Регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование направлений государственного регулирования внешней торговли и особенности тарифных методов в Российской Федерации на современном этапе.
К основным задачам работы относятся:
- выявление основных типов и тенденции государственного регулирования внешней торговли в современной мировой экономике;
- анализ имеющихся у правительства инструментов государственного регулирования внешней торговли;
- рассмотрение сущности тарифного регулирования внешней торговли;
- определение особенностей и перспектив государственного регулирования внешней торговли в РФ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……………стр. 3
Глава 1. Типы и тенденции государственного регулирования внешней торговли в мировом хозяйстве ……………………………………………стр. 7
Глава 2. Использование тарифного регулирования в практике современной международной торгов-ли…………………………….………………..стр. 18
Глава 3. Особенности государственного регулирования внешней торговли в Российской Федера-ции………………………………………………......стр. 29
Заключение ……………………………………..……………….…. стр.38
Список использованных материалов ……..………………..…….. стр. 44
Приложения ……………………………………………….………. стр. 46

Файлы: 1 файл

регулирование внешней торговли.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)
  1. количественные ограничения экспорта и импорта;
  2. таможенные административные, импортные формальности (антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости);
  3. стандарты и требования, связанные со здравоохранением, промышленностью и техникой безопасности;

4) ограничения, связанные с механизмом платежей (импортные депозиты, пограничный налоговый режим, скользящие сборы).

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование тарифного  регулирования в практике

современной международной торговли

 

 

Как было уже сказано  выше, таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства. Они регулируются международными нормами. При определении таможенного тарифа как систематизированного списка товаров, облагаемого таможенными пошлинами с указанием величины ставок, таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, которые группируют товары в зависимости от отрасли и степени обработки, и каждому товару приписывается свой многозначный цифровой код в соответствии со стандартом международной торговой классификации ООН. Таможенный тариф имеет следующий вид: код товара, название товара, ставка таможенной пошлины.

Таможенные тарифы, используемые с XVIII века как инструмент торговой политики, играют существенную роль в регулировании современной внешней торговли. Они влияют на объем и структуру импорта. Одной из самых важных функций таможенного тарифа является защита национальных производителей от иностранной конкуренции. Сдерживание импорта осуществляется через сравнительно высокие ставки пошлин и прогрессивное увеличение размеров таможенных сборов в зависимости от степени обработки товаров.

Фискальной функцией таможенных тарифов  является увеличение доходов государственного бюджета – в большинстве экономически развитых стран отошла на второй план. Но вот во многих развивающихся странах (особенно промышленно наименее развитых) фискальная функция таможенного тарифа играет важную роль.

Таможенные тарифы имеют особенность  изменяться в зависимости от объективных  процессов развития национальных хозяйств, а также от структурных сдвигов, происходящих в международной торговле. Таможенные тарифы уменьшаются и частично отменяются ставки пошлин на промышленные изделия. Наблюдается создание двусторонних или региональных таможенно-тарифных объединений с беспошлинным режимом торговли между странами-членами объединения. Таможенные тарифы широко используются странами как инструмент торговой политики для встречных тарифных уступок. Так, в результате переговоров ГАТТ/ВТО уровень таможенного обложения развитых стран в связи с предоставлением этих уступок сократился более чем на 70%.

Функции таможенного тарифа:

  1. Таможенный тариф способствует удорожанию ввозимых товаров и защищает отечественных поставщиков аналогичных или взаимозаменяемых товаров от чрезмерной иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Это особенно важно, когда значительный импорт ограничивает возможности сбыта продукции национальных предприятий настолько, что грозит им банкротством или потерей в стране рабочих мест.
  2. Взимаемые пошлины таможенного тарифа служат источником поступлений финансовых средств в государственных бюджет. Мировой опыт показывает, что по мере экономического развития страны роль импортных пошлин в качестве источника пополнения государственных доходов снижается. Например, в США импортные пошлины в конце XIX века давали около 50% всех поступлений в бюджет, в настоящее время соответствующая доля пошлин не превышает 1,5%7. Похожее сокращение величины пошлин в доходах бюджета происходило и в большинстве других промышленно развитых стран. В развивающихся странах поступления от импортных таможенных пошлин приходится на ввозные пошлины.
  3. Импортный тариф является инструментом сбалансирования торгового и платежного баланса страны. При разработке ГАТТ и ориентированию стран на либерализацию внешней торговли, в текст документа была включена глава XII «Ограничения в целях обеспечения равновесия платежного баланса»8, по которой определено, что в целях обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса государство может ограничивать количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту.

4. На основе взаимности в процессе двусторонних, региональных и многосторонних переговоров импортный тариф позволяет достигать снижения пошлин в торговых партнерах. В данном случае тариф может использоваться как инструмент противодействия дискриминационным акциям других стран (лишать тарифных преференций или пониженных ставок пошлин, применяемых к странам, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования9).

5. Импортный тариф дает возможность  повышать конкурентоспособность  отечественных производителей и  экспертов и тем самым стимулировать их деятельность путем установления беспошлинного или льготного режима в отношении пошлин при ввозе материалов и оборудования для изготовления товаров для вывоза в другие страны.

6. Таможенный тариф в странах  используется как инструмент, который обеспечивает государственный контроль за прохождением грузов через границу.

При введении тарифов растут цены на импортные товары, сокращается  ввоз и растет внутреннее производство. Но оно может увеличится только за счет перераспределения ресурсов из других отраслей, имеющих более высокую эффективность. Таким образом, в результате применения тарифа ресурсы могут распределяться менее эффективно. В то же время, если спрос на импортный товар имеет низкую эластичность, введение тарифа на него мало повлияет.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров. Таможенные пошлины – государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества (ввозимых, вывозимых и транзитных), перемещаемых через границу страны. Это проносит дополнительный доход государству, защищает национальных рынок, но ведет к росту внутренних и внешних цен10.

Таможенные пошлины выполняют  три функции:

  1. фискальная – для импорта/экспорта, доходная часть бюджета страны;
  2. протекционистская – относится к импорту, с помощью импортных пошлин государство защищает своих производителей от иностранной конкуренции;
  3. балансировочная – относится к экспорту, т.к. нужна для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.

Таможенные пошлины  делятся на адвалорные, специфические  и комбинированные, а также смешанные. Адвалорные пошлины начисляются в процентном отношении к таможенной стоимости товара и применяются при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара определяется по следующей формуле:

Pd = P im * (1 + T av), где Pd – внутренняя цена товара импортного товара, P im – цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара), T av – ставка адвалорного тарифа.

У адвалорных пошлин есть слабая сторона: для использования данной пошлины необходимо определить таможенную стоимость товара для налогообложения, что может стать причиной злоупотреблений при выборе метода и определения стоимости товара.

Специфические пошлины начисляются  в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 15 долларов за 1 килограмм). Они применяются для стандартизованных товаров, легко управляются и не дают возможности занижения суммы налога. Однако, специфические пошлины сильно зависят от колебаний цены. Для определения цены товара после взимания специфического тарифа используется следующая формула:

Pd = P im + Ts, где Pd – внутренняя цена импортного товара, P im – цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара), Ts – ставка специфического тарифа.

В результате роста импортных  цен уровень защиты внутреннего  рынка с помощью специфического тарифа падает. Но во время падения  импортных цен специфический  тариф увеличивает уровень защиты национального производителя11.

Комбинированные пошлины сочетают адвалорные и специфические пошлины (например, 20% от таможенной стоимости, но не меньше 15 долларов за 1 кг). Смешанные пошлины сочетают адвалорные и специфические пошлины через суммирование (т.е. 10% от таможенной стоимости и 3 доллара за 1 килограмм).

Существуют внутренние (импортные) и внешние (экспортные) пошлины. Внутренние пошлины в свою очередь  делятся на фискальные, применяемые  в отношении товара, не производящегося  в стране, и протекционистские, предназначенные для защиты национальной экономики от недобросовестных иностранных конкурентов. Внешние пошлины имеют целью ограничить вывоз из страны стратегической продукции.

Существует классификация  таможенных пошлин на следующие виды:

  1. автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти государства. Таможенный тариф принимается в виде закона правительства страны, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются министерством финансов;
  2. конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на основе двустороннего или многостороннего соглашения, как, например, ГАТТ/ВТО;
  3. преференциальные (льготные) – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель данной пошлины заключается в поддержании экономического развития этих стран за счет расширения их экспорта12.

По объекту обложения  таможенные пошлины классифицируются как:

  1. импортные – пошлины, которые применяются к импортным товарам при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Они защищают национальных производителей от иностранной конкуренции. Структура импортных таможенных тарифов строится на принципе тарифной эскалации. Под ней понимается повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товаров (т.е. на сырье действуют более низкие ставки, а на готовые изделия – более высокие). Для некоторых стран импортные пошлины являются методом увеличения налоговых поступлений;
  2. экспортные – пошлины, которые применяются к экспортным товарам при выпуске за пределы таможенной территории государства. Их цель – сократить экспорт или наполнить бюджет денежными средствами. Экспортный тариф используется в основном развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или когда страна хочет ограничить вывоз определенного товара. В других случаях задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов бюджета. Такая ситуация сложилась на сырье в России, кофе в Бразилии;
  3. транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны.

По типам ставок таможенные пошлины делятся на два вида:

- постоянные – таможенный  тариф, ставки которого единовременно  установлены органами государственной власти и не могут быть изменены;

- переменные – таможенный  тариф, ставки которого могут  изменяться в установленных органами  государственной власти случаях  (например, при государственных субсидиях).

Таможенные пошлины, защищая  внутренний рынок, способствуют процветанию менее эффективных отраслей, удорожают товар, являются инструментом экономии валюты и пополнения бюджета в условиях значительного внешнего долга13. С другой стороны таможенные пошлины приводят к сокращению мировой торговли. Вот почему идет тенденция уменьшения и устранения таможенных пошлин в мировой торговле, но иногда эта тенденция сочетается с усилением нетарифных ограничений14.

Основной тенденцией в XX веке было снижение тарифов внешней торговли на 80-90%. В развитых странах они в основном сохранились для сельскохозяйственной, текстильной и некоторых других видов товаров. В развивающихся странах тарифы имеют более широкое использование.

Можно выделить негативные моменты введения тарифов. К ним  относятся противоречия требованиям ГАТТ/ВТО (что отражается на мировой торговле в общем), падение потребления данного товара, рост цен и изменение структуры спроса и предложения, сокращение производства и поступлений от импорта в странах – экспортерах, перераспределение средств потребителей через пошлины в пользу государства, опасность возникновения торговых воин. Торговая война – ситуация, при которой страны, участвующие в международной торговле, пытаются ограничить импорт с помощью пошлин, квот. И увеличить собственный экспорт за счет стимулов и субсидий. Эта политика соседа, ведущая к эскалации протекционизма, является разрушительной для мировой торговли15.

Товары, которые пересекают таможенную границу, являются объектами обложения таможенными пошлинами и налогами. Налоговой базой же для целей начисления таможенных пошлин является таможенная стоимость товара и его количество. Таможенная стоимость товара представляет собой совокупность затрат, связанных с приобретением товаров и их доставкой до места ввоза на таможенную территорию страны. Таможенная стоимость ввозимых товаров может быть представлена по ее составляющим:

  1. затраты по приобретению;
  2. затраты по доставке товаров до таможенной территории.

Под таможенной пошлиной товара понимается стоимость товара, определяемая для:

Информация о работе Регулирование внешней торговли