Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование направлений государственного регулирования внешней торговли и особенности тарифных методов в Российской Федерации на современном этапе.
К основным задачам работы относятся:
- выявление основных типов и тенденции государственного регулирования внешней торговли в современной мировой экономике;
- анализ имеющихся у правительства инструментов государственного регулирования внешней торговли;
- рассмотрение сущности тарифного регулирования внешней торговли;
- определение особенностей и перспектив государственного регулирования внешней торговли в РФ на современном этапе экономического развития.
Введение ……………………………………………….……………стр. 3
Глава 1. Типы и тенденции государственного регулирования внешней торговли в мировом хозяйстве ……………………………………………стр. 7
Глава 2. Использование тарифного регулирования в практике современной международной торгов-ли…………………………….………………..стр. 18
Глава 3. Особенности государственного регулирования внешней торговли в Российской Федера-ции………………………………………………......стр. 29
Заключение ……………………………………..……………….…. стр.38
Список использованных материалов ……..………………..…….. стр. 44
Приложения ……………………………………………….………. стр. 46
- обложения того или иного товара пошлиной,
- внешнеэкономической и таможенной статистики,
- применения иных мер
государственного
Таможенная стоимость ввозимых товаров служит налоговой базой для расчета: таможенной пошлины, НДС и акциза.
Определение таможенной
стоимости товаров
Метод «по цене сделки с ввозимыми товарами» является основным. Если основной метод не может быть использован, то последовательно используется каждый из перечисленных. Методы вычитания и сложения используются в любом порядке. При использовании методов по цене сделки с однородными или идентичными товарами применяется информация, имеющаяся у таможенных органов или документально подтвержденная информация декларанта. Метод вычитания базируется на цене, по которой товары продаются в неизменном виде. Метод сложения основан на данных о затратах на производство товаров. Резервный метод используется в последнюю очередь.
На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например, манипуляции с таможенной стоимостью. Вывоз товаров по заниженной стоимости может вызывать их дефицит на рынке определенной страны, что влечет за собой повышение внутренних цен.
Таким образом, правильное определение таможенной стоимости важно не только для взимания должных сумм платежей в бюджет, но и в целях валютного и экспортного контроля, защиты интересов стран на мировом рынке, а точнее для обеспечения экономической безопасности и стабильности.
Еще одной важной проблемой для некоторых стран может быть узость использования методов определения таможенной стоимости товаров, но на практике используется только два метода определения таможенной стоимости: по цене сделки по ввозимым товарам и резервный метод. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что снижает эффективность деятельности таможенных органов. Часто декларант при невозможности использования первого метода применяет резервный метод. Схожие по своим принципам применения методы по ценам сделок с идентичными или однородными товарами используются в редких случаях из-за отсутствия полной информации о подобных сделках. Для решения такой проблемы предполагается создать единую базу данных, содержащую сведения о товарах, пересекающих таможенную границу той или иной страны.
В целях искоренения манипуляций со стороны декларантов по поводу таможенной стоимости государственные органы должны улучшать законодательства своих стран, принимать соответствующие законы и нормативные акты в отношении определения таможенных норм и таможенной стоимости товаров.
Во многих странах таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения цены импортных товаров и защиты внутреннего рынка. С точки зрения экономики важным является не значение, которое имеет тариф в конкретных ситуациях, а общий уровень таможенной защиты страны.
Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие. Уровень эффективной тарифной защиты может определяться по формуле, наиболее часто используемой в исследованиях ЮНКТАД:
Z = (t -∑ ms) / V, где Z – эффективная ставка пошлины, t – номинальная ставка пошлины на готовую продукцию, s – номинальная ставка пошлины на сырье, m,V – коэффициенты, показывающие долю стоимости сырья в цене товара (m) и долю стоимости добавленной в процессе обработки (V).
Формула показывает, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на сырье и готовые изделия, но и по мере понижения степени обработки, т.е. уменьшения добавленной стоимости16.
В настоящее время таможенное обложение в развитых странах находится на низком уровне. Среднеарифметический уровень пошлин на сырьевые товары и полуфабрикаты для таможенных тарифов варьируется в пределах: 1,4-1,8% - США; 6,1-6,3% - Япония; 6,4-7,0% ЕС. При этом средневзвешенный уровень таможенного обложения варьируется как: 0,2-0,5%; 3,0-4,6%; 5,7-6,9%.
Средние номинальные ставки (средний тариф) исчисляется как среднеарифметическое суммы всех тарифов, деленное на число всех тарифов. Средневзвешенным является тариф, рассчитываемый как сумма всех импортных пошлин на определенных год, деленная на сумму соответствующего годового импорта. Известно, что в России средние номинальные таможенные пошлины на сырьевые товары в три-четыре раза выше, чем в США, ЕС и Японии; средневзвешенные пошлины, являющиеся более точным показателем протекционистского характера таможенного тарифа, на сырьевые товары в России в десять и более раз превышают аналогичные пошлины в перечисленных странах17. Данное различие показывает то, что в России существует некоторое нарушение тарифного регулирования.
Средние номинальные и средневзвешенные тарифные ставки в США, ЕС, Японии и России в 1996-1998 гг18.
Страна |
Сырьевой товар |
Полуфабрикат |
Готовое изделие |
Превышение ставок для сырья над ставками для готовых изд., раз |
Превышение ставок для полуфабрикатов над ставками для готовых изд., раз |
США
ЕС
Япония
Россия |
1,8 0,2 1,6 0,2 1,4 0,5 5,5 4,8 |
6,1 3,0 6,2 4,2 6,3 4,6 9,9 10,7 |
7,0 5,7 7,0 6,9 6,4 6,0 14,6 15,1 |
3,89 28,50 4,38 34,50 4,57 12,00 2,66 3,15 |
1,15 1,90 1,13 1,64 1,02 1,30 1,48 1,43 |
Для защиты национальной обрабатывающей промышленности в развитых странах используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин. То есть ставки таможенных пошлин увеличиваются при переходе к следующей стадии производства и обработки товара, которые относятся к одной технологической цепочке. Так, например, импорт сырья осуществляется беспошлинно или под низкий тариф, а вот ставка пошлин на полуфабрикаты и готовые изделия увеличивается.
Глава 3. Особенности тарифного регулирования внешнеторговой
деятельности Российской Федерации
Внешнеэкономическая политика РФ отражает сложную и противоречивую ситуацию в стране. Увеличение в промышленном производстве доли ТЭК и металлургии и уменьшение доли машиностроения и отраслей, работающих на внутренний рынок в процессе адаптации к новым рыночным условиям, связано с востребованностью продукции базовых отраслей на внешнем рынке и неспособностью отечественных производителей потребительских товаров выдерживать зарубежную конкуренцию даже внутри страны. Материально-техническая база народного хозяйства РФ не обновлялась в последние годы. Ухудшилась техническая оснащенность аграрного сектора, выбытие машин покрывается вводом лишь на 10-15%.
Невысокий уровень технико-экономического развития, низкая конкурентоспособность большинства отраслей отечественной промышленности и наличие излишков добываемых природных ископаемых способствует тому, что Россия в международном товарообмене все более закрепляется в качестве поставщика сырья и потребителя готовой продукции. Структура российской внешней торговли полностью соответствует сложившемуся состоянию производственного потенциала страны19.
Главная цель государственного регулирования внешней торговли - повышение эффективности внешнеэкономических связей, что должно способствовать реальному переходу к рыночной экономике и обеспечить национальную безопасность. Основные принципы регулирования РФ:
1) продолжающаяся либерализация внешнеэкономической деятельности путем дальнейшего расширения ее участников;
2) сокращение административных методов регулирования, а также отмена квотирования и лицензирования по основной товарной номенклатуре;
Одной из отрицательных
особенностей внешнеэкономической
политики РФ является то, что многие
важные шаги по ее формированию и реализации
сделаны под давление МВФ, МБРР и
других международных валютно-
С учетом сложности ситуации России на мировом рынке важнейшим элементом внешнеторговой политики служит усиление государственной поддержки внешнеэкономической деятельности через государственное финансирование национального экспорта и прямое участие государства во внешнеэкономических операциях.
Структура отечественного экспорта имеет ярко-выраженный топливно-сырьевой характер21. Так доля минеральных продуктов в общей сумме продаж выросла с 40% в 1998году до 60% в 2003году. В последнее время также укрепились позиции черных и цветных металлов (70% национального экспорта). Высока концентрация экспорта топливно-сырьевых товаров, что делает экономику России очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. В условиях усиления международной конкуренции становиться актуальной роль государства в повышении конкурентоспособности промышленности и экономики в целом.
Основными мерами государственного регулирования развития экспорта промышленной продукции являются:
1) поддержка торгово-политическими мерами (создание условий для экспорта товаров на основе заключения дву- и многосторонних соглашений);
2) меры налогового регулирования внешней деятельности;
6) реализация программы льготного финансирования производств, ориентированная на пополнение экспортных ресурсов.
Главным составляющим для государственного регулирования внешней торговли РФ является программа, нацеленная на расширение производства имеющихся природных ресурсов: энергоносителей, черных и цветных металлов и сплавов, а также редкоземельных элементов, продукции лесоперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности. Программа должна предусматривать меры по повышению коммерческой эффективности национального экспорта путем углубления степени переработки экспортируемой сырьевой продукции, повышения ее качества.
Объемы и товарная структура российского импорта в настоящее время не полностью соответствует реальным потребностям социально-экономического развития страны. Основной товарной группой импорта являются машины и оборудование, часть стоимости импорта приходится на продовольствие. Особенностью импортной политики России является высокий уровень открытости российского рынка. Не существует количественных ограничений на ввоз на внутренний рынок, за исключением продукции, подпадающей под режим государственного контроля: вооружение, ядерные технологии.
Одним из основных средств регулирования внешнеторговых операций признаются экономические механизмы и таможенно-тарифные средства, призванные защищать национальное производство от иностранной конкуренции.
Оптимизация товарной структуры импорта должна базироваться на строгой селекции ввозимой продукции, исходя из ее значимости, обоснованности объемов технических и качественных параметров с целью сокращения ввоза товаров не первой необходимости, а также защиты национального производства от иностранной торговой экспансии. Эти мероприятия необходимы по крайней мере в период восстановления национальной экономики22.
К первостепенным задачам тарифной политики относятся: