Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование направлений государственного регулирования внешней торговли и особенности тарифных методов в Российской Федерации на современном этапе.
К основным задачам работы относятся:
- выявление основных типов и тенденции государственного регулирования внешней торговли в современной мировой экономике;
- анализ имеющихся у правительства инструментов государственного регулирования внешней торговли;
- рассмотрение сущности тарифного регулирования внешней торговли;
- определение особенностей и перспектив государственного регулирования внешней торговли в РФ на современном этапе экономического развития.
Введение ……………………………………………….……………стр. 3
Глава 1. Типы и тенденции государственного регулирования внешней торговли в мировом хозяйстве ……………………………………………стр. 7
Глава 2. Использование тарифного регулирования в практике современной международной торгов-ли…………………………….………………..стр. 18
Глава 3. Особенности государственного регулирования внешней торговли в Российской Федера-ции………………………………………………......стр. 29
Заключение ……………………………………..……………….…. стр.38
Список использованных материалов ……..………………..…….. стр. 44
Приложения ……………………………………………….………. стр. 46
Уругвайский раунд подтвердил приверженность условиям и стандартам, провозглашенными Венской конвенцией (1980 год). Были разработаны условия, по которым участники, обеспечивающие снижение импортных пошлин до 6-8% внешнеторговой цены, получили режим наибольшего благоприятствования в торговле. Также были приняты соглашения, защищающие права интеллектуальной собственности.
Благодаря Уругвайскому раунду были разрешены противоречия между США, Западной Европой и Юго-восточной Азией об условиях торговли сельскохозяйственными продуктами. ГАТТ рекомендовало всем государствам отказаться от прямого субсидирования экспорта сельскохозяйственного товара, а также было принято соглашение о согласованной регламентации торговли услугами. СССР не принял участие в деятельности ГАТТ, в конце 80-х гг. были приняты шаги к сближению с ним, в 90-е гг. был получен статус наблюдателя ГАТТ.
Процессы, протекающие в современной международной торговле, показывают, что либерализация внешней торговли имеет одну из главных тенденций. На это указывают открытость национальных экономик, отмена квот, снижение уровня таможенных пошлин.
Условиями осуществления свободы торговли являются: наличие внутреннего макроэкономического равновесия и стабильности, существование определенной гармонии интересов стран, равенство возможностей, отсутствие дискриминации, беспрепятственное движение товаров и услуг через границы, наличие эффективной финансовой системы.
Особой формой либерализации внешнеэкономических отношений является преференциальный режим. Он является особо льготным, предоставляемым одним государством другому на взаимной основе или в одностороннем порядке во всех областях торгового и экономического регулирования3.
За либерализацию торговли выступают страны, которые занимают доминирующее положение на мировых рынках. Это в основном развитые страны. Лидирующее место занимает США. Либерализация торговли между странами означает снижение или отмену количественных ограничений на ввоз товаров. Свободная торговля начала восстанавливаться после Второй Мировой войны. Кризис 1929 г., война привели к системе запретов и ограничений внешней торговли. На первом этапе либерализации был создана Европейская организация экономического сотрудничества (ЕОЭС), был разработан кодекс свободной торговли. На смену ЕОЭС в 1961 г. пришла Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Либерализация внешней торговли осуществлялась между европейскими странами с рыночной экономикой и между США и Канадой. Остальные страны не примкнули к этой либерализации.
Нынешний уровень
Государственные экономические отношения регулируются не только государственными органами, но и созданием международных учреждений. Существенное значение для содействия либерализации международной торговли имеют Организация экономического сотрудничества и развития, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, Всемирная торговая организация и Международный Валютный Фонд.
Для соблюдения международных соглашений по ГАТТ 1 января 1995 года была создана Всемирная торговая организация (ВТО). С 1 марта 1999 года вступило в силу соглашение в рамках ВТО, которое предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных финансовых компаний на их внутренних рынках.
В современных внешнеэкономических связях, опираясь на принцип свободной торговли, используется комплекс протекционистских мер, направленных на создание национальным производителям наиболее благоприятных условий на внутреннем и внешнем рынках. Он охватывает различные направления внешнеэкономической деятельности:
1) таможенный тариф - систематизированный перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами (денежный сбор в госбюджет с ввозимых, вывозимых и транзитных товаров);
2) лицензирование - разрешение, выдаваемое государством на осуществление экспортных или импортных операций;
3) контингентирование - система ограничений в количественном или стоимостном выражении, введенных на экспорт или импорт товаров;
4) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими и другими нормами, упаковкой и маркировкой;
5) ограничения, основанные
на принципах обеспечения
Все эти и другие инструменты используются различными государствами для защиты своей экономики. Инструменты государственного регулирования внешней торговли делятся на тарифные, которые используют систему таможенных тарифов, и нетарифные, включающие квотирование, лицензирование и др.4
Тарифное регулирование осуществляется с помощью классического инструмента внешнеторговой политики – таможенных пошлин и таможенных тарифов. Устанавливаются импортные и экспортные пошлины для регулирования экспорта и импорта, защиты внутреннего рынка, стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике страны, получения более высокой прибыли в соответствии с законодательством страны. Также используются таможенные тарифы, которые применяются при ввозе, вывозе и провозе товаров через страну. Таможенный тариф состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, используемых как налог на импортные и экспортные товары. Он может определяться как:
- инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
- свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Здесь понятие таможенный тариф и таможенная пошлина идентичны.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, который взимается таможенными органами при импорте или экспорте товаров, т.е. представляет собой государственный налог на товары, пересекающие границу страны. Ввозные пошлины выступают средством увеличения цен на ввозимые товары с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Они повышают цены на импортируемый товар, тем самым улучшая условия сбыта для местных производителей. Пошлины способствуют росту государственных доходов, это особенно важно в странах со слабой развивающейся экономикой. Таможенные пошлины делятся на несколько видов по объекту обложения:
- импортная (ввозная) пошлина. Это самая распространенная форма пошлин, которая используется для защиты своих производителей;
По характеру пошлины бывают:
- сезонная пошлина, применяющаяся для оперативного регулирования торговли товарами сезонного характера;
- компенсационная пошлина,
накладываемая на импорт тех
товаров, при производстве
- антидемпинговая пошлина, которая применяется в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране. Эти виды пошлин применяются страной в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции или как мера на действия, ущемляющие интересы страны.
По происхождению таможенные пошлины бывают:
1) автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти в виде закона;
2) конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, например как ГАТТ;
3) преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом. Их цель: поддержать экономическое развитие стран за счет расширения их экспорта.
По типам ставки существуют:
- постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться;
- переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в определенных случаях. Этот вид тарифа редок, используется в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу начисления бывают: номинальные тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе, и эффективные (реальный уровень таможенных пошлин на товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные товары). Существуют простые, одноколонные, и сложные, многоколонные, таможенные тарифы. Одноколонный тариф – тариф, при котором для однотипных товаров применяется одна ставка пошлины, независимо от страны происхождения товара (он используется в наименее развитых странах). Многоколонный тариф – такой, при котором определены несколько ставок пошлин на каждую тарифную позицию в зависимости от страны происхождения товара. В настоящее время все страны имеют многоколонные тарифы5.
Таможенные тарифы распределяют товары по производственному признаку, т.е. товары, относящиеся к одинаковым производствам, объединены в группы. В основу классификации товаров в тарифе берется одна из наиболее распространенных международных товарных номенклатур. Наиболее широко используется гармонизированная система описания и кодирования товаров, вступившая в силу в 1988 году. Ее основу составила Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная классификация ООН.
Система тарифов призвана защищать производителей готовой продукции. В настоящее время наиболее острая конкуренция сложилась на рынке готовых изделий. Отсюда следует, что процентная тарифная ставка выше на полуфабрикаты, чем на сырье, и на готовую продукцию выше, чем на полуфабрикаты. Сырье для производства товаров импортируется в основном из развивающихся стран, таможенная политика развитых стран направлена на защиту своих производителей готовой продукции и стимулирует импорт дешевого сырья. Обладание преимуществом в качестве дает возможность зарубежным производителям потеснить местных производителей на их внутреннем рынке. Степень защиты внутреннего рынка здесь выше. Сильнее всего защищены рынки автомобилей, космической и авиационной техники. Развитые страны концентрируют свои силы на разработке новых технологий и наукоемких товарах. Они не заинтересованы в повышении импортных пошлин, т.к. это удешевляет ввозимые ресурсные товары.
Импортные пошлины имеют более широкое распространение. Реже используются экспортные пошлины. Их цель - получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Экспортные пошлины повышают стоимость товара на мировом рынке. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна имеет монопольное преимущество или когда государство стремиться ограничить вывоз данного товара. Например, для ограничения вывоза необработанной древесины из страны Австрия взимает экспортные пошлины с вывозимых неокоренных балансов6.
В результате введения таможенного тарифа страдают потребители импортных товаров. Вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель вынужден либо тратить на его потребление большую сумму денег, либо приобретать его в меньших количествах, либо и то и другое одновременно. Таможенный тариф ограничивает импорт, что приводит к ухудшению потребительских возможностей. Введение пошлин государством на товары может привести к росту внутренних цен и имеет целый ряд последствий.
Тарифная квота - вид переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой ставке тарифа.
В настоящее время воздействие государства на внешнюю торговлю осуществляется как за счет тарифных методов, так и за счет нетарифных методов, к которым относятся количественные, скрытые и финансовые тарифы. Они являются важным инструментом регулирования. Нетарифные методы часто используются государствами, т.к. не сопровождаются дополнительными налогами. Развитые страны активно используют эти методы.
Уменьшение уровня таможенного обложения ограничивает возможности использования тарифных методов. Открытость таможенного регулирования ведет к тому, что любое действие ведет к ответным реакциям со стороны других государств, результатом чего становиться потеря капитала. Для изменения и дополнения таможенных тарифов необходимо проводить длительные консультации. Для государственного регулирования внешней торговли используются нетарифные методы, которые позволяют быстро реагировать на ситуацию в мировой торговле. Нетарифные методы позволяют легче добиваться требуемого результата и труднее поддаются международному регулированию, и правительство государства может их применять, не опасаясь ответных мер и применения международных санкций.
В экономической науке нет единой классификации нетарифных методов. По классификации ГАТТ нетарифные методы делятся на: