Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 05:04, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая тема, на мой взгляд, актуальна сегодня, т.к. производство возможно только при введении в процесс всех факторов. Производство определенной вещи или услуги требует определенного набора факторов, но главными из них являются земля, труд и капитал. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга, отсутствие одного из них ведет к нарушению системы и делает невозможным производственный процесс.

Содержание работы

Введение

Глава I. Сущность и особенности функционирования рынков факторов производства

1.1 Рынок земли

1.2 Рынок труда

1.3 Рынок капитала

Глава II. Развитие рынков факторов производства в Казахстане

2.1 Земельный рынок и его характерные особенности

2.2 Особенности рынка труда в Республике Казахстан и его регионах

2.2 Особенности формирования рынка капитала

Глава III. Направления по совершенствованию регулирования рынков факторов производства в республике Казахстан

3.1 Земельная реформа: реальность и перспективы

3.2 Пути решения проблемы на рынке труда (безработица) в Республике Казахстан

3.3 Системное реформирование рынка капитала в Республике Казахстан

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

 

Подготовлены "Правила  организации деятельности центров  социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места  жительства", в соответствии с  которыми в настоящее время действуют 10 центров социальной адаптации  в городах Шымкенте, Жамбыле, Караганде, Жезказгане, Темиртау, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Атырау, Павлодаре, Актау.

2.2 Особенности формирования  рынка капитала 

 

Рынки капиталов - это группа взаимосвязанных рынков, на которых  формируется спрос, предложение  и цены на финансовые инструменты, в  том числе те, базовым активом  которых являются энергетические и  товарно-сырьевые ресурсы, а также  происходит перераспределение свободных  денег инвесторов в пользу тех  субъектов, которые имеют в них  нужду.

 

Рынки капитала включают в  себя рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и других финансовых инструментов (кроме  инструментов денежного рынка).

 

Министр финансов Республики Казахстан Зейнулла Какимжанов видит спасение финансового рынка страны в срочном создании рынка капитала.

 

Темпы роста активов этих фондов намного опережают его  инвестиционные возможности, для Казахстана это действительно ключевая проблема. И это, замечу, при том, что у нас еще остается очень большой рынок нелегальной заработной платы. Со следующего года мы собираемся очень строго следить за легализацией заработной платы и своевременным перечислением ее на индивидуальные счета. Даже страшно: что пенсионные фонды будут делать с этими деньгами!?

 

Какой же, по-вашему, выход?

 

Выход один - создавать в  Казахстане рынок капитала. Направлений  несколько. Первое - нужно больше крупных  и средних компаний, которые бы и способствовали формированию такого рынка. Второе - правительство должно сдвинуть с мертвой точки процесс  привлечения портфельных прямых инвестиций в капитал крупных  проектов. Президент Нурсултан Назарбаев  провозгласил создание крупного инвестиционного  фонда. Я считаю, что этот фонд мог  бы сдвинуть рынок. Третье - интенсивнее  развивать в Казахстане рынок  облигаций.

 

Если же мы в Казахстане не создадим нормальные условия для  рынка капиталов, эти деньги будут  уходить из страны, потому что в  тех странах, которые нас окружают, доходность выше. Сегодня еще есть определенные ограничения по структуре  активов пенсионных фондов, по их размещению. Эти ограничения мешают развитию финансового рынка, и фонды требуют  его большей либерализации. В  случае, если рынок капитала мы не создадим сами, эти деньги будут перемещаться в наиболее выгодный рынок - российский.

 

Рынки капиталов в Республике Казахстан развиваются дискретно  и фрагментарно, недостаточно выполняют  основные свои функции - сосредоточивание спроса и предложение инвестиционного  капитала, формирование справедливых рыночных цен, использование финансовых инструментов для обеспечения развития экономики.

 

На рынках капитала собрались  проблемы, которые требуют неотложного  разрешения. В первую очередь это  касается развития инфраструктуры рынков капитала, сосредоточивание заключения договоров купли-продажи ценных бумаг на фондовых биржах и других организаторах торговли ценными  бумагами, развития Национальной депозитарной системы, усовершенствования механизма  защиты прав инвесторов и системы  раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выпуска и обращения финансовых инструментов.

 

Рынки капитала Республики Казахстан  существенно отстают за среднестатистическими  показателями от соответствующих показателей  Российской Федерации, Польши и Венгрии. Соотношение капитализации рынка акций к внутреннему валовому продукту в 2006 году в этих странах составляет 69%, тогда как в Республике Казахстан - 41,6%. Республика Казахстан имеет все объективные условия для динамического вступления к цивилизованным рынкам капитала, но те проблемы, которые постоянно возникают из-за несовершенствования и бессистемности реформ, значительных недостатков в правовом обеспечении развития рынка ценных бумаг и других финансовых инструментов создает негативное влияние на экономическое состояние страны, отражаются на формировании экономической политики и финансовой безопасности государства.

 

Основными причинами отставания национальных капиталов являются:

 

l отсутствие скоординированной государственной политики, направленной на изменение рынков капитала в один их главных механизмов реализации инвестиционного потенциала национальной экономики;

 

l несовершенство законодательства, которое регулирует деятельность на рынках капитала;

 

l недостаточно сформированная инфраструктура рынков капитала;

 

l низкий уровень торговой активности на отечественном рынке акций вследствие того, что контрольные пакеты акций принадлежат большим владельцам, которые не заинтересованы в дополнительных их выпусках;

 

l отсутствие должной концентрации торговли ценными бумагами и другими финансовыми инструментами в системе биржевой торговли.

 

Таким образом, на данном этапе  рынок капиталов не достаточно развит. Однако государство создало программу  модернизации рынков капитала, которая  должна помочь в их развитии. Альтернативными  вариантами формирования рынков капитала после воплощения в реальность могут  быть:

 

l вариант пассивной государственной политики, который предусматривает невмешательство государства в развитие рынков капитала и предоставления приоритета законам рынка;

 

l вариант вовлечения иностранных денег, который предусматривает открытие рынка для притока иноземного финансового капитала без всяческих законодательных ограничений на развитие в РК иностранными инвесторами современных технологий и институций;

 

l вариант, который предусматривает активное участие государства в регулирование развития рынков капитала и даст возможность обеспечить конкурентоспособность национальной экономики и ее развитие.

 

Наиболее приемлемым является третий вариант. [21], [см. ПРИЛОЖЕНИЕ1].

 

 Глава III. Направления  по совершенствованию регулирования  рынков факторов производства  в республике Казахстан 3.1 Земельная  реформа: реальность и перспективы 

 

Анализировать земельную  реформу как правовую категорию  лучше всего путем определения  этого понятия. В специальной, в  том числе юридической литературе, среди практиков и на наших  уровнях правовой деятельности встречаются  разные подходы к пониманию земельной  реформы. Приведу некоторые из них:

 

l земельная реформа как составляющая аграрной реформы;

 

l земельная реформа как реформирование отношений собственности на землю;

 

l земельная реформа как качественное правовое урегулирование земельных отношений;

 

l земельная реформа и реформирование в отрасли охраны окружающей природной среды;

 

l земельная реформа как комплекс мероприятий, направленных на изменение земельных отношений;

 

l земельная реформа как составляющая экономической, экологической и правовой реформы. [15, с.30]

 

Задача современной земельной  реформы отвечают четырем основным направлениям реформирования, т.е. четырем  направлениям деятельности государства  в лице уполномоченных им органов  и других субъектов по изменению  земельных правоотношений и правовых норм, которые их регулируют. (Реформа - это изменение состояния общества и условий его жизнедеятельности  путем изменяемой деятельности государственного аппарата, что по сути является государственным управлением). Такими направлениями являются экономическое, экологическое, институционно-функциональное и правоорганизационное. [16, с.15]

 

Общей основой идеологии  и методологии совершенствования  земельных отношений и проведения земельной реформы стала необходимость  включения земель в рыночную экономику, т.е. платное землепользование (налоги и арендные платежи), использование  земель в сделках (купля-продажа, залог, дарение, право на обмен) и переход  к различным формам собственности.

 

Земля как объект недвижимости должна иметь стоимость, землепользования должно быть плановым (налог и арендные платежи), войти в уставный фонд производства.

 

Земельная реформа в Казахстане проводиться с 1989 г. по следующим  основным направлениям:

 

изменение характера земельных  отношений;

 

новые подходы к платности  землепользования;

 

введение земельного рынка;

 

образование новой системы  землепользователей;

 

формирование новой структуры  использования сельскохозяйственных земель.

 

По темпам и методам  преобразования земельных отношений  в республике можно выделить 4 этапов.

 

Первый этап характеризуется  длительным преобразованиями в области  земельных отношений в 1989-1993 гг., когда были приняты важные законодательные  акты: "О крестьянском хозяйства " (1990г.), "Земельный кодекс Республики Казахстан" (1991 г.), "О земельной реформе в РК" (1991 г.), "О земельной налоге" (1991 г.). Действие их на практике обеспечило передачу земель в ведение местной административной власти в соответствии с их компетенцией, определенной республиканским законодательством. Было положено начало перераспределению сельскохозяйственного земельного фонда республики в процессе формирования разнообразных форм хозяйствования, для которых создали необходимые организационные, экономические и социальные условия. Негосударственная форма сельскохозяйственных предприятий к концу 1995 г. стала преобладающей и по удельному весу земель занимала 78%, а по числу землепользователей 99,8%.

 

Земельный кодекс провозгласил все земли государственной собственностью республики. Новыми положениями в  нем были введение права пожизненного наследуемого владения земельными участками, предоставленными для организации  крестьянского хозяйства, личного  подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, дачного строительства и т.д.

 

Землевладельцы и землепользователи, производящие сельскохозяйственную продукцию, наделены правами самостоятельного хозяйствования на земле. Они могли  по своему усмотрению распоряжаться  произведенными товарами и доходами от их реализации, использовать плодородный  слой и имеющиеся на земельном  участке полезные общераспространенные ископаемые, возводить жилые и  производственные сооружения, сдавать  земельный участок в аренду, получать компенсацию затрат на повышение  плодородия земли в случаях ее изъятия для государственных  нужд.

 

Закон "О земельном налоге" создал законодательную базу для  введения платы за землю в форме  земельного налога, базовые ставки которого установлены в зависимости  от качества, местоположения, водообеспеченности земельного участка, но не зависят от результатов хозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

Начальный этап имел не только положительные, но и отрицательные  моменты. Многие фермерские хозяйства  создавались формально, чтобы получить налоговые льготы, дешевые кредиты, сохранить земли и отчитаться о приватизации своего бывшего предприятия. В таких хозяйствах не происходило каких-либо изменений в производственно-экономическом механизме. Спешка привела к тому, что крестьяне, выйдя из государственных агрообъединений для создания фермерских хозяйств, получили на свои паи все имущество и землю, а оставшееся хозяйство не могло нормально функционировать и, наоборот, общехозяйственная производственная инфраструктура стала недоступной или труднодоступной для самостоятельных товаропроизводителей.

 

Необходимо было ликвидировать  существующие недостатки и дальше развивать  земельные отношения на новом  этапе преобразований. В 1994-1995 гг. активизировалась работа по реформированию госсельхозпредприятий в негосударственные формы собственности. Этим событием знаменуется 2 этап развития земельных отношений. Указы Президента Республики Казахстан "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" и "О дальнейшем совершенствовании земельных отношений" (апрель 1994 г.) поддержали фактический передел и юридическое оформление прав на землевладение, и аренду земли. В республике впервые был введен институт купли-продажи права землепользования, тем самым земля была вовлечена в рыночные отношения.

 

Положительным моментом развития земельных отношений на втором этапе  является то, что роль земельных  паев в формировании собственности  усилилась: расширялись права по распоряжению ими.

 

За анализируемый период выявились и негативные моменты  в развитии земельных отношений - были разрушены сложившиеся на протяжении многих лет системы севооборотов, отсутствие материально-технической  базы привело к появлению неиспользуемых и нерационально используемых земель. Наметилась тенденция перехода к  натурально-потребительскому хозяйству, даже в бывших экономически сильных  формированиях начали усиленно развиваться  личные подсобные хозяйства, а имеющиеся  земельные паи стали использоваться для производства кормов личному  скоту и под огороды. Общественное животноводство свертывается и частично перемещается в частный сектор. Энергоносители, запчасти и другие материалы поступают  в порядке бартерного обмена. Многими  предприятиями руководят бывшие специалисты хозяйств, которые, пользуясь  своим служебным положением, получили в собственность активную часть  техники и лучшие земли. Происходит натурализация системы распределения - продуктами выдается не только заработная плата, но и дивиденды по имущественным  и земельным паям.

 

Анализ земельных отношений  двух пройденных этапов показал, что  передел сельскохозяйственных угодий посредством наделения тружеников села земельными паями, включение земли  в рынок не обеспечивают эффективного ведения сельскохозяйственного  производства. Основная причина этого негативного момента - отсутствие экономического механизма регулирования земельных отношений.

 

В декабре 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О земле", предусматривающий государственную  и частную собственность на землю  и положивший начало третьему этапу  реформирования земельных отношений. Указ решил одну из острейших проблем, препятствовавших проведению активной инвестиционной политики в производство. Он определил пределы и условия  передачи земель в частную собственность  граждан и юридических лиц  и открыл дорогу к земельному рынку. По мнению ряда специалистов из ближнего и дальнего зарубежья, Указ в значительной мере интегрирован в мировую законодательную  систему, касающихся земельных отношений, и имеет большие демократические  начала.

Информация о работе Рынки факторов производства