Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:51, дипломная работа
Целью дипломной работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить современное состояние рынка ценных бумаг, проанализировав динамику его развития в рамках деятельности Казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать операции банка с ценными бумагами;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.
Таким образом, вторичный рынок в отличие от первичного является инструментом перераспределения прав собственности и не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране /4, с.131-136/.
Первичное размещение и вторичный оборот фондовых ценностей предполагает специальные формы торговли, существенным образом отличающиеся от торговли реальным товаром. По способам торговли рынок ценных бумаг подразделяется по следующим признакам:
а) организованный и неорганизованный;
б) биржевой и внебиржевой;
в) традиционный и компьютерный;
г) кассовый и срочный.
Среди указанных разновидностей важнейшим является биржевой рынок /12, с.124/, развитие которого будет подробно проанализировано в следующем разделе нашей дипломной работы.
Важным условием функционирования фондового рынка является обязательное соблюдение всеми участниками правил игры на рынке ценных бумаг, где большое значение имеет саморегулирование. Особую роль в регулировании играет фондовая биржа как наиболее развитая форма организации рынка и контроля за деятельностью всех участников биржевой торговли. Но направляющая и регулирующая роль в деятельности финансовых институтов, функционирующих на рынке ценных бумаг, отведена государственным органам. Мировая практика показала необходимость государственного регулирования фондового рынка. Она выработала формы и методы такого регулирования, сходные в основных чертах, но имеющие свои особенности в различных странах /13, с.70/.
Регулирующие органы выполняют в основном три функции, направленные на защиту инвесторов от финансовых потерь:
а) регистрация всех участников рынка ценных бумаг;
б) обеспечение всех субъектов
экономики достоверной
в) осуществление контроля и поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг.
В мировой практике государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в виде прямого и косвенного вмешательства уполномоченных органов в его функционирование.
К основным направлениям прямого вмешательства относится весь комплекс законотворческой деятельности представительных органов и органов исполнительной власти по проблемам и развитию рынка ценных бумаг. Основой законодательной инфраструктуры фондового рынка Республики Казахстан в настоящее время является Закон «О рынке ценных бумаг» от 02 июля 2005 года /7/.
Основная идеология рынка ценных бумаг, отражённая в законодательстве Республики Казахстан, заключается в следующих принципах:
а) полная и достоверная информация обо всех видах эмиссии ценных бумаг, доступная каждому потенциальному инвестору;
б) квалификация участников рынка ценных бумаг, от которых, возможно, зависит финансовое благополучие клиента.
В систему рычагов косвенного воздействия входят:
а) контроль за находящейся в обращении денежной массой и за объёмом кредитов с помощью государственного влияния на ставки ссудного процента (ставка рефинансирования);
б) налоговая политика государства;
в) выход государства на рынки ссудных капиталов (эмиссионная деятельность государства), создающий прямую конкуренцию корпорациям;
г) гарантии правительства по депозитам, кредитам, займам;
д) внешнеэкономическая политика государства (регулирование операций с иностранной валютой, золотом) /10, с.328-330/.
В настоящее время
на финансовом рынке Республики Казахстан
действует единый государственный
орган, так называемый мегарегулятор.
Им является Агентство Республики Казахстан
по регулированию и надзору финанс
В Казахстане регулирование рынка объективно необходимо: во-первых, оно напрямую связано с острой необходимостью изыскания ресурсов для финансирования неотложных потребностей как предприятий государственного сектора, так и для частных предпринимателей; во-вторых, для финансирования государственного бюджета; в-третьих, из-за формирования новых косвенных механизмов контроля за денежной массой со стороны Национального Банка Республики Казахстан.
Сотрудничество между
Таким образом, рынок ценных бумаг как инструмент рыночного регулирования играет значительную роль в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом экономики. Фондовый рынок является наиболее активной частью современного финансового рынка Республики Казахстан и позволяет реализовать разнообразные интересы его участников. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг. Наличие развитого рынка ценных бумаг влияет на эффективное развитие всего финансового сектора страны. Для существования в стране развитого рынка ценных бумаг необходимы такие его компоненты, как спрос и предложение, рыночная инфраструктура, а также системы его регулирования. Значение рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка продолжает расти.
1.2 История становления и развития рынка ценных бумаг
в Республике Казахстан
Рынок ценных бумаг в Республике Казахстан формировался и развивается учитывая как исторические традиции страны, так и опыт стран с развитой рыночной экономикой и который может развиваться только при нормальных товарно-денежных отношениях и отношениях собственности.
Экономический рост, сопровождаемый преобразованиями в стране, - главный фактор становления и развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан. Пенсионная реформа, массовая приватизация все эти мероприятия оказывают прямое воздействие на рынок ценных бумаг, и такая тесная взаимоувязка делает невозможным успешную реализацию одного элемента без тщательной разработки другого.
В рамках прошедших и происходящих в стране процессов становления и совершенствования фондового рынка в контексте развития всего финансового рынка, можно выделить несколько этапов формирования с начала перестройки /16,с.37/. В Казахстане фондовый рынок появился как логический элемент осуществления процессов разгосударствления и приватизации, где государственное регулирование играет особую роль /Приложение А/.
С 1988 по 1991 годы фондовый рынок развивался спонтанно, так как с вступлением в силу Союзного закона «О государственном предприятии», а также в связи с арендно - кооперативным бумом, активы государственных предприятий переходили в частный сектор. К 16 декабря 1991 года, дате провозглашения суверенитета Республики Казахстан, рынок ценных бумаг, в отличие от других секторов финансового рынка, практически полностью отсутствовал. Иначе и не могло быть, так как сами объекты данного рынка ценные бумаги, которые подтверждают имущественные права, права частной собственности своих владельцев и не могли существовать в условиях социалистического хозяйствования.
Начало формирования фондового рынка пришлось на 1991 – 1993 годы, после принятия национальной (государственной) Программы разгосударствления и приватизации, которая определила акционирование в качестве формы приватизации, когда с помощью чековой схемы произошло первичное закрепление прав частной собственности. Посредством акционирования было проведено первичное размещение акций. На этом этапе создавались предпосылки и необходимая законодательная основа для обращения ценных бумаг /17, с.19-23/.
Первое казахстанское законодательство о ценных бумагах появилось в 1991 году. В соответствии с Законом Казахской ССР "Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже" Министерство финансов республики осуществляло контроль за выпуском и обращением ценных бумаг на территории Казахстана.
Для лицензирования лиц, осуществлявших профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в качестве финансовых посредников, была разработана и в марта 1992 года коллегией Министерства финансов утверждена Временная инструкция о порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. На основании данной инструкции Министерством финансов с 1992 года по 1994 год были выданы лицензии 1460 физическим и 98 юридическим лицам. Процедура регистрации выпуска в обращение ценных бумаг с 1992 года по май 1995 года осуществлялась также в соответствии с Временными правилами.
В этот же период был принят еще целый ряд нормативных документов, регламентирующих деятельность на рынке ценных бумаг, такие как Указ президента Республики Казахстан «О мерах по активизации работы по разгосударствлению и приватизации собственности в отраслях материального производства», на основании которых была сделана попытка запуска фондового рынка через механизм приватизации.
17 ноября 1993 года, по инициативе Национального банка Казахстана и крупнейших в то время банков второго уровня, была основана казахстанская фондовая биржа под наименованием ЗАО «Казахстанская межбанковская валютная биржа» /Приложение А/.
Несмотря на такую интенсивную работу по созданию нормативно-правовой базы, становление рынка ценных бумаг в Казахстане в эти годы осложнялось гиперинфляцией, спадом производства и затруднялось ещё и тем, что практически вся собственность находилась в руках государства. В тот период законодательная база, впервые образованные акционерные общества и участники рынка, круг которых согласно законодательству исчерпывался брокерами и фондовой биржей, были далеки от совершенства.
С 1993 по 1996 годы приходит период борьбы за контроль над созданными в ходе приватизации акционерными обществами, в том числе по средствам перераспределения и концентрации первично приобретённых прав собственности. С принятием Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан и широкого круга законодательно-нормативных документов, направленных на формирование рынка ценных бумаг, было заложено начало формирования рынка корпоративных ценных бумаг в стране. В короткие сроки государством была проделана огромная по своему значению и качеству работа становления и развития рынка ценных бумаг. Период массовой приватизации и акционирования государственных предприятий в 1991 – 1994 годах дал толчок для образования многочисленных акционерных обществ и развития независимых регистраторов.
В результате этого Министерство финансов зарегистрировало выпуск акций около 1000 акционерных обществ и банков, холдинговых компаний. Общая сумма эмиссий составила свыше 120 миллиардов рублей, или свыше 600 миллионов тенге. В течение указанного времени ряд акционерных банков зарегистрировали несколько выпусков акций. Так, например, Кредсоцбанк зарегистрировал семь эмиссий на общую сумму около 17 миллионов тенге, Казкомстройбанк – шесть эмиссий на общую сумму свыше четырех миллионов тенге. Казахстанские банки были инициаторами формирования фондового рынка и являются главными его участниками /17, с.19-23/.
В зависимости от формы участия банков различают три основные модели фондового рынка: англо-американскую (небанковскую), романо-германскую (банковскую) и смешанную. Национальный фондовый рынок находится ближе к романо-германской модели, нежели к смешанной. Романо-германская модель предполагает непосредственное участие банков на фондовом рынке. Причина этого – особая роль банков в экономике страны, так как они удовлетворяют большую часть потребностей крупных предприятий в долгосрочном капитале. Банки берут на себя инвестирование экономики и покрытие дефицита государственного бюджета. Основными критериями, по которым различаются модели национальных фондовых рынков, являются степень централизации и возможность для банков сочетания банковских операций с деятельностью по ценным бумагам /4,с.141/.
По мере развития экономики
Казахстана параллельно совершенствовалось
и государственное
Обеспечение стабильности финансового сектора Казахстана в 2009 году
2009 год, равно как и два предыдущих, сложился нелегким в связи с
продолжающимся влиянием глобальной финансово-экономической нестабильности на экономику Казахстана и ее финансовый сектор. Масштабные оперативные меры государства в рамках антикризисной программы и постепенное улучшение ценовой конъюнктуры на энергоносители позволили смягчить влияние факторов, угрожающих финансовой и социально-экономической стабильности отечественной экономики. Тем не менее, ослабившаяся внутриэкономическая конъюнктура и низкий внутренний спрос, а также высокие кредитные риски вкупе с последствиями несбалансированного развития экономики и банковской системы в докризисный период явились определяющими факторами стабильности казахстанской финансовой системы
Взаимодействие с Правительством Республики Казахстан и
Национальным Банком Республики Казахстан по вопросам обеспечения финансовой стабильности
В 2009 году казахстанская
экономика и ее финансовый сектор
продолжали преодолевать последствия
глобального финансово-экономич