Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:05, курсовая работа
Целью данной работы является исследование направлений государственного регулирования внешней торговли и особенности тарифных методов в Российской Федерации на современном этапе.
К основным задачам работы относятся:
- выявление основных типов и тенденции государственного регулирования внешней торговли в современной мировой экономике;
- анализ имеющихся у правительства инструментов государственного регулирования внешней торговли;
- рассмотрение сущности тарифного регулирования внешней торговли;
- определение особенностей и перспектив государственного регулирования внешней торговли в РФ на современном этапе экономического развития.
Введение ……………………………………………….……………стр. 3
Глава 1. Типы и тенденции государственного регулирования внешней торговли в мировом хозяйстве ……………………………………………стр. 7
Глава 2. Использование тарифного регулирования в практике современной международной торгов-ли…………………………….………………..стр. 18
Глава 3. Особенности государственного регулирования внешней торговли в Российской Федера-ции………………………………………………......стр. 29
Заключение ……………………………………..……………….…. стр.38
Список использованных материалов ……..………………..…….. стр. 44
Приложения ……………………………………………….………. стр. 46
Введение тарифов ведет к сокращению общего уровня занятости, так как защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих конкурирующие с импортом товары, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться достаточным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.
Однако тарифный метод
регулирования внешней торговли
имеет много положительных
Тарифная политика направлена на изъятие дополнительных средств в бюджет. В данном контексте тариф является источником бюджетных доходов. Этим методом часто пользуются развивающиеся страны и страны с переходной экономикой (в т.ч. Российская Федерация). В России доходы от таможенных пошлин составляют до 40% доходной части бюджета. Однако использовать импортные тарифы как главный источник доходов в бюджет можно до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа начнет производить аналог импортной продукции, на которую он накладывается. Тариф как самый важный источник доходов в бюджет необходим для развивающихся стран, у которых нет или недостаточно развиты другие средства формирования бюджета.
Но, пожалуй, основной задачей тарифного метода регулирования внешней торговли является защита национальной безопасности, международного престижа страны. Предположение о национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах (например, в США на нефть в 1959-1973 гг.).
Существует ряд положительных
и отрицательных качеств
Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет фискальную и балансировочную роль. К аргументам против таможенных тарифов относятся снижение уровня экономического благосостояния страны, торговые вые войны, тяжелое налоговое бремя для налогоплательщиков. В то же время существует достаточно аргументов за введение таможенных тарифов, которые способствуют увеличению доходов в бюджет государства, защите неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулированию отечественного производства, а также защите национальной безопасности.
Что касается Российской Федерации, то в качестве важнейших инструментов такого механизма используются импортный таможенный тариф и внутренние налоги на импортные товары, нетарифные методы регулирования импорта и экспорта, технические барьеры, меры поддержки экспорта, единый курс национальной валюты по внешнеэкономическим операциям, таможенный контроль.
Сфера внешнеэкономической деятельности РФ ориентирована на свободную торговлю, она не является государственной монополией. Различные организации свободно выбирают рынки и партнеров по сделкам и самостоятельно отвечают за результаты операций. Для более эффективного включения России в систему международной торговли государство направляет свои силы на повышение конкурентоспособности отечественных производителей, концентрирует усилия в управлении предприятиями на выпуске продукции, которая сопоставима с иностранными товарами по качеству, ценам и издержкам.
Необходимым для России
является обеспечение эффективности
системы государственной
Государственные органы РФ должны создавать защитные меры и поддерживать национальных производителей. Необходимым является разработка новой методологии и порядка применения таможенных методов регулирования внешней торговли, а также совершенствовать систему применения тарифных преференций в отношении товаров.
Для обеспечения защиты
и поддержки национального
Процесс оптимизации российской модели государственного регулирования внешнеэкономических связей включает:
- открытие внутреннего
рынка для иностранных
- обеспечение правовых
и экономических гарантий
- ориентация технической, промышленной политики на мировые стандарты;
- сближение российского
хозяйственного права с
- применение средств
и методов регулирования
- поддержка российских экспортеров на внешних рынках.
К основным задачам России относятся курс на дальнейшую либерализацию внешней торговли и интеграцию экономики в мировое хозяйство, поддержка российских производителей через регулирование иностранной конкуренции ни внутреннем рынке за счет таможенных и нетаможенных методов. Для их достижения используются такие меры как стимулирование экспорта РФ, поддержка международной признанной системы сертификации и контроля качества экспортируемой продукции, последовательное снижение импортных закупок зерна и других видов продовольствия, совершенствование системы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности для превращения экспортных и импортных тарифов в действенный инструмент политики, признанный обеспечить оптимальный уровень иностранной конкуренции на внутреннем рынке, нейтрализовать преимущества иностранных фирм.
Список использованной литературы
Абрамов Л.В. Мировая экономика. - М., 2004.
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М., 2001.
Барковский А.Н.; Алабян С.С. Прогноз развития внешней торговли РФ на период до 2025 года // Внешнеэкономический бюллетень. - №12. – 2003.
Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М.,2004.
Булатов А.С. Мировая экономика. - М., 2001.
Бурмистров В.Н. Особенности внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе // Внешнеэкономический бюллетень. - №7. - 2002.
Киреев А. Международная экономика. - М., 2003.
Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. - М.- Новосибирск, 2001.
Драганов В.Г. Российская таможенно-тарифная система: назначение, особенности и недостатки. - С.-Петербург, 2001.
Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика. - М.,2004.
Наговицин А.Г. Внешняя торговля. - М., 1999.
Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки. - Новосибирск, 1998.
Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное
регулирование внешнеэкономичес
Управление
Шуркалина А.К., Цыпина Н.С. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. - М., 2002.
Халевинская Е.Д. Мировая
экономика и международные
Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика. - М.,2005.
Электронные источники:
http://base.consultant.ru/
http://www.economy.gov.ru/wps/
http://www.exportsupport.ru/
ttp://www.gks.ru/wps/portal/!
Приложения
Приложение 1.
Классификация инструментов торговой политики государства29
Методы |
Инструменты | |
Тарифные |
Таможенные пошлины, Тарифная квота | |
Нетариф ные |
Количественные |
Квотирование, Лицензирование, «Добровольные ограничения» |
Скрытые |
Госзакупки, Требование о содержании местных компонентов, Технические барьеры, Налоги и сборы | |
Финансовые |
Субсидии Кредитование Демпинг |
Квота (контингент) - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.
Лицензирование - регулирование
внешнеэкономической
Количественные ограничения - добровольное ограничение экспорта поставщиков. Это обязательство одного из партнеров ограничить или не расширять объем экспорта, согласованный в рамках официального соглашения или неофициального соглашения об установлении квот на поставки товаров.
Демпинг - представляет собой понижение цен на товары для определенной страны. Т.е. экспортирующая фирма продает товары на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на других, при этом значительно дешевле, чем на отечественном, внутреннем рынке. Демпинг имеет место тогда, когда на одном национальном рынке производитель обладает большей монопольной силой, чем на других, т.е. речь идет о поддержке монополиста, выходящего на внешние рынки. В условиях жесткой конкуренции монополий на мировом рынке такая поддержка очень важна и нужна как государству, так и монополиям.
Существенную роль в регулировании государством внешней торговли играют методы скрытого протекционизма. К ним относятся:
3) политика в рамках государственных закупок, которая требует от государственных органов покупать определенные товары только у национальных фирм, даже не смотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
К финансовым методам торговой политики государства относятся:
1) субсидии - денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
2) экспортное кредитование - метод финансовой тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.
Приложение 2.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)30
Часть 2. Статья XII. Ограничения в целях обеспечения
равновесия платежного баланса
1. Несмотря на положения параграфа 1 ст. XI, любая Договаривающаяся Сторона в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса может ограничить количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту, с соблюдением положений нижеследующих параграфов настоящей статьи.
2. a) Импортные ограничения, устанавливаемые, сохраняемые или усиливаемые Договаривающейся Стороной, согласно настоящей статье, не должны быть более значительными, чем это требуется для того, чтобы:
i) предотвратить
неминуемую угрозу серьезного
сокращения ее валютных резерво
ii) в том случае,
когда речь идет о
В обоих случаях
следует уделить должное