Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:51, дипломная работа
Целью дипломной работы – наметить перспективы развития рынка ценных бумаг и операций банка с ценными бумагами.
Для раскрытия поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть экономическое значение рынка ценных бумаг в экономике Республики Казахстан, его становление и развитие;
- изучить современное состояние рынка ценных бумаг, проанализировав динамику его развития в рамках деятельности Казахстанской фондовой биржи;
- проанализировать операции банка с ценными бумагами;
- рассмотреть и исследовать приоритетные направления развития рынка ценных бумаг в Республике Казахстан.
Сложившиеся условия в экономике и финансовой системе Казахстана в 2009 году обусловили активизацию работы Агентства по взаимодействию с Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан в рамках обеспечения финансовой стабильности и минимизации негативного воздействия системных рисков. Одним из главных инструментов достижения этих целей стала реализация Плана совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы. Совместные действия Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и Агентства были направлены на решение ключевых задач 2009 года по стабилизации отечественной финансовой системы и созданию необходимых условий для кредитования реального сектора экономики.
В рамках направления антикризисной программы по стабилизации финансового, сектора оказывалась прямая поддержка системообразующим банкам через прямое вхождение в капитал, и косвенная – посредством размещения ликвидности для целей кредитования экономики.
На уровне отдельных БВУ совместные стабилизирующие меры Правительства Республики Казахстан, в том числе, предусматривали реализацию условий меморандумов, заключенных с БВУ. В первой половине 2009 года 4 банка подписали доработанное в 2008 году Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов Национальным Банком Республики Казахстан между Агентством, Национальным Банком Республики Казахстан и БВУ. Соглашение предусматривает право банков ходатайствовать в Национальный Банк Республики Казахстан о выдаче займов рефинансирования при одновременном добровольном принятии БВУ на себя обязательств по сохранению внешних обязательств и активов на уровне не выше, чем на 1 ноября 2007 года, приложению усилий по увеличению акционерного капитала и поддержанию консервативной кредитной и умеренной депозитной политики. В настоящее время подобные Соглашения подписаны с 11 БВУ. Национальным Банком Республики Казахстан предпринимались меры по обеспечению банков дополнительной ликвидностью путем последовательного снижения нормативов минимальных резервных требований. В частности, в марте 2009 года Национальным Банком Республики Казахстан было проведено очередное снижение нормативов минимальных резервных требований для БВУ (по внутренним обязательствам они снижены с 2% до 1,5%, по иным обязательствам - с 3% до 2,5%). При этом, с ноября__ 2009 года были установлены отдельные нормативы минимальных резервных требований для банков, находящихся в процессе реструктуризации внешних обязательств, в размере 0% для внутренних обязательств и для иных обязательств банка. Также стоит отметить, что с 1 декабря 2009 года вознаграждение для БВУ, хранящих средства в Национальном Банке Республики Казахстан, снижено на 0,5%. Таким образом, в настоящее время официальная ставка по депозитам банков составляет 1%. Данные действия были направлены на демотивирование банков размещать свои средства на счетах Национального Банка Республики Казахстан в целях расширения кредитования банками реального сектора экономики.
Помимо укрепления финансовой стабильности банковской системы предпринимался комплекс совместных мероприятий по поддержанию субъектов нефинансового сектора и уровня благосостояния населения, в том числе посредством снижения уровня долговой нагрузки.
В отношении нефинансового сектора меры были направлены на стимулирование экономической активности, прежде всего, посредством формирования благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе через использование механизмов рефинансирования кредитов, выдачу новых кредитов по фиксированным ставкам, а также дальнейшее снижение административных барьеров.
Экономическая активность также поддерживалась путем снижения налоговой нагрузки на экономику и проведения сбалансированной политики государственных расходов. В отношении заемщиков-физических лиц поддержка в течение 2009 года осуществлялась преимущественно путем применения механизмов рефинансирования задолженности по ипотечным кредитам по фиксированным ставкам в зависимости от категорий заемщиков, а также реализацией мероприятий по защите прав участников долевого строительства. Со стороны Агентства в целях стабилизации банковской системы и обеспечения выполнения своих основных функций был реализован комплекс мер, обеспечивающих амортизацию банками внешних шоков и недопущение их перетока в реальную экономику. Прежде всего, в рамках укрепления кредитного потенциала БВУ действия были направлены на формирование сбалансированной структуры пассивов. При этом акцент был сделан на рост внутренних сбережений населения и предприятий и ограничение притока внешнего рискового оптового фондирования. Так, совокупность мер регулятора по ограничению притока рискового внешнего фондирования способствовала поэтапному снижению внешних обязательств банков, доля которых в их совокупных обязательствах составила на 01.01.2010 года 33,6%, снизившись с 45,0% на начало 2009 года. На фоне сокращения объема внешних обязательств банков последовательно снижался коэффициент соотношения кредитов и депозитов, который сложился к началу 2010 года на уровне 1,6 против 2,0 на 01.01.2009 года, что способствует постепенному снижению уровня уязвимости банков шокам прекращения внешнего фондирования.
Несмотря на негативные
тенденции в экономике и
В целях стимулирования внутреннего кредитования экономики и предотвращения вывода активов за пределы казахстанской экономики через усиление требований к капитализации и оценку качества кредитного портфеля дестимулировались трансграничные операции банков, в первую очередь, с резидентами оффшорных зон, что обеспечило снижение внешних активов с 24,5% до 16,1%-го уровня от совокупных активов банковской системы.
В сложившихся условиях, не менее важным было обеспечить кредитование, которое бы адекватно соответствовало интересам и возможностям реального сектора
Рисунок 2 – Привлеченный вклады БВУ, млрд. тг
Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
Рисунок 3 - Динамика вкладов физических лиц в тенге и в иностранной валюте
Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
Рисунок 4 - Динамика кредитования и просроченной задолженности БВУ
Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
Рисунок 5 - Внешние активы и обязательства БВУ, млрд.тг
Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
В целом, 2009 год сложился относительно стабильным для НПФ на фоне восстановления фондовых рынков и переориентации на более консервативное инвестирование. Ключевые показатели в данном сегменте продемонстрировали по итогам прошлого года довольно заметный рост. На начало текущего года пенсионные накопления аккумулированы в объеме 1 860,5 млрд. тенге, увеличившись за 2009 год на 31,0%, а размер «чистого» инвестиционного дохода вырос почти на 57,0%, что в целом обеспечено совокупными мерами Агентства, направленными на коррекцию инвестиционной политики НПФ в сторону увеличения в портфеле финансовых инструментов, наименее подверженных колебаниям. Так, за 2009 год вложения в ГЦБ Республики Казахстан увеличились на 76,0% до 748,5 млрд. тенге, а их доля выросла на 01.01.2010 года до 40,7% против 30,8% на начало 2009 года
На фоне ослабления общеэкономических условий в стране снижение объемов поступлений страховых премий было определено в качестве ключевой проблемы в страховом сегменте. Так, в 2009 году, как и в 2008 году, в страховом секторе был отмечен спад общего объема страховых премий. Совокупный объем страховых премий, принятых по прямому страхованию за 2009 год, составил 113,3 млрд. тенге, снизившись по сравнению с показателем 2008 года на 15,1%. Анализируя структуру страховых премий, можно отметить, что падению общего объема премий способствовало снижение объемов страховых премий по добровольному имущественному страхованию на 28,1% по сравнению с показателем за 2008 год. При этом положительное влияние на динамику развития страхового рынка оказало добровольное личное страхование и обязательное страхование, страховые премии по которым увеличились на 16,1% и 1,7%, соответственно. В целях смягчения влияния кризиса на страховой сектор и поддержания роста в течение 2009 года проводилась работа по повышению доверия населения к страхованию путем повышения финансовой устойчивости и прозрачности страховых организаций, усиления защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.
Рисунок 6 - Доходность накопительных фондов
Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
Рисунок 7 - Динамика страховых премий и страховых выплат*, в%
Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
Как показывает мировой опыт, эффективное функционирование рынка ценных бумаг невозможно без регулирующей и контролирующей деятельности государственных органов. В условиях становления рынка ценных бумаг в Казахстане функционирование подобных структур приобретает исключительное значение. Основными задачами регулирующего органа являются: контроль за соблюдением законодательства на рынке ценных бумаг, разработка правил его функционирования, обеспечивающих соблюдение интересов всех участников рынка ценных бумаг и подготовку профессиональных кадров для работы на нем, информирование населения, общественности и хозяйствующих субъектов в интересах придания рынку ценных бумаг цивилизованного и эффективного характера /15, с.22/.
Помимо Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам, в 1995 году на функционирование рынка ценных бумаг также оказывают влияние такие органы государственного регулирования, как Государственный комитет Республики Казахстан по управлению государственным имуществом, Государственный комитет Республики Казахстан по приватизации, Министерство финансов и Национальный Банк Республики Казахстан. Был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона: «О ценных бумагах и фондовой бирже».
Середину 1996 – 1997 годов можно, прежде всего, связать с продажей акций крупнейших отечественных предприятий управляющим фирмам, когда начался второй этап реализации национальной Программы разгосударствления и приватизации – начало массовой приватизации. Именно этот факт имеет большое практическое значение в процессе формирования рынка корпоративных ценных бумаг.
Так на основании постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении перечней хозяйствующих субъектов», определены 32 предприятия первого и 24 предприятия второго эшелона, акции которых были реализованы на фондовой бирже /18, с.33/.
В историю развития казахстанского рынка ценных бумаг 1996 год войдет как год доминирования рынка государственных ценных бумаг. В этом году рынок государственных ценных бумаг получил бурное развитие и по темпам роста опередил другие сектора финансового рынка. В это время суммарный оборот первичного и вторичного рынка превышает оборот других инструментов фондового рынка. Так, только на первичном рынке размещено государственных казначейских обязательств на три миллиарда тенге, а оборот вторичного рынка составлял более шести миллиардов тенге.
Также в 1996 году рынок государственных ценных бумаг пополнился еще одним доходным и рыночным инструментом национальными сберегательными облигациями. Размещение этих ценных бумаг позволяет охватить ранее не задействованные широкие слои мелких инвесторов - население. Поэтому программа эмиссии национальных сберегательных облигаций рассчитана для активного вовлечения населения в операции с ценными бумагами.
Итак, в 1992 – 1997 годы фондовый рынок преимущественно обслуживал процесс приватизации, а также внутренние спекулятивные вложения в ценные бумаги. Большинство отраслей промышленности прошло приватизационные процедуры: развивается электроэнергетика, чёрная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, связь. Посредством акционирования было проведено первичное размещение акций. По данным Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам в этот период свыше 8200 предприятий прошло акционирование.
С 1997 года происходит новая фаза постприватизационного
перераспределения
а) использование нетривиальных схем (легализованное размывание государственных долей, конвертация долгов в ценные бумаги, продажа дебиторской задолженности, доверительные схемы, скупка векселей, манипулирование дивидендами по привилегированным акциям);
б) активное участие государства;
в) главные объекты
В результате к концу 1997 года на казахстанском
рынке ценных бумаг действовала
расширенная законодательная ба
Тогда же по инициативе и благодаря разъяснительной работе уполномоченного органа профессиональными участниками рынка ценных бумаг, 22 банками и 7 брокерскими компаниями был учреждён Центральный депозитарий, с созданием которого было завершено построение базовой институциональной и технической инфраструктуры. Следует особо отметить, что она соответствовала основным требованиям и обеспечивала надёжное исполнение сделок. В результате объединения тринадцати независимых регистраторов был создан «Союз регистраторов». Была создана система подготовки специалистов для работы на рынке ценных бумаг. К этому моменту в результате жёстких требований к финансовой устойчивости основных посредников – брокеров-дилеров был качественно улучшен их состав. На фондовом рынке функционирует две фондовые биржи. В этом же году были заложены основы для развития в Казахстане крупных институциональных инвесторов /18, с.32/.