Рынки факторов производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 05:04, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая тема, на мой взгляд, актуальна сегодня, т.к. производство возможно только при введении в процесс всех факторов. Производство определенной вещи или услуги требует определенного набора факторов, но главными из них являются земля, труд и капитал. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга, отсутствие одного из них ведет к нарушению системы и делает невозможным производственный процесс.

Содержание работы

Введение

Глава I. Сущность и особенности функционирования рынков факторов производства

1.1 Рынок земли

1.2 Рынок труда

1.3 Рынок капитала

Глава II. Развитие рынков факторов производства в Казахстане

2.1 Земельный рынок и его характерные особенности

2.2 Особенности рынка труда в Республике Казахстан и его регионах

2.2 Особенности формирования рынка капитала

Глава III. Направления по совершенствованию регулирования рынков факторов производства в республике Казахстан

3.1 Земельная реформа: реальность и перспективы

3.2 Пути решения проблемы на рынке труда (безработица) в Республике Казахстан

3.3 Системное реформирование рынка капитала в Республике Казахстан

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 126.62 Кб (Скачать файл)

 

В рамках предприятий происходит концентрация участков в одних или  немногих руках. В значительной части  хозяйств более половины земельных  долей переходит к руководителям. В составе владельцев земельных  долей увеличивается число неработающих в сельском хозяйстве пенсионеров  и людей, занятых в других сферах экономики. Этот процесс связан с  общим старением населения.

 

Ухудшается использование  сельскохозяйственных земель и их плодородие. За период с 1991 г. по 1999 г. площади пашни  сократились в целом по республике на 6,5 млн. га, или 18,5%, посевные площади  сельскохозяйственных культур сократились  на 13,1 млн. га, или 37,5%, что было обусловлено  переходом экономики на интенсивную  форму рыночного хозяйствования. Частично этот процесс объясняется  выводом из оборота низкопродуктивных земель, не оправдывающих затрат на их возделывание. Однако в значительной степени это происходит из-за недостатка материально-технических ресурсов на обработку земли и выращивание культур. В 1,5-2 раза снизилась урожайность. Ухудшается использование орошаемых земель и их мелиоративное состояние, не обновляются ирригационные системы. Не соблюдаются севообороты, не разрываются проекты землеустройства новых формирований.

 

Падение использования посевных площадей, отсутствие нормальных рыночных отношений по переработке и сбыту  сельскохозяйственной продукции повлекло за собой падение ВВП. Только в 2000 г. наметились тенденции роста посевных площадей, что стабилизировало сельскохозяйственное производство. Доля сельского хозяйства  в ВВП страны в 2000 году составила 8,1 %, в 2001 - 8,7 %, в 2002 - 8,8 %. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2001 году по сравнению с предыдущим годом возрос на 17,3 % (см. Приложение 3).

 

Основная цель земельной  реформы - повышение эффективности  использования земель, рост производства сельскохозяйственной продукции, улучшение  жизни людей, - к сожалению, по объективным  и субъективным причинам пройденных 3 этапов реформ не достигнута.

 

С 1996 по 2000 год рынок земли  формировался недостаточно, в рыночный оборот не вошла большая часть  земельного фонда, государство не получало достаточных отчислений в бюджет от земельного налога, арендных платежей, пошлин при операциях с землей, платежей при предоставлении земли  во владение и пользование. Это свидетельствует  о недоработках в законодательстве и нормативных документах, регулирующие земельные отношения.

 

В качестве причин неуспехов  земельной реформы 1998 г. можно отметить следующее:

 

государство и общество на начальном этапе не определилось со стратегической установкой на создание нового типа общественных отношений;

 

недостаточно продуманная  программа разгосударствления и  приватизации, допущение диспаритета цен, полное отсутствие поддержки вновь создаваемым сельскохозяйственным предприятиям;

 

бесчисленное количество законов, указов распоряжений и постановлений;

 

крайне сжатые сроки приватизации (за год, за 3 месяца до посевной);

 

отсутствие ограничений  по размерам землепользований привело  к скупке, уступке права на земельные  доли, росту класса крупных землевладельцев;

 

крестьянам не передали землю  в натуре с выделением земельного участка на плане землепользования.

 

В целях систематизации инструментов регулирования земельных отношений  выделяют следующие аспекты:

 

экономический - рента, дивиденды, аренда, земельный оборот (рынок), залог, налог;

 

правовой - владение, пользование, распоряжение;

 

экологический - порча, загрязнение, потеря плодородия, засоление, эрозия;

 

землеустроительный - размещение и размеры участков земель, рекультивация, меры по борьбе с эрозией и потерей плодородия;

 

административный - штрафы, предупреждения, санкции, изъятия.

 

С издания закона "О  земле Республики Казахстан" (24 января 2001 г.), начинается новый четвертый  этап развития земельных отношений, унаследовавший основополагающие нормы  указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О земле", от 1995 г. Самыми "достижениям" этого  закона были: замена постоянного сельскохозяйственного  землепользования на временное на условиях аренды; сокращение срока землепользования с 99 до 49 лет и запрещение передачи вторичным землепользователям своих прав в субаренду. Собственно, затраты финансовых и интеллектуальных средств не были оправданы полученным результатом.

 

Земельные отношения не могут  быть постоянными и претерпевают изменения в соответствии с реальной действительностью. Вектор их развития должен соответствовать специфике  современного бытия. А оно подразумевает, что частная собственность на сельскохозяйственные угодья - норма  рыночной экономики, а создаваемые  ею стимулы - один из факторов повышения  эффективности сельского хозяйства. В связи с этим приватизация земли  выступает основным институциональным  преобразованием, поэтому оно определяет ведущее звено аграрных реформ.

 

Реформа земельных и экономических  отношений в аграрной сфере начинает давать положительные результаты. За последние года сельское хозяйство  обрело устойчивость, заметным стал прирост  производства продовольственных товаров. За короткий период земельной реформы  сделано очень много. Прежде всего, обеспечен свободный доступ крестьян к земле, в значительной мере устранена  государственная монополия на земельные  участки, а право землепользования наделено атрибутами частного землепользования, т.е. разрешен рыночный оборот этого  права. Эволюция земельных отношений  соответствует зрелости рыночного  самосознания общества.

 

Перераспределение земель в  процессе рыночных преобразований между  различными субъектами земельных отношений  созданы предпосылки для земельного оборота и формирования рынка  земельных участков.

 

Оборот земли - важный источник повышения производительности сельского  хозяйства, так как он, благодаря  функционированию земельного рынка, т.е. осуществлению сделок с землей, включая  ее куплю-продажу, различные формы  краткосрочной и долгосрочной аренды и субаренды, обеспечивает перемещение  ресурсов к более эффективным  производителям.

 

Во многих странах дифференцируется налогообложение - в зависимости  от размеров землепользования, осуществляется контроль за ценой земли, платности сделок купли-продажи, изъятием ее в специальный фонд при бесхозяйственном и экологически опасном использовании. Эти меры блокируют ажиотажный спрос либо избыточное предложение.

 

В связи с этим на основе закона "О земле" 2001 г. Парламент  РК принимает Земельный Кодекс Республики Казахстан (20 июня 2003 г.), сохранив позитивные нормы закона "О земле", он в  более полной форме регламентирует земельные отношения в стране и открывает н6овый 5 этап реформирования земельных отношений.

 

В Кодексе включены те нормы, которые ранее регулировались многочисленными  подзаконными актами. По своей структуре  он в значительной степени превосходит  разработанные законы о земле. Складывается впечатление, что, он разработан квалифицированными отечественными специалистами, хорошо знающими как процесс законодательства, так и практику его применения. Кодекс полноценно регламентирует отношение  собственности на землю: государства, граждан, государственных и негосударственных  лиц.

 

Он определяет объекты  частного землевладения земли сельскохозяйственного  назначения, и наделять ими граждан  для развития домашнего личного  хозяйства, садоводства, дачного строительства, а также физических и юридических  лиц для товарного сельскохозяйственного  производства, научных и учебных  целей.

 

Собственником земельного участка, предназначенного для товарного  сельскохозяйственного производства, физическое или юридическое лицо может стать только после его  выкупа по цене, составляющей 10% от оценочной  стоимости земельного участка. Разрешается  выкуп в рассрочку до 10 лет. В  течении этого периода земельный участок будет находиться только на праве владения и пользования. Право распоряжения наступит только через 5 лет после выкупа земельного участка.

 

Важнейшим дополнительным источником финансирования сельского хозяйства  является развитие залоговых отношений. Кодекс дополнен статьей о порядке  залога земельных участков и прав землепользования. Критики этой нормы  усматривают в ней лишь негативные аспекты, полагая, что залогодержателями  могут быть только коммерческие банки. При такой постановке проблемы действительно  не стоит увеличивать роль ипотечного кредитования. Причин этого несколько. Во-первых, потому что банки не имеют  возможности свободно реализовывать  заложенные земли должников из-за отсутствия финансовых средств у  подавляющей массы сельского  населения. Во-вторых, не следует переоценивать  стремление банков получить в залог  сельскохозяйственные земли, ценность которых в силу убыточности сельскохозяйственного  производства невелика.

 

Наиболее распространенными  залогодержателями земли являются не банки, а крупные зерновые, финансовые компании, корпорации, перерабатывающие предприятия, располагающие финансовыми  источниками и заинтересованные в обороте. Отсутствие законодательных  ограничительных мер позволило  им сосредоточить под своим управлением  значительные площади обрабатываемых земель обанкротившихся предприятий. Они помогали крестьянам приобретать  горюче-смазочные материалы, семена, запасные части. Таким образом, они  стали интеграторами сельскохозяйственных предприятий, что в цивилизованном рынке является нормой. Другое дело, справедливо ли они делятся с  крестьянами прибылью!?

3.2 Пути решения проблемы  на рынке труда (безработица)  в Республике Казахстан 

 

Занятость и получаемый доход  оказывают непосредственное влияние  на такие составляющие уровня жизни  как полноценное питание, здоровье, образование, воспроизводство населения  и т.д. Именно низкий уровень занятости  приводит со временем к бедности, и  в группу риска стать бедными  в первую очередь попадают длительно  неработающие. Безработный и бедность ходят рядом.

 

Зададимся вопросом, что делает правительство, чтобы сократить  количество безработных в Казахстане? Первым программным документом правительства, нацеленным на снижение бедности, явилась  Программа по борьбе с бедностью  и безработицей на 2003-2002 годы, утвержденная правительством 3 июня 2003 года. Снижение уровня безработицы посредством  осуществления активной политики занятости - одна из основных целей данной программы.

 

В настоящее время разрабатывается  Концепция по снижению бедности в  Республике Казахстан на 2003-2007 годы. Обеспечение занятости населения  и снижение безработицы рассматриваются  в этой концепции как основной метод решения проблемы бедности в стране.

 

Кто же остается без работы в Казахстане? Преобладающая часть  безработных - люди в возрасте 30-44 лет. Казалось бы, самый трудоспособный возраст! Почти 29% безработных - это  молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. В  территориальном разрезе наиболее высокий процент безработных  в "нефтяных" регионах: Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областях.

 

Каковы же результаты деятельности правительства в направлении  снижения безработицы и повышения  занятости населения?

 

По информации Министерства экономики и торговли Республики Казахстан (письмо. № 1-23/6 от 07.01.2002 г.), уровень  безработицы, рассчитанный по отношению  к экономически активному населению, снизился с 13,5% в 2003 году до 9,2% в третьем  квартале 2005 года. В 2005 году создано 218 тысяч рабочих мест, Вместе с тем, темпы создания рабочих мест не сопровождаются адекватным ростом занятости населения. Меры, предпринимаемые органами по вопросам занятости, не оказывают кардинального влияния на показатели трудоустройства и снижения уровня безработицы.

 

Недостаточно эффективными и малопривлекательными как для  работодателей, так и для безработных (низкая оплата) остаются пока общественные работы, на которые возлагались большие  надежды. Недостаточен еще процент  безработных, прошедших обучение и  подготовку по вторым профессиям, - 5,7% в 2005 году.

 

Продолжается повсеместная организация курсов бухгалтеров  и экономистов, в то время как  работодатели испытывают недостаток в  высококвалифицированных кадрах рабочих  специальностей (сварщики, каменщики, плотники, слесари и др.)

 

Усиливаются признаки длительной безработицы - в 2005 году в поисках  работы каждый третий зарегистрированный безработный находился свыше  одного года.

 

Какова точка зрения работодателей  на проблему безработицы и занятости  населения? Что нужно делать?

 

Начнем с миссии нашей  организации, которая определяет основной круг ее деятельности. Миссия Конфедерации работодателей Республики Казахстан  звучит так: "Мы создаем в Республике Казахстан для работодателей  экономические и правовые условия, стимулирующие формирование новых  производств, расширение действующих  предприятий и открытие новых  рабочих мест для казахстанцев".

 

Ответ, на первый взгляд, лежит  на поверхности - основной предпосылкой сокращения безработицы является развитие экономики и обеспечение занятости  населения страны.

 

В то же время исследования, проводившиеся в мире, показали, что сами по себе экономические реструктурирование и рост недостаточны для снижения уровня бедности, хотя они и составляют важную его часть. "Для создания рабочих мест и лучших условий  для людей необходимо, чтобы стабильный экономический рост сопровождался  диверсификацией и обновлением  производства.

 

Кроме того, высокие показатели экономического роста в стране должны, наверное, сопровождаться политикой  перераспределения аккумулированных богатств, тесно связанной с проблемой  бедности (по примеру Швеции).

 

Для сокращения безработицы  в стране должен быть создан механизм поощрения предпринимателя за каждое вновь открытое рабочее место. К  сожалению, в настоящее время  стимулирование" работодателей (предпринимателей) за создание рабочих мест не задействовано. Правительство еще только". предполагает провести анализ возможностей стимулирования работодателей к созданию рабочих мест, в том числе для социально-уязвимых категорий, в частности, на предмет снижения налогового бремени за создание дополнительной занятости" (с. 19 проекта "Концепции по снижению бедности в Республике Казахстан на 2003-2007 годы").

 

В республике экономически активное население составляет 7,8 млн. человек. По найму работает 4 млн. человек. Еще 3 млн. человек считаются само занятыми. Остальные 0,8 млн. человек - это безработные! В процентном отношении они составляют 10,3% от общего числа экономически, активного  населения. Общая численность населения  в Республике Казахстан, как вы знаете, составляет 15 млн. чел.

Информация о работе Рынки факторов производства