами.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что государственное регулирование внешней торговли является важной составной частью политики государства. Под государственным регулированием международной торговли понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. С одной стороны, государство формирует свою внешнюю политику и свои внешнеполитические приоритеты, а те или иные решения являются уже следствием внешнеэкономических приоритетов. С другой стороны, государственное регулирование внешней торговли тесно связано с внутренней стратегией экономического и социального развития государства.
Важность темы государственного
регулирования международной
Внешнеэкономическая политика
регулирует внешнеэкономическую деятельнос
Основные принципы регулирования внешней торговли базируются на особенностях страны, ее экономической ситуации. Регулирование внешней торговли существенно влияет на реализацию внутренних социально-экономических программ. Результаты осуществления государственной политики могут реально воздействовать на структуру инвестиций, темпы и эффективность общественного производства и т.д.
Государственное регулирование международной торговли - это целенаправленная программа действий законодательной и исполнительной власти по развитию и повышению эффективности всей совокупности внешнеэкономических связей как важного средства укрепления национальной экономической безопасности государства.
Внешнеэкономическая политика включает создание необходимой правовой базы, обеспечивающей нормальную деятельность всех участников внешнеэкономической деятельности. Сюда также можно отнести подготовку и реализацию межправительственных договоров и соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве государств.
На сегодняшний день у большинства государств существует обширный набор инструментов регулирования внешнеэкономической политики, который помогает формировать структуру экономики и направления развития внешнеэкономических связей, а также внешнеэкономическую политику других государств. Такой набор инструментов внешнеэкономической политики можно определить как торгово-политический механизм.
Регулирование международной торговли государствами осуществляется с помощью широкого набора мер, число которых растет. Причиной этому является то, что с расширением внешнеэкономических связей требуются новые инструменты оптимизации участия стран в международном разделении труда, ограждения национальных экономик от влияния негативных явлений в мировом хозяйстве, а также содействия укреплению позиций отечественных производителей на мировом рынке.
Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государств. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, понятием экономического строя страны, с другой стороны, внешняя социально-экономическая политика любой страны направлена на расширение производства, защиту своих производителей от иностранных конкурентов, поддержание конкурентоспособности своих производителей и предпринимателей на рынках других государств. На внешнеторговую политику страны всегда влияют международные экономические отношения, ситуация на мировом рынке, например: дестабилизация валютных курсов, конкурентная борьба на мировом рынке, неравновесие платежных балансов. Для осуществления своей внешнеторговой политики государства используют таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы другим отраслям.
Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики любого государства, причем правомерность применения данных методов признается международными нормами.
Объектом исследования выступает таможенное регулирование международной торговли государств, а также внешнеэкономическая сфера Российской Федерации как пример такого регулирования.
Целью данной работы является исследование направлений государственного регулирования внешней торговли и особенности тарифных методов в Российской Федерации на современном этапе.
К основным задачам работы относятся:
- выявление основных
типов и тенденции
- анализ имеющихся у правительства инструментов государственного регулирования внешней торговли;
- рассмотрение сущности
тарифного регулирования
- определение особенностей и перспектив государственного регулирования внешней торговли в РФ на современном этапе экономического развития.
В работе автором использованы такие научные методы, как анализ, синтез, сравнение, классификация и др.
Информационно-
Глава 1. Типы и тенденции государственного
регулирования внешней торговли
Международная (внешняя) торговля является основой на современном этапе развития мирового хозяйства. Материальной базой внешней торговли выступает международное разделение труда, т.е. специализация отдельных стран (либо отдельных отраслей этих стран) на производстве определенных видов товаров и услуг для международного обмена. Взаимодействие товаропроизводителей отдельных стран при совершении сделок купли-продажи товаров и услуг формируют отношения мирового рынка.
Развитие международной торговли отражает все процессы, происходящие в производстве материальных благ и услуг. Ее особенностями являются научно-техническая революция, глобализация экономик стран мира. Международная торговля также имеет направленность на интернационализацию хозяйственной жизни, что сближает население стран.
Международная торговля выступает как всеобщая форма реализации результатов других форм международных экономических отношений. Внешнеторговый обмен опосредует результаты сотрудничества в материальном производстве, предоставлении услуг, движении факторов производства, науки.
Международная торговля предстает как совокупный объем торговли всех стран мира. Она также обозначает совокупный объем внешней торговли промышленно развитых стран, совокупный объем внешней торговли развивающихся стран и др. Три основных показателя характеризуют международную торговлю: общий объем, товарная структура и географическая структура.
Внешняя торговля понимается как торговля какой–либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров, услуг, технологий, финансовых инструментов. В совокупности с экспортом импорт образует внешнеторговый оборот страны, который включает сумму стоимости экспорта и импорта страны, участвующей в международном обмене. Внешняя торговля как основная форма международных отношений должна регулироваться. Для этого государства используют экономическую политику, сохраняя собственное производство товаров и услуг. Основной целью государственной политики является создание условий для экономического роста своего государства.
Свободная внешняя торговля повышает благосостояние импортеров и экспортеров товаров, но она никогда не развивалась без вмешательства государства. Это связано с тем, что страны не могут позволить беспрепятственно провозить товары на территории их стран, так как это нарушает внутренний рынок и сложившуюся систему спроса и предложения, что в свою очередь вредит национальной экономике. Государство, регулируя внешнюю торговлю, ограничивает ввоз товаров и поддерживает конкурентоспособность отечественных отраслей внутри страны и за ее пределами. Развитие экспортной базы и облегчение движения товаров на внешние рынки является одной из задач государства. Для этого оно должно стимулировать экспорт и поощрять национальные предприятия, создавать каналы товародвижения за границей, субсидировать экспорт и т.д.
Развитие международных экономических торговых отношений предполагает их регулирование, которое представляет собой совокупность используемых государством методов и инструментов воздействия на межгосударственные хозяйственные связи в своих национальных интересах.
Регулирование внешней торговли со стороны государства осуществляется по двум направлениям: протекционизм, дающий возможность развиваться национальной промышленности, направленный на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и либерализация (фритредерство), которая позволяет сравнивать издержки производства и устранять препятствия, поощрять и стимулировать развития внешнеэкономических связей. Регулирование внешней торговли необходимо для оказания помощи своим экспортерам на мировом рынке и защиты внутреннего рынка от наплыва зарубежных товаров, которые нарушают национальную систему спроса и предложения товаров, вытесняют национальные товары с внутреннего рынка, что приводит к ухудшению положения внутренних отраслей.
Для регулирования международной торговли государства используют такие инструменты как таможенные тарифы, налоги, мероприятия по стимулированию экспортно-импортной деятельности, субсидирование, меры по созданию благоприятной социальной и политической обстановке.
Внешняя торговля регулируется государствами в процессе осуществления ими внешнеэкономической политики. Внешнеэкономическая политика - это совокупность мер, которые использует государство в сфере внешнеэкономической деятельности для решения социальных и экономических вопросов. Данный вид политики является отражением реальных процессов, происходящих в структуре материального производства и управления экономикой. Говоря о внешнеэкономической политике, нельзя не затронуть внешнеторговую политику, которая представляет собой противостояние либерализации и протекционизма.
Обе тенденции прошли свои этапы развития в истории. В XVI-XVIII вв. ведущей экономической теорией признавался меркантилизм. Представители этого направления считали, что надо производить как можно больше экспортного товара. Если больше экспортировать, а меньше импортировать, то разница будет сальдироваться деньгами, и деньги сами притекут в страну2. Меркантилисты уделяли большое внимание внешней торговле (в основном экспорту) как важнейшему источнику поступления денег в стране. Для превышения поступления золота из-за границы, над его оттоком из страны рекомендовалось жесткое использование протекционистских мер.
Протекционизм был основным типом регулирования внешней торговли после Второй Мировой войны, когда шел процесс восстановления экономик стран мира. Но по мере роста и укрепления экономического потенциала мирового хозяйства возрастала потребность в широких, неограниченных внешнеторговых связях. Протекционизм постепенно сменился либерализацией.
Послевоенная реконструкция экономики коснулась сферы международной торговли. Ее главными особенностями были создание четкой организационной структуры мировой торговли, а также постепенное введение принципов либерализма. Реализацию этих особенностей взяло на себя Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ) (1947 г., США). Договор был подписан 23 странами. Позже членами ГАТТ стали 130 стран.
Деятельность ГАТТ была направлена на либерализацию международной торговли, устранение таможенных и других ограничений. Переговоры в Рамках ГАТТ содействовали постепенному снижению импортных тарифов. Например, результатом переговоров в конце 50-х гг. было соглашение о снижении тарифов в целом на 25-30%. Следующий раунд переговоров обеспечил снижение тарифов еще на 36% на период 1967-1972 гг. Новый этап в развитии либерализации имел место на Уругвайском раунде (1985-1988 гг.). В Рауде приняли участие 107 стран. На переговорах были приняты принципы внешнеэкономического либерализма, создающие условия для более открытой и беспрепятственной внешней торговли. Также были объявлены и такие принципы как создание условий для справедливой конкуренции, борьба с демпингом, устранение количественных ограничений, запрет на разного рода дискриминационные меры, формирование особого (преференциального) режима для экспорта промышленных товаров из развивающихся стран.