Регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование направлений государственного регулирования внешней торговли и особенности тарифных методов в Российской Федерации на современном этапе.
К основным задачам работы относятся:
- выявление основных типов и тенденции государственного регулирования внешней торговли в современной мировой экономике;
- анализ имеющихся у правительства инструментов государственного регулирования внешней торговли;
- рассмотрение сущности тарифного регулирования внешней торговли;
- определение особенностей и перспектив государственного регулирования внешней торговли в РФ на современном этапе экономического развития.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……………стр. 3
Глава 1. Типы и тенденции государственного регулирования внешней торговли в мировом хозяйстве ……………………………………………стр. 7
Глава 2. Использование тарифного регулирования в практике современной международной торгов-ли…………………………….………………..стр. 18
Глава 3. Особенности государственного регулирования внешней торговли в Российской Федера-ции………………………………………………......стр. 29
Заключение ……………………………………..……………….…. стр.38
Список использованных материалов ……..………………..…….. стр. 44
Приложения ……………………………………………….………. стр. 46

Файлы: 1 файл

регулирование внешней торговли.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)
  1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ,
  2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров,
  3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления в РФ,
  4. защита от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,
  5. обеспечение эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Таможенная политика является частью внешнеэкономической политики государства и представляет собой систему мер, правил, которые регулируют движение через таможенную границу товаров, капиталов, услуг, трудовых ресурсов. Основой таможенной политики является законодательство страны, организация таможенных союзов, свободных таможенных зон и т.д. Сильным толчком в улучшении законов и правил в таможенном законодательстве РФ стала задача вступления России в ВТО. Одним из основных шагов в этом направлении стало принятие Таможенного кодекса в 2003 г., который содержит максимально возможные акты и нормы таможенного дела.

Таможенное регулирование  относится к ведению РФ, оно  носит исключительный характер23. Федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания РФ24. Законодательство в таможенной сфере представлено актами федерального уровня, так как таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению федеральных органов государственной власти. Источниками таможенного регулирования в России являются:

1) Конституция РФ,

2) Таможенный Кодекс  РФ;

3) ФЗ «О таможенном  тарифе» (от 21 мая 1993 г.),

4) ФЗ «Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 1998 г.),

5) ФЗ «О мерах по  защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (от 14 апреля 1998 г.),

6) ФЗ «О специальных  защитных, антидемпинговых и компенсационных  мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г.),

7) ФЗ «О вывозе и  ввозе культурных ценностей» (от 15 апреля 1993 г.),

8) ФЗ «О валютном  регулировании и валютном контроле»  (от 10 декабря 2003г.),

9) ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» (от 8 января 1998 г.),

10) Уголовный кодекс  РФ,

11) Кодекс РФ об административных  правонарушениях.

С появлением ТК РФ участникам внешнеэкономической деятельности стало выгодно заниматься внешней  торговлей. ТК РФ предусматривает многие процессы и процедуры внешней  торговли и оформления товаров. Главное достоинство Таможенного Кодекса РФ заключается в том, что он не создает барьеры во внешней торговле и во многом становится документом прямого действия. Не требуются дополнительные инструкции и разъяснения, которые меняются непредсказуемо, а подчас и задним числом25.

Импортный таможенный тариф  в России выполняет разные функции:

- защита отечественного  товаропроизводителя от иностранной  конкуренции,

- поступления доходов  в государственный бюджет,

- сбалансированность  торговых и платежных операций страны.

Но при сопоставлении нашего уровня импортных пошлин с уровнями развитых стран видно, что необходимо совершенствование этого важного инструмента регулирования развития хозяйства с учетом общеэкономической политики, влияния импортных пошлин на внешнюю торговлю. Решением проблемы стало бы формирование таможенно-тарифного режима в России, благоприятствующего повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Необходимо разрабатывать  новую методологию и порядок  применения таможенного тарифа с  учетом использования дифференцированных ставок таможенных пошлин. Также следует совершенствовать систему применения тарифных преференций в отношении ввоза товаров.

Таможенная политика России связана с задачей экономической  безопасности. Существуют некоторые факторы, которые угрожают безопасности страны: возрастающая зависимость от импорта многих потребительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования; преобладание в экспорте сырьевых товаров и потеря традиционных рынков сбыта машинотехнической продукции; попытки западных стран установить контроль над российским рынком стратегически важных товаров.

В последнее время  в таможенно-тарифном регулировании  активно видна фискальная роль. В 1995-2006 гг. доля от уплаты таможенных платежей в доходную часть бюджета постоянно увеличивается. Сейчас она составляет около 35%.

Предложения по унификации тарифа и снижению абсолютного размера  ставок были рассмотрены Правительством РФ еще в 1999 г. А корректировка ставок пошлин в части унификации и снижения уровня налогообложения была завершена в конце 2000г. Так, например, были снижены ставки на жемчуг, драгоценные камни с 29,6% до 19,7%, ставки на машины и оборудование изменились с 13,51% на 8,7%, а также на оружие с 30 до 20%.

Сегодня важным вопросом является активизация ввоза в Россию технологического оборудования из-за износа основных фондов на большинстве российских предприятий. Поэтому существует необходимость снижения таможенных пошлин на импортируемые технологическое оборудование.

С 2001 г. были снижены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении 400 наименований оборудования. С 2002 г. вступили в силу уменьшенные до 5% ставки пошлин на станки для обработки дерева, что способствует развитию деревообрабатывающей промышленности.

К основным направлениям деятельности по регулированию ставок таможенных пошлин следует отнести:

- соблюдение принципа  эскалации таможенного тарифа, т.е.  ставки ввозных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье;

- необходимость обложения  минимальными ставками ввозных  пошлин технологического оборудования, производство которых отсутствует в РФ.

Одним из важных направлений  деятельности в тарифном регулировании является корректировка специфических составляющих комбинированных ставок, применяемых в отношении ряда товаров в целях обеспечения адекватности абсолютных размеров таможенной пошлины, рассчитываемой по адвалорной и специфической составляющим ставок. Применение комбинированных ставок важно, так как они наиболее эффективны для борьбы с занижением причитающихся к уплате сумм таможенных платежей за счет умышленного занижения таможенной стоимости товара. Для того, чтобы понять, как изменяется тарифная политика в России, можно проанализировать данные 1997-2004 гг.

Динамика стоимости  экспортных и импортных операций. Эффективность экспортного и импортного тарифа России26.

 

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

  1. Вывозная пошлина (экспорт), млн. руб.
  2. Ввозная пошлина (импорт), млн. руб.
  3. Стоимость эксп. операций, млрд. долл.
  4. Стоимость импортных операций, млрд. долл.
  5. Среднее фактическое обложение импорта
  6. Среднее фактическое обложение экспорта

---

 

 

30,166

 

 

68,4

 

 

38,8

 

 

 

13%

 

---

--

 

 

30,363

 

 

57,6

 

 

32,3

 

 

 

13%

 

---

31,253

 

 

61,758

 

 

61,1

 

 

21,8

 

 

 

11%

 

3%

166,486

 

 

63,150

 

 

89,3

 

 

22,3

 

 

 

9%

 

6%

224,8

 

 

104,0

 

 

86,2

 

 

30,1

 

 

 

12%

 

9%

194,7

 

 

128,7

 

 

90,2

 

 

35,8

 

 

 

12%

 

7%

294,8

 

 

158,0

 

 

126,2

 

 

52,2

 

 

 

10%

 

8%

655,6

 

 

204,0

 

 

181,5

 

 

75,6

 

 

 

10%

 

3%


 

По таблице видно, что  среднее фактическое обложение  импортных товаров было равно 11%, т.е. каждый товар облагался таможенной пошлиной 11%, а в 2004 г. - 10%, сопоставляя эти значения со средненоминальным значением тарифа совпадают. Снижение среднего уровня пошлин произошло за счет сокращения ставок тарифа, потерявших свое торгово-политическое значение, и это снижение не затронуло систему протекционизма страны.

В Российской Федерации  существует предоставление преференций. При осуществлении торгово-политических отношений России с другими государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин или установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров27.

С февраля 1999 г. Россия предоставляет преференции странам СНГ по договору «О таможенном союзе и едином экономическом пространстве», который подписали Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Белоруссия. Товары, происходящие из развивающихся стран, пользуются системой преференций в РФ, если: 1) страна попадает в перечень развивающихся стран - пользователей преференций, 2) страна попадает в перечень наименее развитых стран-пользователей преференций, 3) товар попадает в список товаров, на который распространяется преференциальный режим.

Россия имеет режим  наибольшего благоприятствования  с более чем 130 государствами, а  также с ЕС и Европейским сообществом  по атомной энергии.

Перечень развивающихся  стран – пользователей схемой преференций РФ включает 100 стран. Среди пользователей преференций в России выделяют наименее развитые страны. В настоящее время в список таких стран входят около 40 государств Азии, Африки и Латинской Америки.

При вывозе товаров льготы предоставляются в отношении28: продукции собственного производства предприятия с иностранными инвестициями в установленных случаях, товаров для сооружения объектов за рубежом в рамках межправительственных соглашений, экспортных товаров для федеральных нужд.

Развитие внешней торговли РФ не может проходить без ее государственного регулирования. Государство ставит перед собой различные задачи по увеличению рынка сбыта, развитию торговых отношений с разными странами. Для того, чтобы сохранять стабильное экономическое положение и конкурентоспособность России, используются разные методы, среди которых немалую роль занимает тарифное регулирование внешней торговли.

 

Заключение

 

 

Экономическая ситуация в государстве может быть различна. И изменение ее в лучшую сторону может осуществляться за счет государственного регулирования внешней торговли. Так как именно благодаря тарифному и нетарифному регулированию можно контролировать уровень экспорта и импорта, уровень притока капитала за счет торговли товарами.

Основной задачей при  определении принципов государственного регулирования является помощь экспортерам в вывозе продукции , сделав их товары более конкурентными на рынке. Другой задачей может быть ограничение импорта, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Для достижения той или иной задачи государства используются различные методы регулирования внешней торговли: тарифные, нетарифные, финансовые и др. методы, а также различные инструменты внешнеторгового регулирования в зависимости от используемого метода: таможенные пошлины, таможенные тарифы, квотирование, лицензирование и т.д.

Теоретически главным  методом регулирования внешней  торговли можно считать тарифный метод, построенный на системе таможенных тарифов, таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную территорию того или иного государства. Таможенный тариф способствует защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулирует структуру экспорта и импорта, а также обеспечивает доход в государственный бюджет.

Существуют различные  мнения по поводу необходимости и полезности использования тарифных методов регулирования международной торговли. С одной стороны, тарифы замедляют экономический рост, приводят к увеличению налогового бремени. С другой же стороны, тариф – это защита отраслей и производителей, это средство стимулирования своих производителей, а также доход в бюджет.

Одностороннее введение тарифов часто является причиной развязывания торговой войны, что подрывает  стабильность международной торговли. Торговые партнеры стран, которые применяют импортные тарифы в одностороннем порядке для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют ощутить на себе ответные тарифные санкции, которые могут затронуть основные товары их экспорта. Обычно, такая ситуация приводит к длительному процессу действия – противодействия, а результатом являются переговоры по согласованию тарифов данных стран.

Тариф также приводит к увеличению налогового бремени  на потребителей, которым приходиться покупать импортные и местные товары по более высоким ценам. Часть доходов потребителей в данной ситуации идет в государственный бюджет. Импортные тарифы приводят к общему повышению уровня цен на товары, а также к увеличению стоимости жизни.

Использование тарифного  метода регулирования международной  торговли влечет за собой проблемы, связанные с экспортом товаров. Дело в том, что часть экспортных товаров включает в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции. Она становится менее конкурентоспособной на мировом рынке. Также тариф, сокращая импорт, являющийся экспортом другой страны, уменьшает ее экспортные доходы и снижает возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, это ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости.

Информация о работе Регулирование внешней торговли