Рынок ценных бумаг Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить современное состояние рынка ценных бумаг, проанализировав динамику его развития в рамках деятельности Казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать операции банка с ценными бумагами;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 836.00 Кб (Скачать файл)

Так как KASE является универсальной фондовой биржей, то на ней проходят торги и иностранной валютой. Этот сектор на протяжении последних трёх лет остаётся одним из ведущих на Казахстанской фондовой бирже Общая капитализация рынка негосударственных ценных бумаг, включенных в официальный список KASE увеличилась за 2009 год в 2,2 раза до 11 650,9 млрд. тенге, что составило почти 73,0% от ВВП Казахстана. Одним из основных факторов роста капитализации фондовой биржи стало повышение стоимости финансовых инструментов, включенных в официальный список организатора торгов.

Рисунок 8 - Основные показатели рынка ценных бумаг, млдр.тг

Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций

 

 

Таким образом, несмотря на реализованный комплекс мер по стабилизации

экономики и финансового  сектора, финансовый сектор в целом, в особенности, крупнейший его сегмент  – банковский сектор, проявили высокую  чувствительность к последствиям глобального финансово-экономического кризиса. «Уроки» текущего кризиса наглядно показали тесную взаимосвязь между банковской системой и состоянием экономики в целом, поскольку именно отсутствие устойчивого роста реальной экономики и, соответственно, спроса на заемные средства, а также наличие достаточно высоких кредитных рисков явились основными факторами существенного сжатия банковского кредитования. Кризис «обнажил» слабые стороны как финансового, так и корпоративного сектора и выявил на поверхность его проблемы и, соответственно, обусловил необходимость принятия эффективных и согласованных мер в рамках экономической политики в целях создания условий для выхода казахстанской экономики и финансовой системы на траекторию устойчивого роста. При этом ключевым принципом в разработке экономической политики впредь должно служить обеспечение устойчивого развития финансового сектора и экономики в долгосрочной перспективе при умеренном их росте в краткосрочном периоде.

При этом, регулирование  и надзор финансового рынка будут  обеспечиваться строго в соответствии с подходами, обозначенными в рамках Концепции посткризисного развития финансового сектора Казахстана. В частности, дальнейшее стимулирование внутренних источников финансирования экономики и формирование сбалансированной, структуры фондирования финансовых институтов, дестимулирование размещения активов вне казахстанской экономики, переориентация кредитной (инвестиционной) политики финансовой организации на более прозрачных и финансово устойчивых заемщиков. При этом, магистральным подходом Агентства на новом этапе станет обеспечение большей ответственности финансовых организаций в принятии стратегических решений посредством совершенствования практики корпоративного управления и управления рисками.

 

 

2.2 Анализ объёмов сделок  на  рынке с государственными ценными бумагами

 

Для Казахстана, как и  для любого другого государства  с развитой или формирующейся  рыночной экономикой, очень важным элементом экономической структуры  является рынок государственных  ценных бумаг.

Переход Казахстана к рыночной экономике, сокращение государственной собственности в результате приватизации, высокий уровень инфляции и много другое сделали неизбежным выпуск государством долговых ценных бумаг.

В настоящее время  покрытие дефицита государственного бюджета, постепенное снижение уровня инфляции осуществляется не за счёт дополнительной денежной эмиссии, а путём выпуска государственных ценных бумаг, так как это является более целесообразным и менее инфляционно. В сущности, при выпуске этих ценных бумаг инфляция только откладывается на некоторое время – до погашения, но по крайней мере денежная масса растёт не столь быстрыми темпами.

Таким образом, этот рынок предлагает государству неинфляционный механизм управления дефицитом государственного бюджета, а инвестору – выгодное вложение капитала, прежде всего, за счёт предоставления налоговых льгот на операции с государственными ценными бумагами, которые в руках государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок /31/. В Республике Казахстан на организованном биржевом рынке эти ценные бумаги занимают ведущее место, на их долю приходится около 80% рынка /Приложение В/. Государственные ценные бумаги – наиболее надёжный инструмент фондового рынка и характеризуются высоким показателем ликвидности, так как выплаты процентов и погашение основной суммы по ним гарантируются государством.

Основными эмитентами государственных  ценных бумаг выступают Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов /8, с.10/.

Национальный банк Республики Казахстан в рамках проводимой денежно-кредитной политики выпускает краткосрочные ноты, с помощью которых регулируется ликвидность банков второго уровня. Объём эмиссии нот Национального Банка за 2008 год составил 561,9 млрд тенге, что на 8,3% меньше, чем в предыдушем периоде. В 2005 году объём выпуска нот был равен 613,02 млрд тенге. При этом эмитент погасил обязательств на сумму 374,8 млрд тенге в 2008 году, а в 2005 году погашение нот Национального Банка, включая выплату вознаграждения составило 485,7 млрд тенге.

Сальдо нетто-заимствований  Национального Банка на рынке  государственных ценных бумаг в  анализируемом периоде составило  плюс 187,1 млрд тенге – 2008 год, плюс 127,3 млрд тенге – 2005 год. В результате на конец 2008 года по сравнению с декабрём 2005 года объём нот Национального Банка в обращении увеличился на 147% и составил 314,4 млрд тенге.

Основной целью Министерства финансов при выпуске государственных  ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета. В 2008 году Министерство финансов разместило на организованном рынке  государственные ценные бумаги на сумму 126,2 млрд тенге, что на 20,1% больше по сравению с предыдущим годом. В 2005 году выпустило свои ценные бумаги на сумму привлечения 105,1 млрд тенге.

Погашение государственных ценных бумаг Министерства финансов, включая выплату вознаграждения, в 2008 году составило 125,3 млрд тенге, в 2005 году – 79,1 млрд тенге. Сальдо нетто-заимствования в 2008 году оценивается в плюс 0,9 млрд тенге, а в 2005 году плюс 26 млрд тенге. В результате на конец 2008 года объём ценных бумаг Министерства финансов увеличился по сравнению с 2005 годом на 3,5% и составил 26,9 млрд тенге.

Общее сальдо нетто-заимствования  Национального Банка и Министерства финансов в 2008 году оценивается в плюс 188 млрд тенге /24, с.10-14/.

Из приведённых данных следует, что Министерство финансов в 2008 году работало на рынке государственных ценных бумаг в рамках рефинансирования текущего долга, а также реструктуризируя уже выпущенный долг в сторону его удлинения и удешевления.

В ответ на это Национальный Банк при значительном увеличении притока  иностранной валюты на внутренний рынок  вынужден был «абсорбировать» избыточную тенговую массу путём выпуска  своих нот, со сроком обращения до одного года. Увеличение эмиссионной  активности Национального Банка привело к вытеснению государственных ценных бумаг Министерства финансов ценными бумагами Национального Банка.

Организация рынка ценных бумаг строится на тесной взаимосвязи  двух его составляющих. Первичный  рынок ценных бумаг предполагает обязательное существование вторичного рынка. Более того, существование первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически невозможно. Ведь если на первичном рынке ценных бумаг осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг, то на вторичном рынке происходит их дальнейшее обращение в форме перепродажи.

Как и в предыдущие годы, биржевой рынок государственных ценных бумаг в 2008 году продолжает оставаться ведущей площадкой Казахстанской фондовой биржи, занимая 9,4% всего биржевого оборота (без учёта операций по сделкам репо) /Приложение В/. Рассмотрим динамику развития сектора государственных ценных бумаг на KASE за 2006 – 2008 годы в рамках первичного размещения и купли-продажи. Данные по основным сегментам операций с государственными ценными бумагами представлены в приложении Е.

Общий объём сделок с  государственными ценными бумагами в 2006 году составлял 300,4 млрд тенге, или 1,9 млрд долларов. По итогам 2005 года суммарный объём составил 353,9 млрд тенге, или 2,3 млрд долларов, а в 2008 году объём биржевых торгов достиг 753,1 млрд тенге, или 5,6 млрд долларов. На основании этих данных можно рассчитать основную закономерность развития объёмов сделок с государственными ценными бумагами на Казахстанской фондовой бирже.

 Из проведённого нами анализа  следует, что весь сектор государственных  ценных бумаг за исследуемый  период имеет чётко выраженную тенденцию роста.

Главным событием текущего периода, на наш взгляд, оказавшим значительное влияние на рост рынка государственных  ценных бумаг, стало снижение курса  доллара США и соответствующее  этому укрепление национальной валюты, беспрецедентное за весь период с момента введения в обращение тенге. Данное событие привело к тому, что участники фондового рынка в целом впервые за последнее десятилетие стали отказываться от жёсткой привязки к курсу доллара США. Этот момент стал ключевым в резком увеличении их интереса к ценным бумагам в национальной валюте. Но вместе с тем именно укрепление курса тенге ещё более обострило ставшую для нашего рынка ценных бумаг хроническую проблему недостаточности привлекательных финансовых инструментов. Данные факты являются своеобразным стимулятором, благодаря которому государство принимает срочные меры по расширению перечня инструментов, в следствии чего происходит увеличение эмиссии и сделок с государственными ценными бумагами /26, с.2-11/.

Анализируя активность профессиональных участников Казахстанской фондовой биржи в операциях с государственными цеными бумагами по секторам первичного и вторичного размещения, мы наблюдаем следующую ситуацию. В 2005 году на KASE в секторе первичного размещения зарегистрировано сделок на сумму 31,52 млн долларов, или 4691,8 млн тенге, что относительно всего биржевого оборота по государственным ценным бумагам составляет 1,33%. По сравнению с 2006 годом, где на долю первичных размещений государственных ценных бумаг приходится 1,09%, а по абсолютной величине он был равен 21,43 млн долларов, или 3299,2 млн тенге, в 2005 году объёмы сделок выросли на 47,08% в долларовом , или на 42,21% в тенговом эквиваленте, что соответствует 10,9 млн долларов и 1392,6 млн тенге в абсолютном значении.

На долю вторичного рынка  в 2005 году приходится 98,67% всех сделок с государственными ценными бумагами, или 2346,42 млн долларов, соответственно 349287,8 млн тенге. В 2006 году оборот операций купли-продажи составлял 1929,69 млн долларов, или 297075,7 млн тенге, что соответствует 98,9% всего биржевого оборота по государственным ценным бумагам.

Эмиссионная активность Национального банка в 2005 году привела к значительному увеличению доли нот в биржевом обороте. Биржевой оборот вторичного рынка государственных ценных бумаг снизился благодаря оттоку денег инвесторов на первичные размещения, где Национальный банк регулярно удовлетворял почти весь спрос. Кроме того, инвесторы продавали короткие облигации, чтобы купить более длинные ноты, что и привело к изменению структуры государственных ценных бумаг на KASE. Также увеличению сделок на первичном рынке в 2005 году способствовала эмиссия Министерства финансов 10-летних ценных бумаг /27, с.10-18/.

Все эти факты привели  к тому, что хотя в 2005 году по отношению к 2006 году и наблюдается прирост на 21,3% в долларовом или 17,58% тенговом эквивалентах, то относительно всего объёма сделок с государственными ценными бумагами мы отмечаем  понижение активности участников KASE  на 0,3% на вторичном рынке.

По итогам 2008 года можно наблюдать, что в секторе первичных размещений на биржевом рынке не было проведено ни одной сделки, в следствии того, что произошёл отток денег на вторичный рынок и оборот сделок на нём достиг 5558,6 млн долларов, или 753102,8 млн тенге. Так как сектор купли-продажи был единственно активным, то его доля относительно всего биржевого оборота по государственным ценным бумагам составила 100%. Данный сектор относительно 2005 года вырос на 136,89% в долларовом и на 115,61% в тенговом эквивалентах.

Таким образом, хотя основой рынка  ценных бумаг служит первичный рынок  и именно он определяет его совокупные масштабы и темпы развития, из проведённого нами анализа видно, что его объём  в Республике Казахстан в настоящее  время относительно невелик. Объёмы сделок на вторичном рынке превалируют над первичным размещением ценных бумаг. Следует понимать, что при девальвации доллара и существующем уровне доходности на Казахстанской фондовой бирже приемлемую доходность можно получить в основном не путём покупки ценных бумаг на первичном рынке и удержании их в портфеле, а с помощью игры на котировках на вторичном рынке.

В последнее время такая ситуация складывается из-за того, что поступления  в бюджет за счёт налогов от существенно  возросших объёмов экспортной валютной выручки, обусловленных высокими ценами на энергоресурсы на мировом рынке, сократили необходимость покрытия дефицита бюджета за счёт эмисии государственных ценных бумаг. Поэтому развитие биржевого рынка в 2006 – 2008 годах в целом прошло под знаком значительного снижения эмиссионной активности Министерства финансов.

Но государство, независимо, дефицит  или профицит государственного бюджета  наблюдается на данный момент, должно производит выпуск своих ценных бумаг. Во-первых, для развития экономики  страны денег много быть не может. Во-вторых, государственные ценные бумаги – это критерий, ориентир для всего фондового рынка. На них ориентируются все остальные эмитенты, рассчитывая ставки доходности выпускаемых ими бумаг.

С другой стороны, значительный приток иностранной валюты вынуждает Национальный банк наоборот увеличивать выпуск своих ценных бумаг для стерилизации избыточной ликвидности банков второго уровня, что приводит к значительному увеличению количества сделок с государственными ценными бумагами на  Казахстанской фондовой бирже. В этих условиях Министерство финансов и Национальный банк координируют свои действия в области выпуска ценных бумаг. Так при недостаточности долгосрочных бумаг Министерства финансов, институциональные инвесторы вынуждены вкладывать значительные средства в краткосрочные ноты, ослабляя тем самым влияние денежно-кредитной политики Национального банка на банковскую ликвидность. В связи с этим, Министерство финансов осуществляет очередную эмиссию своих ценных бумаг, помогая снять остроту проблемы. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего исследуемого нами периода.

Информация о работе Рынок ценных бумаг Казахстана